Социальная психология и общество
2021. Том 12. № 1. С. 126–142
doi:10.17759/sps.2021120109
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Социальные представления о брачном партнере: поколенческий подход
Аннотация
Цель. Сравнение социальных представлений о брачном партнере представителей поколений Y, X и бэби-бумеров. Контекст и актуальность. Сфера брака и романтических отношений находится под воздействием трансформационных процессов в обществе. Романтизация одиночества, откладывание брака и рождения детей обусловливают интерес к изучению социальных представлений о брачном партнере пост-студенческой молодежи. Дизайн исследования. В работе изучалась вероятная связь между социальными представлениями о брачном партнере и ролевом позиционировании в семье, с одной стороны, и контентом на тему романтических отношений, который респонденты просматривают в социальных сетях, — с другой. Наличие и характер возможной взаимосвязи проверялись выделением значимых различий по критерию Краскела-Уоллиса. Участники. Выборка: 525 человек, из них миллениалов — 192 человека, представителей поколения X — 176 и бэби-бумеров — 157. Методы (инструменты). Авторский опросник социальных представлений о браке и партнере; опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой; блок вопросов о пользовании социальными сетями и другими каналами коммуникации. Результаты. Ядро социальных представлений о брачном партнере и периферия, близкая к ядру, незначительно изменяются от поколения к поколению. С ростом жизненного опыта увеличивается готовность к принятию сложных жизненных обстоятельств и восприятию отношений как процесса, требующего перманентных усилий. Основные выводы. Проблемные тенденции в семейно-брачных отношениях, предположительно, являются следствием социокультурных изменений, а не социальных представлений о брачном партнере.
Общая информация
Ключевые слова: социальные представления, романтические отношения, брачный партнер, поколения, миллениалы, поколение X, бэби-бумеры, социальные сети
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120109
Финансирование. Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России № 0138-2021-0010 «Психология коллективного субъекта в изменяющихся условиях совместной жизнедеятельности».
Для цитаты: Емельянова Т.П., Шмидт Д.А. Социальные представления о брачном партнере: поколенческий подход // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. С. 126–142. DOI: 10.17759/sps.2021120109
Полный текст
Введение
Проблемы брака и романтических отношений не теряют своей актуальности, так как данная сфера находится под ощутимым давлением трансформационных процессов современного общества. Психологи и социологи разных стран фиксируют рост популярности незарегистрированного брака и внебрачной рождаемости, распространение однополых браков и культуры одинокого проживания, размывание гендерных ролей и сокращение рождаемости [2]. Отмечается снижение желания вступать в брак по мере роста уровня образования — данная тенденция в большей степени характерна для женщин [1]. По данным наших исследований, 12,5% молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет допускают отсутствие романтического партнера на протяжении всей жизни [8].
Проблематика брака и романтических отношений достаточно глубоко изучена в отечественной и зарубежной науке, однако в большинстве исследований объектом являются студенты. Уделяется внимание феномену консенсуального брака [6; 11], ценностным установкам студентов в отношении брака. Значимую роль в формировании социальных представлений молодежи о браке играют изменения в восприятии ролевой структуры семьи [3; 13]. При изучении молодых семей исследователи уделяют внимание социально-ролевому блоку, выявляя значимость для партнеров отдельных сфер семейной жизни: сексуальной, родительско-воспитательной, хозяйственно-бытовой, социальной активности, эмоционально-психотерапевтической, общих интересов. В частности, было выявлено, что студентки 18—25 лет в большей степени ориентированы на эмоциональный контакт с супругом, в то время как юноши того же возраста — на социальную активность, материальное обеспечение семьи и реализацию родительско-воспитательной функции [10].
Изучаются тенденции трансформации маскулинности и феминности, при этом обнаруживается тенденция ослабления поляризации мужских и женских гендерных ролей. Помимо традиционных «женских» качеств (забота, хозяйственность, скромность) идеальная женщина в общественном сознании начинает приобретать и «мужские» черты: энергичность, предприимчивость, независимость, умение добиваться успеха [17].
