Жизненная ситуация постопеки в субъективных оценках членов кровнородственных семей

5

Аннотация

Завершение опеки является важным периодом для всех членов семьи и может рассматриваться как особая жизненная ситуация. Исследование периода постопеки позволяет оценить качество прохождения предыдущих этапов и увидеть перспективы дальнейшего развития как опекаемых (постопекаемых), так и опекунов (постопекунов). В настоящее время данный этап жизни опекунских семей недостаточно отражен в научных исследованиях. Существует необходимость пополнения эмпирических данных по проблемам опекунских семей после завершения опеки. Цель исследования — выявление субъективной оценки членами кровнородственных опекунских семей жизненной ситуации постопеки. Для достижения поставленной цели разработана анкета, которая содержит вопросы, направленные на выявление структуры постопекунской семьи, изучение субъективных оценок изменения жизненной ситуации, анализ уровня поддержания взаимоотношений в системе «постопекун — постопекаемый», субъективную оценку уровня поддержания социальных контактов, способности и готовности бывшего опекуна передавать ответственность, субъективную оценку готовности к самостоятельной жизни постопекаемых, выявление уровня удовлетворенности результатом взаимодействия в семье. В исследовании приняли участие 214 членов кровнородственных опекунских семей. Из них 112 детей-сирот в возрасте 18–25 лет и 102 постопекуна в возрасте 45–75 лет. Было установлено, что структура опекунской семьи в период постопеки в большинстве случаев претерпевает изменения в связи с уходом ребенка из семьи, объективные изменения жизненной ситуации в период постопеки членами постопекунских семей зачастую не осознаются и не принимаются, субъективные оценки уровня поддержания отношения в период постопеки выше у постопекаемых, изменения в отношениях с внуками бабушки-постопекуны воспринимают как негативные, наиболее низкий уровень социальных контактов продемонстрировали бабушки-постопекуны, проживающие отдельно, постопекаемые высоко оценивают свою готовность брать ответственность, а также высоко оценивают воспитательный вклад своих опекунов.

Общая информация

Ключевые слова: жизненная ситуация, опека, кровная опека, кровные опекуны, некровная опека, опекун

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.203

Получена: 18.09.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Коржова Е.Ю., Тузова О.Н., Карасаева А.М., Повхова А.В. Жизненная ситуация постопеки в субъективных оценках членов кровнородственных семей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 2. С. 241–259. DOI: 10.21638/spbu16.2024.203

Литература

Асламазова Л. А., Мухамедрахимов Р. Ж., Вершинина Е. А. Опыт институционализации и уровень здоровья как факторы поведения привязанности у детей в замещающих семьях // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 1. С. 47–58. https://doi.org/10.31857/S020595920002249-9

Горбанева М. В., Колмакова Т. С., Байер Е. А., Залужная М. В., Григорян Н. А., Коваленко В. Н.  Сравнительная характеристика психоэмоционального состояния детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, с разной формой семейного устройства // International Journal of Medicine and Psychology. 2023. Т. 6, № 5. С. 108–115.

Залужная М. В., Хакунова Ф. П., Берсирова А. К., Жажева Д. Д., Григорян Н. А.  Результаты мониторинга социальных и педагогических показателей замещающих семей // Социальная педагогика в России: научно-методический журнал. 2022. № 5. С. 54–58.

Козырева В. В. Социально-психологические особенности переживания мужчинами и женщинами кризиса «Опустевшего гнезда» // Вестник университета. 2019. № 4. С. 173–180. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-4-173-180

Коржова Е. Ю., Безгодова С. А., Микляева А. В., Юркова Е. В.  Психология опекунской семьи: ситуационный подход. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2020а.

Коржова Е. Ю., Волкова Е. Н., Микляева А. В., Безгодова С. А., Юркова Е. В. Событийная наполненность жизненной перспективы опекунов как характеристика отношений в семьях кровной и некровной опеки // Социальная психология и общество. 2020b. Т. 11, № 3. С. 86–98. https://doi.org/10.17759/sps.2020110306

Махнач А. В. Проблема поколения в замещающей семье как особой малой социальной группе // Социальная психология и общество. 2019a. Т. 10, № 2. С. 146–156. https://doi.org/10.17759/sps.2019100211

Махнач А. В. Тенденции в изучении семьи и характеристик состава, связанных с ее жизнеспособностью // Вестник РГГУ. Сер.: Психология. Педагогика. Образование. 2019b. № 2. С. 37–50. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-2-37-50

Махнач А. В. Характеристики состава замещающей семьи и ее жизнеспособность // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019c. Т. 25, № 2. С. 46–51. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-2-46-51

Мухамедрахимов Р. Ж., Асламазова Л. А., Вершинина Е. А. Роль программы психологического сопровождения в динамике поведенческих проявлений привязанности у детей, воспитывающихся в замещающих семьях // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 3. С. 53–63. https://doi.org/10.31857/S020595920004554-5

Ослон В. Н.  Эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16, № 1. С. 27–37.

