Проблема социально-психологических и возрастных особенностей восприятия подростками и молодежью мультсериалов пародийного содержания

737

Аннотация

Задачей исследования стало сравнительное описание особенностей восприятия мультипликационных сериалов различными аудиториями. С этой целью нами был разработан опросник и проведен опрос 155 респондентов. Участники опроса представляли две возрастные группы: старшие подростки и молодежь. Результаты опроса показали, что мультсериалы являются значимой составляющей повседневной жизни для обеих групп респондентов, а следовательно, знание о них является интерсубъективным. Подростковая аудитория не переосмысливает сюжет мультсериалов, а просто считывает картинку. Мультсериалы для подростков являются скорее маркером принадлежности к группе, а не основанием для осмысления. Молодежная аудитория выделяет в содержании мультсериалов ряд идей, среди которых семья, общество, политика, религия, образование, стереотипы, культура.

Общая информация

Ключевые слова: мультсериалы, социальное познание, ограничения по возрасту, подростки, молодежь

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хусид А.Д. Проблема социально-психологических и возрастных особенностей восприятия подростками и молодежью мультсериалов пародийного содержания // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 2. С. 94–97.

Полный текст

В жизни каждого человека в той или иной степени присутствует или когда-то присутствовала ани­мация. Мультфильмы, традиционно воспринимае­мые как «искусство для детей», на определенных возрастных этапах становятся важным источником информации, воспитания нравственных качеств ре­бенка, присвоения некоторых моделей поведения. Но можно ли с уверенностью говорить, что все мультфильмы «одинаково полезны» для детей?

Несмотря на то что ограничения должны быть обоснованы с позиций возрастной и социальной пси­хологии, масштабных социально-психологических исследований мультсериалов проведено не было.

В 2008 г. в РФ критике со стороны властей, а так­же общественных и религиозных организаций под­верглись в общей сложности 12 мультсериалов, сре­ди которых два наиболее популярных анимацион­ных телешоу «Южный Парк» и «Симпсоны». Кон­фликт повлек за собой волну обсуждений о введении жестких ограничивающих просмотр мер, вплоть до закрытия телеканала 2×2, специализирующегося на трансляции мультсериалов [Мельман, 2008]. И хотя вполне оче­видно, что задаваясь вопросом о правомерности ус­тановления тех или иных ограничений на просмотр мультсериалов, мы оказываемся на пересечении, по крайней мере, двух областей психологического зна­ния — возрастной и социальной психологии, — сколь либо значимых психологических исследований, по­священных этой теме, проведено не было.

Конечно же, в сфере телевидения и мультсериа­лов как частного примера существует государствен­ная политика по установлению возрастных ограни­чений. Так, в США сериалу «Симпсоны» присвоен рейтинг PG (Parental guidance suggested), т. е. при просмотре рекомендуется присутствие родителей, поскольку материал, возможно, не подходит для де­тей (часть серий выходит с более жесткими ограни­чениями). «Южный парк» в США транслируется с еще более жесткими ограничениями: он идет по ка­бельным телеканалам, в позднее время и имеет рей­тинг TV-MA, что означает, что программа предусмо­трена только для взрослой аудитории старше 17 лет [Янгирова, 2007]. На первый взгляд, схожая государственная по­литика принята и в РФ, однако возрастные границы и рекомендации по их соблюдению оказываются ме­нее детальными [Федеральный закон «О], а мультсериалы транслируются по общедоступным каналам.

Таким образом, вполне законными зрителями не­которых мультсериалов становятся уже старшие подростки. При установлении данной границы сис­темы возрастной классификации эксперты наряду с другими предпосылками руководствовались поло­жениями возрастной психологии [там же]. Но также важно отметить, что мультсериалы и телевидение в целом — это область, в которой действуют принципы психологии социального познания. Г. М. Андреева, ссылаясь на выводы С. Фиске и Ш. Тэйлор, описы­вает три наиболее значимые характеристики, опре­деляющие социальное познание. Во-первых, соци­альное познание имеет социальное происхождение, оно возникает и поддерживается социальным взаи­модействием, решающую роль в котором играет ком­муникация. Во-вторых, социальное познание имеет дело с социальными объектами. И, в-третьих, оно со­циально разделяемо, т. е. результаты являются об­щими для членов определенного общества или груп­пы [Андреева, 2000]. Все три характеристики в полной мере при­менимы к теоретическому обоснованию социально­психологических исследований особенностей вос­приятия и понимания сообщений средств массовой коммуникации и мультсериалов как конкретного их выражения.

Экспериментальные исследования в РФ показы­вают, что уже в младшем школьном возрасте наблю­дается высокое влияние образов массовой культуры, воздействующих через телевидение на сознание де­тей [Янгирова, 2007].

Целью нашего исследования стало сравнительное описание особенностей понимания мультипликаци­онных сериалов аудиторией разных возрастов. По­скольку самой младшей законно-обусловленной ау­диторией выступают подростки, и они же, согласно рейтингам телеканалов, являются наиболее актив­ными зрителями, то одна из групп, участвовавших в исследовании, была сформирована из представите­лей старшего подросткового возраста (15—17 лет). Вторая группа была представлена молодежной ауди­торией (18—25 лет). Задачи исследования заключа­лись в том, чтобы описать особенности понимания содержания мультсериалов подростковой и моло­дежной аудиториями, а также сделать выводы отно­сительно применения социально-психологических исследований при формулировании возрастных ог­раничений. Отметим, что данное исследование носит прикладной характер и представляет собой первый этап в более масштабном изучении особенностей восприятия различными аудиториями мультипли­кации как сферы смысловой коммуникации.

Для решения поставленных задач нами был раз­работан опросник, включающий как закрытые, так и открытые вопросы, и проведен опрос с участием 155 респондентов в возрасте от 15 до 25 лет.

Для более четкого обозначения проблемы, а так­же практической значимости исследования коротко охарактеризуем его объект, а именно два упоминав­шихся выше мультсериала «Симпсоны» и «Южный парк».

Первая серия самого длинного мультсериала в истории телевидения — «Симпсоны» — вышла на экраны США в начале 1980-х гг. Главные герои се­риала — члены обычной американской семьи — гла­ва семейства Гомер Симпсон, его жена Мардж и их дети Барт, Лиза и маленькая Мэгги. В целом «Симпсоны» — это насыщенное сатирой (в том чис­ле социальной) шоу, высмеивающее многие клише и стереотипы из жизни «среднестатистического американца». Характерной особенностью сериала стала его актуальность, которая достигается автора­ми при помощи пародийного отображения реаль­ных предметов и явлений американской жизни, а также мировых культурных, политических, этно­графических и религиозных особенностей. Автор сериала, Мэтт Гроунинг, в интервью сказал, что «”Симпсоны” — это шоу, которое вознаграждает зрителя за внимательный просмотр». Одной из многих причин для подобного заявления стало ши­рокое использование в сериале аллюзий: от почтен­ного имени «Гомер» до пародий на произведения элитарной и популярной культуры [William Irwin, Mark, 2001]. Собственно, уже этот факт говорит о том, что шоу рассчитано не просто на взрослого зрителя, но на зрителя с опре­деленным набором знаний. Помимо довольно ин­теллектуальных аллюзий (например, один из эпи­зодов «Симпсонов» создан в стихах и полностью копирует стилистику стихотворения Э. А. По «Во­рон»), авторы мультсериала используют также и пародии на популярную культуру (например, аме­риканских звезд шоу-бизнеса), понятные и доступ­ные большинству зрителей.

