Towards understanding conceptual formation in science education

770

Аннотация

В работе обсуждается формирование понятий в процессе обучения естественным наукам. Хорошо известно, что с 80-х годов большая часть исследований в области обучения естественным наукам, посвященным формированию понятий, связана — прямо или косвенно — с моделью понятийных изменений. Однако в исследованиях в области обучения естественным наукам до сих пор нет согласованной модели, которая бы объясняла формирование понятий учитывая сложный диалог о значении в рамках социальных взаимодействий как в контексте школы, так и в повседневной жизни. Данное теоретическое обсуждение важно для проектирования новых направлений в исследованиях модели понятийного профиля. Процесс преподавание-обучение в области обучения естественным наукам не должен быть ограничен разъяснением содержания. Учитель для обеспечения эффективного и осмысленного обучения должен также принимать во внимание осознанную осведомленность в качестве цели при создании смыслов. В данном контексте теория деятельности является подходящей теоретической основой для понимания процесса преподавание-обучение научных понятий и для интерпретации качественных изменений в этом процессе. Данный подход позволяет развиваться в двух направлениях: включить праксис (действия) в когнитивные модели, с одной стороны, и добавить коммуникативные и семиотические процессы в теорию деятельности с другой. Предложены три категории, способствующие пониманию сложной динамики процесса преподавание-обучение, основанные на диалектическом взаимодействии интернализации и экстернализации.

Общая информация

Ключевые слова: концептуальный профиль, теория деятельности, порядок обучения, обучения естественным наукам, комплексность

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Родригес А., Маттос К.Р. Towards understanding conceptual formation in science education // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 4. С. 47–53.

