Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2022. Том 12. № 3. С. 226–248
doi:10.21638/spbu16.2022.301
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: картина мира, представления о мире, подростки, родители, реальный мир, виртуальный мир
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.301
Для цитаты: Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Илюхина С.Н. Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 3. С. 226–248. DOI: 10.21638/spbu16.2022.301
Литература
Алехин А.Н., Королева Н.Н. Смысловые структуры образа мира как внутренние факторы саморазрушающего поведения современных подростков // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 99–109.
Альперович В.Д. Представления личности о других людях в связи с ее «образом мира» и «картиной мира» // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 334–346. https://doi.org/10.15507/2078-9823.51.020.202003.334-346
Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7, № 1. С. 1–11. https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070101
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Гордеева Т.О., Лункина М.В., Сычев О.А. Источники оптимистического мышления и благополучия подростков // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 13–32.
Гришаева Л.И., Попова М.К. Картина мира как проблема гуманитарных наук // Картина мира и способы ее репрезентации: научные доклады конференции «Национальные картины мира: язык, литература, культура, образование» / ред. Л.И.Гришаева, М.К.Попова. Воронеж: ВГУ, 2003. С. 13–38.
Гусельцева М.С. Методологические аспекты изучения картины мира современных детей и подростков в ситуации транзитивности // Мир психологии. 2017. № 2. С. 147–157.
Кравцова Е.М. Модель мира и стрессоустойчивость старшеклассников // Методология, теория и практика инновационного развития регионального образования: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. М.: Перо, 2019. С. 556–560.
Леонтьев А.Н. Образ мира // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. С. 251–261.
Леонтьев Д.А., Моспан А.Н. Картина мира, мировоззрение и определение неопределенного // Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 12–19.
Марцинковская Т.Д., Голубева Н.А., Юрченко Н.И. Картина мира, образ мира, представления о мире: константы и трансформации понятия и содержания // Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 20–33.
Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1983.
Обухов А.С. Исторические обусловленные модификации образа мира // Развитие личности. 2003. № 4. С. 51–68.
Пыжова О.В. Образ мира versus картина мира: ступени культурфилософской концептуализации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 12 (62): в 4 ч. Ч. 1. Тамбов: Грамота, 2015. С. 165–168.
Рашитова Л.С. Образ Я в картине мира дезадаптированных подростков: дис. … канд. психол. наук. СПбГУ, СПб., 2020.
Рягузова Е.В. Трансформация картины мира и способов категоризации Другого у современного ребенка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3 (27). С. 228–237. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-3-228-237
Серкин В. П. Изменения образа мира, образа жизни и представлений о себе при переживании экстремальной ситуации: новые эмпирические данные и рекомендации // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2015. № 5. С. 322–334.
Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. 2021. № 3 (18). С. 431–450. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Цифровой разрыв и межпоколенческие отношения родителей и детей // Психологический журнал. 2016. № 5 (37). С. 44–54.
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 47–56.
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности. Культурно-историческая психология. 2020. № 4 (16). С. 87–97. https://doi.org/10.17759/chp.2020160409
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.
Brubaker R. Digital hyperconnectivity and the self // Theory and Society. 2020. Vol. 49. P. 771–801. https://doi.org/10.1007/s11186-020-09405-1
Buheji M., Sisk C.V. You and the new normal: Jobs, pandemics, relationship, climate change, success, poverty, leadership and belief in the emerging new world. Milton Keynes: AuthorHouse, 2020.
Cascio J. Facing the Age of Chaos. 2020. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaosb00687b1f51d (дата обращения: 08.07.2022).
European Social Survey, ESS. ESS4-2008 documentation report, 2008. URL: https://www.europeansocialsurvey.org/docs/round4/survey/ESS4_data_documentation_report_e05_5.pdf (дата обращения: 14.03.2022).
Floridi L. The onlife manifesto: Being human in a hyperconnected era. Berlin: Springer Nature, 2015.
Lee L.H. et al. All one needs to know about metaverse: A complete survey on technological singularity, virtual ecosystem, and research agenda // Journal of latex class files. 2021. Vol. 14, no. 8, https://doi. org/10.13140/RG.2.2.11200.05124/8
Livingstone S., Haddon L. EU Kids Online III: a thematic network to stimulate and coordinate investigation into the use of new media by children: final annual report. 2014.
Otrel-Cass K. (ed.). Hyperconnectivity and digital reality: Towards the eutopia of being human. Cham, Switherland: Springer, 2019. https://doi.org/10.1007/978-3-030-24143-8
Skarbez R., Smith M., Whitton M.C. Revisiting Milgram and Kishino’s reality-virtuality continuum // Frontiers in Virtual Reality. 2021. Vol. 2. https://doi.org/10.3389/frvir.2021.647997
Smahel D., Machackova H., Mascheroni G., Dedkova L., Staksrud E., Ólafsson K., Livingstone S., Hasebrink U. EU Kids Online 2020: Survey results from 19 countries / EU Kids Online. London, 2020. https://doi.org/10.21953/lse.47fdeqj01ofo
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 129
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 101
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0