Между тем тенденция откладывания брака и рождения детей на более поздний срок обусловливает интерес к постстуденческой молодежи, так как именно в этом возрасте происходит выбор партнера, формирование семейной ячейки, и молодые люди могут столкнуться с конфликтом между собственными социальными представлениями о брачном партнере и реальностью [7].
Теоретической основой исследования стала теория социальных представлений С. Московиси [23]. В качестве основы для формирования выборки эмпирического исследования послужила периодизация поколений, разработанная У. Штраусом и Н. Хоувом [22; 25] и адаптированная к российским культурно-историческим реалиям Е. Шамис и Е. Никоновым [18]. Принадлежность к одному поколению определяется общностью: а) исторической эпохи; б) убеждений и моделей поведения; в) чувства принадлежности к поколению, выработанному на основании того опыта, который представители поколения разделили со своими сверстниками.
Теория поколений в рамках социальной психологии вызывает дискуссии. Некоторые авторы считают ее использование недостаточно корректным [15], другие признают целесообразность изучения отдельных феноменов с точки зрения поколений как больших социальных групп, указывая, что «поколения могут выступать в качестве коллективного субъекта, качественно влияя на последующие поколения» [12, с. 85].
В российской традиции [5] возрастные рамки поколений были адаптированы; к представителям поколения Y относят людей 1984—2000 годов рождения. Эмпирические исследования выявляют у россиян данного возраста индивидуалистическую направленность и преобладание материальных приоритетов [13], что не может не оказывать влияние на формирование социальных представлений о брачном партнере и установок в отношении семьи.
Методологической основой изучения социальных представлений миллениалов о брачном партнере в сопоставлении с социальными представлениями предыдущих поколений стал структурный подход, разрабатываемый представителями школы Экс-ан-Прованса [19]. Согласно Ж.-К. Абрику, ядро социальных представлений является довольно стабильным образованием, которое определяет смысловую суть социального представления, связанную с базовыми нормами и ценностями, а также коллективной памятью группы.
Периферия, согласно динамическим концепциям социальных представлений [20; 21; 24], отвечает за трансформационные процессы, которые происходят в социальных представлениях. Периферия, близкая к ядру, более изменчива под влиянием социокультурного контекста, одновременно аккумулируя личный жизненный опыт индивидов. Элементы периферии обладают потенциалом включения в ядро социальных представлений.
На основании предыдущих этапов исследования — анализа текстовых материалов и визуальных изображений в популярных у миллениалов пабликах «ВКонтакте», содержащих советы по взаимоотношениям между мужчинами и женщинами — у представителей поколения Y была обнаружена тенденция к романтизации одиночества, а также к отсутствию репрезентации романтических взаимоотношений как шага к созданию семьи [9]. Целью настоящего исследования стало сравнение социальных представлений миллениалов с социальными представлениями поколений X и бэби- бумеров. Общая гипотеза исследования — социальные представления миллениалов о брачном партнере отличаются от социальных представлений бэби-бумеров и поколения X.
Частные гипотезы:
1) различия в социальных представлениях у разных поколений проявляются на уровне ядра;
2) в социальных представлениях миллениалов о брачном партнере представлены элементы, широко транслируемые популярными пабликами в социальных сетях;
3) в ядре социальных представлений миллениалов значимую роль играют индивидуалистические ценности;
4) представители разных поколений демонстрируют разные установки в отношении семейных ролей.
При анализе поколений авторы исходили из того, что возрастные особенности, а также опыт брачно-романтических отношений играют немаловажную роль в конструировании социальных представлений, для учета данных факторов в анкету были включены вопросы на выявление социально-демографических характеристик респондентов.
Методы
Объект исследования — представители поколений Y, X и бэби-бумеров[I]. Предмет исследования — социальные представления о брачном партнере поколений Y, X и бэби-бумеров. Исследование проводилось методом опроса 525 человек, из них миллениалов (18—34 года на момент проведения исследования) — 192 человека (36 мужчин и 156 женщин, средний возраст 28 лет), представителей поколения X (35—54 года) — 176 человек (50 мужчин и 126 женщин, средний возраст 45 лет) и бэби-бумеров (55— 74 года) — 157 человек (34 мужчины и 123 женщины, средний возраст 62 года).
Опрос проводился по авторской анкете, которая состоит из четырех блоков: 1) авторский опросник социальных представлений о браке и партнере; 2) опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волковой [4]; 3) блок социально-демографических характеристик; 4) блок о пользовании социальными сетями и другими каналами коммуникации.
Авторский опросник социальных представлений о романтических отношениях и браке состоит из 45 утверждений, он был разработан на основании контент-анализа эссе респондентов и публикаций в социальных сетях. Выборка для эссе — 36 человек (14 мужчин и 22 женщины) от 23 до 30 лет, объем анализируемого контента 40000 знаков. В выборку для анализа соцсетей были включены тексты в четырех группах «ВКонтакте», ориентированные на публикацию материала по теме взаимоотношений мужчин и женщин и имеющие большое число подписчиков молодого возраста. Объем анализируемого контента составил 100000 знаков и 287 иллюстраций, что не доказывает наличия связей между социальными представлениями и анализируемым контентом, однако дает основания предполагать существование подобной связи.
Статистическая обработка результатов анкетирования проводилась с использованием программы SPSS Statistics 22.0. Были проанализированы частотные распределения, таблицы сопряженности, выделены значимые различия по критерию Краскела-Уоллиса. Для выделения ядра и периферии социальных представлений использовался коэффициент Ж.-К. Абрика.
Оценочная шкала в авторском опроснике социальных представлений была составлена в соответствии с требованиями Ж.-К. Абрика о расчете коэффициента позитивных ответов — TCP (Taux categorique positif) для выявления структуры социальных представлений. Для каждого высказывания опросника расчет TCP(i)производился по следующей формуле:
где n(4) — число ответов «значительная степень», n(5) — число ответов «очень значительная степень», N — общее число ответов [19].
В ядро социального представления были включены утверждения, коэффициенты которых оказались выше среднего плюс среднеквадратичное отклонение. В периферию, близкую к ядру, были включены утверждения, коэффициенты которых оказались выше среднего, но ниже среднего плюс среднеквадратичное отклонение.
Результаты
Ядро социальных представлений миллениалов состоит из девяти элементов, поколения Х — из восьми элементов, а бэби-бумеров — из семи. Из табл. 1 можно видеть, что ядра социальных представлений у разных поколений во многом схожи: более чем половина элементов повторяются, между большинством элементов не зафиксированы значимые различия на уровне p<0,05. Основой социальных представлений о партнере являются идеи ответственности за жизнь
близких, общности планов, важности совместного развития и преодоления препятствий. Обращает на себя внимание, что четверка элементов, представляющих брачное партнерство в качестве сложного и ответственного феномена, дополняется ориентацией на позитивное, даже несколько юмористическое восприятие действительности. По-видимому, юмор в семейной жизни воспринимается как необходимый атрибут отношений, гармонизирующий, снимающий напряжение, сглаживающий «острые углы».
Таблица 1
Утверждения, которые входят в ядро социальных представлений о брачном партнере
Примечания. Жирным шрифтом выделены элементы, которые входят в ядро социальных представлений конкретного поколения, курсивом — в периферию, близкую к ядру. Уровень значимости различий TCP трех поколений: * p<0,05; ** p<0,01; *** p<0,001; оценка по критерию Краскела-Уоллиса.
Среди тех элементов социальных представлений, которые присутствуют у одного или двух поколений, только по трем из семи зафиксированы значимые различия, что еще раз указывает на то, что социальные представления являются довольно устойчивым конструктом и не столь сильно зависят от социально-психологических особенностей поколения, как предполагалось. Таким образом, частная гипотеза № 1 не подтвердилась. Те элементы, которые у конкретного поколения не вошли в ядро социальных представлений, входят в периферию, близкую к ядру — в соответствии с динамическими теориями социальных представлений это означает, что данные элементы либо являются претендентами на включение в ядро, либо ранее были составляющими ядра, но затем его покинули.
Можно предположить, что стремление обрести единственного партнера на всю жизнь, а также идея верности как сознательного выбора каждого человека («Нужно стремиться найти такого партнера, с которым можно было бы прожить жизнь» и «Это не врожденное чувство быть верным, это решение») ранее могли быть составляющими элементами ядра социальных представлений бэби-бумеров, но затем были вытеснены в периферию под воздействием жизненного опыта.
И,наоборот, элементы, представляющие брачное партнерство в качестве сложного творческого процесса, требующего перманентного вложения определенных усилий («Отношения — это упорный труд», «Творческие занятия делают семью крепче и гармоничнее»), входят в ядро социальных представлений бэби-бумеров, а у других поколений составляют периферию, близкую к ядру. По-видимому, данные элементы можно отнести к тому, что называют житейской мудростью, приходящей с опытом.
В ядро социальных представлений миллениалов входит также идея отсутствия ограничений в сексе, причем здесь зафиксированы значимые различия с другими поколениями на уровне p<0,001, что может указывать на то, что этот элемент стал частью ядра социальных представлений данного поколения под влиянием культурного контекста и современного дискурса. Косвенно на это указывает тот факт, что данное высказывание было включено в опросник социальных представлений по результатам анализа контента популярных пабликов сети «ВКонтакте». В ядро социальных представлений поколения Х также входит элемент, акцентирующий внимание на сексуальной сфере «Хочется жить с сексуально привлекательным человеком», что доказывает высокую значимость данной сферы отношений. Ожидаемо, что у бэби-бумеров указанные элементы входят в периферию, близкую к ядру.
В отношении высказывания о необходимости обсуждения конфликтных ситуаций («Все проблемы возникают, когда люди почему-то не могут сесть и спокойно поговорить о наболевшем») сложно объяснить, почему данный элемент входит в ядро СП только самого молодого из рассматриваемых поколений. Этот результат требует дополнительного изучения.
Частная гипотеза № 2 в ходе опроса подтвердилась. Элементы, широко транслируемые популярными пабликами в социальных сетях, являются частью ядра социальных представлений поколения Y и не всегда входят в ядро у других поколений (пункты №№ 6—9). Данный факт указывает на наличие возможной связи между публикациями в социальных сетях и социальными представлениями поколения Y. Учитывая, что большинство миллениалов являются активными потребителями контента социальных сетей (только 1% респондентов этого поколения не пользуется социальными сетями) [7], в число перспектив развития настоящего исследования входит выявление сути данной связи при ее наличии.
Частная гипотеза № 3 о вхождении в ядро социальных представлений миллениалов элементов, указывающих на высокую роль индивидуалистических ценностей, не подтвердилась: у респондентов из поколе
ния Y, как и у представителей предыдущих поколений, на первое место выходят идеи ответственности, взаимной поддержки и совместного преодоления препятствий.
Важную информацию о восприятии романтических и брачных отношений дает анализ близкой к ядру периферии социальных представлений о брачном партнере. В общей сложности 20 элементов социальных представлений входят в периферию, близкую к ядру, у одного, двух или всех трех поколений (13 из них представлены в табл. 2, еще 7 обозначены курсивом в табл. 1).
Таблица 2
Утверждения, которые входят в периферию социальных представлений о брачном партнере, близкую к ядру
Примечания. Курсивом выделены элементы, которые входят в периферию, близкую к ядру, у конкретного поколения. Уровень значимости различий TCP трех поколений: * p<0,05; ** p<0,01; *** p<0,001; оценка по критерию Краскела-Уоллиса.
Из них 10 являются общими для всех трех поколений, что еще раз доказывает, что социальные представления о браке являются феноменом, который подвергается незначительным изменениям.
В периферии, близкой к ядру, можно выделить несколько групп элементов. Во-первых, это идея принятия другого и принятие себя значимым другим («С любимым человеком ты можешь полностью расслабиться и быть самим собой» и «Если я люблю человека, то принимаю его таким, какой он есть»), причем о принятии себя любимым человеком в большей степени заботятся представители поколений Y и X (значимые различия с бэби- бумерами p<0,01).
Вторую группу элементов объединяет идея ценности взаимоотношений с партнером, важности их сохранения в конфликтных ситуациях («Партнер — независимый человек со своими потребностями и личным пространством», «Самая большая ошибка в отношениях — это думать, что если человек тебя любит, то он никуда не денется», «Не всегда просит прощения тот, кто виноват. Просит прощения тот, кто дорожит отношениями» и «Совместная жизнь предполагает отказ от части своих интересов, и это нормально»). И здесь снова наблюдаются различия между поколениями Y и X, с одной стороны, и бэби-бумерами — с другой. Для первых значительно большую важность представляет независимость партнеров (значимые различия p<0,05), а вторые признают необходимым отказ от части своих интересов в пользу партнера (значимые различия p<0,001).
Третью группу элементов в периферии, близкой к ядру, объединяет идея традиционного распределения ролей в семье («Мужчина должен зарабатывать деньги, чтобы семья чувствовала себя комфортно», «Энергия в семье должна распределяться правильно. Мужская энергия должна быть направлена на достижения, созидания, женская — на заботу, создание комфортной атмосферы» и «Рядом с мужчиной женщина должна позволить себе быть слабой»). Здесь значимых различий между поколениями не наблюдается.
Четвертая группа элементов связана с идеей близости партнеров: духовного единства и общности интересов («Отдых для пары — отдых вместе, а не друг от друга», «Самый лучший секс с тем, с кем хорошо и без секса» и «Не будьте с кем попало, ждите родную душу»). Здесь также нет значимых различий между поколениями.
И, наконец, пятая группа элементов в периферии, близкой к ядру, содержит идею верности. В предыдущей таблице было показано, что одно из утверждений о верности («Это не врожденное чувство быть верным, это решение») входит в ядро социальных представлений миллениалов и поколения Х, а у бэби-бумеров данный элемент является частью периферии, близкой к ядру. Второй элемент идеи верности — «Нет верности, значит, нет любви» — входит в периферию, близкую к ядру, у поколения Y и бэби-бумеров, однако для первых оно имеет большее значение (значимые различия p<0,05). Полученные данные могут свидетельствовать о том, что миллениалам свойственны высокие ожидания от брака, и поэтому они более склонны к категорическим суждениям. В противоположность этому, старшее поколение чаще рассматривает верность как производную от жизненных обстоятельств. Подтверждением данной интерпретации служит элемент периферии социальных представлений «Почти каждая женщина хотела бы хранить верность. Трудность лишь в том, чтобы найти такого мужчину, для которого можно было бы хранить верность», с которым гораздо чаще соглашается старшее поколение (у миллениалов ТСР=43, у поколения Х ТСР=46, а у бэби-бумеров ТСР=57, значимые различия p<0,05).
Обращает на себя внимание, что родительско-воспитательская роль партнеров занимает в социальных представлениях респондентов довольно скромное место — у миллениалов и представителей поколения Х ТСР элемента «Семья нужна, прежде всего, для рождения и воспитания детей» приближается к нижней границе. У бэби-бумеров степень согласия с высказыванием гораздо выше (значимые различия p<0,001), однако даже у старшего поколения ТСР этого элемента не превышает среднего значения (64 пункта).
Более детальную информацию о ролевом позиционировании дают результаты методики анализа ролевых ожиданий и притязаний А.Н. Волковой [4]. У всех трех поколений интегральные оценки находятся в среднем диапазоне (см. табл. 3), что указывает на умеренную значимость указанных шкал ценностей — у респондентов отсутствует как переоценка, так и недооценка значимости отдельных сфер семейной жизни. Относительная значимость отдельных сфер выше у бэби-бумеров (личностная идентификация с супругом(ой), социальная активность, родительско-воспитательная, хозяйственно-бытовая и интимно-сексуальная), что соотносится с социальным представлением данного поколения о браке как о сложном творческом процессе, требующем постоянного вложения усилий. Значимость эмоционально-психотерапевтической шкалы выше для представителей поколения X; значимость внешней привлекательности для трех поколений находится на одном уровне.
Обращает на себя внимание родительско-воспитательная шкала, в которой наблюдаются значимые различия между поколениями по четырем из шести элементов. Обнаружено, что с возрастом увеличиваются как ожидания, так и притязания респондентов на выполнение родительских функций в семье: максимума данные показатели достигают в группе бэби-бумеров. Таким образом, подтверждается вывод, сделанный на основании предыдущих этапов исследования, о том, что миллениалы в силу свойственных их возрасту и образу жизни особенностей склонны рассматривать романтические отношения как самостоятельную ценность, а не шаг для создания семьи и продолжения рода [9].
