Повседневный стресс и удовлетворенность жизнью девушек подросткового возраста

107

Аннотация

Рассматриваются повседневные стрессоры подростков-девушек. Задачи исследования: разработка и апробация опросника повседневных стрессоров для подростков; определение стрессовой напряженности различных сфер жизни; выявление соотношения стрессовой напряженности и удовлетворенности жизнью. Методы: авторский опросник повседневных стрессоров для подростков, шкала воспринимаемого стресса (В.А.Абабков и др.), шкала удовлетворенности жизнью (Е.Динер и др.). Описана процедура создания и апробации опросника. В списке из 93 событий подростков просили отметить те, которые произошли c ними за последние две недели и указать силу переживания по 10-балльной шкале. Выборка: 122 девушки, возраст: 13–17 лет. Факторизация выделила семь блоков событий, отнесенных к сферам: «Одиночество, страхи»; «Финансы»; «Школа, учеба»; «Отвержение»; «Общение со старшими»; «Дела, планирование»; «Конкуренция, самоотношение». Коэффициент пригодности α Кронбаха для всего опросника 0,956. Проверка содержательной и конвергентной валидности проводилась с использованием сравнительного, корреляционного, факторного, регрессионного анализа. Обнаружены прямые взаимосвязи количества стрессовых событий и силы переживания с такими параметрами, как «Перенапряжение», «Противодействие стрессу», «Воспринимаемый стресс», содержащимися в методике ШВС-10, что подтвердило конвергентную валидность опросника. Типологический анализ выявил более высокий уровень стрессовой нагрузки у девушек с низкой удовлетворенностью жизнью. При корреляционном анализе обнаружены отрицательные связи удовлетворенности жизнью с количеством стрессоров (p≤0,05), силой переживания (p≤0,01) и показателями методики ШВС-10 (p≤0,01). Регрессионный анализ показал, что удовлетворенность жизнью является предиктором, снижающим уровень воспринимаемого стресса (p≤0,000), перенапряжения (p≤0,000), противодействия стрессу (p≤0,000), количества стрессоров в сферах «Одиночество, страхи» (p≤0,000); «Финансы» (p≤0,006); «Школа, учеба» (p≤0,026); «Отвержение» (p≤0,003), «Общение со старшими» (p≤0,001).

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, повседневные стрессоры, восприятие стрессоров, перенапряжение

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.403

Для цитаты: Головей Л.А., Галашева О.С. Повседневный стресс и удовлетворенность жизнью девушек подросткового возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 4. С. 431–448. DOI: 10.21638/spbu16.2022.403

Литература

Абабков В. А., Барышникова К., Воронцова-Венгер О. В., Горбунов И. А., Капранова С. В., Пологаева Е. А., Стуклов К. А. Валидизация русскоязычной версии опросника «Шкала воспринимаемого стресса-10» // Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2. С. 6–15. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.202

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология личности. Самара, 1999. С. 95–113.

Головей Л. А., Данилова М. В., Данилова Ю. Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8, № 1. С. 108–125. https://doi.org/10.17759/sps.2017080107

Головей Л. А., Петраш М. Д., Стрижицкая О. Ю., Савенышева С. С., Муртазина И. Р. Роль психологического благополучия и удовлетворенности жизнью в восприятии повседневных стрессоров // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 4. С. 8–26. https://doi.org/10.17759/cpp.2018260402

Захарова О. В. Ценностные ориентации учащихся 8–9-х классов // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2009. № 10. C. 65–68.

Клочко В. Е. (ред.). Возрастная психология: учеб. пособие для высш. учеб, заведений. М.: Владос-Пресс, 2003.

Кошкаров В. И., Бородина В. Н., Кадетова Л. А. Исследование взаимосвязи одиночества и самооценки у подростков // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 201–205.

Краснова В. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация // Психологическая наука и образование psyedu.ru: [электронный ресурс]. 2011. № 1. С. 140–150. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39944.shtml (дата обращения: 13.06.2022).

Мыскина К. И. Эмоциональный стресс и семейная ситуация в подростковом возрасте // Успехи современной науки: теоретические и прикладные аспекты. 2018. № 23. С. 120–122.

Одинцова М. А. Преодолевающее поведение подростков, субъективно оценивающих себя жертвами школьной травли // Вестник практической психологии образования. 2015. Т. 12. № 2. С. 83–86.

Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Сборник материалов III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН; Российское общество социологов, 2008. С. 17.

Падун М. А., Псядло И. А. Регуляция эмоций и психологический дистресс у представителей российской и итальянской культур // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабриной, Н. Е. Харламенковой. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 124–139.

Петраш М. Д., Стрижицкая О. Ю., Головей Л. А., Савенышева С. С. Опросник повседневных стрессоров // Психологические исследования. 2018. № 11 (57). https://doi.org/10.54359/ps.v11i57.326

Рахимкулова А. С., Розанов В. А. Связь проблем психического здоровья подростков с субъективным переживанием стресса // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2020. Т. 20, № 3. С. 18–27.

Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Я-концепция в подростковом возрасте и ее роль в формировании механизмов адаптации. М.: МГМСУ, 2014.

Скоробогатых А. О. Взаимосвязь причин стрессового состояния при взаимодействии с людьми из ближайшего социального окружения и копинг-стратегий в подростковом возрасте // Успехи современной науки. 2016. № 6, т. 4. С. 93–94.

Харламенкова Н. Е. Эмоциональное оскорбление и пренебрежение и его психологические последствия для личности в разные периоды взрослости // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабриной, Н. Е. Харламенковой. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 193–215.

Холмогорова А. Б., Горчакова В. А. Травматический стресс и его влияние на субъективное благополучие и психологическое здоровье: Апробация Эссенского опросника травматических событий // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 3. С. 120–137.

Azpiazu I. L., Fernández A. R., Palacios E. G. Adolescent life satisfaction explained by social support, emotion regulation, and resilience // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. P. 694183. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.694183

Compas B. E., Wagner B. M. Psychosocial stress during adolescence: Intrapersonal and interpersonal processes // Adolescence, stress, and coping. New York: Aldine de Gruyter, 1991. P. 67–85.

Daughters S. B., Gorka S. M., Matusiewicz A., Anderson K. Gender specific effect of psychological stress and cortisol reactivity on adolescent risk taking // Journal of Abnormal Child Psychology. 2013. Vol. 41 (5). P. 749–758. https://doi.org/10.1007/s10802-013-9713-4

Gjerde P. F., Block J., Block J. H. Depressive symptoms and personality during late adolescence: Gender differences in the externalization–internalization of symptom expression // Journal of Abnormal Psychology. 1988. Vol. 97. P. 475–486. https://doi.org/10.1037/0021-843X.97.4.475

Hankin B. L., Mermelstein R., Roesch L. Sex differences in adolescent depression: Stress exposure and reactivity models // Child Development. 2007. Vol. 78 (1). P. 279–295. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2007.00997.x

Kanner A. D., Coyne J. C., Schaefer C., Lazarus R. S. Comparison of two modes of stress measurement: daily hassles and uplifts versus major life events // Journal of Behavioral Medicine. 1981. Vol. 4. P. 1–39. https://doi.org/10.1007/BF00844845

Kim K., Conger R. D., Elder Gr., Lorenz F. O. Reciprocal influences between stressful life events and adolescent internalizing and externalizing problems // Child Development. 2003. Vol. 74 (1). P. 127–143. https://doi.org/10.1111/1467-8624.00525

Kopina O. S., Souslova E. A., Zaikin E. V. Stress level in Moscow population in 1986–1992 // Materials of the 3rd International Congress of Behavioral Medicine. Amsterdam, 1994. P. 162.

Larson R., Ham M. Stress and ‘storm and stress’ in early adolescence: The relationship of negative events with dysphoric affect // Developmental Psychology. 1993. Vol. 29 (1). P. 130–140. https://doi.org/10.1037/0012-1649.29.1.130

Povedano-Diaz A., Muñiz-Rivas M., Vera-Perea M. Adolescents’ life satisfaction: The role of classroom, family, self-concept and gender // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. Vol. 17 (1). P. 19. https://doi.org/10.3390/ijerph17010019

Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69 (4). P. 719–727. https://doi.org/10.1037/0022-3514.69.4.719

Totenhagen C. J. , Serido J., Curran M. A., Butler E. A. Daily hassles and uplifts: A diary study on understanding relationship quality // Journal of Family Psychology. 2012. Vol. 26 (5). P. 719–728. https://doi.org/10.1037/a0029628

Информация об авторах

Головей Лариса Арсеньевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: lgolovey@yandex.ru

Галашева Ольга Сергеевна, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: oly.g.996@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 191
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 107
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 6