Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2020. Том 10. № 2. С. 142–157
doi:10.21638/spbu16.2020.203
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Отношение молодых людей к гендерным установкам, транслируемым лидерами мнений в русскоязычном сегменте социальной сети YouTube
Аннотация
Несмотря на наличие большого количества исследований, посвященных сравнительному изучению особенностей разных поколений, чаще всего эти исследования носят социологический или демографический характер, в то время как психологических исследований данной тематики недостаточно. Для современных молодых людей, именуемых, согласно теории Хоува и Штрауса, «поколением Z» или «цифровым поколением», характерно снижение значимости опыта родителей и самостоятельность в поиске и отборе информации в кругу сверстников в социальных сетях. Среди участников, организующих коммуникации в социальных сетях, есть отдельные пользователи, мнение и знания которых становятся источником информации для других. Этих пользователей называют инфлюенсерами или лидерами мнений. Предполагается, что под влиянием лидеров мнений могут формироваться мировоззрение и система ценностей молодых людей. Данная статья посвящена исследованию гендерных установок, транслируемых лидерами мнений в молодежной среде, и отношению молодых людей к ним. Исследуется согласованность гендерных (как одних из наиболее важных для этого возраста) установок молодых людей с гендерными установками лидеров мнений в социальных сетях. Выборка: 191 человек в возрасте 16–18 лет. Исследование проводилось с использованием метода контент-анализа, авторской анкеты и опросника, а также опросников «Я женщина (мужчина)» Л.Н. Ожиговой (2003), опросника «Установки к сексу» Г. Айзенка (1989), опросника ценностей Шварца — адаптировано Карандашевым (2004). Результаты: наиболее популярными среди молодежи являются каналы, связанные с развлекательным контентом. Авторы этих каналов транслируют гендерные установки, в которых чаще отражаются гендерные стереотипы, касающиеся поведения мужчин и женщин, их интеллектуальной и эмоциональной сферы. Выявлено, что гендерные установки авторов и их аудитории схожи между собой: авторы транслируют, а аудитория демонстрирует в своих суждениях противоречивые установки. Молодые люди склонны соглашаться с мнением о биологических основаниях в различиях между когнитивными способностями мужчин и женщин. Кроме того, показано, что молодые люди, которым свойственно конформное поведение и подверженность внешнему влиянию, чаще соглашаются с мнениями, транслируемыми авторами каналов. Данное исследование не позволяет сделать вывод, были ли гендерные установки молодых людей сформированы популярными блогерами, или были изначально таковыми, и это является перспективным полем исследований.
Общая информация
Ключевые слова: лидеры мнений, поколение Z, молодые люди, гендерные установки, социальные сети, социальные сети в интернете, YouTube
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.203
Для цитаты: Зиновьева Е.В., Кузнецова Е.А. Отношение молодых людей к гендерным установкам, транслируемым лидерами мнений в русскоязычном сегменте социальной сети YouTube // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Том 10. № 2. С. 142–157. DOI: 10.21638/spbu16.2020.203
Литература
Tapscott D. Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation. New York: McGraw-Hill, 1998.
Brown N. Meet Generation Z: Forget Everything You Learned About Millenials.//Social Media Week. 2014. July 30. URL: https://socialmediaweek.org/blog/2014/07/meet-generation-z-forget-everything-learned-millenials/ (дата обращения: 15.02.2020).
Shatto B., Erwin K. Moving on From Millennials: Preparing for Generation Z. // Journal of Continuing Education in Nursing. 2016. No. 47. P.253–254. URL: https://doi.org/10.3928/ 00220124–20160518-05
Lazarsfeld P., Katz E. Personal Influence: The Part Played by People in the Flow of Mass Communications. New York: FreePress, 1955.
Barker Sh. How Social Media Is Influencing Purchase Decisions.// Social Media Week. 2017. May 26. URL: https://socialmediaweek.org/blog/2017/05/social-media-influencing-purchase-decisions/ (дата обращения: 22.02.2020).
Lin H.-Ch., Bruning P.F., Swarna H. Using Online Opinion Leaders to Promote the Hedonic and Utilitarian Value of Products and Services // Business Horizons. 2018. No. 3 (61). P. 431–442.
Farivar S., Wang F., Yuan Y. Meformer vs. informer: Influencer type and follower behavioral intentions //The 25th American Conference on Information Systems. Cancun, 2019. URL: https://aisel.aisnet.org/ cgi/viewcontent.cgi?article=1364&context=amcis2019 (дата обращения: 15.02.2020).
