Значение «голоса» в процессе интериоризации

787

Аннотация

В рамках диалогического подхода язык понимается как реплики и ответы говорящих и слушающих индивидов, и, будучи воспринимаемой и адресуемой другому формой, находится в центре внимания. Воплощение этой формы представляется как прозвучавший и услышанный голос. В статье рассматривается понятие «голос» (voice) в работах В. Н. Волошинова и М. М. Бахтина с одной стороны, и современные идеи диалогической психологии (Hermans & Dimaggio 2004) – с другой. Формулируется психолингвистическое определение понятия «голос», которое может быть полезным для понимания процесса интериоризации.

Общая информация

Ключевые слова: значение, мышление, речь, диалог, диалогическая речь, диалогическое «Я», высшие психические функции, подражание, интериоризация, полифоническое «Я», психолингвистика, язык, голос

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Берто М. Значение «голоса» в процессе интериоризации [Электронный ресурс] // Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2010. № 1. С. 9–20. URL: https://psyjournals.ru/journals/tatigkeitstheorie/archive/2010_n1/34974 (дата обращения: 17.07.2024)

Литература

  1. Anzieu, D. (1976). L’enveloppe sonore du soi. Nouvelle Revue de Psychanalyse 13, 161-179.
  2. Bachtin, M.M. (1929/1985). Probleme der Poetik Dostoevskijs. Frankfurt/Main, Berlin, Wien: Ullstein.
  3. Bachtin, M.M. (1953-54/2004). Das Problem der sprachlichen Gattungen. In K. Ehlich und K. Meng (Hrsg.) Die Aktualität des Verdrängten. Studien zur Geschichte der Sprachwissenschaft im 20. Jahrhundert (S.447-484). Heidelberg: Synchron.
  4. Bertau, M.-C. (2007a). On the notion of voice: An exploration from a psycholinguistic perspective with developmental implications. International Journal for Dialogical Science 2(1), 133–161.
  5. Bertau, M.-C. (2007b). Die Stimme: Erkundung eines Konzepts und eines Phänomens. Paragrana 16(2), 136-148.
  6. Bertau. M.-C. (2008). Voice: A pathway to consciousness as social contact to oneself. Integrative Psychological and Behavioral Science 42 (1), 92–113.
  7. Bruner, J. S. (1975). The ontogenesis of speech acts. Journal of Child Language 2, 1-19.
  8. Castarède, M.-F. & Konopczynski, G. (2005) (eds.). Au commencement était la voix. Ramonville Saint-Agne: érès.
  9. Hermans, H.J.M. (1996). Voicing the self: from information processing to dialogical interchange. Psychological Bulletin 119(31), 31-50.
  10. Hermans, H.J.M. (2001). The dialogical self: toward a theory of personal and cultural positioning. Culture & Psychology 7(3), 243-281.
  11. Hermans, H. & Dimaggio, G. (2004) (eds.). The Dialogical Self in Psychotherapy. Hove and New York: Brunner-Routledge. 19
  12. Hermans, H.J.M., Kempen, H.J. & Van Loon, R. (1992). The Dialogical Self. Beyond Individualism and Rationalism. American Psychologist 47(1), 23‐33.
  13. Humboldt, W. von (1827/1997). Über den Dualis. In ders., Über die Sprache. Reden vor der Akademie (S.143‐169), J. Trabant (Hrsg.). München: Francke.
  14. Ivanova, I. (2003). Le dialogue dans la linguistique soviétique des années 1920‐1930. Cahiers de L'ILSL, No. 14, 157‐182.
  15. Jakubinskij, Vorname? (1923/2004). Über die dialogische Rede. In K. Ehlich und K. Meng (Hrsg.) Die Aktualität des Verdrängten. Studien zur Geschichte der Sprachwissenschaft im 20. Jahrhundert. (S.383‐433). Heidelberg: Synchron.
  16. Keiler, P. (2002). Lev Vygotskij – ein Leben für die Psychologie. Weinheim und Basel: Beltz.
  17. Keiler, P. (2004). Die beiden Konzeptionen L.S. Vygotskijs vom kindlichen Spracherwerb und ihr theoretisches Umfeld. In K. Ehlich und K. Meng (Hrsg.) Die Aktualität des Verdrängten. Studien zur Geschichte der Sprachwissenschaft im 20. Jahrhundert. (S.309‐328). Heidelberg: Synchron.
  18. Mauss, M. (1936/1999). Les techniques du corps. In ders., Sociologie et anthropologie (p. 365‐383). Paris: Quadrige/Presses Universitaires de France.
  19. O'Connell, D.C. & Kowal, S. (2003). Psycholinguistics: a half century of monologism. American Journal of Psychology, 116(2), 191‐212.
  20. Romashko, S.A. (2000). Vers l’analyse du dialogue en Russie. Histoire, Épistémologie, Langage 22(I), 83‐98.
  21. Rubinstein, S.L. (1946/1977). Grundlagen der allgemeinen Psychologie. Berlin: Volk und Wissen.
  22. Schütz, A. (1971/1982). Das Problem der Relevanz. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  23. Vološinov, V.N. (1926/1981). Le discours dans la vie et le discours dans la poésie. In T. Todorov Mikhaïl Bakhtine, le principe dialogique. Suivi de Écrits du Cercle de Bakhtine. (p.181‐215). Paris: Seuil.
  24. Vološinov, V.N. (1930/1981). La structure de l'énoncé. In T. Todorov Mikhaïl Bakhtine, le principe dialogique. Suivi de Écrits du Cercle de Bakhtine. (p.287‐316). Paris: Seuil.
  25. Vološinov, V.N. (1930/1975). Marxismus und Sprachphilosophie. Frankfurt/Main, Berlin, Wien: Ullstein.
  26. Vygotskij, L.S. (1934/2002). Denken und Sprechen. Psychologische Untersuchungen. (J. Lompscher und G. Rückriem, Hrsg. u. Übs.). Weinheim und Basel: Beltz.
  27. Wygotski, L.S. (1925/1985). Das Bewußtsein als Problem der Psychologie des Verhaltens. Gesammelte Schriften, Band 1: Arbeiten zu theoretischen und methodologischen Problemen der Psychologie. Berlin: Volk und Wissen.

Информация об авторах

Берто Мари-Сесиль, PhD, приват-доцент, доктор, Института фонетики и обработки речи, Мюнхенский университет им. Людвига Максимилиана, Мюнхен, Германия, e-mail: bertau@lmu.de

Метрики

Просмотров

Всего: 1492
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 787
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0