Введение
Современное общество сталкивается с многочисленными вызовами в области защиты прав детей и поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В этом контексте особую роль играют специалисты органов опеки и попечительства (далее – ООиП), а также их профессиональная подготовленность к эффективному выполнению своих обязанностей.
Профессиональный статус специалистов ООиП достаточно противоречив. С одной стороны, они относятся к категории государственных служащих1, наделенных полномочиями на законодательном уровне по «предотвращению нарушений прав детей, защите их интересов и обеспечению социальных и других государственных гарантий…», реализующих социальную политику в целом (Уразбаева, 2016). С другой – к специалистам, предоставляющим помощь отдельным людям, семьям или группам, находящимся в сложной ситуации. Иными словами, специалисты ООиП действуют и как представители государственной власти, и как социальные работники. В своей профессиональной деятельности они сталкиваются с дилеммой: с одной стороны, требования строгого выполнения служебных обязанностей, с другой – необходимость чуткого отношения к потребностям нуждающихся в помощи, что создает ситуацию неопределенности в задачах, методах, зонах ответственности. Данное противоречие оказывает влияние на ожидания населения, которое требует и строгих правовых решений, и обвиняет в бездействии, превышении полномочий, в чрезмерном контроле и карательных мерах, а также в отсутствии эмпатии. В результате специалисты постоянно подвергаются давлению со стороны общества и социальных институтов, которые обвиняют их в ошибочных решениях (Ослон и др., 2024), что провоцирует у них профессиональное выгорание и проблемы с психологическим здоровьем. Следствием стал значительный дефицит кадров (2024 год – 16% вакансий).
Возникла необходимость в более качественном отборе и построении маршрутов как личностного, так и профессионального развития работников ООиП с учетом двойственного характера их деятельности (госслужащих и помогающих специалистов).
В эмпирических исследованиях подчеркивается важность взаимосвязи между ценностями, мотивацией и личностными характеристиками госслужащих. В рамках эмпирического исследования, основанного на системном подходе, такие характеристики, как «ответственность», «гибкость» и «интеллектуальная эффективность», способствуют развитию внутренне мотивированной личности госслужащих (Бояркин, 2008; Aamodt, 2022; Cobanu, Androniceanu, Lăzăroiu, 2019; Henderson et al., 2021). В рамках концепции предрасположенности как «генерализованного психологического образования, существующего в виде системы личностных переменных, свойств или качеств» (Бородина, Корчемный, 2019), основные предикторы профессионально важных качеств (далее – ПВК) госслужащих включают речемыслительные, эмоционально-волевые и коммуникативные качества, что подчеркивает значимость диагностики в кадровом отборе. Диагностика осуществляется через личностно-профессиональные характеристики, что актуализирует необходимость развития этих качеств у потенциальных кандидатов.
Исследования, основанные на концепции организационной проактивности, показали, что проактивность и инициатива госслужащих играют ключевую роль в их способности адаптироваться и наращивать эффективность в работе (Лепехин, Лебедева, Круглов, 2020; Grubert, Steuber, Meinhardt, 2022; Meng et al., 2019).
Современные исследования показывают, что в качестве предикторов ПВК госслужащих выступают: высокий уровень самообучения и планирования, коммуникативная компетентность, правовая и информационная грамотность, управленческие способности, мотивация к работе, сдержанность, уравновешенность и честность. Приоритетными у служащих считаются интеллект, культурное поведение, трудолюбие, дисциплина, последовательность, справедливость и забота о подчиненных. Навыки саморегуляции важны для преодоления трудных ситуаций, а уровень межличностного доверия в организации способствует мотивации сотрудников (Афонин, Афонин, Солодилов, 2020; Калгин, Калгина, 2018; Панарин, 2002; Петоян, Великодная, 2023; Пузанова, Семенова, 2017; Рябова, 2019; Хаидов, 2013).
В международных (Демирель, Садыкова, 2021; Hökkä, Vähäsantanen, Paloniemi, 2020) и отечественных (Козуб, 2024; Сабына, 2023) исследованиях эмоциональный интеллект (далее – ЭИ) рассматривается как системообразующий предиктор, способствующий повышению уровня доверия на рабочем месте, командному доверию, единству ценностных ориентаций, отождествлению индивидуальных и организационных целей и приоритетов, психологическому благополучию.
Эмпирические исследования предикторов ПВК помогающих специалистов, основанные на теории просоциальной активности, выделяют альтруизм, нравственность, эмпатию, устойчивость и ответственность, отсутствие предрассудков и субъективных предпочтений (Шермазанян, 2015; Meng et al., 2019), акцентируют внимание на развитости «позитивных» эмпатических процессов (Карягина и др., 2017). К основным прогнозным показателям ПВК относят стрессоустойчивость, терпимость, альтруистическую направленность, стремление к самопознанию и развитию, отсутствие страха критики (Быкова, 2015; Сорокоумова, Исаев, 2013).
Госслужащие и помогающие специалисты отличаются разными акцентами на ПВК, что связано с их профессиональными обязанностями. Если для 1-х важны управленческие и организаторские способности, то для 2-х – эмпатия и готовность поддерживать клиентов.
Таким образом, профессиональная деятельность специалистов ООиП требует уникального сочетания качеств, характерных как для государственных служащих, так и для помогающих специалистов, что создает проблему неопределенности, но и открывает возможности для разработки интегрированной структуры их ПВК.
Для применения данной модели на практике необходим анализ предикторов ПВК, которые обуславливают формирование этих качеств у специалистов ООиП. Это и стало комплексной практико-ориентированной целью данного исследования. Мы предположили, что структура ПВК будет отражать специфику деятельности специалистов ООиП, показывать значительную предсказательную силу общего уровня ЭИ, субъективного благополучия и процедурной самоэффективности, а ее составляющие обладают хорошими психометрическими характеристиками.
Материалы и методы
Для выявления ПВК был проведен экспертный опрос специалистов и руководителей региональных ООиП с разным стажем и статусом из 5 федеральных округов Российской Федерации, которых просили в произвольном порядке написать наиболее важные, с их точки зрения, профессиональные качества. Далее эксперты проекта отобрали наиболее часто встречающиеся качества и составили опросник «Психологически важные качества специалиста органов опеки и попечительства» (Приложение А), который прошел апробацию в региональных управлениях ООиП.
Инструментарий и процедура исследования:
- авторский опросник «Психологически важные качества специалиста органов опеки и попечительства» позволяет определить психологически важные качества специалиста и включает в себя набор личностных и профессиональных характеристик (N = 35), которые определяют его способность эффективно выполнять свои обязанности, взаимодействовать с коллегами и клиентами, а также справляться с эмоциональными и профессиональными нагрузками в своей деятельности, что влияет на общую эффективность. Информантам предлагалось оценить по 5-балльной шкале, насколько каждое из ПВК развито у них, где 1 балл – минимальная выраженность, 5 баллов – максимальная. Например, способность терпеливо выслушивать собеседника, способность завязывать и поддержать беседу, способность к эффективному и бесконфликтному взаимодействию с группами людей разного уровня и т.д.;
- опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН» (Люсин, 2004);
- шкала субъективного благополучия У. Эдинбурга (WEMWBS) (Осин, Леонтьев, 2020);
- шкала реагирования на неопределенность (Одинцова, Радчикова, 2025);
- русскоязычная версия шкалы самоэффективности, адаптированная в 2024 году авторским коллективом В.Н. Ослон, М.А. Одинцова, Г.В. Семья, У.В. Колесникова и ожидающая публикации в журнале «Организационная психология».
Методы: Факторный анализ (метод главных компонент с последующим вращением Варимакс), конфирматорный факторный анализ (КФА), α-Кронбаха; критерий Колмогорова–Смирнова; t-критерий Стьюдента, высчитывался размер эффекта d-Коэна; коэффициент корреляции r-Пирсона; линейный регрессионный анализ. Использовалось ПО SPSS Statistics 27.0.
Участники исследования. В исследовании участвовали 2036 специалистов органов опеки и попечительства из 85 регионов России, средний возраст – 44,02 ± 9,36 лет (медиана = 45 лет). Из них специалисты (N = 1500) и руководители (N = 536).
Результаты
Первоначальный набор утверждений состоял из 51 пункта. В процессе нескольких последовательных циклов факторного анализа (метод главных компонент с последующим вращением Варимакс) мы исключали утверждения, которые нагружались одновременно на несколько факторов с нагрузками, превышающими установленный порог, и ухудшали интерпретируемость факторов. В результате этой процедуры итоговая версия методики была сокращена до 35 утверждений. Факторный анализ с 35 пунктами выделил 6 факторов, объясняющих 61,66% общей дисперсии:
- Клиентоцентрированные ценности и профессионализм (10 пунктов, 17,51%).