Что касается мультсериала «Южный парк», то его трансляция начиналась в 1997 г. на телеканале Comedy Central. За основу сюжета авторы сериала Мэтт Стоун и Трей Паркер взяли приключения че­тырех мальчиков и их друзей, живущих в маленьком городке Саут Парк, штат Колорадо. В целом шоу, как и «Симпсоны», высмеивает недостатки американ­ской культуры и текущие мировые события, а также подвергает критике множество глубоких убеждений и табу посредством пародии и «черного юмора». По мнению американского исследователя современной экранной культуры Р. Арпа, «Южный парк», как и философию, понимают далеко не все. Многие счита­ют, что «Южный парк» — это разрушение ценностей ради разрушения ценностей, так же как и филосо­фия — это размышление о бесполезных идеях ради размышления о бесполезных идеях. «Ничто не мо­жет быть настолько далеко от правды. Верите вы это­му или нет, но цель и “Южного парка”, и философии заключается в поиске истины» [Robert Arp. South, 2007].

Таким образом, и в «Симпсонах», и в «Южном парке» «детское искусство» получает совсем не дет­ское наполнение, но, тем не менее, остается наиболее популярным среди подростков, что подтвердили также и результаты нашего опроса.

Отметим, что в части закрытых вопросов, на­правленных на описание приверженности и тради­ций аудитории в связи с просмотром мультфильмов вообще и мультсериалов в частности, все респон­денты, независимо от возраста, были довольно еди­нодушны.

В целом по выборке абсолютное большинство респондентов, а именно 84 %, отметили, что любят смотреть мультфильмы, при этом 33 % смотрят мультфильмы часто, а 64 — иногда, что означает, что зрителями оказываются также и те, кто нейт­рально либо негативно относятся к данному форма­ту. Также важными представляются нам результа­ты ответов на вопрос, связанный с обсуждением мультфильмов с друзьями. По полученным дан­ным, 78 % респондентов говорят о мультфильмах или ссылаются на них в общении с друзьями. Таким образом, мультипликация выступает для респон­дентов значимой составляющей социальной реаль­ности, частью повседневной жизни. Тогда в ситуа­ции просмотра мультипликационных телешоу мы можем говорить об обыденном познании в том смысле, в котором его описывали П. Бергер и Т. Лукман. Для нас в данном случае крайне важной становится такая характеристика обыденного зна­ния, как его интерсубъективность — такими знани­ями обладает не отдельный субъект, а некоторая группа, это знание разделяемое, а следовательно, и объединяющее, служащее знаком принадлежности к некоторой общности [Бергер, 1995]. В повседневной жизни подтверждением этому становится заимствование аудиторией наиболее часто используемых героями мультсериалов фраз и наполнение их некоторым разделяемым смыслом (короткое и выразительное восклицание Гомера Симпсона — «D'oh!», фраза, присутствующая в большинстве эпизодов «Южно­го парка» — «Они убили Кенни!» и т. д.).

Вопрос о частоте просмотра мультсериалов на­прямую подтверждает их популярность среди опро­шенной возрастной группы. Так, 87 % смотрят сери­алы часто, либо время от времени. При этом, как от­мечалось выше, по популярности у участников опро­са лидируют «Симпсоны» и «Южный парк».

Статистика мест просмотра мультфильмов пока­зала, что две трети опрошенных предпочитают смот­реть мультфильмы дома по телевизору либо через интернет. На наш взгляд, этот показатель является косвенным подтверждением популярности у подро­стков и молодежи мультипликационных сериалов, поскольку они чаще всего транслируются по телеви­дению, а новые серии выкладываются в интернете и совершенно отсутствуют в кинотеатрах.

Весьма значимые различия в ответах подрост­ков и молодежной аудитории выявились лишь в открытых вопросах. И здесь мы вплотную подхо­дим к вопросу, связанному с особенностями пони­мания мультсериалов зрителями разных возраст­ных групп. Так, на вопросы об основных идеях пе­речисленных в анкетах мультсериалов в группе старших подростков в основном встречались вари­анты пересказа сюжета, «тупо поржать», указание на отсутствие идеи либо ее незнание. Подростки практически не переосмысливают сюжет, не срав­нивают его с текущей политической или экономи­ческой ситуацией, не ищут скрытых смыслов, а просто напрямую считывают картинку, а потому и смешными для них оказываются не смыслы, не идеи, а только лишь инструменты выражения этих идей. Такое содержание не может не насторажи­вать, но объяснение ему мы видим в ведущей дея­тельности подросткового возраста, каковой, по мнению большинства исследователей, является общение со сверстниками. Для подростка важны не только контакты со сверстниками, но и их при­знание. Ориентация на нормы группы и стремле­ние им соответствовать повышают конформность, желание приобрести уважение и высокое статус­ное положение в своей группе становится одним из ведущих мотивов деятельности подростка [Марцинковская, 2007].

