Позитивные и негативные аспекты перфекционистских установок студентов

120

Аннотация

Описываются процедура и результаты исследования позитивных и негативных аспектов перфекционистских установок студентов-психологов. Исследование осуществлялось на выборке студентов бакалавриата и магистратуры факультета психологии СПбГУ. Впервые обнаружены значимые положительные связи перфекционистских установок «высокие стандарты и притязания» с познавательной мотивацией, социальными навыками и социально-психологической адаптацией, что подтверждает их конструктивный характер. Перфекционистские установки «критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах» и «постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных» отрицательно сказываются на адаптации, социальных навыках и социальном осознании, что подтверждает дезадаптивность данных установок. Исследование подтвердило трехфакторную структуру «Опросника перфекционизма», ранее адаптированного нами для студентов технических вузов, которая воспроизводится без изменений в различных половозрастных выборках как студентов технических вузов, так и студентов-психологов.

Общая информация

Ключевые слова: опросник, перфекционизм, установки , мотивация, социальный интеллект, адаптация

Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гао Л., Киселева Л.Б., Наследов А.Д., Шамаев А.Н. Позитивные и негативные аспекты перфекционистских установок студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2017. Том 7. № 2. С. 115–127.

Литература

Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Современные модели перфекционизма // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 29. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 06.01.2017).

Flett G.L., Hewitt P.L. Chapter 21. Measures of Perfectionism // Measures of Personality and Social Psychological Constructs. New York: Academic Press, 2015. P. 595–618.

Smith М.М., Saklofske D.H., Yan G., Sherry S.B. Perfectionistic strivings and perfectionistic concerns interact to predict negative emotionality: Support for the tripartite model of perfectionism in Canadian and Chinese university students // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 81. P. 141–147.

Талаш Е.Ф. Отражение феномена перфекционизма в российских научных публикациях // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. 2012. Вып. 11. С. 79–87.

Gaudreau P. The 2×2 model of perfectionism: Commenting the critical comments and suggestions of Stoeber (2012) // Personality and Individual Differences. 2013. Vol. 55. P. 351–355.

Rice K.G., Ashby J. S. An efficient method for classifying perfectionists // Journal of Counseling Psychology. 2007. Vol. 54. P. 72–85.

Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Структура перфекционизма у пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 6. С. 93–102.

Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 72–81.

Москова М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 25 с.

Киселева Л.Б. Уровень перфекционизма у студентов с различной успеваемостью по английскому языку // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11 (55). С. 427–441. URL: www.sisp.nkras.ru (дата обращения: 21.10.2016).

Наследов А.Д., Киселева Л.Б. Адаптация «Опросника перфекционизма» для диагностики перфекционистских установок студентов первого курса технических вузов // Веcтник СПбГУ. Серия 16. Психология. 2016. Вып. 3. С. 44–64.

Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 432 с.

Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 513–515.

Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56.

Наследов А.Д., Семенов В.Ю. Модификация шкалы социального интеллекта TROMSØ для российских школьников // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2015. Вып. 4. С. 5–21.

Наследов А.Д. IBM SPSS 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.

Наследов А.Д., Лин Г. Мотивация формирования научно-профессиональных понятий курса «Математические методы в психологии» у студентов-психологов в России и Китае // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2016. № 2. С. 55–66.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994. 288 с.

Купер К. Индивидуальные различия. М.: Аспект Пресс, 2000. 527 с.

Suh N., Gnilka P.B., Rice K.G. Perfectionism and well-being: A positive psychology framework // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 111, no. 1. P. 25–30.

Li Y., Lan J., Ju C. Achievement motivation and attributional style as mediators between perfectionism and subjective well-being in Chinese university students // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 79. P. 146–151.

Gong X., Fletcher K.L., Paulson S.E. Perfectionism and emotional intelligence: A test of the 2 × 2 model of perfectionism // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 106. P. 71–76.

Burnam А. Komarraju M., Rachel Hamel R., Dustin R.Nadler D.R. Do adaptive perfectionism and self-determined motivation reduce academic procrastination? // Learning and Individual Differences. 2014. Vol. 36. P. 165–172.

Wigert B. Reiter-Palmon R., Kaufman J.C., Silvia P.J. Perfectionism: The good, the bad, and the creative // Journal of Research in Personality. 2012. Vol. 46, no. 6. P. 775–779.

Stoeber J., Philip J., Corrb P.J. A short empirical note on perfectionism and flourishing // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 90. P. 50–53.

Stoeber J., Mutinelli S., Corr P.J. Perfectionism in students and positive career planning attitudes // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 97. P. 256–259. 

Информация об авторах

Гао Лин, выпускница аспирантуры факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: gaolingxiaotu@163.com

Киселева Людмила Борисовна, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: ludmila2405@rambler.ru

Наследов Андрей Дмитриевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4687-3184, e-mail: andrey.nasledov@gmail.com

Шамаев Александр Натанович, студент IV курса факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: shamano4400@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 222
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 120
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0