- Коммуникативные и аналитические навыки (7 пунктов, 13,07%).
- Навыки взаимодействия с клиентами (7 пунктов, 11,37%).
- Качества устной речи (4 пункта, 7,095%).
- Психологическая устойчивость (4 пункта, 6,33%).
- Профессиональная добросовестность (3 пункта, 6,18%).
Структура, состоящая из 6 факторов, показала наиболее ясную, логичную и теоретически обоснованную модель. Каждый фактор четко соответствовал конструктам, лежащим в основе нашей методики. Выбор именно 6 факторов был обусловлен совместным учетом статистических критериев и содержательной составляющей, что является стандартной и рекомендуемой практикой в психометрических исследованиях.
Результаты конфирматорного факторного анализа показали хорошее соответствие данных предполагаемой структуре (CFI = 0,926; TLI = 0,919; RMSEA = 0,0514 [0,0498; 0,0531]; SRMR = 0,0412), поэтому шестифакторная структура ПВК подтвердилась.
О внутренней валидности свидетельствуют полученные положительные корреляции между субшкалами, что говорит о принадлежности их к единому конструкту. Коэффициенты корреляции варьируют в диапазоне от r = 0,473 до r = 0,708. Наиболее сильные связи обнаружены между субшкалой «Профессиональная добросовестность» и «Клиентоцентрированные ценности и профессионализм» (r = 0,708), а также между субшкалами «Коммуникативные и аналитические навыки» и «Навыки взаимодействия с клиентами» (r = 0,706), что отражает их концептуальную близость. Отсутствие чрезмерно высоких корреляций (r > 0,80) указывает на то, что субшкалы не дублируют друг друга.
Все субшкалы продемонстрировали хорошую и отличную внутреннюю согласованность: «Клиентоцентрированные ценности и профессионализм» (α = 0,917); «Коммуникативные и аналитические навыки» (α = 0,891); «Навыки взаимодействия с клиентами» (α = 0,849); «Речевые навыки» (α = 0,769); «Психологическая устойчивость» (α = 0,802); «Профессиональная добросовестность» (α = 0,804).
Проверка 6-факторной структуры ПВК на внешнюю валидность показала слабые и умеренные положительные связи всех субшкал ПВК с внутренней, интегрированной и идентифицированной мотивацией (от r = 0,151 до r = 0,309), слабые отрицательные связи с экстернальной мотивацией, амотивацией (от r = –0,145 до r = –0,258). Обнаружены умеренные положительные связи субшкал ПВК с субъективным благополучием (от r = 0,326 до r = 0,483), слабые и умеренные положительные связи со всеми показателями самоэффективности (от r = 0,274 до r = 0,417), слабые – с когнитивными реакциями на неопределенность (от r = 0,141 до r = 0,277), слабые и умеренные – с готовностью к переменам (от r = 0,190 до r = 0,323), слабые и умеренные отрицательные связи с эмоциональными реакциями на неопределенность (от r = –0,186 до r = –0,334). Множество положительных умеренных связей обнаружено между компонентами ПВК и всеми субшкалами ЭИ (от r = 0,274 до r = 0,478). Как видим, ПВК специалиста напрямую связаны с его способностью к совладанию с неопределенностью, профессиональной мотивацией, субъективным благополучием и эмоциональным интеллектом.
Подтверждение психометрических характеристик структуры ПВК специалистов ООиП дает основания для выявления различий между специалистами и руководителями, так как первые по большей части выполняют функции помогающих специалистов, а вторые – служащих.
Между специалистами и руководителями обнаружены значимые различия по всем ПВК. Так, руководители продемонстрировали более высокие показатели по клиентоцентрированным ценностям и профессионализму в отличие от специалистов (4,53+0,40/4,47+0,46): t(2034) = –2,56, р = 0,01, d = –0,129. Они также выше оценили свои коммуникативные и аналитические навыки (4,24+0,45/4,04+0,53): t(2034) = –8,19, р = 0,000, d = –0,38; навыки взаимодействия с клиентами (4,27+0,43/4,17+0,51): t(2034) = –4,36, р = 0,000, d = –0,20; качества устной речи (4,20+0,54/4,14+0,61): t(2034) = –2,41, р = 0,016, d = –0,11; психологическую устойчивость (4,31+0,50/4,17+0,57): t(2034) = –4,78, р = 0,000, d = –0,23; профессиональную добросовестность (4,62+0,42/4,53+0,53): t(2034) = –3,613, р = 0,000, d = –0,18.
