Психодиагностика ценностных ориентаций подростков: результаты стандартизации методики «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной

725

Аннотация

Цель. Проверка психометрических свойств и валидности методики «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной, позволяющей определить предпочтения восьми базовых ценностей (Здоровье, Материальная обеспеченность, Творчество, Семья, Карьера, Служение, Слава, Отдых) для подростков 10-18 лет.
Контекст и актуальность. В настоящий момент ценности подростка формируются в ситуации социальной нестабильности и ценностно-нормативной неопределенности, поэтому задача изучения ценностных ориентаций подростков имеет большое значение, налагая особые требования к выбору инструментария исследования.
Дизайн исследования. Исследование проводилось онлайн с помощью Google-форм. Использовались методики «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной, «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева и «Опросник для изучения эмоционального отношения к учению» А.М. Прихожан. Участники. В исследовании приняли участие 1303 подростка в возрасте от 10 до 18 лет (средний возраст = 13,7 ± 1,7 лет, медиана = 13 лет); из них 42% женского пола, 32% – мужского и 26% не указали свой пол.
Методы (инструменты). Для проверки внутренней согласованности методики использовались альфа Кронбаха и омега МакДональда, эксплораторный и конфирматорный факторные анализы; для проверки внешней валидности – корреляционные коэффициенты Пирсона; для определения половозрастных различий – трехфакторный дисперсионный анализ с апостериорным критерием Дункана; для определения пространства жизненных ценностей – метод многомерного шкалирования. Результаты. Результаты показали внутреннюю согласованность всех шкал методики (α Кронбаха = 0,75–0,84), при этом эксплораторный и конфирматорный факторные анализы подтверждают 8-факторную структуру опросника. Внешняя валидность подтверждается взаимосвязями со смысложизненными ориентациями, мотивацией и эмоциональным отношением к учению. Половозрастные различия невелики. Девочки ценят творчество и славу более, чем мальчики. С возрастом у подростков усиливается ценность карьеры и материальной обеспеченности, а ценность служения снижается.
Основные выводы. Методика «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной является эффективной, надежной, валидной и может использоваться как в исследовательских, так и в прикладных целях для подростков 10-18 лет.

Общая информация

Ключевые слова: жизненные ценности, ценностные ориентации, иерархия ценностей, подростки, психодиагностика, валидность, надежность, стандартизация

Рубрика издания: Методический инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2023140310

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Разработка комплексной программы психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей» от 26 апреля 2023 года № 073-00038-23-04.

Получена: 06.03.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Ульянина О.А., Радчикова Н.П., Борисенко Е.В., Хайрова З.Р. Психодиагностика ценностных ориентаций подростков: результаты стандартизации методики «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 3. С. 154–172. DOI: 10.17759/sps.2023140310

Полный текст

Введение

Ценностные ориентации представляют собой одно из центральных личностных новообразований и выражают сознательное отношение человека к социальной действительности. Считается, что они могут определять широкую мотивацию поведения и выступать в качестве механизма нравственного контроля. При этом именно подростковый возраст имеет важнейшее значение в становлении человека как личности и одновременно является сложным и критическим [2; 19]. Современный подросток растет и развивается в условиях постоянно меняющихся социальных норм и правил. Актуальное общественное устройство характеризуется высокой вариативностью ролей, видов деятельности, социальных ситуаций, групповых норм [18]. Кроме того, на ценности современного подростка оказывают влияние множество институтов: семья, школа, сверстники, интернет-среда и т.д. [12; 14]. При этом подростковый возраст является кризисным и сенситивным для формирования множества рисков, в том числе девиантного поведения [3; 14]. Именно поэтому задача изучения ценностных ориентаций подростков имеет такое значение, налагая особые требования к выбору инструментария исследования.

В настоящий момент для изучения ценностных ориентаций применяются различные методики. Одной из самых известных и широко применяемых является «Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича» [7], согласно которой ранжируются отдельно 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей. Исследование занимает 5-10 минут. Преимуществами этой методики называют ее компактность, универсальность, быстроту в проведении и обработке результатов, а также гибкость, позволяющую менять списки ценностей. И по американским, и по отечественным исследовательским данным ретестовая надежность терминальных ценностей оказалась выше, чем инструментальных (0,78 и 0,72 через 3 недели для американских данных; 0,79 и 0,82 через 2 недели для отечественных) [7]. Методика М. Рокича может быть использована для тестирования и младших подростков (с 11 лет) [6; 20]. К недостаткам методики можно отнести неоднозначность критериев ранжирования [7] и довольно трудную для респондентов процедуру ранжирования, которая предполагает, что все 18 ценностей можно сравнивать одновременно, что является особенно важным при изучении ценностей в младшем подростковом возрасте. О валидности методики можно судить лишь косвенно по результатам сравнения разных социальных групп: мужчин и женщин, групп с разным уровнем дохода и групп разного возраста.

