Социальная поддержка как ресурс обеспечения субъективного благополучия студенческой молодежи

418

Аннотация

Цель. Изучение роли социальной поддержки в обеспечении субъективного благополучия студенческой молодежи. Контекст и актуальность. Субъективное благополучие представляет собой интегральное переживание состояния физического, психологического и социального здоровья. Социальная поддержка как ресурс субъективного благополучия молодежи пока не получила всестороннего освещения. Дизайн исследования. Изучались различия между студентами с высоким и низким уровнем субъективного благополучия по показателям отношения к социальной поддержке и готовности обращения к ней. Для обработки данных использовались частотный анализ, описательные статистики, сравнительный анализ. Участники. В исследовании участвовали 850 респондентов. В выборку вошли студенты разных курсов и факультетов вузов Санкт-Петербурга и Новосибирска. Методы. Для сбора эмпирических данных использовались русскоязычные версии методик: 1) многомерная шкала восприятия социальной поддержки Д. Зимета; 2) скрининговая версия теста К. Киза — для оценки субъективного благополучия; 3) «Общий опросник о намерениях обращения за помощью» — для оценки намерений обратиться к тем или иным видам помощи. Результаты. Результаты исследования показали, что студенты лучше воспринимают помощь от людей из их непосредственного ближайшего окружения и в большей степени имеют намерения обращаться к ним за помощью, нежели к специалистам (психологам, врачам, служителям конфессиональных культов). Получены достоверные различия между студентами с высоким и низким уровнем субъективного благополучия по показателям намерений поиска разных видов социальной поддержки. Основные выводы. Существует большой разрыв в восприятии студентами эффективности неформальных видов поддержки (от семьи, друзей, родственников, значимых лиц) и формальных, профессиональных видов поддержки (психологи, врачи, телефон доверия). Неформальные виды поддержки пользуются степенью доверия, во многом превышающей доверие к профессиональным видам поддержки. В связи с этим нужно уделить особое внимание организации и усовершенствованию службы помощи студентам при высших учебных заведениях.

Общая информация

Ключевые слова: субъективное благополучие, социальная поддержка, намерения обратиться за помощью, источники социальной поддержки, жизненная ситуация студенчества

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120104

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 17-29-02438.

Для цитаты: Веселова Е.К., Коржова Е.Ю., Рудыхина О.В., Анисимова Т.В. Социальная поддержка как ресурс обеспечения субъективного благополучия студенческой молодежи // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. С. 44–58. DOI: 10.17759/sps.2021120104

Литература

 

1.                   Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 271 с.

2.                   Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. С. 5—18. DOI:10.17759/pse.2020250601

3.                   Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник. СПб: Питер, 2004. 960 с.

4.                   Коржова Е.Ю., Веселова Е.К., Анисимова Т.В., Залевский Г.В. Интегральная ресурсная концепция здоровья в контексте отечественных подходов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2017. № 184. С. 31—44. DOI:10.33910/1992-6465

5.                   Коржова Е.Ю., Дун Яньбо. Проявление отношения к жизни в рисунках китайских и российских студентов // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 20. Т. 9. № 2(31). С. 339—342. DOI:10.26140/anip-2020-0902-0082

6.                   Корзун С.А., Нифонтова Т.А. Взаимосвязь субъективного благополучия и совладающего поведения у студентов // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2019. № 19-3. С. 179—186.

7.                   Курдюков Б.Ф., Иванова Н.В., Бойкова М.Б., Городецкая Ю.Ю. Актуальность и приоритетность социальных проблем современной студенческой молодежи // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2014. № 2. С. 48—51.

8.                   Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1(155). С. 117—142. DOI:10.14515/monitoring.2020.1.06

9.                   Паспорт национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, Протокол от 24.12.2018 № 16 [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/ files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (Дата обращения: 17.07.2020).

10.               DeNeve K.M. Happy as an extraverted clam? The role of personality for subjective well-being // Current Directions in Psychological Science. 1999. Vol. 8(5). P. 141—144. DOI:10.1111/1467- 8721.00033

11.               Diener E., Suh E.M., Lucas R.E., Smith H.L. Subjective well-being: Three Decades of Progress // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125(2). P. 276—302. DOI:10.1037/0033-2909.125.2.276

12.               Diener E., Tay L. A scientific review of the remarkable benefits of happiness for successful and healthy living // Happiness: Transforming the Development Landscape. Thimphu: The Centre for Bhutan Studies and GNH. 2017. P. 90—117.

13.               Ennis E., McLafferty M., Murray E., Lapsley C., O’Neill S. Readiness to change and barriers to treatment seeking in college students with a mental disorder // Journal of Affective Disorders. 2019. Vol. 2521. P. 428—434. DOI:10.1037/0022-3514.46.4.839

14.               Folkman S. Personal control and stress and coping processes: a theoretical analysis // J. of Person. аnd Soc. Psychology. 1984. Vol. 46(4). Р. 839—852. DOI:10.1037/0022-3514.46.4.839

15.               Grevenstein D., Bluemke M., Schweitzer J., Aguilar-Raab C. Better family relationships — higher well-being: The connection between relationship quality and health related resources // Mental Health & Prevention. 2019. Vol. 14. Article 200160. DOI:10.1016/j.mph.2019.200160

16.               Hobfoll S. Stress, social suppot, and women. Washington DC: Hemisphere, 1988. 178 p.

17.               Kapasia N., Paul P., Roy A., Saha J., Zaveric A., Mallickc R., Barmanc B., Dasc P., Chouhan P. Impact of lockdown on learning status of undergraduate and postgraduate students during COVID-19 pandemic in West Bengal, India // Children and Youth Services. Review. 2020. Vol. 116. Article 105194. DOI:10.1016/j.childyouth.2020.105194

18.               Kostromina S., Zinovyеva E., Beykina A. Description of problematic situations for students referring to the Psychological Support Center of the St. Petersburg State University // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 165. P. 69—77. DOI:10.1016/j.sbspro.2014.12.606

19.               Krieke van der L., Jeronimus B.F., Blaauw F. et al. HowNutsAreTheDutch (HoeGekIsNL): A crowdsourcing study of mental symptoms and strengths // International Journal of Methods in Psychiatric Research. 2016. Vol. 25(2). P. 123—144. DOI:10.1002/mpr.1495

20.               Mischel W., Shoda Y., Ayduk O. Introduction to personality: Toward an integrative science of the person. New York: Wiley, 8th ed., 2007. 594 p.

21.               Odriozola-González P., Planchuelo-Gómez Á., Irurtia M.J., de Luis-García R. Psychological effects of the COVID-19 outbreak and lockdown among students and workers of a Spanish university // Psychiatry Research. 2020. Vol. 290. Article 113108. DOI:10.1016/j.psychres.2020.113108

22.               Ribeiro Í.J.S., Pereira R.F.I.V., de Oliveira B.G., Boery E.N. Stress and quality of life among university students: a systematic literature review // Health Professions Education. 2018. Vol. 4(2). P. 70—77. DOI:10.1016/j.hpe.2017.03.002

23.               Rith-Najarian L.R., Boustani M.M., Chorpita B.F. A systematic review of prevention programs targeting depression, anxiety, and stress in university students // Journal of Affective Disorders. 2019. Vol. 257(1). P. 568—584. DOI:10.1016/j.jad.2019.06.035

24.               Shu F., Ahmed S.F., Pickett M.L., Ayman R., McAbee S.T. Social support perceptions, network characteristics, and international student adjustment // International Journal of Intercultural Relations. 2020. Vol. 7. P. 136—148. DOI:10.1016/j.ijintrel.2019.11.002

25.               Tang Wanjie, Hu Tao, Hu Baodi, Jin Chunhan, Xu Jiuping. Prevalence and correlates of PTSD and depressive symptoms one month after the outbreak of the COVID-19 epidemic in a sample of home-quarantined Chinese university students // Journal of Affective Disorders. 2020. Vol. 2741. P. 1—7. DOI:10.1016/j.jad.2020.05.009

26.               Tang Wanjie, Hu Tao, Yang Le, Xu Jiuping. The role of alexithymia in the mental health problems of home-quarantined university students during the COVID-19 pandemic in China // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 16515. Article 110131. DOI:10.1016/j. paid.2020.110131

27.               Webster G. The person—situation interaction is increasingly outpacing the person—situation debate in the scientific literature: A 30-year analysis of publication trends, 1978—2007 // Journal of Research in Personality. 2009. Vol. 43. P. 278—279. DOI:10.1016/j.jrp.2008.12.030

28.               Wilson C.J., Deane F.P., Ciarrochi J., Rickwood D. Measuring help-seeking intentions: properties of the General Help-Seeking Questionnaire // Canadian Journal of Counselling. 2005. Vol. 39(1). P. 15—28. DOI:10.1037/t42876-000

29.               Zimet G.D., Dahlem N.W., Zimet S.G., Farley G.K. The Multidimensional Scale of Perceived Social Support // Journal of Personality Assessment. 1988. Vol. 52. P. 30—41. DOI:10.1207/ s15327752jpa5201_2

 

Информация об авторах

Веселова Елена Константиновна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ имени А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5513-305X, e-mail: elkonves16@yandex.ru

Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека Института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1128-1421, e-mail: elenakorjova@gmail.com

Рудыхина Ольга Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ имени А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8207-4016, e-mail: olga.rudykhina@gmail.com

Анисимова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ имени А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9859-4403, e-mail: t.v.anisim@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 876
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 418
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2