Науковедческая рефлексия развития академической социальной психологии (к 50-летнему юбилею ИП РАН и 100-летию со дня рождения Е.В. Шороховой)

51

Аннотация

Цель. На фоне анализа истории социальной психологии изучить специфику ее академических исследований в ИП РАН и роль в их организации Е.В. Шороховой, охарактеризовав ее научную жизнедеятельность.Контекст и актуальность. В связи с 50-летним юбилеем ведущего в стране научного центра экспериментально-психологических исследований — Института психологии РАН — в статье анализируется научно-организационная деятельность заместителя директора ИПАН, заведующего лабораторией социальной психологии, одного из основателей и лидеров советской и постсоветской социальной психологии профессора Е.В. Шороховой, 100-летие со дня рождения которой отмечается научной общественностью в этом году. Актуальность статьи связана с необходимостью изучения истории советской социальной психологии как историко-научной базы изучения сложившихся предпосылок и экспликации логики развития социально-психологического познания в целях определения его дальнейших перспектив в современных социокультурных условиях. Новизна статьи определяется науковедческими методами институционально-персонологического анализа наследия и построения периодизации жизнедеятельности Е.В. Шороховой как авторитетного энтузиаста первых в стране послевоенных социально-психологических исследований и одного из организационных лидеров их дальнейшего развития в «оттепель» в Институте философии АН СССР и затем в Институте психологии АН СССР/РАН в периоды «застоя», перестройки и современной демократизации общества.Основные выводы. В настоящей статье впервые построена периодизация этапов жизнедеятельности Е.В. Шороховой, показано их экзистенциально-институциональное значение и научно-предметное содержание, что оказало стратегическое воздействие на организацию комплекса социально-психологических исследований в ИП РАН.

Общая информация

Ключевые слова: социальная психология, персонология творчества, науковедение, институции, организационная деятельность, академические исследования, субъекты жизнетворчества, выдающиеся личности, Е.В. Шорохова, С.Л. Рубинштейн

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130313

Получена: 08.07.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Семенов И.Н., Водопьянов Д.А. Науковедческая рефлексия развития академической социальной психологии (к 50-летнему юбилею ИП РАН и 100-летию со дня рождения Е.В. Шороховой) // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 3. С. 221–235. DOI: 10.17759/sps.2022130313

Полный текст

Введение: Историко-научные предпосылки развития современной российской социальной психологии

Становление и развитие российской социальной психологии в ХХ—ХХI веках осуществляется различными путями: академическими [6; 10; 29; 40], вузовскими [12; 13], междисциплинарными [18; 44], прикладными [16; 20]. Они по-разному взаимодействовали — то доминируя (в 1920-е или в 1970—1990-е и 2010-е гг.), то отступая в тень (как при И.В. Сталине) в те или иные периоды истории отечественной науки: дореволюционной, послереволюционной, предвоенной, послевоенной и затем во времена «оттепели», «застоя», перестройки, постсоветской демократизации 1990-х гг., а также в современную эпоху начала ХХI в.

В связи с этим в историко-научном плане интересно проследить на материале полувекового развития исследовательской деятельности такого крупного ученого в социальной психологии, как Екатерина Васильевна Шорохова (1922—2004). Ибо она не только стояла у истоков возрождения в «оттепель» до- [20] и послереволюционных традиций российской социальной психологии, но и организационно содействовала [40] ее дальнейшему становлению в статусе академической науки в центральном Институте психологии [10] АН СССР/РАН на рубеже ХХ—ХХI веков.

При отсутствии до революции организационно единой государственной или частной социально-психологической институции, координирующей исследования этого профиля, они проводись в разных предметно-академических направлениях, носивших в основном междисциплинарный характер: этико-философском (М.М. Рубинштейн), этно-культурологическом (Г.Г. Шпет), психолого-филологическом (Д.Н. Овсянико-Куликовский, Р.О. Якобсон), социо-юридическом (М.М. Ковалевский, Л.П. Петражицкий), психоневрологическом (В.М. Бехтерев), социально-педагогическом (К.Н. Вентцель, А.П. Нечаев), дифференциально-психологическом (А.Ф. Лазурский), психолого-педологическом (П.П. Блонский). Эта полифония затрудняла теоретические возможности центрировать корпус разнообразных социально-психологических изысканий вокруг категориально структурированного дисциплинарного определения предмета социальной психологии и призванной реализовать его системы исследовательских методов.

После революции подобное неопределенное положение начало было меняться в силу того, что возникшее в канун мировой войны такое частное по своему созданию (в основном на средства мецената С.И. Щукина) научное учреждение, как Психологический институт имени Л.Г. Щукиной (ныне ПИ РАО), имело в своем штате хоть и немного, но все-таки некоторых профессиональных социальных психологов (Л.А. Рейснер, Г.Г. Шпет). Однако их деятельность стала носить противоречивый характер из-за столкновения классических социально-психологических традиций [20] с послереволюционной установкой на их исключительно марксистскую реализацию, особенно — после отставки в октябре 1923 г. с поста директора Г.И. Челпанова за его принципиальную оппозицию. Согласно его мнению, институт должен заниматься общей естественно-научной психологией, причем вне идеологических контекстов, а социальная психология — удел марксистски ориентированных ученых. Ибо именно последние — при новом директоре рефлексологе К.Н. Корнилове — пустились во все тяжкие путем проведения в 1920-е гг. вульгарно-социологических изысканий, подменив ими академически обоснованные социально-психологические исследования. Для них в 1930—1940-е гг. характерно спорадическое проведение эмпирических изысканий для обоснования идеологической ассимиляции марксизма в обществознании и социальной психологии, в частности на материале психолого-педагогического исследования коллективов: детских, подростковых, юношеских (А.Б. Залкинд, А.С. Залужный, А.С. Макаренко, С.С. Моложавый) и трудовых (Н.И. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн).

Это научно бесперспективное положение стало принципиально изменяться лишь в период «оттепели» рубежа 1950—1960-х гг. В тот период начали проводиться конкретные социологические исследования, ассимилироваться зарубежные методики и разрабатываться теоретико-методологические основы таких инновационных — по тем переломным для страны временам — областей знания, как академическая социология и социальная психология.

Именно в этом социокультурном контексте и в тот «оттепельный» период Б.Г. Ананьев организует Институт конкретных социальных исследований в ЛГУ. В Москве в академическом Институте философии (ИФАН) Е.В. Шорохова, ставшая после смерти С.Л. Рубинштейна заведовать созданным им сектором философских проблем психологии, организует реализацию его стратегий [29] на изучение мышления [9] и опыта зарубежной психологии [5; 33], а также начинает постепенно переориентировать своих сотрудников на анализ ставшей актуальной в «оттепель» социально-психологической проблематики [33].

Интерес к ее профессиональному изучению стали проявлять и в других университетско-академических учреждениях: на психологических отделениях МГУ (Г.М. Андреева, Л.А. Петровская), ЛГУ (Е.С. Кузьмин, А.А. Бодалев), в АН СССР (В.А. Здравомыслов, В.А. Ядов) и позднее в НИИОПП/ПИ РАО и МГППУ (А.В. Петровский, М.Ю. Кондратьев, В.В. Рубцов), в МПГИ им. Ленина (Р.С. Вайсман, В.В. Шабельников и др.).

Проведем с позиций развиваемого нами институционально-персонологического подхода [28; 29; 30; 31] науковедческую рефлексию эволюции отечественной социальной психологии второй половины ХХ в. и начала ХХI в. В связи с этим рассмотрим подробнее роль ученого секретаря института философии (ИФАН) и заместителя директора института психологии (ИПАН) АН СССР доктора философских наук (по психологии) Е.В. Шороховой в становлении отечественной социальной психологии позднего советского и постсоветского времени. Ибо после перехода Е.В. Шороховой в 1972 г. во вновь открытый ИПАН (ныне ИП РАН) именно она — как заместитель директора и первая заведующая лабораторией социальной психологии ведущего научного академического центра в стране — организационно курировала развитие этой инновационной области знания, во многом определяя в ней публикационную политику в качестве члена редколлегии Психологического журнала АН СССР и затем — авторитетного главного научного сотрудника ИП РАН.

