Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1776Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Социально-гуманистический анализ психологической травмы 928

Красило А.И.
кандидат психологических наук, доцент, руководитель структурного подразделения ГБОУ ЦДиК «Участие», Москва, Россия
e-mail: aikrasilo@list.ru

Аннотация

Настоящая статья ставит целью дополнить систему основных аспектов психологической травмы, а также уточнить содержание основных принципов социально-гуманистической реабилитации потерпевших. По мнению автора, травма как предмет заботы психолога должна быть развернута в единстве всех ее сторон. Изменение какой-либо одной позиции неизбежно меняет все представление о травме и отношение к ней в целом. Именно поэтому в работе уточняется содержание следующих основных принципов социально-гуманистической реабилитации потерпевших: неисчерпаемости травмы; социально-созидательного; целостности представления и понятийного освоения травматической ситуации; интеграции процесса консультирования и процесса развития личности потерпевшего; развивающей утилизации травмы; деятельного переструктурирования травматической ситуации. В статье представлены наиболее значимые аспекты психологической травмы, с которыми неизбежно сталкивается консультант в своей профессиональной деятельности: моральный (ценностно-ориентационный) аспект, социальный, межличностный, личностный, развивающий, возрастной.

Ключевые слова: травматический опыт, флегант

Рубрика: Психотерапия и психокоррекция

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Анализ психологической травмы с позиций социально-гуманистической психологии был ранее предпринят в двух работах [11; 12]. В них были выделены основные аспекты психологической травмы и особенности работы с ней психолога-консультанта. Настоящая статья ставит целью уточнить содержание основных принципов социально-гуманистической реабилитации потерпевших, а также дополнить систему основных аспектов психологической травмы.

Под социально-гуманистическим направлением в психологическом консультировании мы понимаем практическую деятельность консультанта, основанную на теоретическом анализе психологической травмы с позиций отечественной психологии [7; 13; 18; 29; и др.].

Психологическую травму как предмет заботы психолога мы отличаем от психической травмы как предмета деятельности психотерапевта [11, 12]. Психолог — вместе с врачом-психотерапевтом — принимает активное участие в процессе помощи пострадавшему на самом первом — кризисном — этапе реабилитации. Но наиболее затребованной и незаменимой его профессиональная деятельность оказывается на втором и третьем этапах восстановления личного и социального статуса пострадавшего [8].

В психотерапии не ставилась — и не могла ставиться — задача выявления сущности психологической травмы. Задолго до рождения психоанализа существовали нормы и правила построения взаимоотношений с психически больными клиентами и сформировались вполне конкретные представления о задачах их медицинской реабилитации.

Вырастая из психотерапевтической практики, психологическое консультирование стало активно заявлять о своей потребности в научной самостоятельности и идентичности только в конце прошлого века. Как и всякое новое направление в науке — на стадии своего становления — психологическое консультирование в течение многих лет оставалось внушаемой отраслью психологии и удовлетворялось лишь сложившимися ранее недифференцированными представлениями о сущности психологической травмы, не рефлекcируя наличие давно назревшей задачи ее понятийного освоения.

Длительное время казалось, что автором психоанализа уже дан скрупулезный и исчерпывающий анализ травмы [24]. Но, как это ни парадоксально, во всей «глубинной психологии» вы не найдете ответа на самые глубинные теоретические вопросы: Что такое психологическая травма вообще и в чем ее психологическая сущность? Что, собственно, мучает пострадавшего, не дает ему возможности продолжать свободно жить и строить дерзкие планы на будущее? Почему он все время возвращается в прошлое, как будто пытается решить очень важную, но пока не поддающуюся его неимоверным усилиям задачу?

Литература
  1. Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. Феноменология не адаптивной активности в культурноисторической парадигме // Культурноисторическая психология. 2008. № 1.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., 1988.
  3. Бернс Р. Развитие Яконцепции и воспитание. М.,1986.
  4. Василюк Ф. Е. Культурноантропологические условия возможности психотерапевтического опыта // Культурно-историческая психология. 2007. № 1.
  5. Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков / Под ред. Г. В. Бурменской и др. М., 2002.
  6. Воробьева Л. И. Психотерапия как новая антропологическая практика // Культурноисторическая психология. 2008. № 2.
  7. Выготский Л. С. Детская психология // Выготский Л. С.Собр. соч.: В 6 т. Т. 4 / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984.
  8. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных как социальная и клиническая проблема // Клинические и организационные основы реабилитации психически больных / Под ред. М. М. Кабанова, К. Вайзе. М., 1980.
  9. Копьев А. Ф. О диалогической природе психотерапевтического опыта // Культурноисторическая психология. 2007. № 1.
  10. Красило А. И. Объективированные идеалы // Столичное образование. 1998. № 1.
  11. Красило А. И. Психологическое консультирование посттравматических состояний. М., 2004.
  12. Красило А. И. Психологическое консультирование:проблемы, технологии. М., 2007.
  13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.М., 1975.
  14. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.,2001.
  15. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология зрелости и старения. М., 1998.
  16. Мещеряков Б. Г. Взгляды Л. С. Выготского на науку о детском развитии // Культурноисторическая психология. 2008. № 3.
  17. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 2002.
  18. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  19. Подольский А. И., Идобаева О. А. Внимание: подростковая депрессивность. М., 2004.
  20. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. М., 1999.
  21. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
  22. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
  23. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. М., 1995.
  24. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.
  25. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
  26. Черепанова Е. Психологический стресс. М., 1997.
  27. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., 2000.
  28. Эллис А. Гуманистическая психотерапия. М., 2002.
  29. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избр. психол. труды /Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М., 1989.
  30. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии.1971. № 4.
  31. Юнг К. Аналитическая психология. СПб., 1994.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика