Опросник благополучия PERMA-Profiler: апробация русскоязычной версии

1128

Аннотация

Цель. Перевод, адаптация и психометрическая проверка русскоязычной версии опросника благополучия PERMA-Profiler (Дж. Батлер, М. Керн, 2016).Контекст и актуальность. Тема счастья и благополучия в последние годы становится популярной как в академической среде, так и в бизнес-сообществе. Ключевой задачей в вопросах содействия благополучию человека является необходимость разработки надежных измерительных инструментов его оценки.Дизайн исследования. Перевод, адаптация и психометрическая проверка русскоязычной версии опросника благополучия PERMA-Profiler проводились в несколько этапов. На первом этапе осуществлялась процедура перевода оригинального текста методики PERMA-Profiler на русский язык. На втором этапе проводилась оценка структурной и конвергентной валидности, надежности по внутренней согласованности пунктов опросника. Основная задача третьего этапа исследования заключалась в проверке ретестовой надежности опросника.Участники. Общий объем выборки составил 6229 человек (от 18 до 62 лет), проживающих на территории Российской Федерации.Методы (инструменты). В исследовании использовались опросники «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, «Самочувствие, активность, настроение», Шкала субъективного ощущения одиночества Д. Расселла, Л. Пепло, М. Фергюсона, Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера. Для обработки и анализа данных использовались корреляционный анализ, конфирматорный факторный анализ, анализ шкал по внутренней согласованности и методом половинного расщепления.Результаты. Изучаемый русскоязычный инструмент продемонстрировал теоретически ожидаемую структуру, высокую надежность показателей методики PERMA-Profiler и ее валидность.Выводы. PERMA-Profiler может быть использован для социологических, психологических и междисциплинарных исследований психологического благополучия личности.

Общая информация

Ключевые слова: благополучие, психологическое благополучие , счастье, процветание, PERMA-Profiler, PERMA

Рубрика издания: Методический инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130308

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 22-28-20262.

Получена: 07.06.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Исаева О.М., Акимова А.Ю., Волкова Е.Н. Опросник благополучия PERMA-Profiler: апробация русскоязычной версии // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 3. С. 116–133. DOI: 10.17759/sps.2022130308

Полный текст

Введение

Тема счастья и благополучия (субъективного, психологического), качества жизни и процветания как близких по значению феноменов, описывающих максимально позитивные переживания человека, в последние годы становится все более популярной как в академической среде, так и в бизнес-сообществе.

Исследователями доказано, что высокий уровень благополучия человека и развитость основных его компонентов обеспечивают позитивное функционирование личности и способствуют самореализации человека [1; 4; 5; 10; 14; 15; 17; 22; 23; 25].

На сегодняшний день тема благополучия привлекает к себе внимание исследователей различных научных направлений. Имеется значительное количество социально-психологических исследований благополучия, результаты которых представлены в работах отечественных и зарубежных авторов [1; 4; 5; 6; 7; 9; 10; 14; 15; 17; 21; 22; 23; 25].

В этих работах термин «благополучие» определяется и как объективный показатель (например, при оценке качества внешних условий жизни населения города, района, страны и т.д.), и как субъективный показатель — «оценка самим субъектом того, насколько его жизнь в целом близка к максимально желательному состоянию» [8].

Представители субъективного (гедонистического) подхода к благополучию [13; 15] полагают, что главной целью существования человека являются его позитивные чувства и наслаждение. Благополучие в гедонистических терминах определяется достижением удовольствия и избеганием неудовлетворенности, что является результатом социальных сравнений. В соответствии с основными идеями данного подхода позитивные эмоции оказывают непосредственное влияние на степень психологической устойчивости личности, что, в свою очередь, ведет к повышению уровня удовлетворенности жизнью. Обобщенной характеристикой благополучия в логике этого подхода является удовлетворенность жизнью как достижение удовольствия и ощущение счастья.

В концепции Э. Динера, например, субъективное благополучие понимается как удовлетворенность человека различными сферами жизни: если человек часто испытывает удовлетворенность своей жизнью, то он имеет высокий уровень благополучия [15].

В рамках психологического (эвдемонистического) подхода благополучие описывается как развитие индивидуальности, обретение человеком личностной идентичности, высокий уровень самореализации, а также возможность быть субъектом собственной жизни. Представители данного подхода благополучие связывают с оценкой выраженности личностных предикторов счастья, говорят о благополучии как целостном, осмысленном и полноценном бытии [4; 7; 15; 22; 25].

