Культурно-историческая психология
2010. Том 6. № 4. С. 30–38
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Digital technology and Mediation — a Callenge to Activity Theory
Аннотация
Несмотря на различия между взглядами Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, они одинаково описывают орудия опосредования и в равной степени игнорируют вопрос о его носителе. Л. С. Выготский жил в конце «эры Гутенберга». Он не застал даже первых ростков цифровых технологий. Леонтьев жил в период, когда развитие цифровых технологий уже началось, но эта стадия развития была далека от всепроникающего влияния компьютеров на повседневную жизнь человека. Таким образом, мы не можем назвать личным упущением Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева тот факт, что они ничего не сказали о цифровых технологиях и об их исключительной значимости как нового ведущего орудия опосредования новой эры. По своей базовой структуре теория деятельности принадлежит до-цифровой, «книжной» культуре. В течение длительного переходного периода мы вынуждены иметь дело с эпистемологическими и коммуникационными аспектами теории деятельности, возникшей в «книжной» культуре, потому что данный анахронизм практически неизбежен в текущем переходном периоде. Требуется серьезный пересмотр основных положений теории деятельности в свете новых областей знания, таких как история и теория мультимедиа, а также проверка ее потенциала в моделировании новых форм обработки информации и коммуникационных систем в случае, если эта теория претендует на то, чтобы продолжать развиваться в Цифровую Эру.
Общая информация
Ключевые слова: теория деятельности, культурно-историческая психология, культурология, теория мультимедиа, история мультимедиа, культура, цифровые технологии, артефакты, инструменты, средства, объекты, орудия, опосредование, коммуникации, мифы «книжной» культуры, формирование медиасферы
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Рюкрим Г. Digital technology and Mediation — a Callenge to Activity Theory // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 4. С. 30–38.
Литература
- Bateson G. Ökologie des Geistes. Frankfurt a. M., 1981.
- Engeström Y. Lernen durch Expansion. Marburg/Lahn, 1999.
- Engeström Y. Developmental Work Research. Expanding Activity Theory in Practice. Berlin, 2005.
- Giesecke M. Der Buchdruck in der frühen Neuzeit. Eine historische Fallstudie über die Durchsetzung neuer Informations – und Kommunikationstechnologien. Frankfurt/Main, 1991.
- Giesecke M. Sinnenwandel, Sprachwandel, Kulturwandel. Studien zur Vorgeschichte der Informationsgesellschaft. Frankfurt/Main, 1998.
- Giesecke M. Von den Mythen der Buchkultur zu den Visionen der Informationsgesellschaft. Frankfurt/Main, 2002.
- Giesecke M. Die Entdeckung der kommunikativen Welt. Frankfurt/Main, 2006.
- Leontiev A. A. The life and creative path of A. N. Leontiev // Journal of Russian and East European Psychology, Vol. 43, 3, 2005.
- Leontiev A. N. Lekcii po obščej Psichologii. Hrsg. von A. A. Leont’ev und E. E. Sokolova. Moskva, 2001.
- Leontiev A. N. Tätigkeit, Bewusstsein, Persönlichkeit. Köln, 1982.
- Leontiev A. N., Panov D. Ju. Psichologija čeloveka i techničeskij process. Moskva, 1963.
- Leont’ev A. N., Panov D. Ju. Psichologija čeloveka i techničeskij process // Voprosy filosofii, № 8, 1962.
- Leontiev A. N. Probleme der Entwicklung des Psychischen. Berlin/DDR, 1971.
- Leontiev A. N. Frühe Schriften, Band II. Hrsg. von G. Rückriem. Berlin, 2006.
- Postman N. Wir amüsieren uns zu Tode. Frankfurt/Main, 1988.
- Rückriem G. Digital Technology and Mediation: A Challenge to Activity Theory // Learning and Expanding with Activity Theory. Eds. A. Sannino, H. Daniels and K.Gutierrez. Cambridge UP, 2009.
- Rückriem G. La technología digital y la mediación: un desafío a la teoría de la actividad. Conferencia invitada de la Facultad de Psicología de la Universidad Autónoma de Mejico (UNAM) y de la Universidad Abierto y Educación a Distancia (CUAED). 28 de septiembre del 2009. In: Sinéctica 34. Revista electronica de Educación. Enero-junio de 2010. http://www.sinectica.iteso.mx/index.php?cur=34&art=34_00
- Rückriem G., Ang-Stein C., Erdmann J. W. Understanding media revolution – how digitalisation is to be considered. Lecture given at the Summer School of MGPPU, August 2010, Moscow, Russia. Revised version of the Lecture on FISCAR. Nordic Conference on Activity Theory, May 23-25, 2010, Aalto University, Helsinki, Finnland, 2010.
- Surowiecki J. The Wisdom of Crowds. Why the Many are Smarter than the Few and How Collective Wisdom Shapes. New York, 2004.
- Van der Veer R., Valsiner J. Understanding Vygotsky: A Quest for Synthesis. Cambridge Mass., 1991.
- Van der Veer R. The Concept of Culture in Vygotsky’s Thinking // Culture and Psychology, № 2, 1996.
- Vygotsky L. S. Socialističeskaja peredelka čeloveka // VARNITSO. Vol. 9-10, 1930.
- Vygotsky L. S. Denken und Sprechen. Hrsg. von J. Lompscher und G. Rückriem. Weinheim und Basel, 2002.
- Vygotsky L. S. Mind in Society. The development of higher psychological processes. Cambridge, MA, 1978.
- Vygotsky L. S. Geschichte der höheren psychischen Funktionen. Münster/Hamburg, 1992.
- Vygotsky L. S. Briefe/Letters 1924-1934. Hrsg. von G. Rückriem. Berlin? 2009.
- Vygotsky L. S. Ausgewählte Schriften. Bd. I. Hrsg. von J. Lompscher. Berlin, 2003.
- Yudin E. G., Judin E. G. Sistemnyj podchod i princip dejatel’nosti. Moskva 1978. In German: Systemansatz und Tätigkeitsprinzip. Methodologische Probleme der modernen Wissenschaft. Hrsg. von G. Rückriem. Berlin, 1978.
- Judin E. G. Das Problem der Tätigkeit in Philosophie und Wissenschaft. In: D. Viehweger (Hrsg.), Grundfragen einer Theorie der sprachlichen Tätigkeit. Berlin, 1984.
- Willke H. Systemisches Wissensmanagement. Stuttgart, 1998.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2030
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 2579
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1