Взаимосвязи адаптированности и когнитивно-поведенческих качеств личности (на примере российских и китайских студентов-первокурсников)

60

Аннотация

Изучены взаимосвязи адаптированности, толерантных установок, копинг-стратегий и операций самоуправления у 93 российских и 127 китайских студентов первого курса экономического факультета СПбГУ и Пекинского государственного университета. В группе китайских респондентов выявлено большее число взаимосвязей адаптированности и операций самоуправления (планирование, самоконтроль, анализ противоречий) и копинг-стратегий (поиск социальной поддержки, вступление в социальный контакт, непрямые действия), по сравнению с группой российских респондентов.

Общая информация

Ключевые слова: адаптированность, толерантность, коммуникативность, саморегуляция

Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лю Ц., Петанова Е.И. Взаимосвязи адаптированности и когнитивно-поведенческих качеств личности (на примере российских и китайских студентов-первокурсников) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. Том 6. № 2. С. 59–66.

Литература

Даниленко О. И., Ли Ц., Сюй И. Адаптированность китайских студентов на разных этапах обучения в вузах России и Китая «Психологические аспекты межкультурной адаптации» / под общей ред. В. В. Калиты. Владивосток: Дальнаука, 2015. С. 90–110.

Yuan W. Academic and Cultural Experiences of Chinese Students at an American University: A Qualitative Study // Intercultural Communication Studies XX. 2011. Vol. 1. P. 141–157.

Ван С. Факторы адаптации китайских студентов к обучению на родине и за рубежом // Материалы конференции «Ананьевские чтения – 2015». СПб.: СПбГУ, 2015. С. 158–159.

Лю Ц., Петанова Е. И. Особенности проявления феномена фрустрационной толерантности у российских и китайских студентов (на примере студентов СПбГУ и Пекинского государственного университета) // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. Т. 2. С. 180–186.

Бойко В. В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. СПб.: Питер, 2004. С. 13–21.

Пейсахов Н. М., Шевцов М. Н. Практическая психология: учеб. пособие. Казань: Издательство Казан. университета, 1991. C. 140.

Хобфолл С. Опросник «SACS». URL: http://pksuvu.ru/sites/default/fi les/course_materials/ Metodika_SACS.pdf (дата обращения: 21.10.13).

Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. С. 457–465.

Петанова Е. И., Бордовская Н. В., Лю Ц. Сравнительный анализ адаптированности студентов-первокурсников к условиям образовательной среды (на примере Пекинского и СанктПетербургского университетов) // Вестник Тверского государственного университете. Серия: психология и педагогика. 2015. Вып. 4. С. 95–102.

Лю Ц., Петанова Е. И. Коммуникативная толерантность студентов как ресурс их адаптированности к условиям обучения в вузе // Материалы конференции «Психология человека в условиях здоровья и болезней». Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2015. С. 133–138.

Петанова Е. И., Лю Ц. Кросс-культурные аспекты выделения задачи психологического сопровождения первокурсников СПбГУ (россиян и китайцев) // Сборник материалов конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования». Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2014. С. 411–417.

Сомова Н. В. Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов в контексте копинговых стратегий поведения // Социально-гуманитарные науки. Ученые записки. 2014. № 14. С. 199–202. URL: http://elib.rshu.ru/fi les_books/pdf/14-19.pdf (дата обращения: 26.11.2015).

Chen H. Moral note of melancholy and thought. Beijing: Sino-Culture Press, 1999, 257 p. (in Chinese).

Li C., Wang W., Qiu S. Relationship of social adaptation and self-regulation of Students [J] // Tangshan: “Chinese Journal of Health Psychology” press , 2010, N 4, 478–480 p. (in Chinese).

Исследовательский потенциал студента: монография / под ред. акад. РАО Н. В. Бордовской. М.: Русайнс, 2015. 264 c.

Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности (субъектный подход): дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001. 393 с. 

Информация об авторах

Лю Цзинцзин, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: jingjing_liu_love@126.com

Петанова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: petanovaelena@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 120
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 60
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2