Одной из наиболее распространенных в рамках данного подхода моделей является модель благополучия PERMA, разработанная и представленная М. Селигманом в «Теории благополучия» [23].

Модель включает в себя пять основных компонентов благополучия: позитивные эмоции (Positive Emotion), вовлеченность (Engagement), взаимоотношения (Relationships), смысл (Meaning), достижения (Achievement).

Позитивные эмоции — один из самых важных компонентов, по мнению М. Селигмана. Это способность сохранять оптимизм и смотреть на свое прошлое, настоящее и будущее с позитивной точки зрения. Позитивный взгляд может помочь в отношениях и работе, а также вдохновить других быть более креативными.

Вовлеченность наблюдается тогда, когда человек находится «в потоке». Это значит, что он/она полностью поглощен(а) тем делом, которым занимается, и полностью сосредоточен(а) на нем. Состояние вовлеченности сопровождается значительным приливом энергии, а достигнуть его можно, занимаясь интересным и важным делом, которым может стать в том числе и работа.

Взаимоотношения являются важной частью благополучия. Более того, отношения и социальные связи имеют решающее значение для осмысленной жизни. Те, кто поддерживают прочные доверительные отношения, как правило, счастливее тех, кто одинок и не смог выстроить их.

Под смыслом М. Селигман понимает идеи, ради которых живут люди; это служение чему-то большему, чем «Я». Благодаря смыслу, которым люди наполняют свою жизнь, они развиваются и двигаются вперед.

Достижение — это чувство выполненного долга. Наличие целей и их достижение улучшают самочувствие и позволяют, по выражению М. Селигмана, процветать. При этом следует ставить перед собой реалистичные цели, которые могут быть достигнуты.

Австралийскими исследователями Дж. Батлер и М. Керн (J. Butler, M.L. Kern) в 2016 г. был разработан диагностический инструмент PERMA-Profiler, основанный на модели благополучия PERMA М. Селигмана и продемонстрировавший высокую надежность и валидность. Говоря о благополучии, авторы вслед за М. Селигманом совершили попытку говорить о «процветании» как состоянии устойчивого равновесия, выражаемого в высоком уровне эмоционального, психологического и социального благополучия [12].

Опросник PERMA-Profiler позволяет оценить благополучие по 9 шкалам: 5 основным, описанным моделью PERMA М. Селигмана (15 основных вопросов), и 4 дополнительным для оценки негативных эмоций, здоровья, одиночества и счастья (8 дополнительных вопросов). Включение дополнительных вопросов в опросник авторами было сделано с целью повышения надежности ответов респондентов, а также более полного описания феномена благополучия. Чувство одиночества и негативные эмоции, по мнению авторов опросника, являются симптомами его нарушения, а физическое здоровье и счастье коррелируют с психологическим благополучием [12].

Адаптацией данного опросника занимались представители различных стран мира: Англии, Греции, Кореи, Италии, Соединенных Штатов Америки [11; 14; 16; 18; 20; 24]. В основном исследователями было отмечено, что опросник PERMA-Profiler — многомерная шкала с хорошей надежностью и приемлемыми уровнями структурной, конвергентной и дискриминантной валидности. При этом в одном исследовании результаты указали на недостаточные психометрические свойства методики: полученные данные не смогли удовлетворить ни критериям предлагаемой теоретической пятифакторной модели, ни альтернативной однофакторной [20].

Перевода на русский язык и адаптации опросника к условиям российской действительности до сих пор сделано не было.

Целью данной работы являются перевод, адаптация и психометрическая проверка опросника благополучия PERMA-Profiler для русскоязычных респондентов.

Метод

Работа по адаптации опросника PERMA-RU проводилась в несколько этапов.

На первом этапе осуществлялась процедура перевода оригинального текста методики PERMA-Profiler на русский язык.

Перед началом работы по переводу было получено письменное разрешение от доктора П. Керн, преподавателя Центра позитивной психологии Мельбурнской высшей школы образования (Melbourne Graduate School of Education), одного из авторов оригинального опросника PERMA-Profiler, на перевод и адаптацию инструмента для русскоязычного использования.

Первоначальный вариант опросника был переведен на русский язык билингвистом-профессиональным переводчиком.

В ходе проведения 2-х фокус-групп с привлечением 21 эксперта — 5 профессиональных психологов (в том числе один доктор наук и четыре кандидата наук), 3 лингвистов и 13 сотрудников отделов по работе с персоналом нижегородских бизнес-компаний — переведенные пункты опросника были адаптированы к российской действительности. Отдельные пункты опросника, вызывающие самое большое количество вопросов и требующие уточнения, были переформулированы на более простой и понятный для восприятия язык.

Обращаясь к результатам фокус-группы, стоит отметить, что все ее участники отметили ясность процедуры заполнения опросника, а 67% участвующих в дискуссии сообщили, что ни один из вопросов не вызвал непонимания. Основные замечания и уточнения 33% участников фокус-групп были адресованы к вопросам 1, 7 и 20.

Вопрос 1 «Как часто Вы достигаете важных целей, которые ставите перед собой?» переформулирован в «Как часто Вы чувствуете, что приближаетесь к своей цели?».

Вопрос 7 «В общем, в какой степени Вы ведете целеустремленную и осмысленную жизнь?» переформулирован в «В какой степени Вы целеустремлены и живете полной, осмысленной жизнью?».

Вопрос 20 «В какой степени Вы, как правило, чувствуете, что у Вас есть направление в жизни?» переформулирован в «Насколько, как Вам кажется, Ваша жизнь имеет цель, и Вы движетесь к этой цели?».

Таким образом, эксперты помогли избавиться от буквального перевода отдельных пунктов опросника, но так, чтобы при этом осталась семантическая близость русской версии с оригинальной методикой.

Затем внешним профессиональным переводчиком был осуществлен обратный перевод опросника с русского языка на английский. Результаты перевода были признаны экспертами соответствующими оригинальному варианту опросника по содержанию.

Итоговый русскоязычный вариант опросника PERMA-Profiler приведен в Приложении.

На втором этапе проводилась оценка структурной и конвергентной валидности, надежности шкал опросника.

Общий объем выборки, результаты которой использовались для оценки психометрических характеристик русскоязычного варианта опросника PERMA-Profiler, составил 6229 человек: взрослые добровольцы, проживающие в Российской Федерации. При отборе респондентов мы опирались на социально-демографические характеристики взрослого (от 18 лет) трудоспособного населения России. В результате в выборке исследования представлены мужчины и женщины в возрасте от 18 до 62 лет с разным уровнем образования, разным семейным положением и наличием детей, а также с разным уровнем дохода. Соотношение возрастных и гендерных характеристик респондентов соответствует данным, представленным в оригинальной методике.

Социально-демографические характеристики выборки представлены в табл. 1.

Для удобства прохождения исследования и привлечения максимально большого объема выборки была разработана google-форма для сбора данных исследования. Привлечение к исследованию осуществлялось через социальные сети, электронную почту и др. Исследование было анонимным, проводилось на добровольной безвозмездной основе. Потенциальные респонденты были проинформированы о цели исследования и согласились предоставить свои данные о поле и возрасте в обмен на получение обратной связи о результатах исследования. Заполнение предложенного респондентам варианта опросника занимало 10—15 минут.

Для оценки конвергентной валидности русскоязычного варианта опросника PERMA-Profiler на выборке из 302 человек было проведено дополнительное исследование с использованием 4-х опросников: «Шкала психологического благополучия» («The scales of psychological well-being») — русскоязычный вариант опросника, предложенного К. Рифф, адаптированный Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной [4]; опросник САН, разработанный В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шараем и М.П. Мирошниковым [2]; Шкала субъективного ощущения одиночества (UCLA Loneliness Scale), разработанная Д. Расселлом, Л. Пепло, М. Фергюсоном и адаптированная Н.Е. Водопьяновой [3; 18]; Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (The Satisfaction with Life Scale (SWLS)), адаптированная Д. Леонтьевым, Е. Осиным [7].

Статистически достоверные связи (прямые либо обратные) показателей шкал русскоязычного варианта опросника PERMA-Profiler с определенными показателями вышеперечисленных опросников будут свидетельствовать о конвергентной валидности.

Основная задача третьего этапа исследования заключалась в проверке ретестовой надежности русскоязычного варианта опросника PERMA-Profiler путем проведения корреляционного анализа значений компонентов опросника, полученных на втором и третьем этапах. Объем ретестовой выборки составил 118 человек.

Результаты и их обсуждение

Структура

Для проверки структуры опросника использовался конфирматорный факторный анализ, в ходе которого проверялись следующие факторные структуры:

1) 15 основных вопросов образуют 5 факторов, соответствующих компонентам модели PERMA;

2) 15 основных вопросов образуют один общий фактор;

3) 15 основных вопросов образуют 5 факторов, соответствующих компонентам модели PERMA, а эти пять факторов, в свою очередь, составляют общий фактор благополучия.

Модели оценивались при помощи пакета lavaan 0.6-8 на языке R, робастным методом MLM с коррекцией значения хи-квадрат по Саторра-Бентлеру. Индексы соответствия моделей факторного анализа приведены в табл. 2.

В результате было определено, что по совокупности критериев лучшей является модель с пятью коррелирующими между собой факторами, т.е. предложенная авторами опросника. Стандартизированные параметры этой структурной модели приведены на рис.

Полученные в результате факторного анализа результаты свидетельствуют о соответствии структуры русскоязычного варианта опросника PERMA-Profiler исходному теоретическому конструкту.

Конвергентная валидность

Конвергентная валидность определялась путем проведения корреляционного анализа значений шкал русскоязычного варианта опросника PERMA-Profiler с показателями опросников, оценивающих ту же область психологических характеристик либо максимально приближенных к ней (табл. 2). На этом этапе исследования были использованы результаты 302 человек, согласившихся пройти процедуру исследования по дополнительным четырем опросникам. Результаты корреляционного анализа приведены в табл. 3.

По шкалам «Позитивные эмоции», «Взаимоотношения», «Смысл», «Достижения», «Здоровье», «Одиночество», «Счастье» русскоязычного варианта опросника PERMA-Profiler выявлены положительные взаимосвязи с соответствующими показателями указанных выше опросников. Шкала «Негативные эмоции» отрицательно взаимосвязана с показателем «Настроение» (опросник САН), что свидетельствует о согласованном снижении значений показателя «Настроение» при увеличении значений показателя «Негативные эмоции». Все выявленные взаимосвязи являются статистически значимыми на уровне p≤0,001.

Обобщая полученные данные, можно сделать вывод о конвергентной валидности русскоязычного варианта опросника PERMA-Profiler.

Надежность шкал опросника

Надежность шкал опросника оценивалась по внутренней согласованности (коэффициент α Кронбаха) и методом половинного расщепления (см. табл. 4).

Результаты, представленные в табл. 4, свидетельствуют о достаточно высокой надежности шкал опросника и по внутренней согласованности, и при расщеплении.

Обращает на себя внимание относительно невысокий показатель надежности по шкалам «Вовлеченность» (λГуттмана=0,67; β=0,69), «Достижения» (λГуттмана=-,69; β=0,69), «Негативные эмоции» (λГуттмана=0,68; β=0,66) и «Взаимоотношения» (λГуттмана=.71; β=.58). В некоторой степени это может быть связано с содержанием оригинальной версии опросника — похожий разброс наблюдался при его психометрической проверке в зависимости от выборки [12].

Ретестовая надежностьВ проверке ретестовой надежности русскоязычного варианта опросника PERMA-Profiler приняли участие 118 человек — участники предыдущих этапов исследования. Интервал между предыдущим и ретестовым исследованием составил два месяца. В качестве метрики надежности использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона (табл. 5).

Результаты корреляционного анализа (табл. 5) свидетельствуют о хорошей ретестовой надежности шкал опросника. Все значения коэффициентов корреляции положительные и статистически значимые на уровне значимости p≤.01. Наименьшее значение взаимосвязи определено по шкале «Вовлеченность» (0,59), что может быть обусловлено относительной неустойчивостью этой характеристики во временном аспекте.

В целом результаты проведенного исследования позволяют заключить, что русскоязычный вариант опросника PERMA-Profiler по структуре соответствует исходному теоретическому конструкту, обладает конвергентной валидностью, удовлетворяет требованиям надежности, предъявляемым к психодиагностическому инструментарию.

Описательная статистика

В табл. 6 представлена описательная статистическая информация результатов применения русскоязычного варианта опросника PERMA-Profiler на выборке из 6229 человек. Приведенные данные могут использоваться как ориентировочные нормы для русскоязычных участников исследований. В частности, значения шкал ниже границы квартилей можно интерпретировать как низкие, внутри границ квартилей — средние, выше границы квартилей — высокие.

Заключение

По результатам проведенного исследования представлен русскоязычный вариант опросника PERMA-Profiler для оценки благополучия респондентов. Данный опросник по структуре аналогичен оригинальной версии: включает 23 вопроса, 15 из которых являются основными и позволяют оценить 5 компонентов модели PERMA М. Селигмана (позитивные эмоции (Positive Emotion), вовлеченность (Engagement), взаимоотношения (Relationships), смысл (Meaning), достижения (Achievement)), а остальные 8 — дополнительными и оценивают 4 показателя (негативные эмоции, здоровье, одиночество и счастье).

Общее благополучие определяется как совокупный показатель по 5 компонентам благополучия модели PERMA и показателя по шкале «Счастье».

Шкалы «Негативные эмоции», «Здоровье», «Одиночество» оцениваются как факторы, более полно раскрывающие феномен благополучия.

Полученные в приведенной статье данные свидетельствуют о том, что опросник соответствует психометрическим требованиям.

Ограничение данного исследования заключается в существенном преобладании среди участников исследования лиц молодого возраста (18—35 лет) по сравнению с лицами более старшего возраста. Вместе с тем результаты теоретического анализа изучаемого конструкта благополучия, а также большой объем исследовательской выборки позволяют предположить, что исследования, проведенные с использованием русскоязычного варианта опросника PERMA-Profiler на более взрослой выборке, будут давать адекватные результаты. Данное предположение требует дальнейшей проверки на соответствующей эмпирической выборке.

Другое ограничение связано с преобладанием в исследовательской выборке женщин (67% по сравнению с мужчинами (31%)). Указанный дисбаланс может в некоторой степени отразиться в смещении границ нормативных показателей по шкалам опросника относительно полученных в исследовании при изучении гендерных различий. Данное ограничение не влияет на результаты исследований благополучия с использованием опросника в целом и предполагает уточнение границ нормативных значений для мужчин и женщин.

Несмотря на указанные ограничения, русскоязычный вариант опросника PERMA-Profiler может использоваться для социологических, психологических и междисциплинарных исследований на русскоязычной выборке.

К перспективным направлениям исследований по дальнейшей адаптации опросника для русскоязычных респондентов можно отнести проверку его дискриминантной валидности, определение связей показателей с различными характеристиками респондентов (полом, семейным положением, видом профессиональной деятельности, индивидуально-психологическими характеристиками и др.). Перспективным представляется разработка тестовых норм не только в зависимости от возраста, уровня образования, но и от других показателей, дифференцирующих значения по шкалам опросника.

Таблица 1

Социально-демографические характеристики выборки исследования (N=6229)

Наименование показателя

Значение показателя

Абс.

%

Общий объем выборки

6229

100

Пол

   

Мужчины

1930

31

Женщины

4196

67

Нет данных

103

2

Возрастные группы

   

18—22

3569

57

23—30

1155

19

31—35

1384

22

35—45

71

1

45—62

50

1

Образование

   

Среднее

3638

58

Среднее профессиональное

528

9

Высшее

1761

28

Нет данных

302

5

Семейное положение

   

Состоит в браке

4429

71

Не состоит в браке

1800

29

Наличие детей

   

Есть

1853

30

Нет

4376

70

Уровень дохода

   

До 20 тыс. руб.

4148

66,5

20—40 тыс. руб.

1389

22

40—60 тыс. руб.

238

4

60—80 тыс. руб.

63

1

Более 80 тыс. руб.

89

1,5

Нет данных

302

5

 
Таблица 2

Индексы соответствия моделей конфирматорного факторного анализа (N=6229)

Модель

Chi-sq.(df)

SRMR

RMSEA

CFI

TLI

5 факторов (PERMA)

3799,13 (80)***

0,05

0,08 (0,08—0,08)

0,94

0,92

1 общий фактор (благополучие)

8500,95 (90)***

0,06

0,12 (0,12—0,13)

0,86

0,83

5 факторов (PERMA), объединяющихся в 1 общий

4784,11 (85)***

0,06

0,09 (0,09—0,09)

0,92

0.90

Условные обозначения: Chi-sq. — значение статистики хи-квадрат; df — число степеней свободы; *** — уровень статистической значимости р≤.001; SRMR — стандартизированный корень среднеквадратического остатка; RMSEA — корень среднеквадратической ошибки аппроксимации; CFI — сравнительный индекс согласия Бентлера; TLI — индекс Такера-Льюиса.

Рис. Показатели структурной модели опросника (значения стандартизированы)

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа (N=302)

Шкала опросника

PERMA-RU

Соответствующий показатель опросника

R

Позитивные эмоции

Настроение (опросник САН [2])

0,47***

Вовлеченность

Жизненные цели (опросник Шкала психологического благополучия [4])

0,39***

Взаимоотношения

Позитивные отношения (опросник Шкала психологического благополучия [4])

0,51***

Смысл

Жизненные цели (опросник Шкала психологического благополучия [4])

0,73***

Достижения

Жизненные цели (опросник Шкала психологического благополучия [4])

0,50***

Негативные эмоции

Настроение (опросник САН [2])

-0,32***

Здоровье

Самочувствие (опросник САН [2])

0,27***

Одиночество

Общий показатель опросника Шкала субъективного ощущения одиночества [3; 18]

0,55***

Счастье

Общий показатель опросника Шкала удовлетворенности жизнью [7]

0,53***

Благополучие

Общий показатель опросника Шкала удовлетворенности жизнью [7]

0,55***

Условные обозначения: R — коэффициент корреляции Пирсона; *** — уровень статистической значимости р≤0,001.

Методический инструментарий

 

Таблица 4

Показатели надежности шкал PERMA-RU (N=6229)

Опросник PERMA-RU

α Кронбаха

λ6 Гуттмана

β

λ4

Шкала

Пункт опросника

Позитивные эмоции

3, 13, 22

0,87

0,83

0,80

0,80

Вовлеченность

2, 10, 17

0,74

0,67

0,69

0,69

Взаимоотношения

8, 19, 21

0,76

0,71

0,58

0,77

Достижения

1, 5, 15

0,74

0,69

0,69

0,76

Смысл

7, 9, 20

0,86

0,81

0,76

0,76

Здоровье

6, 12, 18

0,89

0,85

0,79

0,80

Негативные эмоции

4, 14, 16

0,76

0,68

0,66

0,66

Благополучие

3, 13, 22, 2, 10, 17, 8, 19, 21, 1, 5, 15, 7, 9, 20, 23

0,94

0,95

0,86

0,96

Условные обозначения: λГуттмана — коэффициент надежности Гуттмана; β — минимальная оценка надежности методом расщепления путем 10000 случайных подвыборок; λ4 — максимальная оценка надежности методом расщепления путем 10000 случайных подвыборок.

Таблица 5

Результаты корреляционного анализа
первичного и повторного исследования
(ретест) (N=118)

Шкалы опросника

R

Позитивные эмоции

0,68**

Вовлеченность

0,59**

Взаимоотношения

0,81**

Смысл

0,82**

Достижения

0,82**

Негативные эмоции

0,83**

Здоровье

0,74**

Одиночество

0,77**

Счастье

0,79**

Благополучие

0,77**

Условные обозначения: R — коэффициент корреляции Пирсона; ** — уровень статистической значимости р≤0,01.

Таблица 6

Описательная статистика шкал опросника PERMA-RU (N=6229)

Шкала опросника

Статистические характеристики

MS

SD

Min

25%

50%

75%

Max

Позитивные эмоции

7,29

1,80

0

6,33

7,67

8,67

10

Вовлеченность

7,13

1,60

0

6,00

7,33

8,33

10

Взаимоотношения

7,11

2,00

0

5,67

7,33

8,67

10

Достижения

7,18

1,55

0

6,33

7,33

8,33

10

Смысл

7,10

1,90

0

6,00

7,33

8,33

10

Здоровье

6,70

1,98

0

5,33

7,00

8,00

10

Негативные эмоции

5,80

1,87

0

4,33

5,67

7,00

10

Одиночество

4,53

2,78

0

2,00

4,00

7,00

10

Счастье

7,17

1,52

0

6,25

7,37

8,25

10

Благополучие

7,13

1,55

0

6,19

7,31

8,25

10

Условные обозначения: MS — среднее арифметическое, SD — стандартное отклонение.

Приложение

Русскоязычная версия опросника The PERMA Profiler (Julie Butler,
Margaret L. Kern) в адаптации О.М. Исаевой, А.Ю. Акимовой, Е.Н. Волковой

Инструкция:

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы, представленные ниже. Выбирайте, пожалуйста, соответствующий вариант ответа, наиболее полно описывающий Вашу жизнь.