В свою очередь, мультсериалы, будучи весьма по­пулярными среди тинейджеров, представляются не столько материалом для осмысления, сколько показателем, маркером принадлежности к группе. Таким образом, для подростков просмотр мультсе­риалов — это не вопрос понимания, а вопрос опре­деления своей групповой принадлежности, под­тверждения общности с группой сверстников.

Следует заметить, что молодежная аудитория го­ворит уже о пародии на что-то, и в качестве основ­ных идей выделяет не саму пародию, а то, что за этим стоит. Качественный контент-анализ ответов позво­лил описать ряд основных идей, выделяемых моло­дежной аудиторией в мультсериалах, к ним относят­ся общественные и политические проблемы, темы семьи, образования, религии, культуры, телевиде­ния, стереотипов. Таким образом, в интерпретации молодежной аудитории и «Симпсоны», и «Южный парк» — это юмор, но в их заявлениях это юмор ос­мысленный, остросоциальный и общественно значи­мый. Социальная ситуация развития в молодости определяет для аудитории иные показатели стату­са — образование, семья, положение на работе. Мультсериалы утрачивают значимость группового маркера (если мы не говорим о субкультурах), а ста­новление самостоятельности способствует переос­мыслению социальной информации и критической оценке телевизионных анимационных шоу.

Наше дальнейшее исследование направлено на более детальное описание понимания мультсериа­лов. Возвращаясь же к предпосылкам описанного выше этапа, отметим, что вопросы просмотра теле­программ детской аудиторией, несомненно, не мо­гут не волновать общественных деятелей. Очевид­но также и то, что телевидение в сумме с интерне­том занимают сегодня тотальную позицию в ин­формационном и культурном пространстве детей, подростков и молодежи. При этом прямые и одно­значные запреты на просмотр несоответствующих возрасту мультсериалов, а также простое закрытие телеканалов вряд ли дадут какие-либо значимые результаты, поскольку всегда будут доступны иные информационные каналы. Поэтому в сложившейся ситуации столь же значимой, как и ответственная политика телеканалов, основанная на официаль­ных возрастных ограничениях, будет и воспита­тельная деятельность родителей, учителей, общест­венных организаций и т. д. Основываясь на резуль­татах первого этапа нашего исследования, мы мо­жем говорить о важности учета экспертами, форму­лирующими возрастные ограничения и рекоменда­ции по их исполнению, особенностей понимания мультсериалов различными возрастными аудито­риями. Именно это направление, на наш взгляд, позволит выработать обоснованные воспитатель­ные программы в отношении ответственного про­смотра телевизионных шоу.

Литература

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
  3. Марцинковская Т. Д., Марютина Т. М., Стефанен­ко Т. Г. Психология развития. М., 2007.
  4. Мельман А. Чувство юмора отказало прокуратуре? // Московский комсомолец. 2008.
  5. Федеральный закон «О защите детей от информа­ции, причиняющей вред их здоровью и развитию». www.kremlin.ru/acts/9996.
  6. Янгирова Г. Ф. Влияние образов массовой культуры на формирование у детей 6—7 лет предпочитаемого образа учи­тельницы // Культурно-историческая психология. 2007. № 4.
  7. Television content rating systems. en.wikipedia.org/ wiki/Television_content_rating_systems.
  8. William Irwin, Mark T. Conrad, Aeon J. Skoble. The Simpsons and Philosophy. Peru, 2001.
  9. Robert Arp. South Park and Philosophy. Blackwell Publishing, 2007.

Информация об авторах

Хусид Анастасия Дмитриевна, аспирантка Психологического института Российской академии образования по направлению «социальная психология», Москва, Россия, e-mail: nastyakhusid@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 5252
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 737
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0