Еще одной известной методикой является методика Ш. Шварца, имеющая несколько версий с разным числом вопросов и несколько вариантов на русском языке [5; 13]. К несомненным преимуществам методики можно отнести завуалированность ценностей, так как они представлены не в виде списка, а в виде вопросов, что должно способствовать получению более искренних ответов. В результате применения методики можно получить рейтинги десяти базовых ценностей на двух уровнях: уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов. Методика может использоваться начиная c 12 лет. Она переведена на многие языки и дает похожие двумерные структуры ценностей во многих странах на разных выборках. К недостаткам методики можно отнести ее трудоемкость как для испытуемого, так и для исследователя. Нет единообразия и в представлении результатов методики. Исследователи иногда приводят сырые баллы [1], ранги [2], что затрудняет сравнение результатов.

Методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО) Е.В. Пахомовой [9] содержит три шкалы, отражающие ценностные ориентации (ЦО): Открытость к изменениям – Консерватизм (27 пунктов); Акцент на себя – Акцент на других (25 пунктов); Сохранение индивидуальности – Ориентация на группу (28 пунктов) и Шкалу социальной желательности (10 пунктов). Время выполнения методики – 20-25 минут. Апробация проводилась на небольшой выборке (N = 130) молодежи (средний возраст – 20 лет).

Еще более объемной является методика «Тест личностных ценностей» (ТЛЦ) А.В. Капцова и Л.В. Карпушиной [4], которая представляет собой усовершенствование методик ОТеЦ (Опросник терминальных ценностей) и МТЖЦ (Морфологический тест жизненных ценностей). Эта методика состоит из трех блоков: ценности жизненных сфер (5 шкал по 16 пунктов); устойчивости ценностей жизненных сфер (5 шкал по 16 пунктов); личностных ценностей (8 шкал по 10 пунктов) и устойчивости личностных ценностей (8 шкал по 10 пунктов). Кроме этих основных шкал, тест содержит три шкалы достоверности. Проверка методики проводилась на лицах в возрасте от 16 до 65 лет (N = 1274) и показала неплохие результаты. К недостаткам методики можно отнести ее трудоемкость и отсутствие валидизации для младшего и среднего подросткового возраста.

Еще одна методика по изучению жизненных ценностей – «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной [11]. Методика состоит из 8 шкал, в каждой из которых 5 пунктов. По каждому пункту проводится прямая оценка по 3-балльной шкале («+1», если утверждение соответствует взглядам и убеждениям; «–1», если не соответствует, и «0», если есть сомнения). Методика отличается простотой и быстротой выполнения и обработки результатов. Она может быть использована для младших подростков, так как вопросы понятны для возрастной группы, а шкала ответов минимальная. Такая методика могла бы быть полезной при использовании в составе большой батареи тестов, так как не требует много времени для заполнения. Единственным недостатком этой методики является отсутствие сведений о ее психометрических свойствах. Поэтому целью настоящего исследования и стала проверка психометрических свойств методики «Иерархия жизненных ценностей», проверка ее надежности и валидности.

 

Программа исследования

Выборка. В исследовании приняли участие 1303 респондента в возрасте от 10 до 18 лет (средний возраст = 13,7 ± 1,7 лет, медиана = 13 лет); при этом 332 человека не указали свой возраст. Из них 548 человек были женского пола (42%), 422 – мужского (32%) и 333 человека (26%) не указали свой пол. Из 1303 человек, заполнивших методику «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной, 1291 респондент заполнил методику «Тест смысложизненных ориентаций», 1277 респондентов – методику «Опросник для изучения эмоционального отношения к учению». Все три методики выполнили 1265 респондентов.

Инструментарий. В исследовании использовались методика «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной [11] (N = 1303) и две методики для подтверждения внешней валидности: методика «Тест смысложизненных ориентаций» [8] (N = 1291) и «Опросник для изучения эмоционального отношения к учению» [10] (N = 1277).

