В работе обсуждается понятие «генеративность», подходы к его изучению и его место в зарубежной и отечественной психологии. Период вступления во взрослость — важный этап в жизненном цикле человека, в котором формируется личностная и профессиональная идентичность, происходит построение близких отношений, индивидуальной ценностной системы личности. Исследования генеративности, относящиеся к периоду ранней взрослости, показали, что генеративная направленность входит в ценностную структуру личности и может являться ведущим мотивом, одновременно это период построения социальных отношений и поиска личных границ. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором приняло участие 203 респондента в периоде вхождения во взрослость (17–24 года; M=19,58; SD=0,15), из них было 23 мужчины (11%) и 180 женщин (89%). Гипотезой данного исследования являлось предположение о том, что при дифференциальном анализе ценностей генеративная направленность и генеративные действия могут быть связаны с разными ценностями. Мы допустили, что, поскольку одиночество отражает отдельные аспекты взаимодействия человека с социумом, то при разном уровне его выраженности специфика соотношения ценностей и генеративности также может меняться. Были использованы методики: Шкала генеративности Лойолы (LGS), Список генеративных действий (GBC), Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н.Осина и Д.А.Леонтьева (ДОПО), Ценностный опросник (ЦО) Ш.Шварца. Применялся регрессионный и кластерный анализы. Результаты исследования указывают на тесную связь генеративных характеристик со стремлением поддерживать и сохранять традиции (культурные, семейные, религиозные и т. д.), а также с низким уровнем ощущения изолированности. Выявлено, что генеративность связана преимущественно с ценностями на уровне личностных приоритетов, нежели на уровне нормативных идеалов. Обсуждается связь генеративной направленности и гедонизма в зависимости от отношения к одиночеству: при стремлении избегать одиночества была выявлена обратная связь между характе- ристиками, тогда как при восприятии одиночества как ресурса — прямая. Практиче- ская значимость исследования заключалась в том, что полученные данные подтверждают, что при разной выраженности одиночества характеристики генеративности формируют различные связи с ценностями, что позволяет более дифференцированно подходить к сопровождению процесса вхождения во взрослость в практической и консультационной работе.
Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00812.
Получена: 25.07.2021
Принята в печать:
Для цитаты:Полякова М.К., Харитонова Т.С., Стрижицкая О.Ю. Генеративность и ценностные ориентации в период вхождения во взрослость при разной выраженности переживания одиночества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 4. С. 326–340. DOI: 10.21638/spbu16.2021.403
Литература
Белых Т.В., Харланова А.О. Психологический анализ
переживания одиночества у студентов вуза // Гуманизация образования. 2018. No
3. С. 71–80.
Информация об авторах
Полякова Мария Константиновна, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: polovinayakova@mail.ru
Харитонова Татьяна Сергеевна, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: tharitonova@yandex.ru
Стрижицкая Ольга Юрьевна, доктор психологических наук, Профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7141-162X, e-mail: o.strizhitskaya@spbu.ru
Метрики
Просмотров
Всего: 314
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 156
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2