Статистически значимые различия между группами, сопровождающиеся небольшими размерами эффекта, указывают на их ограниченное практическое применение.
Полученный результат показал, что профессиональный статус является слабым критерием для уровня развитости ПВК специалистов ООиП. Возможно, индивидуальные вариации в ПВК в большей степени определяются стажем, возрастом, профессиональной мотивацией, способами реагирования на неопределенность, эмоциональным интеллектом и субъективным благополучием.
Для выявления ключевых предикторов ПВК специалистов ООиП был проведен линейный регрессионный анализ. Использовался прямой пошаговый метод (с включением), который позволяет отобрать только те предикторы, которые существенно влияют на зависимые переменные. При построении регрессионных моделей все теоретически значимые предикторы ПВК (эмоциональный интеллект, мотивация, субъективное благополучие, самоэффективность, реакции на неопределенность, возраст и стаж работы) были включены в анализ (см. табл.). Показано, что наиболее значимыми для такого ПВК, как клиентоцентрированные ценности и профессионализм, являются: общий уровень ЭИ, процедурная самоэффективность, когнитивные реакции на неопределенность, внутренняя мотивация и субъективное благополучие. Самый существенный вклад вносит общий уровень ЭИ, наименьший – субъективное благополучие. Наиболее значимыми для аналитических навыков специалистов стали: общий уровень ЭИ, субъективное благополучие и процедурная самоэффективность. В качестве предикторов навыков взаимодействия с клиентами выступили: межличностный ЭИ, субъективное благополучие, процедурная самоэффективность и готовность к переменам. При этом наиболее существенный вклад вносит межличностный ЭИ, наименьший – готовность к переменам. Наиболее значимыми для речевых навыков являются: общий уровень ЭИ, субъективное благополучие, процедурная самоэффективность. Общий уровень ЭИ вносит самый существенный вклад в оценку качеств речи.
Предикторами психологической устойчивости являются: субъективное благополучие, общий уровень ЭИ, готовность к переменам, запрос на поддержку, идентифицированная мотивация. Эмоциональные реакции на неопределенность вносят отрицательный вклад в психологическую устойчивость. Наиболее существенный вклад в психологическую устойчивость вносит субъективное благополучие, наименьший – идентифицированная мотивация.
Предикторами профессиональной добросовестности стали: процедурная самоэффективность, общий уровень ЭИ, когнитивные реакции на неопределенность, субъективное благополучие. Процедурная самоэффективность вносит самый значительный вклад в профессиональную добросовестность.
Таблица / Table
Результаты регрессионного анализа для прогнозирования ПВК (N = 2036)
Results of the regression analysis for predicting professionally important qualities (N = 2036)
|
Показатель / Indicator |
Стандартизированный регрессионный коэффициент β / Standardized regression coefficient β |
Регрессионный коэффициент b / Regression coefficient b |
Уровень статистической значимости p / Level of statistical significance p |
|
Клиентоцентрированные ценности и профессионализм / Client-oriented mindset and professional ethics |
|||
|
Свободный член (константа) / Intercept (constant) |
|
2,620 |
<0,001 |
|
Общий уровень ЭИ / Overall level of EI |
0,223 |
0,007 |
<0,001 |
|
Процедурная самоэффективность / Procedural self-efficacy |
0,172 |
0,034 |
<0,001 |
|
Когнитивные реакции на неопределенность / Cognitive responses to uncertainty |
0,146 |
0,016 |
<0,001 |
|
Внутренняя мотивация / Intrinsic motivation |
0,105 |
0,017 |
<0,001 |
|
Субъективное благополучие / Subjective well-being |
0,108 |
0,006 |
<0,001 |
|
Скорректированный r2 / Adjusted R-squared = 0,281; d Дарбина-Ватсона / Durbin-Watson = 1,977 |
|||
|
Коммуникативные и аналитические способности / Communicative and analytical aptitude |
|||
|
Свободный член (константа) / Intercept (constant) |
|
2,065 |
<0,001 |
|
Общий уровень ЭИ / Overall level of EI |
0,286 |
0,011 |
<0,001 |
|
Субъективное благополучие / Subjective well-being |
0,199 |
0,013 |
<0,001 |
|
Процедурная самоэффективность / Procedural self-efficacy |
0,170 |
0,041 |
<0,001 |
|
Скорректированный r2 / Adjusted R-squared = 0,294; d Дарбина-Ватсона / Durbin-Watson = 1,966 |
|||
|
Навыки взаимодействия с клиентами / Client interaction competence |
|||
|
Свободный член (константа) / Intercept (constant) |
|
2,162 |
<0,001 |
|
Межличностный ЭИ / Interpersonal EI |
0,303 |
0,022 |
<0,001 |
|
Субъективное благополучие / Subjective well-being |
0,170 |
0,011 |
<0,001 |
|
Процедурная самоэффективность / Procedural self-efficacy |
0,113 |
0,025 |
<0,001 |
|
Готовность к переменам / Readiness for change |
0,101 |
0,009 |
<0,001 |
|
Скорректированный r2 / Adjusted R-squared = 0,283; d Дарбина-Ватсона / Durbin-Watson = 1,988 |
|||
|
Качества речи / Verbal communication proficiency |
|||
|
Свободный член (константа) / Intercept (constant) |
|
2,460 |
<0,001 |
|
Общий уровень ЭИ / Overall level of EI |
0,233 |
0,010 |
<0,001 |
|
Субъективное благополучие / Subjective well-being |
0,126 |
0,010 |
<0,001 |
|
Процедурная самоэффективность / Procedural self-efficacy |
0,116 |
0,031 |
<0,001 |
|
Скорректированный r2 / Adjusted R-squared = 0,179; d Дарбина-Ватсона / Durbin-Watson = 1,930 |
|||
|
Психологическая устойчивость / Psychological hardiness |
|||
|
Свободный член (константа) / Intercept (constant) |
|
2,384 |
<0,001 |
|
Субъективное благополучие / Subjective well-being |
0,209 |
0,015 |
<0,001 |
|
Общий уровень ЭИ / Overall level of EI |
0,173 |
0,007 |
<0,001 |
|
Эмоциональные реакции на неопределенность / Emotional responses to uncertainty |
-0,140 |
-0,009 |
<0,001 |
|
Готовность к переменам / Readiness for change |
0,113 |
0,012 |
<0,001 |
|
Запрос на поддержку / Support-seeking behavior |
0,103 |
0,015 |
<0,001 |
|
Идентифицированная мотивация / Identified motivation |
0,075 |
0,014 |
<0,001 |
|
Скорректированный r2 / Adjusted R-squared = 0,319; d Дарбина-Ватсона / Durbin-Watson = 1,911 |
|||
|
Профессиональная добросовестность и ответственность / Professional integrity and accountability |
|||
|
Свободный член (константа) / Intercept (constant) |
|
2,715 |
<0,001 |
|
Процедурная самоэффективность / Procedural self-efficacy |
0,200 |
0,045 |
<0,001 |
|
Общий уровень ЭИ / Overall level of EI |
0,143 |
0,005 |
<0,001 |
|
Когнитивные реакции на неопределенность / Cognitive responses to uncertainty |
0,152 |
0,019 |
<0,001 |
|
Субъективное благополучие / Subjective well-being |
0,137 |
0,009 |
<0,001 |
|
Скорректированный r2 / Adjusted R-squared = 0,214; d Дарбина-Ватсона / Durbin-Watson = 2,015 |
|||
Таким образом, общий уровень ЭИ, субъективное благополучие и процедурная самоэффективность являются наиболее значимыми предикторами выделенных нами ПВК специалистов ООиП. Несмотря на включение стажа работы и возраста в исходные модели, они не продемонстрировали статистически значимого вклада (p > 0,05) ни в одну из зависимых переменных при контроле других факторов. Это указывает на то, что их связь с ПВК опосредована включенными в модель другими более значимыми переменными.
Обсуждение результатов
На основании факторного анализа построена 6-факторная структура ПВК специалистов ООиП, которая подтвердила хорошее соответствие полученным в исследовании данным, внутреннюю и внешнюю валидность и отличную внутреннюю согласованность всех ее компонентов. Минимальные различия между руководителями и специалистами свидетельствуют о том, что они обладают единым психологическим ядром ПВК, что указывает на общую профессиональную среду, несмотря на внешние различия в должностных обязанностях.
