Кейс-метод в обучении специалистов органов опеки и попечительства и специалистов аппарата уполномоченного по правам ребенка

164

Аннотация

В статье описан опыт применения кейс-метода в обучении специалистов органов опеки и попечительства и специалистов аппарата уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации в рамках реализации цикла вебинаров супервизии. Супервизорская поддержка специалистов на местах организована в формате онлайн-встреч, в ходе которых осуществлялся разбор кейсов из практики слушателей. В статье предложен обзор тем, выделенных при анализе кейсов, поступивших от слушателей, описаны ключевые точки в обсуждении предложенных кейсов с позиции компетентностного и практико-ориентированного подходов к обучению взрослых. Супервизия, выстроенная на основе реальных кейсов, способствовала совершенствованию и получению новых профессиональных компетенций в рамках имеющейся у специалистов квалификации в сфере защиты детства. Анализ поступивших кейсов позволил выделить основные дефициты и образовательные потребности специалистов, что может быть использовано при их дальнейшем обучении.

Общая информация

Ключевые слова: кейс-метод, супервизия, специалисты помогающих профессий, защита детства, обучение взрослых, анализ

Рубрика издания: Педагогика и психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2023040105

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.02.2023 № 073-00038-23-01 «Научно-методическое обеспечение разработки и апробация единой программы повышения квалификации специалистов в сфере защиты прав детей, опеки и попечительства (включая руководителей органов опеки и попечительства, аппараты УПР в субъектах Российской Федерации (с апробацией на не менее 700 чел. из всех субъектов Российской Федерации)».

Получена: 30.06.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Омельченко А.С., Волчанская В.О., Колесникова У.В. Кейс-метод в обучении специалистов органов опеки и попечительства и специалистов аппарата уполномоченного по правам ребенка [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 1. С. 79–101. DOI: 10.17759/ssc.2023040105

Полный текст

Введение

Быстро меняющаяся реальность, возникновение новых профессиональных вызовов и задач будут всегда поддерживать потребность специалистов в непрерывном повышении профессиональных компетенций [13].

Разработка и реализация программ повышения квалификации, курсов и вебинаров для сотрудников органов опеки и попечительства несовершеннолетних, аппаратов уполномоченных по правам ребенка является актуальным и важным направлением, обеспечивающим их эффективную работу в сфере защиты детства.

Регулярное повышение компетенций позволяет специалистам быть в курсе последних изменений в законодательстве и нормативных актах, обновлять свои знания и навыки, в том числе в использовании различных инноваций, и соответствовать постоянно меняющимся требованиям [17].

В случае с обучением сотрудников органов опеки и попечительства несовершеннолетних (далее – ООиП) и сотрудников аппарата уполномоченных по правам ребенка (далее – УПР) на удовлетворение потребности в повышении профессиональных компетенций сильно влияет отсутствие базовой подготовки специалистов данного профиля. В настоящий момент программа высшего образования в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних реализуется только на базе ФГБОУ ВО МГППУ [8].

Стоит отметить, что в сферу защиты прав и интересов детей, как правило, приходят специалисты с уже сформированными профессиональными компетенциями, полученными в рамках обучения по другим направлениям подготовки [3; 5].

Не менее значимыми видятся следующие барьеры на пути повышения компетенций специалистов:

  • вовлечение и мотивация самих обучающихся, что проявляется не только в процессе занятий (каждый специалист имеет свои индивидуальные цели обучения), но и на этапе применения полученных знаний [21; 22];
  • специфика разработки программ повышения квалификации специалистов, учитывающая вариативность и гибкость программы, подбор педагогических и методических приемов, методов и форм обучения, сложности обучения взрослых, связанные с психологическими особенностями развития [16; 18].

В 2022 г. на базе ФГБОУ ВО МГППУ была реализована разработка и апробация единой программы повышения квалификации специалистов в сфере защиты прав детей, опеки и попечительства «Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий» [4]. Данная программа проводилась в формате онлайн-курса. Всего по программе повышения квалификации из 856 зачисленных успешно завершили обучение и прошли итоговую аттестацию 783 слушателя из 75 регионов России, включая ЛНР, ДНР, из них:

  • 181 уполномоченных по правам ребенка (85,38% от количества зачисленных специалистов этой категории),
  • 602 специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (93,48% от количества зачисленных специалистов этой категории).

В 2023 г. в ходе реализации второго этапа обучения по результатам анализа обратной связи со слушателями фокус обучения сместился с обсуждения базовых, ключевых тем на обсуждение узкопрофильных проблематик и разбор реальных кейсов из практики.

Цель статьи – осветить опыт, полученный в рамках реализации курса вебинаров супервизорского сопровождения, включая рассмотрение имеющихся у специалистов дефицитов (на которые супервизорам стоит обратить внимание при проведении занятия), их образовательных потребностей, а также проанализировать пул кейсов, направленных специалистами в адрес супервизоров.

Анализ полученных кейсов проводился с позиции компетентностного и практико-ориентированного подходов к обучению взрослых. Компетентностный подход предполагал рассмотрение кейса в аспекте развития необходимых специалистам навыков и способностей, а практико-ориентированный – с точки зрения обеспечения практического применения этих навыков в реальной работе или жизни.

Описание этапов реализации курса супервизии, методов и инструментария

Для специалистов важно, чтобы обучение пригодилось им в практической деятельности, поэтому в качестве одного из методов, способствующих повышению вовлечения и мотивации взрослых слушателей, был использован кейс-метод (метод конкретных ситуаций, cаsemethod, метод кейсов, метод ситуационного анализа) [19; 20], при котором для разбора на занятиях задействовались случаи из реальной практической деятельности специалистов.

При подготовке курса практических занятий – супервизии – учитывались особенности целевой аудитории и удобство формата обучения для слушателей, предусматривающего в том числе изучение тем по видеозаписям в свободном для каждого режиме [16]. На подготовительном этапе был проведен анализ потребностей и существующих проблем (дефицитов) у специалистов [3; 5], чтобы понять, что требуется от супервизии и какие цели необходимо достичь. Далее была разработана анкета для сбора кейсов – случаев из практики, вызывающих затруднения в процессе профессиональной деятельности сотрудников ООиП и УПР.

Структура анкеты предполагала заполнение социо-демографических данных (должность, место работы, регион, интересующая проблематика и пр.), заполнение таблицы, направленной на выявление потребностей специалистов и, собственно, описание кейса по заданным параметрам:

  • месяц и год открытия случая (данные сведения необходимы для понимания экспертом, на какие нормативно-правовые федеральные и региональные акты может опираться специалист, а также какой уровень психолого-педагогической поддержки может быть применим к ситуации по совокупности всех факторов);
  • целевые группы кейса (непосредственные участники – дети (с обязательным обозначением возраста), опекуны, родители, усыновители, иные родственники, специалисты различных организаций и ведомств, привлеченные к решению кейса). Целевые группы могут дать представление эксперту об уровне межведомственного, междисциплинарного, мультидисциплинарного и межсекторного взаимодействия, косвенно дают представление об имеющихся ресурсах у специалистов сферы защиты детства;
  • описание исходной ситуации к моменту начала работы с ней (чем более подробно описана ситуация, дана глубокая и индивидуальная картина случая, тем больше информации имеется у эксперта для выстраивания возможных маршрутов решения кейса, определения уровня психолого-педагогической поддержки);
  • формулирование поставленных перед специалистом задач по решению кейса позволяет супервизору определить приоритеты и структурировать рабочий процесс, что способствует эффективному использованию времени и ресурсов. Правильно поставленные задачи, короткие, ясные, с прописанными сроками их выполнения способствуют не только качественному выполнению профессиональных обязанностей, но и являются одной из технологий профилактики эмоционального выгорания [1; 9; 12], при которой специалист наглядно может увидеть объем проделанной работы и оценить свою эффективность;
  • формулирование проблемы кейса (проблема чаще всего «спрятана» за массой фактов и событий в описанной ситуации, это именно та «трудность», которую специалист не может решить самостоятельно в ситуациях нехватки опыта решения подобных случаев, трактовки нормативно-правовых актов, отсутствия отлаженного межведомственного взаимодействия и прочее);
  • формулирование гипотезы кейса (причинно-следственные связи – почему это произошло?);
  • описание возможных путей решения кейса (они могут быть различны для целевых групп, при этом специалистом должен быть разработан маршрут, в наибольшей степени способствующий интересам несовершеннолетнего);
  • описание нормативных, правовых актов или психологических, педагогических теорий и подходов, на которые специалист может опереться при решении кейса (данная информация позволит эксперту выявить дефициты, имеющиеся у специалиста, и подкрепить анализ кейса теоретическими знаниями, необходимыми для понимания непосредственно данного кейса, решения аналогичных ситуаций в будущем);
  • описание имеющихся в распоряжении специалиста ресурсов (знания, опыт и профессиональные навыки специалиста; доступ к базам данных, необходимым для решения случая; поддержка и сотрудничество коллег; взаимодействие с другими специалистами/организациями; информационные и временные ресурсы; мотивация и энергия);
  • описание временных затрат на решение аналогичных случаев, перечень специалистов, привлечение которых к работе будет способствовать решению кейса;
  • описание результатов, которых удалось и не удалось добиться в ходе проделанной работы к настоящему времени.

Был проведен качественный анализ полученных кейсов по двум параметрам: по форме представления (правильность заполнения всех полей анкеты, отсутствие грубых ошибок при заполнении) и по содержанию (заполненность формы кейса). Всего было 72 обращения, но не все слушатели заполнили форму для описания кейсов, ограничившись краткими сведениями о себе и выбором интересующей проблематики. В итоге было получено 46 кейсов, которые можно было взять в работу.

По результатам анализа были разработаны структура и содержание курса, подготовлены учебные материалы для самостоятельного изучения тем. Содержание курса предусматривало 2 блока:

  • цикл лекций по темам, предложенным специалистами (профилактика профессиональной деформации, преодоление стрессов, работа с несовершеннолетними детьми, побывавшими в зонах боевых действий, как распознать и уберечь ребенка от педофила, роль органов опеки и попечительства в организации наставничества);
  • разбор кейсов из практики слушателей, вызвавших трудности при их решении.

Практические занятия проводились по методу case-study [19; 20], который мог быть дополнен учебным материалом в более широком теоретическом контексте. Для проведения супервизий приглашались специалисты, которые являются признанными экспертами в своей области.

Оценка эффективности реализации программы проводилась посредством анкетирования слушателей.