Утверждения

Оценка

1

Как часто Вы чувствуете, что приближаетесь к своей цели?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — никогда

10 — всегда

2

Как часто Вы бываете полностью поглощены тем, что делаете?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — никогда

10 — всегда

3

Как часто Вы испытываете радость?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — никогда

10 — всегда

4

Как часто Вы испытываете беспокойство?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — никогда

10 — всегда

5

Как часто Вы достигаете важных целей, которые ставите перед собой?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — никогда

10 — всегда

6

В целом, как Вы оцениваете Ваше здоровье?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — ужасно

10 — великолепно

7

В какой степени Вы целеустремлены и живете полной/осмысленной жизнью?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — совсем нет

10 — максимальное значение

8

В какой степени Вы удовлетворены тем, какую помощь и поддержку от других Вы получаете, когда в ней нуждаетесь?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — совсем нет

10 — максимальное значение

9

В какой степени Вы считаете, что то, что Вы делаете в своей жизни, полезно и ценно?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — совсем нет

10 — максимальное значение

10

Как Вам кажется, насколько Вы увлечены или заинтересованы в чем-то?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — совсем нет

10 — максимальное значение

11

Насколько одиноким Вы себя чувствуете в этой жизни?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — совсем нет

10 — максимальное значение

12

Насколько Вы удовлетворены своим нынешним физическим здоровьем?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — совсем нет

10 — максимальное значение

13

Как часто Вы испытываете положительные (позитивные) эмоции?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — никогда

10 — всегда

14

Как часто Вы злитесь?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — никогда

10 — всегда

15

Как часто Вы выполняете возложенные на Вас обязанности?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — никогда

10 — всегда

16

Как часто Вам бывает грустно?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — никогда

10 — всегда

17

Как часто Вы бываете чем-то так сильно увлечены, что теряете счет времени?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — никогда

10 — всегда

18

По сравнению с другими людьми того же возраста и пола как Вы оцениваете Ваше здоровье?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — ужасно

10 — великолепно

19

В какой степени Вы чувствуете себя любимым?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — минимальное значение

10 — максимальное значение

20

Насколько, как Вам кажется, Ваша жизнь имеет цель, и Вы движетесь к этой цели?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — совсем нет

10 — максимальное значение

21

Насколько Вы довольны взаимоотношениями в личной жизни?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — совсем нет

10 — максимальное значение

22

В целом, насколько Вы довольны своей жизнью?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — совсем нет

10 — максимальное значение

23

В целом, как Вам кажется, насколько Вы счастливы?

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

0 — совсем нет

10 — максимальное значение

Ключ к опроснику:

Значения шкал опросника определяются как среднее арифметическое значение соответствующих пунктов опросника. Минимальное значение — 0, максимальное — 10.

Шкала опросника

Описание шкалы

Пункты опросника

Позитивные эмоции

Общая тенденция к переживанию человеком радости и удовольствия в повседневной жизни

3, 13, 22

Вовлеченность

Степень поглощенности и заинтересованности в каких бы то ни было активностях. Очень высокие показатели по вовлеченности известны как состояние «потока», в котором человек настолько сильно увлекается деятельностью, что теряет чувство времени

2, 10, 17

Взаимоотношения

Ощущение собственной ценности и поддержки со стороны референтных людей

8, 19, 21

Смысл

Присутствие смысла в жизни. Смысл дает ощущение, что жизнь имеет значение

7, 9, 20

Достижения

Субъективное ощущение достижения поставленных целей, а также способность выполнять поставленные перед собой задачи

1, 5, 15

Счастье

Показатель субъективного переживания счастья

23

Общий показатель благополучия PERMA

Совокупный показатель благополучия по 5 компонентам модели PERMA: позитивные эмоции, вовлеченность, взаимоотношения, смысл, достижения

1, 5, 15, 2, 10, 17, 3, 13, 22, 7, 9, 20, 8, 19, 21, 23

Негативные эмоции

Общая склонность к переживанию человеком грусти, тревоги, злости в повседневной жизни