Литература

  1. Amaral E. M. R., Mortimer E. F. Uma metodologia para estudar a dinâmica entre as zonas do perfil conceitual no discurso da sala de aula. In: Santos, F., Greca, I (org.). A pesquisa em Ensino de Ciências no Brasil. Ijuí. 2006.
  2. Bachelard G. The Philosophy of  No. A philosophy of the new scientific mind. New York, 1968.
  3. Bakhtin M. Marxismo e filosofia da linguagem: problemas fundamentais do método sociológico da linguagem. São Paulo, 2006.
  4. Bateson G. Steps to an ecology of mind. Chicago, 2000.
  5. Bernstein B. A estrutura do discurso pedagógico: Classe, código e controle. Petrópolis, 1996.
  6. Carey S. Sources of conceptual change. In E. K. Scholnick, K. Nelson, & P. Miller (Eds.), Conceptual development: Piaget’s legacy. Mahwah, NJ, 1999.
  7. Cole M. Cultural psychology. A once and future discipline. Cambridge, 1996.
  8. Coutinho F. A.,  Mortimer E. F.,  El-Hani C. N. Construção de um perfil para o conceito biológico de vida // Investigações em Ensino de Ciências. vol. 12, nº 1, 2007.
  9. diSessa A. A. A history of conceptual change research: Threads and fault lines. In K. Sawyer (Ed.), Cambridge handbook of the learning sciences. Cambridge, 2006.
  10. Duit R., Treagust D. F. Conceptual change: a powerful framework for improving science teaching and learning // International Journal of Science Education. vol. 25, nº 6, 2003.
  11. Duit R., Treagust D. Learning in science – From behaviourism towards social constructivism and beyond. In B. Fraser & K. Tobin (Eds.), International handbook of science education. Dordrecht, The Netherlands, 1998.
  12. El-Hani C. N., Mortimer E. F. Multicultural education, pragmatism, and the goals of science teaching // Cultural Studies of Science Education. vol. 2, 2007.
  13. Engeström Y., Miettinen R., Punamäki R.-L. Perspectives on activity theory. Cambridge, 1999.
  14. Finkelstein N. Learning Physics in Context: A study of student learning about electricity and magnetism // International Journal of Science Education. vol. 27, nº 10, 2005.
  15. Gilbert J. K. On the Nature of «Context» in Chemical Education // International Journal of Science Education. vol. 28, nº 9, 2006.
  16. Gilbert J. K., Watts D. M. Concepts, Misconceptions and Alternative Conceptions: Changing Perspectives in Science Education // Studies in Science Education. vol.10, nº 1, 1983.
  17. Givry D., Tiberghien A. Studying the evolution of student’s ideas in a physics classroom // In V ESERA. Barcelona. vol. 1, 2005.
  18. Leont’ev A. N. Activity, consciousness, and personality. Englewood Cliffs, NJ. 1978.
  19. Leontiev A. N. O Desenvolvimento do Psiquismo. Lisbon, 1978.
  20. Linder C. J. A challenge to conceptual change // Science Education. vol. 77, 1993.
  21. Mattos C. R., Rodrigues A.M. Theoretical Consideration about conceptual profile dynamic // VI ESERA. Malmö. vol.1, 2007.
  22. Maturana H.,  Varela F. A árvore do conhecimento. São Paulo, 2007.
  23. Mayhew S. A dictionary of geography. Oxford, 1997.
  24. Moreira M. A. Aprendizagem significativa. Brasília, 1999.
  25. Morin E. The seven complex lesson in education for the future. Paris, 1999.
  26. Mortimer E. F. Conceptual Change or Conceptual Profile Change? // Science & Education. vol. 4, 1995.
  27. Mortimer E. F. Linguagem e formação de conceitos no ensino de ciências. Belo Horizonte, 2000.
  28. Nardi B. A. Studying Context: A Comparison of Activity Theory, Situated Action Models, and Distributed Cognition. In B. A. Nardi (ed.), Context and Consciousness: Activity Theory and Human-Computer Interaction.  Cambridge, 1996.
  29. Özdemir G., Clark B. An Overview of Conceptual Change Theories . Eurasia Journal of Mathematics // Science & Technology Education. vol. 3, nº 4, 2007.
  30. Posner G. J., Strike K. A., Hewson P. W., Gertzog W. A. Accommodation of a scientific conception: Toward a theory of conceptual change // Science Education. vol. 66, nº 2, 1982.
  31. Richards J. C., Platt J., Platt H. Longman Dictionay of language teaching and applied linguistics. Essex, 1992.
  32. Rodrigues A. M., Mattos C. R. The complex dynamic of the learning activity // In: XIV IOSTE. Bled, vol.1, 2010.
  33. Rodrigues A. M. Redimensionando a noção de aprendizagem nas relações entre perfil conceitual e contexto: uma abordagem sócio-cultural-histórica. São Paulo,  2009.
  34. Rommetveit R. On the Architecture of Intersubjectivity. In: Rommetveit, R. and Blakar, R. M. (Eds.) Studies of Language Thought and Verbal Communication. London, 1979.
  35. Silva F. A. R. O perfil conceitual de vida: ampliando as ferramentas metodológicas para sua investigação. Belo Horizonte, 2006.
  36. Strike K. A., Posner G. J. A revisionist theory of conceptual change. In R. A. Duschl & R. J. Hamilton (Eds.). Philosophy of science, cognitive psychology, and educational theory and practice. New York, 1992.
  37. van Dijk T. A. Discourse, context and cognition // Discourse Studies. vol.8, nº 1, 2006.
  38. Vigotski L. S. A Construção do Pensamento e da Linguagem. São Paulo, 2001.
  39. Vygotsky  L. S. The collected works // In: Problems of general psychology Vol. 1. New York, 1987.
  40. Wertsch J. V. Vygotsky and the social formation of mind. Cambridge, 1985.
  41. Zinchenko V. The earliest stages of the cultural development of the child // ISCAR. San Diego. vol.1, 2008.

Информация об авторах

Родригес Андрэ Мачадо, аспирант Университета г. Сан Пауло, Сан-Паулу, Бразилия, e-mail: andremr@if.usp.br

Маттос Кристиано Родригес, кандидат физико-математических наук, профессор Института физики, Университет Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5927-8742, e-mail: mattos@if.usp.br

Метрики

Просмотров

Всего: 1816
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 770
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2