Постылякова Ю. В.  Индивидуальные и семейные ресурсы у кандидатов в замещающие родители // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект. М.: Институт психологии РАН, 2015. С. 459–477.

Саенко Л. А., Соломатина Г. Н. Основные этапы жизненного цикла замещающей семьи: моделирование и содержательное наполнение // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 2 (77). С. 202–207. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2020.2.27

Соломатина Г. Н. Социально-педагогические факторы взаимодействия в замещающей семье // Kant. 2020. № 3 (36). С. 384–388. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2020-36.72

Соломатина Г. Н., Суменко Л. В.  Подготовка педагогов к работе со сложной педагогической ситуацией в замещающей семье // Известия Российской академии образования. 2023. № 2 (62). С. 120–129.

Соломатина Г. Н., Суменко Л. В. Социальная успешность приемного ребенка как фактор эффективности замещающей семьи // Научно-педагогическое обозрение. 2022. № 6 (46). С. 104–113. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-6-104-113

Тузова О. Н., Кардакова И. Н.  Психологическая реабилитация ребенка в процессе сопровождения семьи с кровно-родственной формой опеки // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2015. № 7. С. 477–486.

Цинявская Т. В.  Методические рекомендации по отслеживанию динамики адаптации ребенка в опекаемой семье // Человеческий фактор: социальный психолог. 2020. № 2 (40). С. 320–327.

Шабалина Е. В., Мухамедрахимов Р. Ж.  Анализ взаимодействия детей и взрослых при переводе детей из дома ребенка в замещающие семьи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11, № 2. С. 150–161.

Шабалина Е. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Взаимосвязь показателей взаимодействия детей и близких взрослых с возрастом и длительностью проживания детей в доме ребенка и замещающих семьях // Сибирский психологический журнал. 2022. № 84. С. 156–168. https://doi.org/10.17223/17267080/84/9

Шульга Т. И. Проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в опекунских семьях // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 4. С. 75–82. https://doi.org/10.17759/pse.2016210407

Davis M. T., Warfield M. E., Boguslaw J., Roundtree-Swain D., Kellogg G. Parenting a 6-year old is not what I planned in retirement: Trauma and stress among grandparents due to the opioid crisis // Journal of Gerontological Social Work. 2020. Vol. 63, no. 4. P. 295–315. https://doi.org/10.1080/01634372.2020.1752872

Fučík P., Janků K. S.  The challenges and paradoxes of kinship foster care in a socially excluded locality // Socialni Prace. 2019. Vol. 19, no. 3. P. 44–61.

Korjova E. Yu., Bezgodova S. A., Miklyaeva A. V., Yurkova E. V. Interaction styles in child-guardian relationships in kinship and non-kinship guardian families // Psychology in Education. 2022. Vol. 4, no. 1. P. 31–40. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-31-40

Rolock N., Pérez A. G. Three sides to a foster care story: An examination of the lived experiences of young adults, their foster care case record, and the space in between // Qualitative Social Work. 2016. Vol. 17 (2) P. 195–215. https://doi.org/10.1177/1473325016666410

Rolock N., White K. R. Post-permanency discontinuity: A longitudinal examination of outcomes for foster youth after adoption or guardianship // Children and Youth Services Review. 2016. Vol. 70. P. 419–427. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2016.10.025

Xu Ya., Jedwab M., Lee K. A., Levkoff S. E. The negative effects of adverse childhood experiences (ACEs) on behavioral problems of children in kinship care: The protective role of kinship caregivers’ mental health // Journal of Emotional and Behavioral Disorders. 2023. No. 31 (1). P. 41–53. https://doi.org/10.1177/10634266221076475

White K. R., Rolock N., Marra L., Faulkne M., Ocasio K., Fong R. Understanding wellbeing and caregiver commitment after adoption or guardianship from foster care // Journal of Public Child Welfare. 2020. Vol. 15, no. 2. P. 1–26. https://doi.org/10.1080/15548732.2020.1850601

Информация об авторах

Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека Института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1128-1421, e-mail: elenakorjova@gmail.com

Тузова Ольга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики, Мурманский арктический университет, старший научный сотрудник института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Мурманск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1906-8702, e-mail: olg.tuzova@yandex.ru

Карасаева Алия Манасовна, ассистент кафедры общей и социальной психологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1494-1456, e-mail: aliya-13@mail.ru

Повхова Анастасия Витальевна, институт психологии, лаборант-исследователь , ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-5775-3931, e-mail: povhova.anastasia@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 13
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 5
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1