Одним из крупных организаторов советской психологической науки второй половины ХХ в. являлась вице-президент Общества психологов СССР Е.В. Шорохова. Будучи выпускницей ЛГУ в качестве ученицы методолога человекознания Б.Г. Ананьева и коллегой в ИФАН теоретика сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна (в качестве его аспирантки и сотрудницы), она знаменовала своей разносторонней научно-исследовательской и организационно-публикационной деятельностью взаимодействие ведущих представителей в Москве двух столичных научных школ: общемосковской (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, С.К. Рощин, П.Н. Шихирев) и общеленинградской (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов), которое до сегодняшнего времени конструктивно осуществляется в ИПАН/ИП РАН, отмечающего свой 50-летний юбилей.

В связи со 100-летием со дня рождения философа, методолога, психолога, социолога, педагога, историка и организатора науки Е.В. Шороховой актуальным является обращение к целостной характеристике ее жизнедеятельности посредством системно-науковедческого анализа жизненного пути и научного наследия. Ибо она стояла у истоков послевоенной социальной психологии и полвека была одним из ее организаторов в ИПАН/ИП РАН и в Обществе психологов СССР. Новизна статьи определяется тем, что изучение профессионального развития и научного творчества Е.В. Шороховой осуществляется с позиций институционально-персонологического подхода [31], реализованного нами относительно экзистенциально-науковедческого анализа жизнедеятельности ряда выдающихся российских психологов (Г.Г. Шпет, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн [30], А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.А. Бодалев, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский [28], Е.А. Будилова [29], М.Г. Ярошевский и др.). Обратимся к изучению персонологии Е.В. Шороховой как философа, методолога, общего и социального психолога, педагога, историка и организатора науки.

Периодизация жизнедеятельности Е.В. Шороховой в институтах философии и психологии
Академии наук

Ее жизненный путь включает ряд следующих основных этапов экзистенциально-профессионального развития.

1) Содержание первого — образовательного — этапа (1922—1941 гг.) определятся тем, что, родившись в крестьянской семье, Е.В. Шорохова благодаря своим недюжинным способностям и силе воли в трудное время становления советской власти после гражданской войны и проведения коллективизации сумела окончить в 1940 г. сельскую школу с золотой медалью.

2) На втором — вузовском — этапе (1942—1947 гг.) она во время войны поступила на открывшийся в Ленинградском университете философский факультет, который окончила в 1947 г., специализируясь по психологии в научной школе методолога человекознания академика АПН РСФСР Б.Г. Ананьева.

3) На третьем — аспирантском — этапе (1947—1950 гг.) в связи с назначением мужа по службе в Москву Е.В. Шорохова поступила в аспирантуру Академии наук в ИФАН. Здесь под руководством заведующего сектором философских проблем психологии члена-корреспондента АН СССР С.Л. Рубинштейна она защитила кандидатскую диссертацию «Материалистическое учение И.П. Павлова о сигнальных системах», получив степень кандидата философских наук (по психологии). В этот сложный для науки период рубежа 1940—1950-х гг. в идеологически главном в стране ИФАН сложилась напряженная (в т.ч. для защиты указанной диссертации) обстановка. Во-первых, заведующий сектором — где Е.В. Шорохова готовила диссертацию — профессор С.Л. Рубинштейн с конца 1940-х гг. оказался в опале из-за якобы «подражания западной лженауке». Во-вторых, тема диссертации оказалась в рискованном предметном поле односторонней трактовки учения И.П. Павлова, согласно которой в 1950 г. «Павловская сессия» двух академий АН и АМН СССР стала требовать от ученых «физиологизации психологии» с целью ее подмены материалистической физиологией нервной системы. Осторожная проницательность С.Л. Рубинштейна и адекватность социальной ориентировки самой Е.В. Шороховой в идеологических рифах позволили ей успешно защитить кандидатскую диссертацию в 1952 г.

4) На четвертом — научно-общественном — этапе (1952—1955 гг.) Е.В. Шорохова развила свой профессиональный успех: она сумела в 1952 г. опубликовать брошюру по итогам диссертации в издательстве «Знание» и далее в 1955 г. быть избранной в ИФАН секретарем партийной организации КПСС, а также стать назначенной ученым секретарем этого идеологического центра. Пока С.Л. Рубинштейн был в опале (с увольнением со всех руководящих постов и с запретом публиковать свои авторские труды), Е.В. Шорохова подготовила программу проведения в 1952 г. идеологически ответственного совещания по философским вопросам павловской психофизиологии с изданием сборника его материалов, а также в 1955 г. опубликовала книгу [32] о психологических аспектах в наследии И.П. Павлова.

5) На пятом — психофизиологическом — этапе (1956—1960 гг.) после возвращения в 1956 г. С.Л. Рубинштейна вновь к заведованию сектором Е.В. Шорохова продолжила совместно с его другими сотрудниками (Е.А. Будилова, Н.С. Мансуров, Л.И. Анцыферова и др.) реализацию разработанной им [29] сразу после войны стратегии на анализ рефлекторной природы психики. С этой целью Е.В. Шорохова участвовала в организованной С.Л. Рубинштейном в 1957 г. научной конференции о психологических воззрениях И.М. Сеченова.

6) Шестой — философско-естественно-научный — этап (1960—1964 гг.) наступил после смерти С.Л. Рубинштейна в начале 1960 г., когда кандидат наук Е.В. Шорохова стала заведовать созданным им сектором в ИФАН. В нем она организовала исследования в русле одновременно двух стратегий С.Л. Рубинштейна (на изучение сознания и выяснение его рефлекторной природы [29]) при прижизненной консультации им [23] ее докторской диссертации. Защитив ее на тему «Проблема сознания в философии и естествознании» и издав по ней монографию [32], Е.В. Шорохова стала в 1961 г. доктором философских наук (по психологии). С этих стартовых позиций ей пришлось организовать завершение подготовки — спроектированной С.Л. Рубинштейном еще при жизни — междисциплинарного совещания на тему «Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии» с редактированием сборника докладов, изданного в 1963 г.

Параллельно Е.В. Шорохова начинает обращаться к изучению зарубежного опыта социально-психологических исследований и в то же время продолжает осуществлять фундаментальную стратегию С.Л. Рубинштейна [29] на развитие принципов советской психологии с учетом достижений западной науки, организуя издание [33] ее критического анализа под своей редакцией. Одновременно Е.В. Шорохова поддержала защиту кандидатских диссертаций по психологии мышления младшим поколением научной школы С.Л. Рубинштейна — его учениками: А.М. Матюшкиным, К.А. Славской [Абульханой] и А.В. Брушлинским.

7) На седьмом — мыследеятельностном — этапе (1964—1968 гг.) Е.В. Шорохова, стремясь упрочить положение руководимого ею сектора в философском институте, интенсифицировала реализацию стратегии С.Л. Рубинштейна [29] на психологическое изучение традиционно значимой для философии проблемы мышления в советском человекознании на базе ассимиляции зарубежных достижений в данной области. Это потребовало от Е.В. Шороховой организации издания в 1966 г. сотрудниками сектора и ряда вузов под ее редакцией двух коллективных монографий [5; 9]. Причем с включением статей, подготовленных на основе различных теоретических позиций, в т.ч. развивающих деятельностный подход в конкурирующих трактовках как С.Л. Рубинштейна (Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, Е.А. Будилова, К.А. Славская (Абульханова)), так и А.Н. Леонтьева (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О.К. Тихомиров). Это обобщение достижений мировой психологии мышления начала и середины ХХ в. явилось мощным стимулом для его теоретико-экспериментальных исследований в советской (Н.Г. Алексеев, Д.Б. Богоявленская, Д.Н. Завалишина, Ю.К. Корнилов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, В.В. Петухов, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, И.Н. Семенов, М.Г. Ярошевский) и зарубежной (А. Горальский, В. Маттеус) науке второй половины ХХ в. При этом Е.В. Шорохова осуществляет методологическую рефлексию [34] наследия С.Л. Рубинштейна и развития его идей в созданном им секторе.

