Ценности китайских студентов: значимость и доступность

33

Аннотация

Цель исследования — выявить соотношение значимости и доступности ценностей китайских студентов с учетом их места в ценностной иерархии студентов. Опрошено 722 человека от 18 до 25 лет, проходивших обучение в вузах крупных городов Китая. Использована модифицированная для китайской выборки методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой. Для анализа данных использованы писательные статистики, показатель ранговой корреляции rs Спирмена, t-критерий Стьюдента. Выявлены приоритетные ценности по их значимости и доступности. В числе наиболее значимых ценностей — благополучие семьи, счастье и материально обеспеченная жизнь. Наименее значимые ценности — любовь, продуктивная жизнь, общественное признание. В числе наиболее доступных ценностей — благополучие семьи, свобода и самоуважение. Наименее доступные ценности — любовь, общественное признание, жизненная мудрость. Анализ ценностей, занимающих места в верхней и нижней зонах иерархий, позволяет утверждать, что их распределение как по значимости, так и по доступности во многом объясняется особенностями выборки: культурными традициями, носителями которых являются китайские студенты, особенностями воспитания в условиях семьи с одним ребенком, а также их статусом учащихся высших учебных заведений. Выявлена высокая степень согласованности всех включенных в опросник ценностей по их значимости и доступности. Полученные данные позволяют сделать вывод о гармоничности ценностно- смысловой сферы у китайских студентов, обучающихся на родине.

Общая информация

Ключевые слова: китайские студенты, ценностно-смысловая сфера, ценность

Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Даниленко О.И., Сюй И. Ценности китайских студентов: значимость и доступность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Том 8. № 1. С. 34–46.

Литература

Лебедева Н. М. Влияние ценностей на отношение к инновациям в России и Китае // Общественные науки и современность. 2010. № 3. С. 37–49.

Кан А. Ю., Бубновская О. В. Особенности картины рассогласования мотивационно-личностной сферы китайской и русской молодежи (на примере студентов ВГУЭС) // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5. С. 221–225.

Кочарян А. С., Макаренко А. А., Ван Сяо Лун. Соотношение ценности — доступности в разных жизненных сферах китайских студентов // Перспективы науки и образования: Международный электронный научный журнал. 2015. № 1 (13). URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2014/12/pdf_150115.pdf (дата обращения: 01.12.2017).

Сапожникова Е. Е. Общие и семейные ценности русских, корейских и китайских студентов Дальневосточного федерального университета // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12 (1). С. 147–151. URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35228 (дата обращения: 11.12.2017).

Даниленко О. И., Ли Ц., Сюй И. Ценности современных китайских и российских студентов: сравнительный анализ приоритетов // Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 50–60.

Анцупов П. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учеб. для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер, 2013. 512 с.

Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) // Психол. журн. 1992. Т. 13, № 1. С. 107–117.

Фанталова Е. Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии // Клиническая и специальная психология. 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/files/58926/psyclin_2013_1_Fantalova.pdf (дата обращения: 01.12.2017).

Фанталова Е. Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 141 с.

Красильников А. А. Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал: автореф. дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2005. 23 с.

Никуленкова О. Е. Гендерные особенности внутриличностных конфликтов в студенческом возрасте и их предупреждение: автореф. дис. … канд. психол. наук. Пятигорск, 2009. 23 с.

Салихова Н. Р. Ценностно-смысловая регуляция жизнедеятельности субъекта: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Казань, 2011. 45 с.

Яремчук С. В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности // Психол. журн. 2013. Т. 34, № 5. С. 85–95.

Ван Сяо Лун. Мотивационно-ценностная структура личности китайских студентов с разными уровнями субъективного благополучия // Вiсник Харькiвского нацiонального педагогiчного уiнверситету им. Г. С. Сковороди. Серiя .Псiхологiя.. 2015. Вып. 50. С. 24–29. URL: http://oaji.net/articles/2015/983–1429530285.pdf (дата обращения: 11.12.2017).

Буров В. Г. Модернизация и духовные традиции в Китае // Китай: поиск гармонии. К 75-летию академика М. Л. Титаренко. М.: ИД. Форум, 2009. С. 447–459.

Леонтьев М. Ю. Жизненные ценности китайских студентов как предмет социологических исследований в КНР // Вестник Тихоокеанского гос. ун-та. 2017. № 1 (44). С. 187–194.

Li Min, Li Haihua. Jujiao dushengzinv daxueshengde xinlichongtu jiqi jiaoyucelue [聚焦独生子女大学生的心理冲突及其教育策略/李敏,李海华。宜宾学院报]. (Ли Минь, Ли Хаихуа. Психологические конфликты единственных детей и стратегия обучения // Вестник Ибинского ун-та. 2005. Т. 106, № 3. С. 106–109.

Zhu Meifen. Dushengzinv daxuesheng jiazhiguan xintan [独生子女大学生价值观新探 // 朱美芬《苏州科技大学学报(社会科学版)] (Чжу Мэйфэень. Исследование ценностей единственных детей // Сучжоуский университет: наука и технология. 2010. Т. 27, № 2. С. 12–22).

Еремкина Т. А. Современные тенденции функционирования китайской семьи // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Общественно-гуманитарные науки. Аспирантские тетради. СПб.: РГПУ, 2007. Вып. 17 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-funktsionirovaniyakitayskoy-semi (дата обращения: 24.12.2017).

Пулич А. Воспитание маленького императора // Здоровье школьника. 2007. № 5. URL: http://www.za-partoi.ru/article.129.html (дата обращения: 24.12.2017).

Tang Huiqin, Li Min, Xu Taoyuan. Peiyang dushengzinv jianquanrenge de chubutantao [培养独生 子女健全人格的初步探讨 // 唐慧琴, 李敏, 徐韬,《中国心理卫生杂志》] (Тан Хуэйцинь, Ли Минь, Сюй Таоюань. Обсуждение темы о воспитании здоровой личности единственных детей // Журнал китайского психического здоровья. 2002. Т. 16, № 7. С. 443–445).

Ruo Hai. Dushengzinvde xinlijiankang [独生子女的心理健康 // 若海,独生子女杂志] (Жуо Хай.Психическое здоровье единственных детей // Единственный ребенок. 2005. № 12. С. 9).

Zhang Li. Chengshi dushengzinv de rengexinlixianzhuangjifenxi [城市独生子女的人格心理现状及分析 // 张黎 哈尔滨技术学院] (Чжан Ли. Анализ психологических состояний личности городских единственных детей // Вестник Харбинского техн. ун-та. 2014. № 4. С. 145–146).

Виничук Н. В. Психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2008. 22 с.

Спешнев Н. А. Китай: особенности национальной психологии. СПб.: КАРО, 2014. 336 с.

Luo Lu. Chinese well-being // The Oxford Handbook of Chinese. New York: Oxford University Press, 2010. P. 328–342.

Zhang Wei. Dadushi danshenqingnian “hunlianjiaolv” xianxiangdiaochajichengyinfenxi [大都市单身青年“婚恋焦虑”现象调查及成因分析 // 中国当代青年杂志] (Чжан Вэй. Причины тревоги в отношении любви и брака у городских молодых людей, не состоящих в браке // Вестник Харбинского техн. ун-та. 2014. № 6. С. 112–116).

Кобзев А. И. Китай // История этических учений: учеб. для вузов / под ред. А. А. Гусейнова. М.: Академический проект; Трикста, 2015. 879 с.

Информация об авторах

Даниленко Ольга Ивановна, доктор культурологии, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: danilenko.olga@gmail.com

Сюй Идань, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: xuyidan0725@yandex.ru