Анализ взаимодействия детей и взрослых при переводе детей из дома ребенка в замещающие семьи

110

Аннотация

Исследование посвящено изучению показателей взаимодействия детей с ранним опытом институционализации (ОИ) с близким взрослым как на этапе выхода из дома ребенка, так и на различных этапах проживания в замещающей семье (ЗС), а также их сравнению с взаимодействием родителей и детей в биологических семьях (БС). Для оценки качества взаимодействия использован метод PCERA, основанный на анализе видеозаписи свободной игры ребенка и взрослого. Всего проанализирован 31 случай взаимодействия близких взрослых и детей с ОИ и 51 случай взаимодействия родителей и детей в БС (возраст детей, соответственно, 29,3 ± 22,9 и 38,8 ± 17,5 мес.). Обнаружено, что при увеличении показателей взаимодействия по мере взросления детей значения этих показателей в целом на этапе выхода из дома ребенка и на разных этапах обследования в ЗС значимо не различаются. Показано, что в первые 24 месяца проживания ребенка в семье замещающие родители проявляют более низкий уровень чувствительности, отражения и вовлеченности во взаимодействие с ребенком, больше непредсказуемого поведения и негативных эмоций по сравнению с родителями из БС, а после 24 месяцев в ЗС у детей наблюдается ухудшение эмоциональной стабильности и сотрудничества, усиление негативного аффекта, по сравнению с обследованием на выходе из учреждения и относительно сверстников из БС. Полученные результаты подчеркивают необходимость усовершенствования подготовки замещающих родителей и создания программ психологического сопровождения ЗС, направленных на поддержку взаимодействия и формирования привязанности на наиболее ранних этапах после принятия ребенка в семью.

Общая информация

Ключевые слова: дети, опыт институционализации, взаимодействие с близким взрослым, дом ребенка, замещающая семья

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.203

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №20-013-00249/20 «Изучение нейрогуморальных показателей развития у детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях».

Для цитаты: Шабалина Е.В., Мухамедрахимов Р.Ж. Анализ взаимодействия детей и взрослых при переводе детей из дома ребенка в замещающие семьи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 2. С. 150–161. DOI: 10.21638/spbu16.2021.203

Литература

  1. Агаркова В. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Особенности наблюдаемого поведения детей в возрасте 5–8 лет с опытом и без опытации // Психология — наука будущего: Материалы VII Междунар. конф. молодых ученых. М., 2017.
  2. Асламазова Л. А., Мухамедрахимов Р. Ж., Вершинина Е. А. Опыт институционализации и уровень здоровья как факторы поведения привязанности у детей в замещающих семьях // Психологический журнал. 2019. № 40 (1). С. 47–58. https://doi.org/10.31857/S020595920002249-9
  3. Иванова В. Ю. О психологическом взаимодействии близких взрослых и детей, проживающих в семье и доме ребенка // Дефектология. 2006. № 1. С. 76–79.
  4. Махнач А. В. Профессиональная замещающая семья: статус, проблемы, решения // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / отв. ред. А. В. Махнач, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М.: Институт психологии РАН, 2015. С. 341–400.
  5. Мухамедрахимов Р. Ж., Туманьян К. Г., Чернего Д. И., Асламазова Л. А. Привязанность у детей с опытом институционализации. Ч. II. Особенности привязанности у детей, проживающих в замещающих семьях // Психологический журнал. 2020. № 41 (6). С. 60–68.
  6. Ослон В. Н. Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2015. № 7 (2). С. 1–13.
  7. Плетенева М. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2013. № 12 (3). С. 22–31.
  8. Солодунова М. Ю., Мухамедрахимов Р. Ж. Развитие эмоций у детей раннего возраста в условиях депривации // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / отв. ред. А. В. Махнач, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М.: Институт психологии РАН, 2015. С. 63–82.
  9. Clark R. The parent-child early relational assessment: Instrument and manual // Madison: University of Wisconsin Medical School, Department of Psychiatry, 1985.
  10. Gabler S. et al. Predictors of foster parents’ stress and associations to sensitivity in the first year after placement // Child Abuse & Neglect. 2018. Vol. 79. P. 325–338. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2018.02.009
  11. Garvin M. C. et al. Postadoption parenting and socioemotional development in postinstitutionalized children // Development and psychopathology. 2012. Vol. 24 (1). P. 35–48. https://doi.org/10.1017/ S0954579411000642 I
  12. Jzendoorn van M. H., Juffer F. The Emanuel Miller Memorial Lecture 2006: Adoption as intervention. Metaanalytic evidence for massive catch‐up and plasticity in physical, socio‐emotional, and cognitive development // Journal of child psychology and psychiatry. 2006. Vol. 47 (12). P. 1228–1245. https://doi. org/10.1111/j.1469-7610.2006.01675.x
  13. MacLean K. The impact of institutionalization on child development // Development and psychopathology. 2003. Vol. 15 (4). P. 853–884. https://doi.org/10.1017/s0954579403000415
  14. McCall R. B. et al. The development of postinstitutionalized versus parent-reared Russian children as a function of age at placement and family type // Development and Psychopathology. 2016. Vol. 28 (1). P. 251–264. https://doi.org/10.1017/S0954579415000425
  15. O’Connor T. G. et al. Attachment disorder behavior following early severe deprivation: Extension and longitudinal follow-up // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2000. Vol. 39 (6). P. 703–712. https://doi.org/10.1097/00004583-200006000-00008
  16. Reuben J. D. et al. Warm parenting and effortful control in toddlerhood: Independent and interactive predictors of school-age externalizing behavior // Journal of abnormal child psychology. 2016. Vol. 44 (6). P. 1083–1096. https://doi.org/10.1007/s10802-015-0096-6
  17. The St. Petersburg — USA Orphanage Research Team. The Effects of Early Social-Emotional and Relationship Experience on the development of Young Orphanage Children // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. Vol. 73 (3). P. 1–262. https://doi.org/10.1111/j.1540- 5834.2008.00483.x
  18. Vantieghem M. R. et al. Positive valence bias and parent-child relationship security moderate the association between early institutional caregiving and internalizing symptoms // Development and psychopathology. 2017. Vol. 29 (2). P. 519–533. https://doi.org/10.1017/S0954579417000153
  19. Zeanah C. H. et al. Alternatives for abandoned children: insights from the Bucharest Early Intervention Project // Current opinion in psychology. 2017. Vol. 15. P. 182–188. https://doi.org/10.1016/j.copsyc. 2017.02.024

Информация об авторах

Шабалина Екатерина Владимировна, Ассистент Кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5436-3072, e-mail: e.shabalina@spbu.ru

Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, факультет психологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3532-5019, e-mail: r.muhamedrahimov@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 255
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 110
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0