8) На восьмом — методологическом — этапе (1969—1972 гг.) с целью усиления интеграции исследовательской деятельности сектора в гносеологическую проблематику ИФАН Е.В. Шорохова организует изучение методологических вопросов психологического познания (биологического и социального, мышления и личности) с изданием по этой проблематике научных сборников [36; 37] под ее редакцией. При этом в ИФАН под кураторством Е.В. Шороховой сотрудниками сектора К.А. Абульхановой-Славской и А.В. Брушлинским кропотливо готовится к изданию — с их обширными комментариями — сборник трудов С.Л. Рубинштейна «Проблемы общей психологии». Он был опубликован позднее в 1973 г., включая его очерк «Человек и мир» [24], который стал фундаментальной основой для перехода [1; 2; 29; 38; 39; 44 и др.] к последующему изучению сотрудниками сектора проблемы личности (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, Е.А. Будилова, Е.В. Шорохова), в т.ч. творческой (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, М.Г. Ярошевский) в научной школе С.Л. Рубинштейна.

9) На девятом — общепсихологическом — этапе (1972—1983 гг.) в условиях созданного Б.Ф. Ломовым нового Института психологии в системе АН СССР по предложению его как директора Е.В. Шорохова (несмотря на свой высокий авторитет и прочный статус в ИФАН) перешла вместе с костяком сектора (Л.И. Анцыферова, Е.А. Будилова, А.В. Брушлинский, К.К. Платонов и др.) в состав ИПАН в качестве заместителя директора, курируя два направления: общепсихологическое изучение и воспитание личности [37; 38; 39], а также социально-психологическое исследование больших и малых групп [40].

При этом президенты Общества психологов ССР Б.Ф. Ломов и А.М. Матюшкин, вице-президент Е.В. Шорохова оказали поддержку Я.А. Пономареву в организации на базе ИПАН Всесоюзной секции «Психология творчества». Это позволило публиковать инновационные труды ее участников (Н.Г. Алексеев, Д.Б. Богоявленская, Ч.М. Гаджиев, Г.А. Голицын, В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов, В.М. Петров, Л.М. Попов, С.Ю. Степанов, А.Б. Холмогорова) в виде коллективных монографий под грифом ИПАН и издательства «Наука» [21 и др.], а также статей в ведущих научных журналах — «Психологическом» и «Вопросы психологии».

10) На десятом — социально-психологическом — этапе (1983—1988 гг.) заместитель директора ИПАН, заведующая лабораторией социальной психологи Е.В. Шорохова была энтузиастом анализа ее истории и изучения актуальных проблем, а также организатором их теоретико-методологических и эмпирических исследований [22]. Она явилась инициатором создания социальной психологии отечественного крестьянства, первые результаты исследования которого были опубликованы в книгах совместно с О.И. Зотовой и др. [16]. Параллельно Е.В. Шорохова продолжала курировать общепсихологическое изучение проблем личности и сознания, деятельности и мышления, в т.ч. на теоретико-методологической основе развития деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна его учениками (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский) и последователями (В.Г. Асеев, Т.И. Артемьева, М.И. Воловикова, В.А. Кольцова, Г.С. Тарасов, И.И. Чеснокова и др.) с изданием сборников под ее редакцией. При этом Е.В. Шорохова участвовала в изучении историко-психологических проблем и поддерживала издание их системно-научного анализа (Л.И. Анцыферова, Е.А. Будилова [8], А.В. Брушлинский, В.А. Кольцова).

11) На одиннадцатом — междисциплинарном — этапе (1988—1999 гг.) в результате начатой в 1988 г. Б.Ф. Ломовым (в связи с развернувшийся в стране идеологической «перестройкой») реорганизации структуры института и далее ее совершенствования новым директором А.В. Брушлинским его старшая (по школе С.Л. Рубинштейна) коллега, главный научный сотрудник ИПАН Е.В. Шорохова продолжила свои социально-психологические исследования [14; 15; 42]. Для этого она акцентировала их междисциплинарные связи в целях изучения различных слоев населения (бригад рабочих и крестьян, участников кооперативов, предпринимателей) в контексте происходивших в стране социально-экономических перемен. В историко-научном плане Е.В. Шорохова еще раз вернулась к институционально-персонологической рефлексии [41] жизнетворчества выдающейся личности С.Л. Рубинштейна и его роли в создании научной школы.