Процедура. Испытуемым предъявлялся компьютерный вариант методик «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной, «Тест смысложизненных ориентаций» и «Опросник для изучения эмоционального отношения к учению». В ходе исследования всем испытуемым предъявлялись одинаковые инструкции и стимульные материалы, не давались дополнительные пояснения или иные формы помощи, которые могли дать преимущество при выполнении задания, исследование проводилось в сходных условиях, использовались идентичные критерии оценки для всех протоколов.

Обработка данных. При обработке данных использовались описательная статистика; для проверки внутренней согласованности методики – альфа Кронбаха и омега МакДональда, эксплораторный и конфирматорный факторные анализы; для проверки внешней валидности: корреляционные коэффициенты Пирсона; для определения половозрастных различий – трехфакторный дисперсионный анализ с апостериорным критерием Дункана. Для определения пространства жизненных ценностей применялся метод многомерного шкалирования, для которого расстояния между объектами вычислялись как 1 – r, где r – коэффициент корреляции Пирсона. Основные расчеты проводились в программе STATISTICA, конфирматорный факторный анализ – в SPSS, вычисления альфы Кронбаха и омеги МакДональда для полихорической корреляционной матрицы – в R (пакеты Rcmdr, psych и GPArotation [15]).

 

Результаты

Описательная статистика по всем шкалам методики «Иерархия жизненных ценностей» представлена в табл. 1. Показатели асимметрии и визуальный анализ формы распределений всех шкал говорят о том, что практически все распределения являются левосторонними, то есть подростки предпочитают давать положительные ответы на все вопросы, указывая, что для них важны все жизненные ценности. При этом средние значения при округлении совпадают с медианами, что свидетельствует в пользу симметричности распределений. Так как для больших выборок (> 300) абсолютные значения асимметрии, превосходящие 2, либо абсолютные значения эксцесса, превосходящие 7, свидетельствуют о явно выраженном отклонении от нормальности [17], то почти все полученные распределения можно считать симметричными и похожими на нормальные, только сдвинутыми по оси Х вправо (точка 0 не является серединой распределения).

 

Таблица 1

Описательные статистики для всех шкал методики «Иерархия жизненных ценностей»              Г.В. Резапкиной (N = 1303)

Шкалы

M (SD)

Me

[LQ; UQ]

A

SE(A) = 0,07

K

SE(K) = 0,14

I. Здоровье

1,14 (2,17)

1 [0; 3]

–0,26

–0,22

II. Материальная обеспеченность

1,28 (2,01)

1 [0; 3]

–0,07

–0,39

III. Творчество

0,15 (2,55)

0 [–2; 2]

0,04

–0,65

IV. Семья

2,60 (2,30)

3 [1; 5]

–0,85

0,07

V. Карьера

1,46 (2,12)

1 [0; 3]

–0,19

–0,41

VI. Служение

0,89 (2,48)

1 [–1; 3]

–0,25

–0,49

VII. Слава

0,75 (2,46)

1 [–1; 3]

–0,13

–0,52

VIII. Отдых

1,23 (2,15)

1 [0; 3]

–0,28

–0,21

Примечания: М – среднее арифметическое; SD – стандартное отклонение; Me – медиана; LQ – нижний квартиль; UQ – верхний квартиль; A – асимметрия; SE(A) – стандартная ошибка асимметрии; K – эксцесс; SE(K) – стандартная ошибка эксцесса.

 

Результаты показывают, что самой значимой ценностью для подростков является семья. В список умеренно значимых ценностей (набравших от 1 до 3 баллов) попали также здоровье, материальная обеспеченность, карьера и отдых. Менее всего подростков привлекают творчество, слава и служение.

Анализируемая методика позволяет выделять уровни значимости жизненных ценностей. Процентные соотношения по таким уровням для всех шкал (жизненных ценностей) приведены в табл. 2. Эти соотношения и представленные в табл. 1 описательные статистики можно интерпретировать как нормы для подростков 10-18 лет.

 

Таблица 2

Процентное соотношение уровней значимости жизненных ценностей

(«Иерархия жизненных ценностей», N = 1303)

Шкалы

Отвергаемая ценность

Низкая значимость ценности

Умеренная значимость ценности

Значимая ценность

I. Здоровье

5,60%

32,69%

48,12%

13,58%

II. Материальная обеспеченность

2,84%

33,84%

48,89%

14,43%

III. Творчество

16,04%

41,90%

30,93%

11,13%

IV. Семья

2,99%

18,80%

32,62%

45,59%

V. Карьера

3,76%

30,54%

46,66%

19,03%

VI. Служение

10,21%

34,15%

39,91%

15,73%

VII. Слава

10,36%

36,61%

38,14%

14,89%

VIII. Отдых

4,99%

32,85%

47,05%

15,12%

 

Показатели внутренней согласованности для всех шкал методики и корреляции шкал друг с другом представлены в табл. 3. Результаты показывают, что альфа Кронбаха для пяти вопросов на шкалу достаточно низкие: от 0,47 до 0,76. Это может объясняться тем, что шкалы имеют всего 3 пункта. Ответы обследуемых «соответствует» (+1), «не соответствует» (–1) и «сомневаюсь» (0) делают методику простой, понятной детям даже младшего подросткового возраста и быстро применяемой на практике, однако такие данные плохо подходят для расчетов коэффициента корреляции Пирсона и традиционной альфы Кронбаха. В психометрических исследованиях уже давно отмечается, что популярные показатели внутренней согласованности шкал (альфа Кронбаха и коэффициент расщепления Гутмана) далеко не всегда могут применяться для психодиагностических методик [15], так как предполагают непрерывные, по крайней мере интервальные, шкалы измерения для каждого вопроса. В таком случае внутренняя согласованность часто оказывается недооцененной. В качестве альтернативы предлагается использовать либо те же показатели надежности, но рассчитанные для полихорической корреляционной матрицы, то есть в предположении, что ответы на вопрос образуют либо номинальную, либо порядковую шкалу [15], либо другие показатели надежности, например, омегу МакДональда [16]. Если рассматривать показатели надежности, рассчитанные для полихорической корреляционной матрицы (табл. 3), то можно заключить, что надежность шкал достаточно высока: 0,57–0,84 для Кронбаха, 0,67–0,86 для омеги МакДональда.

 

Таблица 3

Показатели внутренней согласованности и корреляции (Пирсона) между шкалами методики «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной (N = 1303)

 

Шкалы

Показатели надежности

Корреляции

Альфа Кронбаха

Альфа Кронбаха*

Омега МакДона-льда*

I. Здоровье

 

II. Матери-альная обеспе-ченность

III. Творче-ство

IV. Семья

V. Карьера

VI. Служение

VII. Слава

I. Здоровье

0,57

0,66

0,71

 

 

 

 

 

 

 

II. Материальная обеспеченность

0,47

0,57

0,67

0,19

 

 

 

 

 

 

III. Творчество

0,69

0,76

0,81

0,25

0,13

 

 

 

 

 

IV. Семья

0,76

0,84

0,86

0,40

0,13

0,11

 

 

 

 

V. Карьера

0,58

0,67

0,73

0,24

0,43

0,25

0,30

 

 

 

VI. Служение

0,71

0,78

0,82

0,38

0,08

0,29

0,46

0,27

 

 

VII. Слава

0,67

0,74

0,79

0,26

0,24

0,39

0,20

0,43

0,31

 

VIII. Отдых

0,53

0,62

0,67

0,11

0,21

0,21

0,26

0,33

0,19

0,36

Примечания: * – показатели посчитаны для полихорической корреляционной матрицы; все коэффициенты корреляции статистически значимы.

 

Взаимосвязи между шкалами (коэффициенты корреляции Пирсона) приведены в табл. 3. Результаты показывают, что шкалы коррелируют между собой, но не очень сильно. Самые сильные связи получены для ценностей Семья и Служение (0,46), Семья и Здоровье (0,43), Служение и Здоровье. Таким образом, ценности Семья, Здоровье и Служение образуют один из блоков близких ценностей. Второй блок составляют Карьера, Материальная обеспеченность, Слава и Творчество: умеренно коррелируют друг с другом Карьера и Слава (0,43), Карьера и Материальная обеспеченность (0,43), Творчество и Слава (0,39) и слабо – Карьера и Творчество (0,25).

О хорошей внутренней согласованности шкал методик говорят и результаты эксплораторного факторного анализа (метод главных компонент). Критерий Кайзера выделяет точно 8 факторов, которые объясняют 46% общей дисперсии. Матрица факторных нагрузок после вращения Варимакс с нормализацией Кайзера приведена в Приложении. Результаты показывают, что вопросы шкал в основном попадают в одну и ту же шкалу. Исключений всего 5 (12,5%). Конфирматорный факторный анализ, который был проведен для 8-факторной модели с предполагаемыми связями между факторами (шкалами), превосходящими 0,20, также показывает приемлемое соответствие: SRMR = 0,07; RMSEA = 0,051 [0,050; 0,053]; AGFI = 0,86; CFI = 0,75. Если показатели SRMR и RMSEA говорят о хорошем соответствии модели данным, то показатели AGFI и CFI довольно низки. Это также может объясняться тем, что традиционные параметрические методы оценки согласованности плохо подходят для вопросов с маленьким числом вариантов ответа и, как правило, показывают худшее соответствие, чем есть на самом деле. Принимая это во внимание, можно заключить, что методика «Иерархия жизненных ценностей» обладает приемлемой внутренней согласованностью (надежностью) и позволяет выделять восемь различных жизненных ценностей.