Результаты

Кейсы, принятые в работу, были направлены специалистами из Чувашской Республики, Хабаровского края, Амурской, Иркутской, Ульяновской, Челябинской областей, ДНР и ЛНР. В разрезе сферы профессиональной деятельности: 30 кейсов были направлены специалистами ООиП, 7 – руководителями ООиП, 2 – специалистами УПР, 3 – специалистами организаций, уполномоченных на осуществление отдельных полномочий органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, 4 – от других специалистов сферы защиты прав и интересов детей. Стоит отметить, что большинство специалистов, направивших кейсы (31 человек), имеют стаж работы в сфере защиты прав детей 5 и более лет.

Анализ кейсов по содержанию позволил выделить 7 тематических групп, которые особенно волнуют специалистов:

  • профилактика социального сиротства;
  • развод родителей;
  • опека ребенка-сироты родственниками (так называемая «кровная опека»);
  • взаимодействие с кровной семьей детей-сирот, находящихся под опекой или в организациях для детей-сирот;
  • поддержка замещающих семей;
  • имущественные вопросы;
  • работа с гражданами ЛНР, ДНР и гражданами других стран.

Анализ кейсов по форме их представления позволил выделить группу трудностей, связанную с навыком системного описания и представления своего опыта работы. Описывая кейсы из своей практики, специалисты испытывали сложности с формулировкой гипотезы, запроса для супервизора. Часто специалисты не могли правильно оценить собственные ресурсы и оценить результаты своей работы («Затрудняюсь ответить»). Запросы экспертам (формулирование проблемы) оформляли не в формате вопроса, а повторно описывая ситуацию, добавляя некоторые сведения. Также и формулирование гипотезы – не в терминах гипотезы, а в форме более краткого описания самого случая.

По содержанию кейсы часто были недостаточно информативны. Не содержали достаточного количества данных по составу целевых групп, возрасту несовершеннолетних, практически отсутствовало описание психологических, педагогических, медиативных подходов, технологий, которые применяются специалистом в работе, слабо освещалась нормативно-правовая база.

Наиболее полное описание кейсов встречалось у специалистов, имеющих опыт работы в мультидисциплинарных командах или работающих с возможностью привлечения специалистов педагогического, психологического, юридического профиля.

Результаты содержательного анализа тематической группы «Профилактика социального сиротства»

По данной тематической группе было представлено 7 кейсов. Основные запросы специалистов к эксперту (проблема кейса) можно сформулировать следующим образом:

  • Как специалисту в целом оценить риски нахождения ребенка в кровной семье, каким фактам необходимо уделить пристальное внимание?
  • Как построить работу по выводу кровной семьи из трудной жизненной ситуации (ТЖС), алгоритмы и порядок действий?
  • Как работать с семьей в социально опасном положении (СОП), алгоритмы и порядок действий?
  • Как работать с семьей, где нет лишения родительских прав, но сами родители фактически устранились от воспитания?
  • Как максимально соблюсти интересы новорожденного ребенка, который родился в семье, где родители уже лишены родительских прав в отношении других детей?
  • Как замотивировать на лечение от алкогольной зависимости?
  • Как сопровождать семью, которая прошла лечение от алкогольной зависимости?

Как показано, часть запросов были связаны с проблемой алкоголизма. Специалисты органов опеки и попечительства несовершеннолетних отмечают, что предпосылки возникновения трудной ситуации в семье могут быть различные: развод, потеря работы, серьезное заболевание ребенка или родителя и прочее, и для решения случая требуется различный набор реабилитационных мероприятий. Не всегда «единообразный подход» способствует повышению эффективности и позитивному долгосрочному результату, но объединяет все маршруты одно – «работа с алкоголизированными семьями должна начинаться с мероприятий, направленных на прекращение злоупотребления родителей. Пока это не произойдет, все остальные мероприятия с родителями останутся безрезультатными» (цит. по выступлению лектора).

В табл. 1 представлен случай, полученный от слушателя, с комментариями эксперта по доработке кейса и его наполнению дополнительной информацией, позволяющей супервизору предоставить наиболее полную консультацию.

Таблица 1. Пример кейса из тематической группы «Профилактика социального сиротства»

Месяц и год открытия случая

апрель 2022 г.

Целевые группы кейса

- специалисты органов опеки и попечительства,

- отделений полиции,

- специалисты КДН и ЗП

 

Комментарии супервизора: Отсутствуют данные о непосредственной целевой группе: несовершеннолетние (их количество и возраст), состав семьи, проживают ли другие родственники совместно с матерью и ребенком? Поскольку вызов поступил от соседей, целесообразно рассмотреть возможность их включения в целевую группу в качестве поддерживающей сети для семьи

Опишите исходную ситуацию к моменту Вашего начала работы с ней

В органы полиции поступило сообщение от соседей о нахождении плачущего малолетнего ребенка на лестничной площадке. По прибытии органов полиции установлено, что мать ребенка находится в алкогольном состоянии, в момент, когда ребенок вышел на лестничную площадку, мать спала, ребенок находился на площадке раздетый (в плавочках и маечке, босиком)

Комментарии супервизора: Недостаточно подробное описание случая, что не позволяет оценить остроту ситуации и выбрать на начальном этапе адекватную стратегию защиты прав ребенка. Важно понимать, это единичный случай оставления ребенка без надлежащего ухода или же имеет место быть системное нарушение прав несовершеннолетнего по причине употребления алкоголя матерью

Сформулируйте поставленную перед Вами задачу/задачи по решению данной ситуации

Как защитить право ребенка на его воспитание в кровной семье, выход семьи из ТЖС

Комментарии супервизора: Недостаточно точная постановка задач. В качестве задач специалист ставит защиту права ребенка на воспитание в кровной семье и вывод семьи из ТЖС. В данном случае, очевидно, имеет место СОП, а не ТЖС. Воспитание в кровной семье является не целью, а средством для создания оптимальных условий развития ребенка. Сохранение кровной семьи целесообразно только в случае возможности восстановления ее функциональности

Сформулируйте проблему (запрос к эксперту) кейса

Действия органов субъектов профилактики в данной ситуации

Какая гипотеза кейса (причинно-следственные связи – почему это произошло?)

