Анализ показателей модели психического у детей в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением

31

Аннотация

Данная работа посвящена изучению модели психического у детей, воспитывающихся в различных условиях институционального социально-эмоционального окружения. Целью работы являлось сравнительное исследование структуры связей показателей модели психического у детей в доме ребенка после реализации программы обучения и структурных изменений (ДР О+СИ), направленной на повышение чувствительности, отзывчивости и стабильности ухаживающего за детьми персонала, и в депривационных условиях дома ребенка, работающего без изменений (ДР БИ). Выборка ДР О+СИ состояла из 70 детей в возрасте M (SD)=2,37 (1,01) лет (от 0,9 до 4,4); ДР БИ — 50 детей в возрасте 2,18 (0,92) лет (от 0,9 до 4,2) без влияющих на развитие медицинских и биологических факторов риска. Для оценки модели психического использовались показатели, выделенные из раздела личностно-социального развития методики BDI (Battelle Developmental Inventory). Результаты факторного анализа показателей модели психического свидетельствуют о становлении у детей понимания себя и своего окружения, однако содержание этого понимания в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением отличается. Так, первый фактор включил показатели, свидетельствующие о становлении понимания детьми себя, и если в ДР БИ это происходит в сочетании с пониманием сверстников и взрослых, то в ДР О+СИ — только взрослых, что может отражать их большее взаимодействие с близкими взрослыми после повышения, в результате программы, их чувствительности, отзывчивости и стабильности. Второй фактор объединил показатели, свидетельствующие о становлении у детей понимания взаимодействия со сверстниками и своих чувств, однако если в ДР БИ это понимание сочеталось с соблюдением указаний и правил, то в ДР О+СИ — такое сочетание отсутствовало. В обсуждении подчеркивается, что структура модели психического у детей раннего возраста в условиях институционализации отражает особенности качества их социально-эмоционального окружения.

Общая информация

Ключевые слова: модель психического, дети, дом ребенка, социально-эмоциональное окружение

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.401

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00626 «Взаимодействие с близким взрослым и модель психического у детей с опытом ранней институционализации, воспитывающихся в замещающих семьях».

Для цитаты: Мухамедрахимов Р.Ж., Кагарманов Д.И., Сергиенко Е.А. Анализ показателей модели психического у детей в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 4. С. 398–409. DOI: 10.21638/spbu16.2022.401

Литература

Carr, A., Slade, L., Yuill, N., Sullivan, S., Ruffman, T. (2018). Minding the children: A longitudinal study of mental state talk, theory of mind, and behavioral adjustment from the age of 3 to 10. Social Development, 27 (4), 826–840.

Cicchetti, D., Rogosch, F. A., Maughan, A., Toth, S. L., Bruce, J. (2003). False belief understanding in maltreated children. Development and Psychopathology, 15, 1067–1091.

Colvert, E., Rutter, M., Kreppner, J., Beckett, C., Castle, J., Groothues, C., Hawkins, A., Stevens, S., Sonuga-Barke, E. J. (2008). Do theory of mind and executive function deficits underlie the adverse outcomes associated with profound early deprivation? Findings from the English and Romanian adoptees study. Journal of Abnormal Child Psychology, 36, 1057–1068.

Hughes, C., Devine, R. (2016). Family influences on theory of mind: a review. In: V. Slaughter, M. de Rosnay (eds). Theory of Mind Development in Context (pp. 41–56). London, Taylor & Francis. https://doi.org/10.4324/9781315749181

McAlister, A. R., Peterson, C. C. (2013). Siblings, theory of mind, and executive functioning in children aged 3–6 years: new longitudinal evidence. Child Development, 84, 1442–1458.

McCall, R. B., Groark, C. J., Hawk, B. N., Julian, M. M., Merz, E. C., Rosas, J. M., Muhamedrahimov, R. J. , Palmov, O. I., Nikiforova, N. V. (2019). Early Caregiver — Child Interaction and Children’s Development: Lessons from the St Petersburg — USA Orphanage Intervention Research Project. Clinical Child and Family Psychology Review, 22 (2), 208–224. https://doi.org/10.1007/s10567-018-0270-9 (In Russian)

Muhamedrahimov, R. J., Kagarmanov, D. I., Sergienko, E. A. (2022). Analysis of the theory of mind indicators in children from biological families and a baby home. Siberian journal of psychology, 85, 144–161. https://doi.org/10.17223/17267080/85/7 (In Russian, with English summary)

Newborg, J., Stock, J. R., Wnek, L., Guidubaldi, J., Svinicki, J. (1988). The Battelle Developmental Inventory. Allen, TX, DLM Teaching Resourses.

Randell, A. C., Peterson, C. C. (2009). Affective qualities of sibling disputes, mothers’ conflict attitudes, and children’s theory of mind development. Social Development, 18, 857–874.

Rutter, M. L., Sonuga-Barke, E. J., Castle, J. I. (2010). Investigating the impact of early institutional deprivation on development: Background and research strategy of the English and Romanian Adoptees (ERA) study. Monographs of the Society for Research in Child Development, 75 (1), 1–20.

Slaughter, V., de Rosnay, M. (eds) (2017). Theory of Mind Development in Context. New York; London, Routledge.

Selcuk, B., Brink, K. A., Ekerim, M., Wellman, H. M. (2018). Sequence of theory‐of‐mind acquisition in Turkish children from diverse social backgrounds. Infant and Child Development, 27 (4), 1–14. https://doi.org/10.1002/icd.2098

Selcuk, B., Yucel, N. M. (2017). The role of institutionalization in theory of mind. In: Slaughter V., de Rosnay M. (eds). Theory of Mind Development in Context (pp. 89–105). New York; London, Routledge.

Sergienko, Е. А., Ulanova, А. Yu., Lebedeva, Е. I. (2020). Theory of Mind: Structure and Dynamics. Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Press. (In Russian)

St Petersburg — USA Orphanage Research Team. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children (2008). In: Monographs of the Society for Research in Child Development, 73 (3), 1–262. https://doi.org/10.1111/j.1540-5834.2008.00483.x

Tarullo, A. R., Bruce, J., Gunnar, M. R. (2007). False belief and emotion understanding in post‐institutionalized children. Social Development, 16 (1), 57–78.

Yağmurlu, B., Berument, S. K., Celimli, S. (2005). The role of institution and home contexts in theory of mind development. Journal of Applied Developmental Psychology, 26, 521–537.

Информация об авторах

Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, факультет психологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3532-5019, e-mail: r.muhamedrahimov@spbu.ru

Кагарманов Динар Ильдарович, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: kagdinar@gmail.com

Сергиенко Елена Алексеевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии Российской Академии Наук (ФГУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4068-9116, e-mail: elenas13@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 94
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 31
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1