Взаимосвязь проактивного совладания с трудными жизненными ситуациями и уровня осознанности: кросс-культурный анализ

290

Аннотация

Современное понимание процессов совладания человека с трудными жизненными ситуациями, акцентируя в качестве их функции обеспечение субъективного благополучия, ставит вопрос о том, какие факторы обеспечивают итоговую эффективность стратегий копинга. Противоречивость имеющихся эмпирических данных относительно взаимосвязи личностных и ситуационных предикторов и эффективного совладания позволяет сделать предположение о наличии опосредующих переменных. Их поиск может быть сосредоточен как на включении в анализ параметров более высокого социокогнитивного уровня, так и на процессуальных характеристиках копинга, одной из которых выступает проактивность в совладании. Представляется, что конструкт осознанности удовлетворяет обоим этим требованиям. В статье представлены результаты предварительного и основного этапов эмпирического исследования взаимосвязи осознанности и стратегий проактивного совладания. В ходе предварительного этапа был адаптирован опросник «Шкала осознанности», соответствующий «западной» модели осознанности. В ходе основного этапа получены результаты взаимосвязи показателей осознанности согласно «восточной» и «западной» моделям со стратегиями проактивности на двух выборках (Москва — Ташкент), позволившие выявить определенные культурные различия. Результаты свидетельствуют о частичном наличии корреляционных связей между показателями двух опросников осознанности, что согласуется с имеющимися теоретическими представлениями и позволяет считать две модели осознанности стадиями единого процесса. Показано, что на обеих выборках показатели «западной» осознанности связаны с отношением к потенциальным трудностям как к источнику позитивного опыта и с рефлексией в случае их возникновения возможных вариантов поведения, когнитивной оценкой собственных ресурсов и прогнозом результатов, а также с такой стратегией проактивности, как поиск инструментальной поддержки. Межкультурные различия отмечались по шкале, соответствующей «восточной» осознанности: на выборке Ташкента она оказалась связана со стратегией про- активного совладания, а на выборке Москвы — с рефлексивным совладанием. Полученная взаимосвязь двух типов осознанности со стратегиями проактивного копинга позволяет сделать вывод о том, что осознанность обладает потенциалом метакогнитивной функции в структуре деятельности человека, особенно — в ситуации оценки им возможных жизненных трудностей.

Общая информация

Ключевые слова: совладание с трудными жизненными ситуациями, трудная жизненная ситуация, проактивное совладание, копинг-стратегии, личностные ресурсы совладания, копинг-ресурсы, личностные ресурсы, осознанность

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.103

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 19-013-00612

Для цитаты: Белинская Е.П., Джураева М.Р. Взаимосвязь проактивного совладания с трудными жизненными ситуациями и уровня осознанности: кросс-культурный анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 1. С. 48–62. DOI: 10.21638/spbu16.2021.103

Литература

Frydenberg E. Coping research: Historical background, links with emotion, and new research directions on adaptive processes // Australian Journal of Psychology. 2014. Vol. 66. P. 82–92.

Folkman S. Personal control, stress, and coping processes: A theoretical analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. No. 46. Р. 839–852.

Folkman S., Lazarus R. S. The relationship between coping and emotion: Implications for theory and research // Social Science Medicine. 1988. No. 26. Р. 309–317.

Lasarus R. Emotions and interpersonal relationships: toward a person-centered conceptualization of emotions and coping // Journal of Personality. 2006. Vol. 74, no. 1. Р. 9–43.

Carver C. S., Connor-Smith J. Personality and coping // Annual Review of Psychology. 2010. No. 61. Р. 679–704. .

Львова Е. Н., Митина О. В., Шлягина Е. И. Личностные предикторы совладающего поведения в ситуации неопределенности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. http://psystudy.

ru/index.php/num/2015v8n40/1112-lvova40.html (дата обращения: 03.02.2021).

Хачатурова М. Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 160–169.

Brissette I., Scheier M. F., Carver C. S. The role of optimism and social network development, coping and psychological adjustment during a life transition // Journal of personality and social psychology. 2002. No. 82. Р. 102–111.

Битюцкая Е. В. Типы ориентаций в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 41–53. .

Белинская Е. П., Агадуллина Е. Р. Переживание относительной депривации как фактор копинг-стратегии избегания в сетевой коммуникации // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 1. С. 92–106.

Greenglass E. R. Proactive coping // Beyond coping: Meeting goals, vision, and challenges / ed. by. E. Frydenberg. London: Oxford University Press, 2002. P. 37–62.

Greenglass E. R., Fiksenbaum L. Proactive coping, positive affect, and well-being: Testing for mediation using path analysis considerations // European Psychologist. 2009. Vol. 14. P. 29–39.

Brissette I., Scheier M. F., Carver C. S. The role of optimism and social network development, coping and psychological adjustment during a life transition // Journal of personality and social psychology. 2002. No. 82. Р. 102–111.

Bandura A. Self-Efficacy Theory. The Exercise of Control. New York, 2000.

Bogdan C., Rioux L., Negovan V. Place attachment, proactive coping and well-being in university environment. Procedia // Social and Behavioral Sciences. 2012. No. 33. Р. 865–869.

Sibinga E. M., Kerrigan D., Stewart M., Johnson K., Magyari T., Ellen J. M. Mindfulness-based stress reduction for urban youth // The Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2011. No. 17 (3). Р. 213–218.

Keng Sh., Choo X., Tong E. Association between Trait Mindfulness and Variability of Coping Strategies: A Diary Study. New York: Springer, 2018.

Keng Sh., Tong E. M. Riding the Tide of Emotions with Mindfulness: Mindfulness, Affect Dynamics, and the Mediating Role of Coping // Emotion. 2016. Vol. 16. Р. 243–256.

Weinstein N., Brown K. W., Ryan R. M. A multi-method examination of the effects of mindfulness on stress attribution, coping, and emotional well-being // Journal of Research in Personality. 2009. Vol. 43.Р. 374–385.

Старченкова Е. С. Концепция проактивного совладания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2009. Т. 12. С. 198–205.

Crum A., Lyddy C. De-Stressing Stress: The Power of Mindsets and the Art of Stressing Mindfully // The Wiley Blackwell Handbook of Mindfulness / eds A. Ie, C. T. Ngnoumen, E. J. Langer. Chichester, West Sussex: John Wiley & Sons, Ltd., 2014.

Лангер Э. Осознанность / пер. с англ. М. Табенкина. М.: Э, 2017.

Юмартова Н. М., Гришина Н. В. Осознанность (mindfulness): психологические характеристики и адаптация инструментов измерения // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 4. С. 105–115.

Langer E. J., Moldoveanu M. The construct of mindfulness // Journal of social issues. 2000. Vol. 56. Р. 1–9.

Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Неяскина Ю. Ю., Дорфман Л. Я., Александрова Л. А. Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке // Психологическая диагностика. 2015. № 3. С. 80–104.

Осин Е. Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 4. С. 91–110.

Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 2. С. 82–93.

Белинская Е. П., Вечерин А. В., Агадуллина Е. Р. Опросник проактивного копинга: адаптация на неклинической выборке и прогностические возможности // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7, № 3. С. 192–211.

Brown K. W., Ryan R. M. The Benefits of Being Present: Mindfulness and Its Role in Psychological Well-Being // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84, № 4. P. 822–848. 

Информация об авторах

Белинская Елена Павловна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3057-5273, e-mail: elena_belinskaya@list.ru

Джураева Малика Ровшанбек кизи, Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова в г. Ташкенте, Ташкент, Узбекистан, e-mail: mdjuraeva97@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 579
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 290
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4