Таблица 3
Значимость отдельных сфер семейной жизни у представителей трех поколений (интегральные оценки по опроснику А.Н. Волковой в баллах)
Примечание. Низкие оценки по шкалам — 0—3 балла; средние — 4—6 баллов; высокие — 7—9 баллов.
Различия между отдельными элементами остальных шкал не столь су
щественны: по шкале «социальная активность» наблюдаются более высокие ожидания бэби-бумеров в отношении партнера, при этом среди миллениалов несколько выше готовность респондентов к поиску своего места в жизни (см. табл. 5). Это различие вполне объяснимо, так как представители поколения Y находятся в самом экономически активном возрасте, и от их профессионального поведения в настоящее время зависит благосостояние в будущем.
Таблица 4
Степень согласия с утверждениями родительско-воспитательной шкалы опросника А.Н. Волковой (в %, сумма долей респондентов, выбравших варианты ответа «полностью согласен» и «в общем, это верно»)
Таблица 5
Степень согласия с утверждениями шкалы «социальная активность» опросника А.Н. Волковой (в %, сумма долей респондентов, выбравших варианты ответа «полностью согласен» и «в общем, это верно»)
Примечание. Уровень значимости различий между ответами трех поколений: * p<0,05; оценка по критерию Краскела-Уоллиса.
По шкале «Личностная идентификация с супругом(ой)» наблюдается различие только в отношении утверждения «Главное в браке — чтобы у мужа и жены было много общих интересов» — бэби-бумеры чаще выражают свое согласие с ним, чем представители других поколений (85% против 78% среди поколения Х и 74% среди миллениалов, значимые различия p<0,05), что еще раз подтверждает, что идея важности совместных творческих занятий с партнером в ядре социальных представлений старшего поколения не случайна.
По «хозяйственно-бытовой» шкале наблюдаются значимые различия только в отношении одного из шести утверждений «Я люблю заниматься домашними делами», с которым чаще соглашались бэби-бумеры (64% против 52—53% в других поколениях, значимые различия p<0,05). По шкале «внешняя привлекательность», напротив, наблюдается более высокая степень согласия миллениалов с одним из утверждений — «Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу» — 63% против 53% среди поколения Х и 50% среди бэби-бумеров (значимые различия p<0,05). Таким образом, представители младшего поколения демонстрируют большую готовность следить за своим внешним видом, а старшего — заниматься домашним хозяйством.
В группе миллениалов наблюдается сильное рассогласование ролевых ожиданий и притязаний мужчин и женщин: разность между готовностью мужчин выполнять те или иные роли в семье и ожиданиями женщин в отношении выполнения партнерами данных ролей составляет -7,54 балла, что свидетельствует о том, что мужчины-миллениалы существенно «отстают» от образа идеального брачного партнера. При этом женщины-миллениалы, напротив, превосходят ожидания своих сверстников.
Среди бэби-бумеров наблюдается недостаток ролевой адекватности как мужчин (-7,16 балла), так и женщин (-2,70 балла), то есть ожидания обоих полов в отношении партнеров оказываются выше, чем готовность выполнять те или иные роли, и в большей степени неудовлетворенными оказываются ожидания женщин. Среди представителей поколения Х рассогласованность не столь выражена (-4,43 балла у мужчин и -2,12 балла у женщин).
Обсуждение результатов
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что ядро социальных представлений о брачном партнере и периферия, близкая к ядру, являются довольно устойчивыми конструктами и слабо поддаются изменениям под воздействием культурно-исторического контекста. Примечательно, что несмотря на фиксируемые изменения в структуре семьи и брака, а также сдвиги ролевого поведения в семье, ядро социальных представлений о брачном партнере для разных поколений составляют идеи ответственности за жизнь близких, необходимости совместного развития и преодоления трудностей, а также гармонизирующей функции юмора.