Возможно, мать находится в поиске мужчины, который возьмет на себя ответственность за семью. Следовательно, она встречается с разными мужчинами и употребляет алкогольные напитки, вследствие чего приобрела зависимость от пагубной привычки

Комментарии супервизора: ошибочный выбор гипотезы, объясняющей причины неблагополучия. Это не позволяет дать обоснованный прогноз развития ситуации в семье и подобрать наиболее эффективные инструменты для работы с семьей

Возможные пути решения кейса

1. Помещение ребенка в детское государственное учреждение на основании акта полиции, отобрание ребенка на основании акта органа опеки и попечительства и в дальнейшем ограничение родителя в родительских правах.

2. Оставление ребенка вместе с матерью под контролем специалистов субъектов профилактики, работа по сохранению кровной семьи для ребенка.

3. Изъятие ребенка из семьи и его временное помещение под опеку, параллельно работа с матерью по лечению от алкогольной зависимости и сохранению семьи с привлечением субъектов профилактики

На какие нормативные правовые акты или психологические/педагогические теории/подходы Вы предполагаете опираться при решении кейса

- Семейный кодекс Российской Федерации, 48-ФЗ, 120-ФЗ,

- педагогические беседы,

- психологические тестирования

Какие ресурсы у Вас есть?

Отделения помощи семье и детям, работающие с данной категорией семей в детских государственных учреждениях

Сколько времени и какие специалисты требуются для решения кейса

Длительность – 6 месяцев.

Требуются квалифицированные психологи, педагоги, социальные работники

Каких результатов удалось добиться в ходе проделанной работы к настоящему времени

Ребенок передан в приемную семью родной тети

Каких результатов не удалось добиться в ходе проделанной работы

Сохранить для ребенка кровную семью и возврат его на воспитание матери

Результаты содержательного анализа тематической группы «Развод родителей»

По данной теме было представлено 4 кейса. Основной запрос специалистов можно сформулировать следующим образом: «Как правильно определить время, которое каждый родитель может проводить с ребенком после развода?». По сути, все предложенные кейсы вращались вокруг одной-единственной темы, какими ресурсами могут воспользоваться специалисты для организации между родителями (находящимися в ситуации острого конфликта) обсуждения по поиску наиболее оптимального для ребенка варианта взаимодействия с ними обоими.

Результаты содержательного анализа тематической группы «Опека ребенка-сироты родственниками»

В данную тематическую группу были отобраны 9 кейсов. Ключевые запросы можно обобщить следующим образом:

  • Как оценить, что опекун подойдет данному ребенку?
  • Как работать с ребенком в случае повторной травматизации (смерти одного из опекунов или отъезда в результате развода)?
  • Как подготовить детей к смене опекуна?
  • Как работать с возрастными опекунами, когда их методы воспитания и взгляды уже сложно поменять?
  • Как строить работу с опекунами, которые действительно становятся очень сильно пожилыми и не тянут нагрузки по воспитанию?
  • Как предотвращать вторичные отказы из опекаемых семей? [10; 11]
  • Что делать, если сам ребенок хочет покинуть семью опекуна?

Многие представленные кейсы касались опеки, которую реализуют бабушки [6; 7]. Специалисты органов опеки и попечительства в качестве потенциальных рисков обозначают не только возраст опекуна, когда ограничения в физической активности и энергии затрудняют соответствующий уход за ребенком, но часто не пережитую травму потери самого опекуна, негативные повторяющиеся семейные сценарии. Такие опекуны могут быть несостоятельными в поддержке ребенка, что приводит к эмоциональной и психологической негативной реакции со стороны несовершеннолетнего. Отдельно специалисты отмечают, что кровные опекуны могут не иметь достаточных знаний о потребностях и развитии ребенка, а также оказывать негативное влияние на его психологическое состояние.

Результаты содержательного анализа тематической группы «Взаимодействие с кровной семьей детей под опекой или в ДУ»

По данной теме представлены 5 кейсов, основными проблемами которых являются следующие вопросы:

  • Как отстроить взаимодействие приемных детей с кровной мамой?
  • Как работать на восстановление отношений кровной матери и ребенка в ДУ?
  • Как отстроить взаимодействие детей под опекой с кровной мамой?
  • Нужно ли добиваться восстановления в родительских правах тех мам, которые существенно изменили свою жизнь, но забирать ребенка из-под опеки/или ДУ не желают (опасаясь потерять льготы, которые есть у ребенка)?
  • Как работать с приемной семьей в случае выявления кровного отца приемного ребенка, который хочет забрать его себе?

В табл. 2 представлен один из случаев с комментариями эксперта.

Таблица 2. Пример кейса из тематической группы «Взаимодействие с кровной семьей детей под опекой или в ДУ»

Месяц и год открытия случая

март 2023 г.