4, 14, 16

Здоровье

Ощущение человеком физического здоровья и жизненной силы

6, 12, 18

Одиночество

Ощущение человеком одиночества и социальной изоляции

11

Литература

  1. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. 2013. Т. 6. № 4. С. 4–13.
  2. Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. Карелин. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 416 с.
  3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
  4. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2. С. 82–93.
  5. Исаева О.М., Савинова С.Ю. Психологическое благополучие как субъективная предпосылка готовности преподавателей вузов к организационным изменениям, связанным с внедрением дистанционных форм обучения // Пандемия как глобальный вызов: социально-экономические и правовые аспекты / Науч. ред.: М.В. Плотников. Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2021. С. 114–134.
  6. Карапетян Л.В. Исследование благополучия в отечественной̆ психологии // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 2. С. 132–137.
  7. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» (г. Москва, 21-24 октября 2008 г.). М.: Институт социологии РАН; Российское общество социологов, 2008. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1210190841.pdf (дата обращения: 30.05.2021).
  8. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117–142. DOI:10.14515/monitoring.2020.1.06
  9. Созонтов А.Е. Гедонистический и эвдемонический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 105–114.
  10. Яремчук С.В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 5. С. 85–95.
  11. Ascenso S., Perkins R., Williamon A. Resounding Meaning: A PERMA Wellbeing Profile of Classical Musicians // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9:1895. DOI:10.3389/fpsyg.2018.01895
  12. Butler J., Kern M.L. The PERMA-Profiler: A brief multidimensional measure of flourishing // International Journal of Wellbeing. 2016. Vol. 6(3). P. 1–48. DOI:10.5502/ijw.v6i3.526
  13. Choi S., Suh C., Yang J.W., Ye B.J., Lee C.K., Son B.C., Choi M. Korean translation and validation of the Workplace Positive emotion, Engagement, Relationships, Meaning, and Accomplishment (PERMA)-Profiler // Annals of Occupational and Environmental Medicine. 2019. Vol. 31(1). DOI:10.35371/aoem.2019.31.e17
  14. Diener E., Wirtz D., Tov W., Kim-Prieto C., Choi D., Oishi S., Biswas-Diener R. New well-being measures: Short scales to assess flourishing and positive and negative feelings // Social Indicators Research. 2010. № 97(2). P. 143–156. DOI:10.1007/s11205-009-9493-y
  15. Giangrasso B. Psychometric properties of the PERMA-Profiler as hedonic and eudaimonic well-being measure in an Italian context // Current Psychology. 2021. Vol. 40. P. 1175–1184. DOI:10.1007/s12144-018-0040-3
  16. Jebb A.T., Morrison M., Tay L., Diener E. Subjective Well-Being Around the World: Trends and Predictors Across the Life Span // Psychological Science. 2020. Vol. 31(3). P. 293–305. DOI:10.1177/0956797619898826
  17. Pezirkianidis C., Stalikas A., Lakioti A. et al. Validating a multidimensional measure of wellbeing in Greece: Translation, factor structure, and measurement invariance of the PERMA Profiler. Current Psychology. 2019 [Электронный ресурс] DOI:10.1007/s12144-019-00236-7 (дата обращения: 30.05.2021).
  18. Russell D., Peplau L.A., Ferguson M.L. Developing a measure of loneliness // Journal of Personality Assessment. 1978. Vol. 42. P. 290–294.
  19. Ryan J., Curtis R., Olds T., Edney S., Vandelanotte C., Plotnikoff R. et al. Psychometric properties of the PERMA Profiler for measuring wellbeing in Australian adults. 2019. PLoS ONE 14 (12):e0225932. DOI:10.1371/journal.pone.0225932
  20. Ryan R., Deci E. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions // Contemporary educational psychology. 2020. Vol. 61:101860. DOI:10.1016/j.cedpsych.2020.101860
  21. Ryff C. Entrepreneurship and eudaimonic well-being: Five venues for new science // Journal of Business Venturing. 2019. Vol. 34(4). P. 646–663. DOI:10.1016/j.jbusvent.2018.09.003
  22. Seligman M.E.P. Flourishing. A new understanding of happiness and well-being and how to achieve them. Boston: Nicholas Brealey, 2011.
  23. Umucu E., Wu J.-R., Sanchez J., Brooks J.M., Chiu C.-Y., Tu W.-M., Chan F. Psychometric validation of the PERMA-profiler as a wellbeing measure for student veterans // Journal of American College Health. 2020. Vol. 68(3). P. 271–277. DOI:10.1080/07448481.2018.1546182
  24. Waterman A.S. Reconsidering happiness: A eudaimonist’s perspective // The Journal of Positive Psychology. 2008. Vol. 3(4). P. 234–252. DOI:10.1080/17439760802303002

 

Информация об авторах

Исаева Оксана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0926-5182, e-mail: oisaeva@hse.ru

Акимова Анна Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), доцент кафедры общей и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ФГАОУ ВО «Университет Лобачевского»), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5750-8409, e-mail: anna@rambler.ru

Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения, ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9667-4752, e-mail: envolkova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2679
В прошлом месяце: 176
В текущем месяце: 175

Скачиваний

Всего: 1128
В прошлом месяце: 70
В текущем месяце: 90