Для проверки внешней валидности методики были посчитаны корреляции (Пирсон) между выбором жизненных ценностей и шкалами методик «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева и «Опросник для изучения эмоционального отношения к учению» А.М. Прихожан (табл. 4). Как и ожидалось, направленность на материальную обеспеченность не связана ни с одной из шкал «Теста смысложизненных ориентаций» и шкал «Опросника для изучения эмоционального отношения к учению». Такой результат можно объяснить, что наличие материальной обеспеченности предполагается как будущее достижение и в настоящее время не входит в область актуального статуса подростков. Ориентация на здоровье положительно коррелирует с познавательной активностью и мотивацией достижений и отрицательно – с тревожностью и гневом, что также свидетельствует о валидности методики. Удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом (шкала «Процесс») связаны со здоровьем, творчеством, семьей, карьерой, служением и славой. Карьера и Слава сильнее коррелируют с мотивацией достижения, чем с познавательной активностью, а Служение – наоборот, сильнее коррелирует с познавательной активностью, чем с мотивацией достижения.

 

Таблица 4

Показатели взаимосвязи (коэффициенты корреляции Пирсона) между предпочтением жизненных ценностей и шкалами методик «Тест смысложизненных ориентаций» и «Опросник для изучения эмоционального отношения к учению» (N = 1265)

Шкалы

I. Здоровье

II. Материальная обеспеченность

III. Творчество

IV. Семья

V. Карьера

VI. Служение

VII. Слава

VIII. Отдых

Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева

Цели

0,24

0,02

0,08

0,33

0,17

0,14

0,14

–0,05

Процесс

0,34

–0,01

0,13

0,38

0,18

0,22

0,21

0,05

Результат

0,29

–0,01

0,07

0,40

0,12

0,15

0,12

0,02

Локус контроля – Я

0,24

0,00

0,09

0,30

0,18

0,11

0,17

–0,02

Локус контроля – Жизнь

0,28

0,00

0,12

0,38

0,16

0,20

0,14

0,03

СЖО. Общий балл

0,33

0,00

0,13

0,41

0,20

0,21

0,18

0,01

Опросник для изучения эмоционального отношения к учению

Познавательная активность

0,32

–0,01

0,12

0,30

0,10

0,22

0,11

–0,04

Мотивация достижения

0,27

0,02

0,11

0,28

0,15

0,16

0,15

–0,05

Тревожность

–0,22

0,07

0,05

–0,28

–0,01

–0,02

0,00

0,05

Гнев

–0,22

0,17

0,00

–0,31

0,06

–0,11

0,03

0,07

Примечание: корреляции > 0,10 по модулю статистически значимые.

 

В выборе тех или иных жизненных ценностей предполагаются некоторые половозрастные различия, традиционно отмечающиеся в исследованиях. Говоря о подростковом периоде, многие авторы указывают на его неоднородность и существенные отличия в особенностях его протекания на разных этапах. Ориентируясь на представления о развитии самости подростка, формировании способности к целеполаганию и жизненной перспективы, выделяют три стадии подросткового возраста: ранний (11-12 лет), средний (13-15 лет) и поздний подростковый возраст (16-18 лет).

О валидности методики будут свидетельствовать такие же различия, обнаруженные на нашей выборке подростков. Для такого анализа подростки были разделены на три возрастные группы: 10-12 лет, 13-15 лет и 16-18 лет. Для проверки различий в предпочтении жизненных ценностей по полу и возрасту был проведен трехфакторный дисперсионный анализ с апостериорным критерием Дункана. Результаты показали отсутствие взаимодействия второго порядка (F(14,6748) = 0,98; p = 0,47), но статистическую значимость двух взаимодействий первого порядка: Пол * Жизненная_ценность (F(7,6748) = 11,83; p < 0,0001) и Возраст * Жизненная_ценность (F(14,6748) = 7,01; p < 0,0001). Это говорит о том, что жизненные ценности подростков мужского и женского пола различаются, и такие отличия характерны для любого возраста (младший, средний и старший подростковый возраст). Жизненные ценности подростков разного возраста также различаются, и такие отличия характерны как для девочек, так и для мальчиков. Полученные различия представлены на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Средние значения шкал методики «Иерархия жизненных ценностей» для подростков женского и мужского пола (N = 970; F(7,6748) = 11,83; p < 0,0001)

 

Следует отметить, что оба эффекта довольно малы (h2 = 0,01 в обоих случаях), что говорит о небольших различиях по полу и возрасту. Статистическая значимость данных эффектов может быть интерпретирована как тенденция, выявленная на большой выборке респондентов. В отличие от эффектов взаимодействия, главный эффект переменной «Жизненная ценность» не только статистически значимый (F(7,6748) = 125,53; p < 0,0001), но и среднего размера (h2 = 0,11), поэтому в качестве нормативных значений можно использовать данные, приведенные в табл. 1 и 2 для подростков любого возраста и пола.

Рис. 2. Средние значения шкал методики «Иерархия жизненных ценностей» для подростков разного возраста (N = 970; F(14,6748) = 7,01; p < 0,0001)

 

Многомерное шкалирование жизненных ценностей на всей выборке (рис. 3) показывает, что жизненные ценности, выделенные по методике Г.В. Резапкиной, образуют двухмерное пространство, которое можно охарактеризовать осями, сходными с осями методики Ш. Шварца: Открытость изменениям (Слава, Отдых) – Сохранение (Здоровье, Семья) и Самоутверждение (Материальная обеспеченность, Карьера) – Забота о людях и природе (Служение, Творчество, Cлава).

Рис. 3. Результаты многомерного шкалирования: расположение жизненных ценностей в двухмерном пространстве (N = 1303)

 

Таким образом, и при использовании простой в применении методики «Иерархия жизненных ценностей» можно получить структуру ЦО, сходную со структурой, производимой в методике Ш. Шварца. Этот факт еще раз позволяет подтвердить гипотезу о том, что методика Г.В. Резапкиной является хорошим измерительным инструментом и может служить индикатором для отслеживания процессов социального и индивидуального изменения, возникающего в результате исторических, социальных и личных событий.

Обсуждение результатов

По результатам проведенного исследования можно заключить, что самой значимой ценностью для подростков является семья. Умеренно значимыми ценностями (набравшими от 1 до 3 баллов) выступают здоровье, материальная обеспеченность, карьера и отдых. Менее всего подростков привлекают творчество, слава и служение. Такой профиль в общих чертах совпадает с профилем респондентов, отвечавших на вопросы методики в методическом кабинете Г.В. Резапкиной (http://metodkabi.net.ru/index.php?id=statistika). В 90-ее гг. XX века многими исследователями поднимался вопрос о кардинальной смене ценностей всех групп населения России того периода. Существенные общественные преобразования привели и к смене морально-нравственных ориентиров. Социологические и психологические работы, направленные на изучение системы ценностных ориентаций молодежи, констатировали значительный сдвиг в сторону материально-прагматического компонента, а альтруистическая и коллективная направленность сменилась индивидуалистической. Данные тенденции сохраняются и в настоящее время.

Исследование взаимосвязи между шкалами позволило выделить несколько смысловых блоков. Первый блок представляет собой переживания подростков, связанные с благополучием их семьи, здоровьем ее членов. К этим шкалам присоединяется такой показатель, как служение, который является, по мнению Г.В. Резапкиной, одной из главных духовных ценностей человека. Можно предположить, что служение для современных подростков в первую очередь предполагает проявление сострадания, милосердия и бескорыстной помощи внутри семьи. Для подростков, чье становление пришлось на годы пандемии COVID-19, актуальнее становится проблема заботы о собственном здоровье и здоровье ближайшего окружения, они могут иметь травматический опыт потери кого-то из членов семьи в результате болезни, острее чувствуют важность проявления заботы о старших и пожилых родственниках. Второй блок близких ценностей включает шкалы, отвечающие за достижения и признание. Близкая связь таких показателей, как Карьера и Слава, Карьера и Материальная обеспеченность, говорит о важности для подростков достижения успеха, идеальная работа должна приносить помимо дохода еще и славу. Творчество – еще один показатель духовных ценностей человека. Связь творчества и славы в системе ценностей подростков демонстрирует важность признания от других и приобретение авторитета. В эпоху социальных сетей, когда жизнь подростков переходит в онлайн-среду, фиксация своей жизни с помощью интернет-технологий становится не менее важной частью жизни, чем реальная жизнь. Показателями успешности в интернете становятся количество подписчиков, «лайков», просмотров, то есть внешние атрибуты славы.

В выборе тех или иных жизненных ценностей предполагаются некоторые половозрастные различия, традиционно отмечающиеся в исследованиях. Изучение различий в ценностных ориентациях по полу и возрасту показало небольшой эффект. Девочки ценят творчество и славу более, чем мальчики (апостериорный критерий Дункана, p < 0,001 в обоих случаях); для остальных жизненных ценностей различия оказались статистически незначимые (рис. 1). Полученные результаты можно трактовать исходя из современных представлений о гендерных ролях. Еще недавно мы исходили из представления о делении на «мужские» и «женские» функции, профессии, интересы, но сейчас эти грани стираются. Для современных подростков актуальными становятся проблемы феминизма, толерантности, равноправия. Исследования жизненных ценностей в зависимости от гендера, которые проводились еще 10 лет назад, показывали, что для девочек больше, чем для мальчиков, важны семья и забота о близких. Современные авторы констатируют расширение ролевого репертуара женщин, для которых не менее важными, чем для мужчин, становятся карьера и социальная успешность.

С возрастом усиливается ценность карьеры и материальной обеспеченности, а ценность служения падает. Таким образом, подростки становятся с возрастом «приземленнее». Можно предположить, что данная тенденция связана с характеристиками ведущей деятельности на разных этапах подросткового периода. Если для младших подростков ведущей деятельностью выступают интимно-личностное общение, осознание себя через познание друга, формирование морально-нравственных норм и ценностей, то для старших подростков актуальными становятся профессиональное самоопределение и осознание себя членом общества.

 

Заключение

Методика «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной показала хорошую внутреннюю согласованность по всем восьми шкалам. При этом и эксплораторный, и конфирматорный факторные анализы подтверждают 8-факторную структуру опросника. Половозрастные различия оказались невелики, поэтому можно использовать полученные в данной работе данные как нормативные для подростков 10-18 лет.

К преимуществам методики можно отнести ее простоту, легкость и быстроту в использовании. К недостаткам можно отнести ее «прозрачность», метод прямой оценки пунктов и отсутствие шкал «лжи», что делает более вероятными социально-желательные ответы. Тем не менее она может быть полезна в определенной нише исследований – там, где нужна быстрая оценка, или там, где объем других методик тестирования не позволяет использовать такие детализированные, но трудоемкие методы, как методика Ш. Шварца или «Тест личностных ценностей» (ТЛЦ) А.В. Капцова и Л.В. Карпушиной.

Приложение

Результаты факторного анализа (матрица факторных нагрузок) по методу главных компонент, вращение Варимакс с нормализацией Кайзера для вопросов методики «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной (N = 1303)

Вопрос

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Фактор 4

Фактор 5

Фактор 6

Фактор 7

Фактор 8

В1

 

 

 

 

 

0,56

 

 

В2

 

 

 

 

 

0,50

 

 

В3

 

 

 

 

 

0,63

 

 

В4

 

 

 

 

 

0,41

 

 

В5

 

 

 

 

 

0,56

 

 

В6

 

 

 

0,12

0,59

 

 

 

В7

 

 

 

0,56

 

 

 

 

В8

 

 

 

0,51

 

 

 

 

В9

 

 

 

0,64

 

 

 

 

В10

 

 

 

0,24

 

 

 

0,56

В11

 

0,65

 

 

 

 

 

 

В12

 

0,64

 

 

 

 

 

 

В13

 

0,73

 

 

 

 

 

 

В14

 

0,59

 

 

 

 

 

 

В15

 

0,51

 

 

 

 

 

 

В16

 

 

 

 

0,32

 

 

 

В17

 

 

 

 

0,31

 

 

 

В18

 

 

 

 

0,36

 

 

 

В19

 

 

 

 

0,36

 

 

 

В20

 

 

 

 

0,48

 

 

 

В21

 

 

 

 

0,62

 

 

0,19

В22

0,39

 

 

 

 

 

 

–0,01

В23

 

 

 

0,52

 

 

 

0,11

В24

 

 

 

 

 

 

 

0,35

В25

 

 

 

 

 

 

 

0,49

В26

0,64

 

 

 

 

 

 

 

В27

0,69

 

 

 

 

 

 

 

В28

0,63

 

 

 

 

 

 

 

В29

0,52

 

 

 

 

 

 

 