Kostromina S.N., Grishina N.V., Moskvicheva N.L., Zinovyeva E.V. Commitment to Generation Subculture as a Factor of Building a Life Scenario // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019. P. 267–275.https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.35
Strauss W., Howe N. Generations: The History of Americas Future, 1584 to 2069. New York: Quill William Morrow, 1991.
Гаврилова А.В. Социально-психологические особенности ментальности «нового поколения» // Вестник Удмуртского университета. Педагогика. 2016. Т. 26. Вып. 2. С. 58–63.
Гришина Н.В., Москвичева Н.Л., Кузнецова Е.А. Жизненный сценарий как научный конструкт: эволюция взглядов и методов изучения // Психология личности: Пребывание в изменении. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019. С. 331–382.
Григорова Т.П. Представления студентов о семье как проявление жизненного сценариями совладания с его трудностями // Вестник Костромского государственного университета. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 4. С. 133–139.
Изотова Е.И., Голубева Н.А., Гребенникова О.В. Феномен межпоколенной трансмиссии в социокультурном и информационном пространствах современности // Мир психологии. 2017. № 1 (89). С. 51–63.
Маленова А.Ю., Дружинина Ю.А. Особенности мотивации брачно-семейных отношений у представителей разных поколений // Вестник Омского университета. Психология. 2010. № 2. С. 39–51.
Gibson G.W., Greenwood R.A., Murphy E.F. Generational Differences In The Workplace: Personal Values, Behaviors, аnd Popular Beliefs // Journal of Diversity Management. 2009. № 4 (3). P. 1–8. https://doi. org/10.19030/jdm.v4i3.4959
Солдатова Г., Чекалина А. Интернет глазами детей и подростков мегаполиса // Дети в информационном обществе. Моя безопасная Сеть: 2009. Вып. 1. URL: http://detionline.com/assets/files/ journal/1/ (дата обращения: 27.02.2020).
Солдатова Г., Кропалева Е. Территория свободы. Особенности российских школьников как пользователей Интернета. // Дети в информационном обществе. 2009. Вып. 2. URL: http://detionline. com/assets/files/journal/2/ (дата обращения: 27.02.2020).
Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. М.: Московский психолого-социальный университет, 2010. № 3. С. 90–102.
Westenberg W. The influence of Youtubers on teenagers. Unpublished master’s thesis. 2016. University of Twente, Enschede. URL: https://essay.utwente.nl/71094/1/Westenberg_MA_BMS.pdf (дата обращения: 15.02.2020).
Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 1–26.
Аянян А.Н., Голубева А.Н., Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 50. С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n50/1356-ayanyan50.html (дата обращения: 15.02.2019).
Касперович-Рынкевич О.Н. Особенности медиапотребления поколения Z // Журнал Белорусского гос. ун-та. Журналистика. Педагогика. 2019. С. 29–35.
Кучерихин В.В. Поколение Z — поколение «прямого эфира» и «Историй» // Всероссийская научно-практическая конференция «Череповецкие научные чтения — 2017». Череповец: Изд-во Череповецкого гос. ун-та, 2018. С. 70–72.
Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). С. 6. URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/2604б DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6 (дата обращения: 15.02.2019).
Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб.: Изд-во Рос.гос. пед. ун-та им. А.И.Герцена, 1998.
Manago A., Graham M., Greenfield P., Salimkhan G. Self-presentation and Gender on MySpace // Journal of Applied Developmental Psychology. 2008. Vol. 29. P. 446–458.
Саралиева З.Х., Щекотуров А.В. «Я не хочу быть такой девочкой, чтобы посуду всегда мыть»: институциональный анализ гендерной чувствительности подростков поколения «Z» // Женщина в российском обществе. 2015. №3/4 (76–77). C. 45–58.
Aran-Ramspott S., Fedele M., Tarragó A. Funciones socials de los Youtubers y su influenciaen la preadolescencia. // Comunicar. 2018. № 57. P. 71–80. https://doi.org/10.3916/C57–2018-07 29. Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь — справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 13. 31. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.
Яценко А.С. Гендерные стереотипы в немецком языковом бытовом анекдоте о женщине // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 7. С. 220–223.
Шилова Т.А. Гендерные стереотипы в ресурсах сети Интернет. // Женщина в российском обществе. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2004. № 1–2. С. 34–42.
Смирнова Н.Л. Типы социальных представлений об интеллектуальной личности // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 3: Социальные представления и мышление личности: материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН, 28–29 янв. 2002 г. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2002. С. 129–139.
Мироненко И.А., Дессау В.А. Эмпирическое исследование гендерных стереотипов обыденных представлений об интеллекте методом контент-анализа свободных ответов респондентов // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. 2010. №2. С. 81–96.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 350
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 458
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6