Целевые группы кейса

С.Р.А. – мать,

С.Н.В. – дочь (14 лет),

С.Ю.В. – дочь (12 лет),

Х.Г.Н. – опекун

Опишите исходную ситуацию к моменту Вашего начала работы с ней

В органы опеки и попечительства поступила жалоба о ненадлежащем уходе за ребенком. Жалоба составлена и направлена матерью, лишенной родительских прав, на приемного родителя своих детей. Дети на стороне родной матери. Но если их забрать из семьи, то они попадут в детдом

Сформулируйте поставленную перед Вами задачу по решению данной ситуации

1. Рассмотреть вопрос с позиции всех сторон, для этого организовать и провести встречу с участниками кейса.

2. Выбрать алгоритм действий, направленный на защиту прав и интересов детей.

3. Организовать мероприятия по решению кейса

Комментарии супервизора:

Получение обращения матери ставит перед специалистом две задачи:

- оценить обоснованность жалобы и при подтверждении принять меры к защите интересов несовершеннолетних (эта задача решается в рамках внеплановой проверки условий жизни подопечных);

- оценить возможность восстановления матери в родительских правах, если жалоба свидетельствует о ее внимании к детям, а не о ненависти к опекуну и желании причинить ему неприятности

Сформулируйте проблему (запрос к эксперту) кейса

Как регламентировать время и порядок общения несовершеннолетних с матерью, лишенной родительских прав, при этом не нарушить права детей и не нанести им психологическую травму? Имеются ли какие-то юридические нюансы при работе с жалобой от матери, лишенной родительских прав?

Комментарии супервизора:

1. Мать, лишенная родительских прав, юридически для детей является посторонним человеком. Фактически речь идет об обращении гражданина о ненадлежащем исполнении обязанностей опекуна. Во всех подобных случаях обязательной реакцией органа опеки и попечительства должно быть проведение внеплановой проверки условий жизни подопечных.

2. Центральной проблемой описанной ситуации является решение вопроса о том, где могут быть созданы наиболее благоприятные условия для жизни и развития детей:

- воспитание в приемной семье;

- помещение в детский дом;

- воспитание в кровной семье.

В последнем случае необходимо оказание содействия матери в восстановлении в родительских правах

Какая гипотеза кейса (причинно-следственные связи – почему это произошло?)

Затрудняюсь ответить

Комментарии супервизора: Специалисту органов опеки и попечительства целесообразно установить источник осведомленности матери о ситуации в замещающей семье. Мать может поддерживать контакт с девочками, либо информация поступает к ней через родственников. Понимание взаимоотношений в треугольнике «дети – опекун – родственники» важно для предотвращения поступления повторных необоснованных жалоб, которые осложняют жизнь и опекуну, и специалисту опеки

Возможные пути решения кейса

1. Затрудняюсь найти решение и выбрать алгоритм действий по сохранению семьи для детей.

2. Изъятие детей из семьи опекуна и передача их под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Комментарии супервизора: Если мать поддерживает отношения с дочерями, критикует действия опекуна, но не предпринимает реальных действий для восстановления в родительских правах, необходимо:

- проводить психокоррекционную работу с несовершеннолетними для того, чтобы примирить их с изменениями семейной ситуации;

- оказывать помощь опекуну для повышения его родительской компетенции.

Это позволит полнее удовлетворить потребности девочек, им не надо будет прибегать к психологической поддержке матери

На какие нормативные правовые акты или психологические/педагогические теории/подходы Вы предполагаете опираться при решении кейса

Затрудняюсь ответить

Какие ресурсы у Вас есть?

Затрудняюсь ответить

Комментарии супервизора: Целесообразно привлечение психологов для проведения психокоррекционной работы с несовершеннолетними. Возможно рассмотреть привлечение медиатора для решения конфликта между матерью, лишенной родительских прав, и опекуном несовершеннолетних

Сколько времени и какие специалисты требуются для решения кейса

Затрудняюсь ответить

Комментарии супервизора: Привлечение педагогов-психологов для повышения уровня родительских компетенций матери. Привлечение юриста при принятии решения о восстановлении матери в родительских правах

Каких результатов удалось добиться в ходе проделанной работы к настоящему времени

Никаких значимых результатов на момент формирования кейса достигнуть не удалось

Каких результатов не удалось добиться в ходе проделанной работы

Не удалось регламентировать время и порядок общения несовершеннолетних с кровной матерью

 

Результаты содержательного анализа тематической группы «Поддержка замещающих семей»

Данная тематическая группа объединила 11 кейсов. Проблематику запросов к эксперту можно обобщить следующим образом:

  • Формирование поддерживающего отношения ко всем сиблингам в одной замещающей семье (дети разные – разное отношение – проблемы сравнения);
  • Работа с усыновителями по раскрытию тайны усыновления;
  • Вопросы адаптации ребенка в приемной семье;
  • Работа с несбывшимися ожиданиями приемных родителей;
  • Как вести работу с приемными родителями, которые столкнулись с воровством приемного ребенка?
  • Трудное поведение в школе приемных детей;
  • Как строить работу с приемной семьей, где ребенок переживает травму привязанности (что внешне проявляется, в т.ч. в патологическом поведении)?

При анализе данной группы кейсов было выявлено, что многие позиции были не заполнены специалистами, описание кейсов было поверхностным, многих данных не хватало для качественной супервизии. Тем не менее они были приняты экспертами в работу с двух позиций:

  • повышение компетенций специалистов по вопросам методологических оснований работы;
  • работа со слушателями по совместной доработке кейсов в процессе супервизии: формулирование задач, проблематики и гипотезы кейса, определение нормативно-правовых актов федерального и регионального законодательства, на которые можно опираться при выстраивании возможных маршрутов решения кейсов, определении уровня сопровождения (общий, адаптационный, кризисный или экстренный), выбор психолого-педагогических методик и технологий для работы с семьей.