В30

0,60

 

 

 

 

 

 

 

В31

 

 

0,63

 

 

 

 

 

В32

 

 

0,61

 

 

 

 

 

В33

 

 

0,63

 

 

 

 

 

В34

 

 

0,47

 

 

 

 

 

В35

 

 

0,50

 

 

 

 

 

В36

 

 

 

 

 

 

0,41

 

В37

 

 

 

 

 

 

0,55

 

В38

 

 

 

 

 

 

0,66

 

В39

 

 

 

 

 

 

0,27

 

В40

 

 

 

 

 

 

0,42

 

% объясненной дисперсии

0,09

0,06

0,06

0,05

0,07

0,05

0,04

0,04

Примечание: жирным шрифтом на сером фоне выделены факторные нагрузки.

Литература

  1. Арендачук И.В. Динамика ценностно-смысловых характеристик социальной активности современной молодежи // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 287–307.
  2. Баева И.А., Ульянина О.А., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Радчикова Н.П., Файзуллина К.А. Факторы социально-психологической дезадаптации и ценностные ориентации подростков и молодежи // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2022. № 206. С. 228– DOI:10.33910/1992-6464-2022-206-228-242
  3. Гуткина Н.И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 116–128. DOI:10.17759/chp.2018140213
  4. Капцов А.В., Карпушина Л.В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению. Самара: ИПК «Содружество», 2010. 40 с.
  5. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
  6. Каращук Л.Н., Шалимова Е.Н., Конопкина В.Д., Дмитриева М.Н. Исследование ценностных ориентаций подростков для активизации образовательного процесса // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 8(186). С. 378– DOI:10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p378-382
  7. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Смысл, 1992. 17 с.
  8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
  9. Пахомова Е.В. Методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО) // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2011. № 2(10). С. 120–
  10. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 56 с.
  11. Резапкина Г.В. «Грани личности». Модель трехмерной психологической диагностики // Психолого-экономические исследования. 2014. Т. 1(7). № 1– С. 28–38.
  12. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71– DOI:10.17759/sps.2018090308
  13. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43–70.
  14. Elsayed W. The negative effects of social media on the social identity of adolescents from the perspective of social work // Heliyon. 2021. Feb 21;7(2): DOI:10.1016/j.heliyon.2021.e06327
  15. Gadermann A.M., Guhn M., Zumbo B.D. Estimating ordinal reliability for Likert-type and ordinal item response data: A conceptual, empirical, and practical guide // Practical Assessment, Research, and Evaluation. 2012. Vol. 17. Article 3. DOI:10.7275/n560-j767
  16. Hayes A.F., Coutts J.J. Use Omega Rather than Cronbach’s Alpha for Estimating Reliability. But… // Communication Methods and Measures. DOI:10.1080/19312458.2020.1718629
  17. Kim H.-Y. Statistical notes for clinical researchers: assessing normal distribution (2) using skewness and kurtosis // Restorative Dentistry & Endodontics. 2013. № 38(1). P. 52– DOI:10.5395/rde.2013.38.1.52
  18. Lewis-Smith I., Pass L., Reynolds S. How adolescents understand their values: A qualitative study // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2021. № 26(1). P. 231– DOI:10.1177/1359104520964506
  19. Liu P., Wang X., Li D., Zhang R., Li H., Han J. The Benefits of Self-Transcendence: Examining the Role of Values on Mental Health Among Adolescents Across Regions in China // Frontiers in Psychology. 2021. № 12:630420. DOI:10.3389/fpsyg.2021.630420
  20. Rokeach M. The nature of human values. New York‚ NY‚ US: Free Press, 1973. 438 p.

Информация об авторах

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Радчикова Наталия Павловна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических иссле¬дований PsyDATA, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), главный специалист подразделения «Лаборатория биофизики возбудимых сред», ФГБУН Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук (ФГБУН ИТЭБ РАН), г. Пущино;, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5139-8288, e-mail: nataly.radchikova@gmail.com

Борисенко Елена Владимировна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, отдел научно-методического обеспечения, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8864-1085, e-mail: nutskova@serbsky.ru

Хайрова Зульфия Рафиковна, кандидат психологических наук, заведующий сектором координации и мониторинга деятельности психологических служб, Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования, ФГБУ "Российская академия образования", старший преподаватель кафедры психологии и педагогики филологического факультета, ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5367-2156, e-mail: zulya.r.90@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2488
В прошлом месяце: 179
В текущем месяце: 130

Скачиваний

Всего: 725
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 33