Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2019. Том 9. № 4. С. 374–389
doi:10.21638/spbu16.2019.404
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Диалектическое мышление дошкольников и шкала оценивания поддержки диалектического мышления детей образовательной средой дошкольного учреждения
Аннотация
В работе проверялась гипотеза о связи диалектического мышления воспитанников детского сада и образовательной среды дошкольной организации, которую посещают дети. Актуальность исследования обусловлена устойчивым интересом специалистов к проблеме развития диалектического мышления как инструмента решения сложных теоретических и практических задач. Проверка гипотезы строилась на основе сопоставления результатов измерения развития диалектического мышления дошкольников и оценки, отражающей стимулирование средой дошкольной организации диалектического мышления детей, которое рассматривается как способность оперировать противоположностями. Измерение уровня развития диалектического мышления дошкольников происходило с помощью трех методик: «Что бывает одновременно?», «Циклы» и «Необычное дерево». Для оценки поддержки диалектического мышления в образовательном процессе детского сада была разработана специальная шкала поддержки диалектического мышления (шкала ПДМ). В качестве индикаторов при построении шкалы были выбраны показатели, отражающие использование противоположностей в высказываниях при анализе объектов на занятиях, поиск суждений, содержащих противоречие, обсуждение процессов изменения, развития и преобразования предметов, рассмотрение циклических событий, возможности изменения предметной среды детьми. В исследовании участвовали 152 ребенка седьмого года жизни из 18 подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, 82 мальчика и 70 девочек. Обнаружена связь между развитием диалектического мышления воспитанников и организацией образовательного процесса в детском саду, что подтверждает выдвинутую гипотезу. Так, хотя циклические процессы и рассматриваются педагогами, но диалектические структуры в этих процессах не анализируются. Представления детей о циклических процессах носят фрагментарный характер и не отражают адекватно процесс развития. Были обнаружены гендерные различия поддержки диалектического мышления мальчиков и девочек. Диалектическое мышление мальчиков поддерживается в рамках дошкольного учреждения в большей мере, чем мышление девочек, что связано, вероятно, с различиями в содержании активности в свободное время у мальчиков и девочек. Результаты по шкале поддержки диалектического мышления были сопоставлены с данными шкалы Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS-R): показана разнонаправленность указанных инструментов. Учитывая актуальность поддержки диалектического мышления как инструмента понимания процессов развития, полученные результаты указывают на перспективность применения использованных методик и шкалы ПДМ.
Общая информация
Ключевые слова: диалектическое мышление, образовательная среда, дошкольный возраст
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.404
Финансирование. Публикация подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-013-00475.
Для цитаты: Веракса Н.Е., Свиридова Е.В., Туребаев Д.А., Болдырева А.Я. Диалектическое мышление дошкольников и шкала оценивания поддержки диалектического мышления детей образовательной средой дошкольного учреждения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. № 4. С. 374–389. DOI: 10.21638/spbu16.2019.404
Литература
Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. № 4. C. 135–139.
Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 573 с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. 488 с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3: Проблемы развития психики. 368 с.
Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 6. С. 5–90.
Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. 424 с.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 659 с.
Пиаже Ж. Теория Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: сб. ст. / сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001. С. 106–157.
Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. 736 c.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008. C. 429–431.
Бессечес М. Диалектическое мышление и развитие взрослых. М.: Мозаика-Синтез, 2018. 568 с.
Piaget J. Las formas elementales de la dialectica. Barcelona: Gedisa, 1982. 216 p.
Запорожец А. В., Луков Г. Д. Развитие рассуждений у ребенка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові записки Харк. держ. педаг. инст.). 1941. Т. 6. С. 42-67.
Riegel K. F. Foundation of dialectical psychology. New York: Acad. Press, 1979. 218 р. 16. Riegel K. F. Dialectic operations: The final period of cognitive development // Human Development. 1973. № 16. P. 346–370.
Arlin P. K. Cognitive development in adulthood: A fifth stage? // Developmental Psychology. 1975. Vol. 11 (5). P. 602–606.
Basseches M. The Development of Dialectical Thinking As An Approach to Integration // Integral review. 2005. № 1. P. 47–63.
Cheng C. Dialectical Thinking and Coping Flexibility: A Multimethod Approach // Journal of Personality. 2009. Vol. 77 (2). P. 471–494.
Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. 424 с.
Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 1–2. С. 22–33.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 c.
Веракса Н. Е., Зададаев С. А., Сенюкова З. В. Понимание процессов детьми дошкольного возраста // Философия — детям. Эмоциональное и рациональное: мат-лы VII междунар. науч.-практ. конф. Москва — Санкт-Петербург 2–6 ноября 2016 г. М.: Издатель Воробьев А. В., 2016. C. 38–39.
Веракса Н. Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 c.
Веракса Н. Е., Зададаев С. А. Диалектическое мышление и W-мера развития двумерной диалектической структуры // Вестник РГГУ. 2012. № 15. С. 57–86.
Веракса Н. Е., Зададаев С. А., Сенюкова З. В. Циклические представления и развитие диалектической структуры мышления дошкольников// Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2017. № 1. С. 54–64.
Шиян О. А., Зададаев С. А., Шиян И. Б., Катаева М. К., Перфилова М. А. Понимание процессов развития как путь развития творческого мышления у дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 6 (78). С. 46–57.
Хармс Т., Клиффорд Р., Краер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R. М.: Национальное образование, 2017. 136 с.
Реморенко И. М., Шиян О. А., Шиян И. Б., Шмис Т. Г., Ле-ван Т. Н., Козьмина Я. Я., Сивак Е. В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 2. С. 16–31.
Белолуцкая А. К., Воробьева Е. В., Глядешина Е. В., Горохов С. В., Дубинина И. И., Крашенинников Е. Е. Диалектическая психология. Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. 116 с.
Шиян О. А., Копасовская С. К., Цюпко Г. М. Оперирование противоположностями в дошкольном и младшем школьном возрастах: возрастные различия и возможности развития // Вестник МГПУ. 2018. № 3. С. 50–60.
Белолуцкая А. К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 4. С. 14–25.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 265
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 151
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5