Наиболее значимыми предикторами ПВК специалистов ООиП являются общий уровень эмоционального интеллекта, субъективное благополучие и процедурная самоэффективность. Этот факт подкрепляет вывод о необходимости интеграции личностных характеристик в процесс профессионального развития кадров (Карягина и др., 2017).
Роль эмоционального интеллекта в деятельности госслужащих и помогающих специалистов подтверждается в многочисленных исследованиях (Сабына, 2023; Демирель, Садыкова, 2021; Hökkä, Vähäsantanen, Paloniemi, 2020).
Процедурная самоэффективность, т.е. способность выполнять обязательства перед клиентами, оставаясь объективными и избегая личных суждений, а также умение пересматривать цели при неудачах, выделяется исследователями как важный предиктор ПВК помогающих специалистов (Pedrazza et al., 2013; Jawahar, Mohammed, 2022; Колесников, 2021).
То, что субъективное благополучие является предиктором ПВК госслужащих, подтверждается в исследовании Д.М. Зиновьевой (Зиновьева, Юнда, Долгополова, 2010).
В нашем исследовании внутренняя мотивация выступает предиктором для формирования клиентоцентрированных ценностей, что соответствует концепции внутренне мотивированной личности (Бояркин, 2008), а также подтверждается выводами в ряде исследований (Аринушкина, 2016; Афонин, Афонин, Солодилов, 2020; Панарин, 2002; Петоян, Великодная, 2023; Пузанова, Семенова, 2017; Рябова, 2019; Сорокоумова, Исаев, 2013; Хаидов, 2013).
В психологической устойчивости специалистов ООиП значительную роль играет идентифицированная мотивация, что корреспондирует с выводами исследования о мотивации госслужащих (Донников, Дурновцева, 2024).
В целом, полученные результаты подчеркивают необходимость разработки индивидуализированного подхода к отбору и подготовке специалистов ООиП, что может включать в себя внедрение разработанного психодиагностического инструмента для оценки ПВК. Это позволит повысить общую эффективность работы ООиП, что в полной мере согласуется с вызовами современного общества по защите прав детей и поддержке семей в кризисных ситуациях.
Заключение и выводы
Современное общество поставило перед специалистами ООиП ряд серьезных вызовов, связанных с защитой прав детей и поддержкой семей. Их работа является одновременно государственной и социальной, что порождает противоречия между необходимостью следовать строгим правовым нормам и потребностью в эмпатичном и гибком подходе к каждому случаю. Поэтому при разработке структуры ПВК важен не синтез ролей, а формирование интегральной профессиональной идентичности специалистов ООиП, объединенных единым профессиональным полем, а также психометрическая проверка составляющих данной структуры. Наше исследование подтвердило следующие предположения:
- Разработанная структура ПВК, отражающая специфику деятельности специалистов ООиП и сочетающая управленческие и «помогающие» функции, является валидной, надежной, представляет собой не теоретический конструкт, а готовый инструмент для работы с кадрами.
- Структура ПВК показывает значительную прогностическую силу общего уровня ЭИ, субъективного благополучия и процедурной самоэффективности и позволяет разработать более эффективные методы подготовки и поддержки специалистов ООиП, учитывая ключевые психологические и эмоциональные аспекты их работы. Дальнейшие исследования будут направлены на изучение долгосрочных последствий влияния ЭИ и других предикторов ПВК на карьерное продвижение и профессиональное выгорание специалистов.
Ограничения. Отсутствие сравнения с другими профессиональными группами не позволяет утверждать абсолютную уникальность данной структуры, хотя и подтверждает ее валидность и внутреннюю согласованность для данной группы. Рассмотрены не все возможные предикторы ПВК и их влияние на профессиональную успешность специалистов ООиП.
Limitations. The absence of comparisons with other professional groups does not allow us to claim the absolute uniqueness of this structure, although it does support its validity and internal consistency for this particular group. Not all possible predictors of professionally important qualities (PIQ) and their impact on the professional success of child protection specialists have been examined.
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.05.2025 г. № 1217-р Концепция совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. URL: http://government.ru/docs/all/158995/ (дата обращения: 08.08.2025).