Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2022. Том 12. № 4. С. 507–526
doi:10.21638/spbu16.2022.408
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Сильные стороны личности (модель VIA) у педагогов разных поколений
Аннотация
В данной статье описывается взаимосвязь выраженности 24 сильных сторон личности (в модели VIA) и принадлежности к определенному возрастному поколению у педагогов. Актуальность и новизна данного исследования заключается в использовании оригинального методического аппарата в парадигме поколенческих исследований. Целью статьи является рассмотрение соотношения возрастной группы педагогов и выраженности сильных сторон личности в модели VIA (Values in Action), одной из ключевых моделей в рамках научного направления позитивной психологии. В исследовании приняли участие работники сферы образования из разных регионов, возраст респондентов составил 18–75 лет, исследуемая выборка респондентов составила N = 7938. В результате исследования выявлена динамика изменения сильных сторон личности в зависимости от поколения преподавателей. Также представлены сильные стороны личности, которые лучше всего описываются поколенческими изменениями, такими как любовь, духовность, любовь к учению, благодарность, чувство юмора, просоциальная активность. Выявлено различие выраженности сильных сторон личности в зависимости от возраста педагогов. С помощью статистической оценки было выявлено, что у педагогов, рожденных в промежутке 1970–1979 гг., наблюдается значительная «статистическая просадка» в шкалах «Любопытство», «Широта ви`дения», «Храбрость». В ряде случаев наблюдается «статистическая просадка» значения шкалы «Духовность» у поколения 1992–2002 гг. в сравнении с другими поколениями. Также были выявлены совместные просадки поколения 1992–2002 и 1980–1991; это «Любовь к обучению», «Доброта», «Смирение», «Умение прощать», «Благодарность» и «Просоциальная активность». Представленная модель является важным шагом в изучении взаимосвязей 24 сильных сторон личности в контексте профессиональных особенностей индивида. С помощью результатов данного исследования можно оценить подходы к стимулированию личностного потенциала педагогов разного возраста. В дальнейшем возможно изучение поколенческих различий с помощью модели VIA и в других профессиональных сферах.
Общая информация
Ключевые слова: черты личности, позитивная психология, поколение педагогов, модель VIA
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.408
Для цитаты: Реан А.А., Ставцев А.А., Шевченко А.О. Сильные стороны личности (модель VIA) у педагогов разных поколений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 4. С. 507–526. DOI: 10.21638/spbu16.2022.408
Литература
Гаврилова А. В. Социально-психологические особенности ментальности «Нового поколения» // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. № 26 (2). С. 58–63.
Гурова И. М., Евдокимова С. Ш. Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового потенциала // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7, № 3 (27). С. 150–159.
Левада Ю. А. Поколения XX века: возможности исследования // Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / сост.: Ю. Левада, Т. Шанин. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 42–44. (Сер.: Библиотека журнала «Неприкосновенный Запас»).
Леонтьев Д. А. Позитивная психология повестка дня нового столетия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 4. С. 36–58.
Малыхина Л. Б. Поколенческие особенности профессионального роста педагогов дополнительного образования // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). 2015. Февраль. URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2327.htm (дата обращения: 22.06.2022).
Мирошкина М. Р. Интерпретации теории поколений в контексте российского образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsii-teorii-pokoleniy-v-kontekste-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 22.06.2022).
Павлов А. В. Дивный, новый «цифровой мир»: постирония как ценностная установка мировоззрения миллениалов // Горизонты гуманитарного знания. 2019. № 3. С. 16–31. URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1042 (дата обращения: 22.06.2022).
Парабучев А. И. Учитель в эпоху общественных трансформаций — к автопортрету профессии // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 246–259. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchitel-v-epohu-obschestvennyh-transformatsiy-k-avtoportretu-professii (дата обращения: 22.06.2022).
Реан А. А. Психология подростка: полное руководство. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
Реан А. А., Ставцев А. А., Кузьмин Р. Г. Позитивно-психологический подход как фактор стимулирования психологического благополучия и редуцирования рисков профессионального выгорания педагога // Психология человека в образовании. 2021. № 3 (4). С. 461–473.
Реан А., Ставцев А. А. Сильные стороны личности в модели VIA как предиктор личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. № 11 (4). С. 371–388. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.406
Рикель А. М., Доренская С. В. Социально-психологическая модель ценностей различных поколений современного российского общества // Российский психологический журнал. 2017. № 14 (4). С. 205–225. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.10
Ставцев А. А., Реан А. А., Кузьмин Р. Г. Сильные стороны личности российских педагогов в модели VIA: апробация русскоязычной версии опросника «24 сильные стороны личности» (Via — Is120) // Интеграция образования. 2021. Т. 25. № 4 (105). С. 681–699.
Федотова В. А. Детерминанты жизнестойкости у трех поколений современной России // Российский психологический журнал. 2020. № 17 (1). С. 74–91. https://doi.org/10.21702/rpj.2020.1.6
Howe N., Strauss W. Generations: The history of America’s future, 1584 to 2069. New York: William Morrow and Co., 1991.
Miklyaeva A. V., Bezgodova S. A. Educational online activity in adolescents with various academic achievements // ARPHA Proceedings. 2020. Vol. 3. P. 1629–1638.
Niemiec R. M. VIA character strengths: Research and practice (The first 10 years) // Well-being and cultures: Perspectives on positive psychology / H. H. Knoop, A. Delle Fave (eds). New York: Springer, 2013. P. 11–30.
Pallawarukka A. S. The absurdity and irony of Generation Z Meme Culture // OSF Preprints. 2022. 5 Jan. Peterson C., Seligman M. E. Character strengths before and after September 11 // Psychological Science. 2003. Vol. 14 (4). P. 381–384. https://doi.org/10.1111/1467-9280.24482
Peterson C., Seligman M. E. P. Character strengths and virtues: A handbook and classification / American Psychological Association. Oxford: Oxford University Press, 2004.
Rich G. J. The positive psychology of youth and adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 2003. Vol. 32 (1). P. 1–3. https://doi.org/10.1023/A:102101742141
Salomon A., Kolikant Y. B. D. High-school students’ perceptions of the effects of non-academic usage of ICT on their academic achievements // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 64. P. 143–151.
Santrock J. Life — Span Development (6th ed.). Madison: Brown & Benchmark, 1997.
Seligman M. E. P., Steen T. A., Park N., Peterson Сh. Positive psychology progress: empirical validation of interventions // American Psychologist. 2005. Vol. 60 (5). P. 410–421.
Seligman M. E. P., Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction // American Psychologist. 2000. Vol. 55 (1). P. 5–14
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 191
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 133
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3