12) На двенадцатом — историко-научном — этапе (2000—2004 гг.) Е.В. Шорохова продолжила свои историко-научные изыскания в сфере социальной психологии, а также творческое сотрудничество с новым директором ИП РАН А.Л. Журавлевым [45] в изучении процессов управления в коллективной деятельности и в социально-психологическом обеспечении образования. При этом, обобщая педагогический опыт, профессор Е.В. Шорохова участвовала в подготовке учебных пособий и учебников [12; 13; 15] для преподавания в вузах (в т.ч. экономических) методологических основ теоретической и прикладной социальной психологии и ее истории [41; 42; 43; 45].

Заключение и выводы: значение наследия и научно-организационной деятельности
Е.В. Шороховой

В работе рассмотрены персонология жизнедеятельности и научное наследие крупного теоретика и энтузиаста исследований в общей и социальной психологии, одного из организаторов психологической науки второй половины ХХ в. Е.В. Шороховой. Она в течение 17 лет в качестве заместителя директора руководила гуманитарными и социально-психологическими изысканиями в Институте психологии (ИПАН) АН СССР, отмечающего ныне свой полувековой юбилей. На ряду с Б.Г. Ананьевым, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалевым, М.Ю. Кондратьевым, Е.С. Кузьминым, А.В. Петровским, В.В. Рубцовым, П.Н. Шихиревым, Е.В. Шорохова внесла существенный вклад в организационное развитие отечественной социальной психологии. В статье на фоне истории российского человекознания охарактеризовано взаимодействие Е.В. Шороховой с основателем сектора философских проблем психологии в Институте философии АН СССР С.Л. Рубинштейном, а также — ее ключевая организационная роль в развитии его наследия в советской психологической науке.

При этом впервые выстроена периодизация полувековой научно-управленческой деятельности Е.В. Шороховой и обобщенно показан ее вклад: в изучение зарубежной психологии мышления и сознания, бессознательных и социальных процессов, в развитие истории, теории, методологии общей психологии личности и групп, индивидуальной и коллективной деятельности, а также в организацию конкретных исследований в различных теоретических и прикладных направлениях отечественной социальной психологии, в т.ч. в воспитание и образование личности, в изучение развития профессионализма рабочих, управленцев, предпринимателей и крестьянства.

Пройдя в науке более чем полувековой путь, в т.ч. свыше тридцати лет на руководящих должностях, Е.В. Шорохова — в силу своего характера, интеллекта, образованности, проницательности, организаторских способностей и ориентировки в тенденциях развития профессиональной страты и социокультурных экспектаций науки в быстро изменяющемся обществе — сумела: выстоять в идеологически напряженных и кризисных условиях, стать крупным ученым методологом и психологом, сохранить [32; 46] созданный С.Л. Рубинштейном психологический сектор в сложной философской среде ИФАН, внести существенный вклад в становление ИПАН как ведущего психологического центра, а также в развитие отечественной общей и социальной психологии, в т.ч. российского крестьянства и предпринимательства.

При этом Е.В. Шорохова, анализируя философские и методологические вопросы психологии [32; 36; 37; 46], создавала в ИФАН публикационное пространство [2; 5; 9] для коллег по школе С.Л. Рубинштейна по работе в ИПАН, поддерживая их своим соавторством [15; 44] и авторитетом [10; 30; 40]. Это способствовало его ученикам (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, Е.А. Будилова, М.Г. Ярошевский) и далее последователям (М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, И.Н. Семенов, Е.А. Сергиеенко и др.) развивать собственные направления оригинальных исследований в области: социального мышления и социальных представлений [1; 18], ментальных репрезентаций и социальной перцепции [7], социализации личности [31] и поведения в группах [26; 27], социально-психологического обеспечения профессиональной деятельности в образовании [38] и научном творчестве [6; 20], в управлении и предпринимательстве [14; 18; 44].

Научные достижения философа, методолога, психолога, социолога, педагога и организатора науки Е.В. Шороховой отражены в статьях и книгах, учебниках и руководствах. Ее деятельность получила широкое признание у специалистов: Е.В. Шорохова была удостоена звания Заслуженного деятеля науки РСФСР, избрана вице-президентом Общества психологов, награждена дважды Орденом «Знак почета» и государственными медалями. Воспитанные ею ученики и последователи продолжают в новых условиях российской государственности осуществлять в ИП РАН и вузах социально-психологические исследования, взаимодействуя с другими направлениями [1; 3; 4; 7; 11; 19; 25; 28] современной психологии, а также в прикладном плане — развивать человеческий капитал [31] разнообразных профессиональных и социальных групп в процессах их деятельности и социализации.

