Диалектическое мышление дошкольников и шкала оценивания поддержки диалектического мышления детей образовательной средой дошкольного учреждения

126

Аннотация

В работе проверялась гипотеза о связи диалектического мышления воспитанников детского сада и образовательной среды дошкольной организации, которую посещают дети. Актуальность исследования обусловлена устойчивым интересом специалистов к проблеме развития диалектического мышления как инструмента решения сложных теоретических и практических задач. Проверка гипотезы строилась на основе сопоставления результатов измерения развития диалектического мышления дошкольников и оценки, отражающей стимулирование средой дошкольной организации диалектического мышления детей, которое рассматривается как способность оперировать противоположностями. Измерение уровня развития диалектического мышления дошкольников происходило с помощью трех методик: «Что бывает одновременно?», «Циклы» и «Необычное дерево». Для оценки поддержки диалектического мышления в образовательном процессе детского сада была разработана специальная шкала поддержки диалектического мышления (шкала ПДМ). В качестве индикаторов при построении шкалы были выбраны показатели, отражающие использование противоположностей в высказываниях при анализе объектов на занятиях, поиск суждений, содержащих противоречие, обсуждение процессов изменения, развития и преобразования предметов, рассмотрение циклических событий, возможности изменения предметной среды детьми. В исследовании участвовали 152 ребенка седьмого года жизни из 18 подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, 82 мальчика и 70 девочек. Обнаружена связь между развитием диалектического мышления воспитанников и организацией образовательного процесса в детском саду, что подтверждает выдвинутую гипотезу. Так, хотя циклические процессы и рассматриваются педагогами, но диалектические структуры в этих процессах не анализируются. Представления детей о циклических процессах носят фрагментарный характер и не отражают адекватно процесс развития. Были обнаружены гендерные различия поддержки диалектического мышления мальчиков и девочек. Диалектическое мышление мальчиков поддерживается в рамках дошкольного учреждения в большей мере, чем мышление девочек, что связано, вероятно, с различиями в содержании активности в свободное время у мальчиков и девочек. Результаты по шкале поддержки диалектического мышления были сопоставлены с данными шкалы Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS-R): показана разнонаправленность указанных инструментов. Учитывая актуальность поддержки диалектического мышления как инструмента понимания процессов развития, полученные результаты указывают на перспективность применения использованных методик и шкалы ПДМ.

Общая информация

Ключевые слова: диалектическое мышление, образовательная среда, дошкольный возраст

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.404

Финансирование. Публикация подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-013-00475.

Для цитаты: Веракса Н.Е., Свиридова Е.В., Туребаев Д.А., Болдырева А.Я. Диалектическое мышление дошкольников и шкала оценивания поддержки диалектического мышления детей образовательной средой дошкольного учреждения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. № 4. С. 374–389. DOI: 10.21638/spbu16.2019.404

Литература

Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. № 4. C. 135–139.

Информация об авторах

Веракса Николай Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор, профессор факультета психологии кафедры психологии образования и педагогики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), главный научный сотрудник, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3752-7319, e-mail: neveraksa@gmail.com

Свиридова Екатерина В., Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 152»,, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3646-5964

Туребаев Дастан А., Международная педагогическая академия дошкольного образования, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5629-6918

Болдырева Анна Яновна, младший научный сотрудник, лаборатория психологии информационной безопасности подростков, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6936-887X, e-mail: aj.boldyreva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 223
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 126
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2