Российская версия шкалы оценки формирующейся взрослости (IDEA-R): особенности развития студентов

177

Аннотация

Формирующаяся взрослость — новый переходный период развития человека 18–25 лет, который отличается рядом демографических и психологических характеристик, культурно и социально-экономически обусловленных. Ключевые аспекты формирующейся взрослости исследованы во многих развитых странах, кроме России, с помощью единственного инструмента — шкалы оценки формирующейся взрослости. Цель нашей работы — адаптация этой шкалы для российской выборки для ее последующего использования в кросс-культурных исследованиях, а также оценка ее психометрических свойств. Выборку составили данные, полученные от 410 студентов в возрасте 18–25 лет, обучающихся в российских вузах по направлениям бакалавриата и магистратуры. Измерены показатели: формирующейся взрослости (IDEA-R), удовлетворенности жизнью (шкала Э.Динера) и отношения к будущему (шкала Ф.Зимбардо). Эксплораторный факторный анализ показал, что шкала IDEA-R содержит 31 исходный пункт и имеет шестифакторную структуру: «Исследование идентичности / сосредоточенность на себе», «Негативность/нестабильность», «Личная свобода», «Эксперименты/возможности», «Чувство “между”», «Ориентация на других». Шкала обладает хорошими показателями надежности-согласованности (α Кронбаха=0,82) и надежности-устойчивости (при p=0,62). Выявлено, что с возрастом снижаются показатели «Эксперименты/возможности» (при p=0,001) и «Чувство “между”» (при p<0,001). Обнаружено, что с «удовлетворенностью жизнью» и «ориентацией на будущее» линейно отрицательно связана «Негативность/ нестабильность» (при p<0,001), а положительно — «Исследование идентичности/сосредоточенность на себе» (при p<0,001) и «Эксперименты/возможности» (при p<0,001), таким образом, студенты, обладающие оптимизмом, стремлением к биографическому экспериментированию и рефлексии, в меньшей степени тревожны и неуверенны, в большей степени психологически благополучны и обладают ясными целями на будущее. Опираясь на результаты, исследователи и практики могут использовать новый валидный и надежный инструментарий для изучения особенностей перехода к взрослой жизни среди российской молодежи, в том числе в контексте межкультурных сравнений.

Общая информация

Ключевые слова: взрослость, формирующаяся взрослость, развитие, студенты

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.203

Получена: 08.08.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Клементьева М.В. Российская версия шкалы оценки формирующейся взрослости (IDEA-R): особенности развития студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 2. С. 164–182. DOI: 10.21638/spbu16.2023.203

Литература

Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.

Информация об авторах

Клементьева Марина Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор, Департамент психологии и развития человеческого капитала, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8712-9282, e-mail: marinaklementyva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 186
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 177
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 3