Литература

 

  1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Социальная психология в трудах отечественных психологов. Серия «Хрестоматия по психологии» / Сост. А.Л. Свенцицкий. СПб.: Питер, 2000. С. 289—314.
  2. Абульханова К.А., Анцыферова Л.И., Будилова Е.А. Теоретические проблемы психологии личности / под. ред. Е.В. Шороховой. М.: ИПАН, Наука, 1974. 317 с.
  3. Абульханова К.А., Ждан А.Н., Семенов И.Н. К 130-летнему юбилею С.Л. Рубинштейна. Материалы общемосковского методологического семинара. Сборник РПО / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: ПИ РАО, Акрополь, 2020. 136 с.
  4. Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века / отв. ред. И.Н. Семенов. Кисловодск: СКГТУ, 2007. С. 31—41.
  5. Анцыферова Л.И., Будилова Е.А., Тихомиров О.К. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах / под ред. Е.В. Шороховой. М.: ИФАН, Наука, 1966. 299 с.
  6. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива / авт. вст. ст. и отв. ред. М.Г. Ярошевский. М.: ИИЕиТ, Наука, 1987. 215 с.
  7. Бодалев А.А., Кузьмина Н.В., Семенов И.Н. Проблемы социально-перцептивной компетентности личности / под ред. И.Н. Семенова, Е.А. Яблоковой. М.: РАГС, 1998.
  8. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: ИПАН, Наука, 1983. 232 с.
  9. Будилова Е.А., Абульханова К.А., Гальперин П.Я. Исследования мышления в советской психологии / под ред. Е.В. Шороховой. М.: ИФАН, Наука, 1966. 476 с.
  10. Будилова Е.А., Ломов Б.Ф., Шорохова Е.В. Академия наук СССР и развитие психологии // Вопросы психологии. 1974. № 2. С. 3—18.
  11. Водопьянов Д.А. Теоретические основы психологической готовности студентов—будущих психологов к профессиональной деятельности // Акмеология. Научно-практический журнал. 2017. № 2—3. С. 62—63.
  12. Журавлев А.Л., Рощин С.К., Шорохова Е.В. Социальная психология. Учебное пособие для вузов. М.: ИП РАН, 2002. (Серия «Высшее психологическое образование»). 351 с.
  13. Журавлев А.Л., Шорохова Е.В. Психология больших социальных групп и массовых явлений // Психология. Учебник для экономических вузов. Серия «Учебник нового века». СПб.: Питер, 2000. С. 374—386.
  14. Журавлев А.Л., Шорохова Е.В. Психологические особенности российского предпринимательства: исторический аспект // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: ИП РАН, 1999. С. 17—43.
  15. Журавлев А.Л., Шорохова Е.В., Рощин С.К. История и методы социальной психологии. // Современная психология. Справочное руководство / отв. ред. В.Н. Дружинин. М., 1999. С. 466—484.
  16. Зотова О.И., Новиков В.В., Шорохова Е.В. Особенности психологии крестьянства: Прошлое и настоящее. М.: Наука, 1983. 168 с.
  17. Ковшуро О.Д., Семенов И.Н. Исследование рефлексивности самореализации личности в сфере государственной службы. Брянск-Орел: ОРАГС, 2005. 239 с.
  18. Лосев А.В., Семенов И.Н. Экспериментально-психологическое исследование и формирование рефлексивности социально-профессионального мышления менеджеров быстроразвивающихся организаций // Проблема эксперимента в психологии / под ред. Р.Л. Кричевского и др. М.: РАГС, 1998. С. 79—121.
  19. Кондратьев М.Ю. Отечественное профессиональное психологическое сообщество. Штрихи к портрету поколения. М., 2015. 174 с.
  20. Орлов С.С., Семенов И.Н. Оценка творческого потенциала научных коллективов (праксиологическая рефлексика) // Человек в мире интеллектуальных систем / под ред. И.С. Ладенко. Новосибирск: НГУ, 1991. С. 184—194.
  21. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Богоявленская Д.Б. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: ИПАН, Наука, 1990. 222 с.
  22. Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1987. 224 с.
  23. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.
  24. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / под ред. Е.В. Шороховой: сост. и авт. коммент. К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский. М.: Педагогика, 1973; 2-е изд. 1976. С. 253—409.
  25. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2017. 416 с.
