Особенности оценки готовности к трудовой занятости воспитанников организаций для детей-сирот с ментальными нарушениями

131

Аннотация

В статье представлены материалы, которые показывают, как организована подготовка к трудовой занятости молодых людей с ментальными нарушениями на адаптированных трудовых местах, как проводится оценка результатов этой подготовки. В исследовании приняли участие 61 человек в возрасте от 14 до 23 лет, 90% из них — воспитанники и выпускники организаций для детей-сирот. Использовался метод структурированного включенного наблюдения. На основе собранных данных подсчитывался интегральный показатель повышения компетентности в сфере трудовых отношений. Отмечается, что повышение компетентности в сфере трудовых отношений связано на статистически достоверном уровне с прохождением стажировки на адаптированном трудовом месте.

Общая информация

Ключевые слова: дети-сироты, ментальные нарушения, трудовая занятость, адаптация, воспитанники, организации для детей-сирот

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2021020204

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях».

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования директора ГБУ ЦСП «Гурьевский» И.Ю. Шпитальскую.

Получена: 24.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Араканцева Т.А., Заводилкина О.В., Романова Е.А. Особенности оценки готовности к трудовой занятости воспитанников организаций для детей-сирот с ментальными нарушениями [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 2. С. 47–58. DOI: 10.17759/ssc.2021020204

Литература

  1. Арон И.С. Готовность к профессиональному самоопределению подростков-сирот в контексте их социальной ситуации развития // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 1. С. 8—19. DOI:10.17759/psyedu.2018100102
  2. Афонькина Ю.A., Жигунова Г.В. Особенности отношения представителей современного социума к лицам с инвалидностью (по материалам экспертного опроса в Мурманской области) [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 12. DOI:10.24158/ spp.2018.12.4
  3. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
  4. Беспалов Б.И. Профессионально важные компоненты деятельности человека и подходы к их психодиагностике [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2014. № 4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/professionalno-vazhnye-komponenty-deyatelnosti-cheloveka-i-podhody-k-ih-psihodiagnostike (дата обращения: 03.12.2021).
  5. Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Сулейманова Я.Н. Организация работы групп сопровождаемого взросления воспитанников с выраженными ментальными нарушениями. Методическое пособие / И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Я.Н. Сулейманова. М.: БФ «Расправь крылья!»; ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2020. 110 с.
  6. Богданова В.Л. Результаты исследования взаимосвязи самоактуализации, субъективного благополучия и идентификации личности [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71—3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-issledovaniya-vzaimosvyazi-samoaktualizatsii-subektivnogo-blagopoluchiya-i-identifikatsii-lichnosti (дата обращения: 03.12.2021).
  7. Быстрова Ю.А. Технология включения лиц с ментальными нарушениями в профессионально- трудовую деятельность (на примере социального предприятия «Особая сборка») [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-vklyuchenie-lits-s-mentalnymi-narusheniyami-v-professionalno-trudovuyu-deyatelnost-na-primere-sotsialnogo-predpriyatiya (дата обращения: 26.11.2021).
  8. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
  9. Гарапшина Л.Р. Люди с ментальной инвалидностью как часть трудового коллектива: результаты анкетного опроса [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lyudi-s-mentalnoy-invalidnostyu-kak-chast-trudovogo-kollektiva-rezultaty-anketnogo-oprosa (дата обращения: 03.12.2021).
  10. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 46—58. DOI:10.17759/chp.201612020
  11. Григорьева Л.А. Создание рабочих мест для инвалидов с ментальными особенностями развития в условиях наставничества [Электронный ресурс] // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. № 2(14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-rabochih-mest-dlya-invalidov-s-mentalnymi-osobennostyami-razvitiya-v-usloviyah-nastavnichestva (дата обращения: 03.12.2021).
  12. Залыгина Н.А., Минова М.Е., Михалевич Е.Ф. Реализация подхода «Равный обучает равного»: пособие для педагогов-консультантов: учеб.-метод. Пособие. Минск: АПО, 2016. 140 с.
  13. Зарецкий Ю.В. Cубъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Т. 21. № 2. С. 110— 128.
  14. Инденбаум Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкой интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. 2010. Т. 15. № 2. С. 72—81.
  15. Кулагина И.Ю., Поляков Е.А. Социальная депривация и дизонтогенез как условия развития личности подростка // Культурно-историческая психология. 2011. Т. 7. № 3. С. 61—74.
  16. Майберг Е.В. Особенности представлений о профессиях у подростков с легкой умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Концепт. 2018. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-predstavleniy-o-professiyah-u-podrostkov-s-lyogkoy-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 26.11.2021).
  17. Ульянина О.А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 2. C. 135—147. DOI:10.17759/ psyedu.201810021
  18. Шинина Т.В., Митина О.В. Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 1. С. 50—68. DOI:10.17759/pse.2019240104
  19. Яковлева И.М. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Материалы конференции. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2011. С. 242—243. URL: https://psyjournals.ru/files/44260/Inclusive_edu_YakovlevaIM.pdf (дата обращения: 26.11.2021).
  20. «Ясный язык»: как сделать информацию доступной для чтения и понимания. Метод. рекомендации / Под ред. Е.Г. Титовой. Минск, 2018. 42 с.

Информация об авторах

Араканцева Татьяна Александровна, доктор физико-математических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии, факультет психологии, Московский психолого-социальный университет (ОАНО ВО «МПСУ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1824-7979, e-mail: arcanta@yandex.ru

Заводилкина Ольга Владимировна, старший научный сотрудник, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (ФГБНУ «ИИДСВ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9314-6898, e-mail: zavodilkina@institutdetstva.ru

Романова Елизавета Александровна, директор, АНО «Ресурсный центр помощи людям с ментальными нарушениями «Вера. Надежда. Любовь», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0262-0305, e-mail: centervnl@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 478
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 131
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0