 

Результаты содержательного анализа тематической группы «Имущественные вопросы»

По данной теме было предложено 6 кейсов. Суть запросов можно обобщить так:

  • Как подтвердить использование денег в интересах ребенка?
  • Как построить работу в том случае, когда идет задержка с выдачей жилья выпускнику ДУ?
  • Актуально ли сохранение права пользования жилым помещением?
  • Как оплатить услуги эксперта о состоянии многоквартирного дома (непригодный к жизни барак, у ребенка доля в одной из квартир), если стоимость услуг эксперта составляет порядка 20000 рублей, а у семьи таких денег нет?
  • Как получить полные сведения о размере задолженности умершего по кредитным обязательствам и иным платежам для дачи разрешения отказаться несовершеннолетней от принятия наследства?
  • Как отстаивать правильное распределение долей в имущественных вопросах?

Защита имущественных прав является одной из ключевых тем в деятельности специалиста ООиП в отношении лиц, оставшихся без попечения родителей. Разбор кейсов позволил проиллюстрировать широкий спектр тем, среди которых: «Виды имущественных отношений с участием несовершеннолетних», «Проблемы в области имущественных прав несовершеннолетних», «Основы правового регулирования имущественных отношений с участием несовершеннолетних», «Перечень сделок, на которые требуется разрешение ООиП», «Подходы вышестоящих судов к контролю ООиП за имущественными сделками несовершеннолетних», «Общая детско-родительская собственность (материнский капитал)», «Спорные вопросы при незначительной доле в праве собственности».

Результаты содержательного анализа тематической группы «Работа с гражданами ЛНР, ДНР и гражданами других стран»

Одним из незапланированных эффектов супервизии стало то, что в ходе онлайн-встреч установился диалог со специалистами ЛНР и ДНР, что позволило объединить усилия для помощи детям, оказавшимся на территории Российской Федерации. Перед началом встречи, посвященной анализу кейсов тематической группы «Работа с гражданами ЛНР, ДНР и гражданами других стран», был организован дополнительный запрос вопросов и кейсов, решение которых необходимо для повышения эффективности работы специалистов.

По данной теме были отобраны 7 вопросов, касающихся узких аспектов организации деятельности специалистов из ЛНР и ДНР в современных реалиях, а также затрагивающих круг задач по реализации Плана мероприятий по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации. Обзор данных вопросов был подкреплен рассмотрением нормативно-правовой базы и рекомендациями по выстраиванию работы на местах.

Были отобраны 4 кейса, проблематику которых можно обобщить следующим образом:

  • Как оформить гражданство ребенку, который находится в ДУ, и чья мать не имеет гражданства?
  • Подготовка документов лицам из ДНР и ЛНР, у которых нет с собой никаких документов;
  • Возможность и алгоритм действий специалиста при передаче несовершеннолетнего матери за пределы Российской Федерации при условии фактического местонахождения матери за границей и отсутствия у несовершеннолетнего паспорта РФ (истек срок вида на жительство в РФ)?
  • Отсутствие алгоритма действий по упрощенной процедуре изменения формы подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Специалисты отмечали, что ситуации, когда сотрудникам органов опеки и попечительства нужно решать вопросы с родителями и детьми, которые не являются гражданами РФ, были всегда, однако с 2022 г. поток таких вопросов возрос, а времени для принятия решения стало меньше, поэтому для более эффективной работы необходимы новые протоколы и алгоритмы работы, учитывающие максимально возможный перечень возможных запросов со стороны заявителей.

В экспертной оценке курса приняли участие слушатели из 27 субъектов РФ. Большая часть участников курса – это специалисты (59%) и руководители (21%) ООиП. Большинство из них (72%) имеют стаж работы в сфере защиты прав детей более 5 лет.

По данным опроса участников курса высокую оценку по параметру «восприятие и использование в будущей работе» заслужили темы «Управление стрессом», «Практика ограничения родителей в родительских правах и лишения их родительских прав», «Педофилы. Как распознать и уберечь ребенка?», «Родственная опека. Трудное поведение подростков», «Организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан», «Родительские споры».

Темы, по которым слушатели хотели бы продолжить совместную работу с супервизорами (особо востребованные темы): имущественные и жилищные права; новое в законодательстве; социальные технологии работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; медиативные технологии в работе специалистов ООиП.

Информанты предложили добавить следующие важные тематики, связанные с профессиональной деятельностью: профилактика профессионального выгорания; работа с семьями СОП.

Очень важно, что информанты в 90% случаев указали, что во время курса получили ответы на все свои вопросы.

Тему «Год наставничества: роль органов опеки и попечительства в организации наставничества» слушатели отметили, как менее полезную в своей профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что только 20% всех слушателей описали профессиональные задачи, которые они решают в процессе своей деятельности, и предоставили кейсы для разбора, 80% слушателей полностью удовлетворены разбором и собираются использовать на практике знания, полученные в рамках супервизии.

Обсуждение

Супервизия, построенная на основе предоставленных кейсов – уникальная возможность для профессионала получить новый взгляд, новые идеи при обсуждении своей работы с коллегами, улучшить свою работу над анализируемым случаем [19; 20].