  26. Семенов И.Н. Персонология жизнетворчества А.В. Петровского и развитие истории и теории общей и социальной психологии и педагогики (к 90-летию со дня рождения) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2014. № 5. С. 10—48.
  27. Семенов И.Н. Институционально-персонологическое изучение научного творчества С.Л. Рубинштейна и роли его научной школы в академической и университетской психологии // Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика и психология. 2021а. № 2. С. 119—144. DOI:10.15382/sturIV202161.119-144
  28. Семенов И.Н. Генерация и социализация субъектов научно-творческой деятельности посредством рефлексивно-психологического изучения развития человеческого капитала // Известия РАО. 2021б. № 4. С. 155—170. DOI:10.51944/2073-8498_2021_4_155
  29. Социальная психология и общественная практика / отв. ред. Е.В. Шорохова, В.П. Левкович. М.: Наука, 1985. 233 с.
  30. Теоретические проблемы психологии личности / отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1974. 317 с.
  31. Шорохова Е.В. (отв. ред.). Методологические проблемы социальной психологии / ИП АН СССР. М.: Наука, 1975. 295 с.
  32. Шорохова Е.В. Материалистическое учение И.П. Павлова о сигнальных системах. Акад. наук СССР. Ин-т философии. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 232 с.
  33. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М.: Соцэкгиз, 1961. 363 с.
  34. Шорохова Е.В. Фрейдизм // Современная психология в капиталистических странах / под ред. Е.В. Шороховой. М.: ИФАН, Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 406 с.
  35. Шорохова Е.В. Теоретические проблемы в трудах С.Л. Рубинштейна // Вопросы психологии. 1967. № 5. С. 38—50.
  36. Шорохова Е.В. Принцип детерминизма в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии / под ред. Е.В. Шороховой. М.: ИФАН, Наука, 1969. С. 9—56.
  37. Шорохова Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека // Биологическое и социальное в развитии человека. М.: ИПАН, Наука, 1977. С. 65—81.
  38. Шорохова Е.В. Социально-психологические проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Социальная психология личности / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: ИПАН, Наука, 1979. С. 5—24.
  39. Шорохова Е.В. Тенденции исследований личности в советской психологии // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 1. С. 45—57.
  40. Шорохова Е.В. Основные итоги социально-психологических исследований в Институте психологии АН СССР // Психол. журнал. 1982. Т. 3. № 2. С. 34—54.
  41. Шорохова Е.В. С.Л. Рубинштейн — выдающийся методолог, теоретик и организатор психологической науки // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. К 110-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. М.: ИП РАН, 1999а. С. 174—177.
  42. Шорохова Е.В. Психологические особенности социально-экономических преобразований в сельском хозяйстве в 20—30-е годы 20 века // Социальная психология экономического поведения / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: ИП РАН, 1999б. С. 28—39.
  43. Шорохова Е.В. О решении А.В. Брушлинским некоторых методологических вопросов психологии // Психол. журнал. 2003. Т. 24. № 3. С. 84—86.
  44. Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения / отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: ИПАН, Наука, 1979. С. 3—19.
  45. Шорохова Е.В., Журавлев А.Л. Исследования личности в группе в истории социальной психологии в 20—50-х годах ХХ века // Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: ИП РАН, 2001. С. 12—35.
  46. Шорохова Е.В., Каганов В.М. Некоторые философские вопросы психологии. М.: ИФАН, Изд-во АН СССР, 1962. 80 с.

 

Информация об авторах

Семенов Игорь Никитович, доктор психологических наук, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии, ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО города Москвы МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5823-2918, e-mail: i_samenov@mail.ru

Водопьянов Дмитрий Александрович, психолог-консультант, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6462-9698, e-mail: d.vodopianov@gmail.com