По-видимому, ядро социальных представлений в ходе межпоколенной коммуникации в семье остается более или менее устойчивым, являясь, по сути, стабилизирующим фактором, позволяющим воссоздавать семейные ячейки и тем самым поддерживать культурные основы общества. Несмотря на информатизацию, которая не может не оказывать влияния на мировоззрение граждан, в числе основных жизненных задач молодых мужчин представители разных поколений отмечают, в первую очередь, профессиональное развитие, а для женщин — создание семьи и деторождение [16]. Исходя из этого, можно предположить, что проблемные тенденции в семейно-брачных отношениях (такие как отказ от деторождения и длительных романтических отношений в целом) являются ответом на изменения экономического и социокультурного контекста, а не базовых социальных представлений о брачном партнере.
При анализе социальных представлений о брачном партнере нужно учитывать и возрастной фактор. В целом с ростом жизненного опыта респонденты демонстрируют большую терпимость и более высокую готовность к принятию сложных жизненных обстоятельств, а также в большей мере склонны воспринимать отношения как сложный и творческий процесс, требующий постоянного приложения усилий. Представители молодого поколения, которые только вступают в семейную жизнь или вообще не имеют опыта длительных отношений, напротив, в большей степени склоняются к категоричным суждениям, демонстрируют ориентацию на максимальную открытость (как в сексе, так и в остальных сферах), а также запрос на принятие себя партнером. В социальных представлениях миллениалов значительную роль играют элементы, транслируемые популярными пабликами в социальных сетях — у поколения Y эти высказывания входят в ядро, в то время как у остальных поколений — в периферию.
Бэби-бумеры в сравнении с другими поколениями придают больше значения выполнению семейных обязанностей. В особенности данные различия заметны в отношении родительской функции — представители старшего поколения демонстрируют большую готовность заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей, что обусловлено тем, что бэби-бумеры, в отличие от представителей поколения X, в большинстве своем уже состоялись в профессиональном плане, вырастили детей и не несут прямой ответственности за экономическое благополучие семьи, поэтому могут сосредоточиться на общении с детьми и внуками, реализации культурно-воспитательной функции.
Заключение
Общая гипотеза исследования о том, что социальные представления миллениалов о брачном партнере отличаются от социальных представлений бэби-бумеров и поколения X, не подтверждается в полной мере. Некоторые различия проявляются на уровне ядра и периферии, близкой к ядру, однако ключевые концепции, вокруг которых выстраиваются социальные представления, являются общими для трех поколений. Частная гипотеза о том, что в социальных представлениях миллениалов о брачном партнере представлены элементы, широко транслируемые популярными пабликами в социальных сетях, подтверждается. Частная гипотеза о том, что представители разных поколений демонстрируют разные установки в отношении семейных ролей, подтверждается частично. Частная гипотеза о том, что в ядре социальных представлений миллениалов значимую роль играют индивидуалистические ценности, напротив, не подтверждается — респонденты всех поколений демонстрируют готовность к совместной с партнером работе по гармонизации отношений.
Полученные результаты дают более глубокое понимание вероятной взаимосвязи между контентом социальных сетей на тему романтических отношений и брака и социальными представлениями о брачном партнере у молодежи пост-студенческого возраста, что может быть использовано для формирования коммуникационных стратегий в рамках государственных программ, а также в практике индивидуального и парного психологического консультирования.
В числе эмпирических перспектив исследования можно отметить изучение социальных представлений поколения Z, которое еще в более высокой степени зависит от интернет-каналов коммуникации, а также важным шагом будет сопоставление полученных данных с социальными представлениями предыдущих поколений. Теоретической перспективой исследования является выработка более стандартизированного подхода к операционализации понятий в рамках теории поколений. Кроме того, продуктивной видится разработка комплексного дизайна исследования социальных представлений о браке и брачном партнере в рамках теории поколений, обогащенной данными возрастной психологии.
[I] В соответствии с классификацией, предложенной Н. Хоувом и В. Штраусом и адаптированной к российским реалиям Е. Шамис и Е. Никоновым.
Литература
1. Астахова Ю.Г., Агасарян М.В. Социология семьи. Учебное пособие. Липецк, 2012. 67 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1487
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 26
Скачиваний
Всего: 1115
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 13