Использование кейсов в обучении специалистов не только позволило разработать совместно с ведущими супервизии алгоритмы работы по определенным группам кейсов, но и выявило компетентностные дефициты специалистов и их потребности. Это может стать хорошей базой для разработки дальнейших программ повышения квалификации специалистов ООиП и УПР.

Описывая кейсы из своей практики, специалисты испытывали трудности с формулировкой гипотезы и запроса для супервизии, затруднялись оценить собственные ресурсы и результаты своей работы. Часто не указывали нормативно-правовые акты, на основании которых начинали работу со случаем, затруднялись в обозначении педагогических, психологических и медиативных подходов [14]. Все это лишний раз высвечивает имеющийся дефицит профильного обучения для специалистов органов опеки и попечительства. Важным аспектом при обсуждении кейсов супервизорами было выделение того, чего нет в предложенных описаниях. Они подчеркивали, что важно учитывать, что некоторая информация может быть упущена или не являться доступной в начальном описании случая. Это означает, что слушатели должны были думать критически и задавать дополнительные вопросы, чтобы полнее понять ситуацию и выявить все факты, которые могли повлиять на работу со случаем.

Супервизоры активно участвовали в формулировании дополнительных вопросов, которые помогали получить недостающие сведения. Они предлагали различные основные и уточняющие вопросы, которые помогали осветить разные аспекты случая и собрать все необходимые данные. Такие вопросы могли быть связаны с деталями прошлых событий, отношениями между людьми, контекстом происходящего и другими факторами, которые могут оказывать влияние на работу со случаем.

Достаточно острой для специалистов органов опеки и попечительства оказалась тема профилактики социального сиротства, поскольку ориентация на работу с кровной семьей в трудной жизненной ситуации идет относительно недавно. Изъятие ребенка из семьи долгое время считалось единственным способом решения ситуаций с разной степенью риска нахождения в ней ребенка. И теперь, когда «маятник социальной работы» качнулся в сторону сохранения кровной семьи для ребенка, важно правильно определить порядки помощи [15].

В отдельную категорию стоит отнести работу по формированию у специалистов сферы защиты детства представлений об имеющихся у них ресурсах. Как показывает проведенный анализ, специалисты чаще акцентируют свое внимание на имеющихся дефицитах: нехватке финансирования, повышении требований к их профессиональной деятельности, отсутствии поддержки со стороны специалистов других ведомств и организаций [5]. Так, многие специалисты «один на один» сталкиваются с ситуациями острого конфликта между супругами, решить который без привлечения других специалистов помогающих профессий бывает трудно. Здесь важно сформировать у специалистов границы собственных полномочий и понимание того, что в сложных случаях они могут обратиться за поддержкой к «профессиональному нейтральному посреднику», например, психологам центров семейной помощи, профессиональным медиаторам.

Стоит также отметить склонность специалистов сферы защиты прав и интересов детей обесценивать проделанную работу, поскольку им не всегда видны значительные качественные изменения в ходе работы над кейсом, что, в свою очередь, способствует эмоциональному выгоранию [1]. Вместе с тем работа с замещающими и кровными семьями предполагает возрастающую психологическую нагрузку у специалистов в момент возникновения альтернативной перспективы жизнеустройства детей. Здесь важным становится не позволить специалисту вовлечь себя в конфликтную ситуацию, помочь ему сохранить роль «нейтрального наблюдателя» и не вступать в эмоциональные столкновения. При этом оказать своевременную поддержку в профилактике эмоционального выгорания и в помощи в оптимизации работы.

Важным представляется систематическое проведение практико-ориентированных занятий со специалистами ООиП, УПР как по наработке ими опыта междисциплинарного взаимодействия, так и по отработке навыков различных педагогических, психологических и медиативных технологий, которые они могут применять в своей профессиональной сфере. Стоит отметить, что только 35% оптантов из общего числа слушателей на практике сталкивались с аналогичными кейсами или способны провести аналогии между рассматриваемыми случаями и собственной практикой. Таким образом, мы можем сделать предположение об имеющейся сложности у специалистов не только в формулировании своих кейсов, но и применении опыта своих коллег.

Заключение и выводы

Опыт обучения специалистов органов опеки и попечительства и специалистов аппарата уполномоченных по правам ребенка с использованием супервизии по кейсам, предложенным самими слушателями, оказался очень успешным. Несмотря на то, что самих кейсов было прислано относительно немного, активность слушателей при их обсуждении показала востребованность такого учебного инструмента, как супервизии с применением кейс-метода.

Обучение с помощью кейсов помогает слушателям приобрести широкий набор профессиональных навыков. Во-первых, решение кейсов позволяет освоить методику работы с конкретными случаями, а во-вторых, позволяет закрепить полученные на лекциях и при самостоятельной подготовке знания. Решение кейсов формирует навыки анализа ситуации и выработки позиции по конкретному случаю.

Возвращаясь к теории обучения взрослых [21; 22], нельзя не признать, что часть слушателей курса все-таки проявила «поверхностный подход» к обучению, при котором главным мотивом признается желание «соответствовать минимальным критериям и требованиям, а главное – получить документ, подтверждающий прохождение обучения». Однако живое общение со специалистами показало, что «глубинный» и «стратегический» подход к обучению занимает лидирующую позицию в мотивации слушателей. И если желание «больше знать, уметь решать проблемы, удовлетворять любопытство, получить удовлетворение от достижения долгосрочных целей» было в ходе обучения специалистов удовлетворено, значит, это неизбежно найдет свое положительное отражение в работе с конечными благополучателями, детьми и их семьями.

Литература

  1. Андреева К.В. Психолого-педагогические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов органов опеки и попечительства: Автореф. вып. квалификац. работы: Магист. дисс. М., 2020. 6 с. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=393432 (дата обращения: 09.08.2023).
  2. Безрукова О.Н., Самойлова В.А. Сопровождение замещающей семьи или как снизить риск вторичных отказов // Социологические исследования. 2019. Том 10. № 26. С. 85–95. DOI:10.31857/S013216250003750-8
  3. Волчанская В.О. К вопросу о потребности специалистов органов опеки и попечительства в повышении компетентности и методическом сопровождении деятельности в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 2. С. 96–107. DOI:10.17759/ssc.2021020208
  4. Дополнительная профессиональная программа «Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий» (программа совместного обучения специалистов: руководителей и специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, специалистов аппаратов уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации) / сост. Семья Г.В., Дзугаева А.З., Лашкул М.В. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 23 с.
  5. Колесникова У.В., Яровикова О.А. К вопросу об образовательных потребностях специалистов аппаратов уполномоченных по правам ребенка [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. С. 23–35. DOI:10.17759/ssc.2022030102
  6. Коржова Е.Ю., Безгодова С.А., Микляева А.В., Юркова Е.В. Психологическая характеристика отношения к жизненной ситуации у детей, воспитывающихся в опекунских семьях // Вестник Московского государственного областного университета. 2019. № 2. С. 110–125. DOI:10.18384/2224-0209-2019-2-959
  7. Коржова Е.Ю., Микляева А.В. Анализ семейных взаимоотношений в семьях кровной и некровной опеки // Ананьевские чтения 2019: Психология обществу, государству, политике: материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 22–25 октября 2019 года. СПб.: ООО «Скифия-принт», 2019. С. 70–71.
  8. Магистерская программа «Опека и попечительство несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // МГППУ. 2018. URL: https://mgppu.ru/project/507 (дата обращения: 28.07.2023).
  9. Манулычева Т.В. Специфика психологического благополучия специалистов органов опеки и попечительства: Вып. квалификац. работа: Магист. дисс. М., 2020. 105 с. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=393451 (дата обращения: 09.08.2023).
  10. Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Зинченко Е.А. Инвариантные и вариантные социально-психологические характеристики успешных замещающих матерей // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 149–163. DOI:10.17759/pse.2021260612
  11. Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Колесникова У.В. Структура методики «Мотивация приема ребенка-сироты в замещающую семью» [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. С. 3–21. DOI:10.17759/psyedu.2021130401
  12. Попова Е.П. Психологическое благополучие специалистов органов опеки и попечительства [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. С. 68–78. DOI:10.17759/ssc.2022030105
  13. Рубцов В.В., Алехина С.В., Вихристюк О.В., Войтас С.А., Забродин Ю.М., Зарецкий В.К., Леонова О.И., Марголис А.А., Саитгалиева Г.Г., Семья Г.В., Холмогорова А.Б., Шариков С.В. О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 8–34. DOI:10.17759/bppe.2020170201
  14. Семья Г.В., Лашкул М.В., Зайцева Н.Г., Попов А.Г. Сборник информационно-методических материалов по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для специалистов органов опеки и попечительства / Под научной ред. Г.В. Семья. М.: Квант Медиа, 2018. 1268 с.
  15. Семья Г.В. Ребенок в условиях институционализации: результаты мониторинга условий жизни и воспитания воспитанников и их субъективного благополучия в организациях для детей-сирот [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 2. С. 7–23. DOI:10.17759/ssc.2021020201
  16. Семья Г.В., Карнаух И.С., Шульга Т.И. Обучение взрослых: разработка программ повышения квалификации для специалистов органов опеки и попечительства и аппаратов уполномоченных по правам ребенка [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. С. 7–22. DOI:10.17759/ssc.2022030101
  17. Семья Г.В., Лашкул М.В. Возможные модели органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан как результат реформирования и совершенствования деятельности системы // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2020. Т. 15. № 20. С. 160–180.
  18. Семья Г.В., Лашкул М.В., Яровикова О.А. Комплексный подход к профессиональному развитию специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. С. 170–182. DOI:10.17759/pse.2022270613
  19. Hancock D.R. Doing Case Study Research. New York: Teachers College Press, 2006. 105 p.
  20. Herreid C. Case study teaching // New Directions for Teaching and Learning. 2011. Vol. 2011. № 128. P. 31–40. DOI:10.1002/tl.466
  21. Knowles M.S. The modern practice of adult education: From pedagogy to andragogy. Cambridge: Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1980. 31 p.
  22. Knowles M.S. et al. Andragogy in action: Applying modern principles of adult education. San Francisco: Jossey-Bass, 1984, physical description: xxiv, 444 p.

Информация об авторах

Омельченко Александра Сергеевна, кандидат психологических наук, руководитель благотворительных программ, Благотворительный Фонд «Абсолют-Помощь», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0028-4440, e-mail: agerasimova22@yandex.ru

Волчанская Виктория Олеговна, кандидат психологических наук, директор, АНО «Центр содействия детям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Два крыла», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1685-2713, e-mail: vmerkul@mail.ru

Колесникова Ульяна Владимировна, научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований, Московский государственный психолого-педагогический университет, (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5328-8621, e-mail: kolesnikovauv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 518
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 37

Скачиваний

Всего: 164
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 10