Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1776Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Культурно-историческая парадигма: контекст развития 1281

Ермакова И.В.
кандидат психологических наук, начальник лаборатории «Социально-психологические проблемы образования», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: ermak@uetranet.ru

Кондаков И.М.
кандидат психологических наук, заведующий лабораторией математических моделей Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия
e-mail: ikondakow@mtu-net.ru

Аннотация

В статье рассмотрены основные методологические положения культурно-исторической парадигмы. Введение Л.С. Выготским понятия знакового опросредствования позволяет проводить анализ развития психических функций по двум линиям. В одном случае знак выступает как средство познания предметов и явлений окружающего мира. Эта линия нашла свое выражение и развитие в теории учебной деятельности В.В. Давыдова, в которой основной акцент делается на понятии меры как средства анализа сущностных свойств окружающего мира. В другом случае знак выступает как средство организации самой познавательной деятельности (как элемент метапознания). Эта линия нашла свое выражение и развитие в социально-генетической теории В.В. Рубцова, где в качестве ключевого понятия вводится понятие «рефлексия», выражающее форму присвоения коллективно распределенной деятельности.

Рубрика: Дискуссии и дискурсы

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Многие из тех методологических положений, на которых с 20-х гг. XX в. строилась отечественная психология, доказали свою эффективность в планировании и объяснении вновь получаемых эмпирических данных. Это справедливо прежде всего в отношении положений об активности личности, о роли деятельности, о целостности психики и др. Вместе с тем возникает вопрос о роли этих методологических положений при интеграции в современную психологию тех данных, которые получены к настоящему времени в рамках когнитивных и биологических наук. Будет ли происходить обогащение исходных положений или на их место должны прийти новые парадигмы и методологии? Попробуем рассмотреть этот вопрос применительно к такому ключевому для отечественной психологии понятию, как понятие коллективной деятельности, лежащее в основе культурно-исторической парадигмы Л.С.Выготского. Это понятие на протяжении многих лет играло ведущую роль в организации психологических исследований. При рассмотрении данного понятия в центре внимания будут те его аспекты, по которым оно сопоставимо с понятиями современной психологии, в частности, разрабатываемыми в рамках когнитивной психологии.

Литература
  1. Бандура А. Теория социального научения. М., 2001.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.; Л., 1934.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1—6. М., 1982—1984.
  4. Выготский Л.С. Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования // История советской психологии труда: Тексты (20—30-е гг. XX века) / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М., 1983.
  5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных курсов. М., 1972.
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  8. Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. 1980. № 4.
  9. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных учебных действий у учащихся в процессе обучения. М., 1987.
  10. Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. 1989. № 3.
  11. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М., 1996.
  12. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии. 1998. № 5.
  13. Стеценко А.П. К вопросу о психологической классификации значений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. № 1.
  14. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб., 2002.
  15. Flavell J. Developmental studies of mediated memory // H.W. Reese and L.P. Lipsitt (eds). Advances in Child Development and Behavior, vol. 5. NY., 1970.
  16. Osgood Ch.E. Behavior theory and the social sciences // Readings in the Psychology of Language. Englewood Cliffs, 1967.
  17. Sternberg R. Sketch of a componential theory of human intelligence // Behavioral and Brain Sciences. 1980. № 3.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика