Культурно-историческая психология
2011. Том 7. № 2. С. 94–97
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Проблема социально-психологических и возрастных особенностей восприятия подростками и молодежью мультсериалов пародийного содержания
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: мультсериалы, социальное познание, ограничения по возрасту, подростки, молодежь
Рубрика издания: Возрастная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Хусид А.Д. Проблема социально-психологических и возрастных особенностей восприятия подростками и молодежью мультсериалов пародийного содержания // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 2. С. 94–97.
Полный текст
В жизни каждого человека в той или иной степени присутствует или когда-то присутствовала анимация. Мультфильмы, традиционно воспринимаемые как «искусство для детей», на определенных возрастных этапах становятся важным источником информации, воспитания нравственных качеств ребенка, присвоения некоторых моделей поведения. Но можно ли с уверенностью говорить, что все мультфильмы «одинаково полезны» для детей?
Несмотря на то что ограничения должны быть обоснованы с позиций возрастной и социальной психологии, масштабных социально-психологических исследований мультсериалов проведено не было.
В 2008 г. в РФ критике со стороны властей, а также общественных и религиозных организаций подверглись в общей сложности 12 мультсериалов, среди которых два наиболее популярных анимационных телешоу «Южный Парк» и «Симпсоны». Конфликт повлек за собой волну обсуждений о введении жестких ограничивающих просмотр мер, вплоть до закрытия телеканала 2×2, специализирующегося на трансляции мультсериалов [Мельман, 2008]. И хотя вполне очевидно, что задаваясь вопросом о правомерности установления тех или иных ограничений на просмотр мультсериалов, мы оказываемся на пересечении, по крайней мере, двух областей психологического знания — возрастной и социальной психологии, — сколь либо значимых психологических исследований, посвященных этой теме, проведено не было.
Конечно же, в сфере телевидения и мультсериалов как частного примера существует государственная политика по установлению возрастных ограничений. Так, в США сериалу «Симпсоны» присвоен рейтинг PG (Parental guidance suggested), т. е. при просмотре рекомендуется присутствие родителей, поскольку материал, возможно, не подходит для детей (часть серий выходит с более жесткими ограничениями). «Южный парк» в США транслируется с еще более жесткими ограничениями: он идет по кабельным телеканалам, в позднее время и имеет рейтинг TV-MA, что означает, что программа предусмотрена только для взрослой аудитории старше 17 лет [Янгирова, 2007]. На первый взгляд, схожая государственная политика принята и в РФ, однако возрастные границы и рекомендации по их соблюдению оказываются менее детальными [Федеральный закон «О], а мультсериалы транслируются по общедоступным каналам.
Таким образом, вполне законными зрителями некоторых мультсериалов становятся уже старшие подростки. При установлении данной границы системы возрастной классификации эксперты наряду с другими предпосылками руководствовались положениями возрастной психологии [там же]. Но также важно отметить, что мультсериалы и телевидение в целом — это область, в которой действуют принципы психологии социального познания. Г. М. Андреева, ссылаясь на выводы С. Фиске и Ш. Тэйлор, описывает три наиболее значимые характеристики, определяющие социальное познание. Во-первых, социальное познание имеет социальное происхождение, оно возникает и поддерживается социальным взаимодействием, решающую роль в котором играет коммуникация. Во-вторых, социальное познание имеет дело с социальными объектами. И, в-третьих, оно социально разделяемо, т. е. результаты являются общими для членов определенного общества или группы [Андреева, 2000]. Все три характеристики в полной мере применимы к теоретическому обоснованию социальнопсихологических исследований особенностей восприятия и понимания сообщений средств массовой коммуникации и мультсериалов как конкретного их выражения.
Экспериментальные исследования в РФ показывают, что уже в младшем школьном возрасте наблюдается высокое влияние образов массовой культуры, воздействующих через телевидение на сознание детей [Янгирова, 2007].
Целью нашего исследования стало сравнительное описание особенностей понимания мультипликационных сериалов аудиторией разных возрастов. Поскольку самой младшей законно-обусловленной аудиторией выступают подростки, и они же, согласно рейтингам телеканалов, являются наиболее активными зрителями, то одна из групп, участвовавших в исследовании, была сформирована из представителей старшего подросткового возраста (15—17 лет). Вторая группа была представлена молодежной аудиторией (18—25 лет). Задачи исследования заключались в том, чтобы описать особенности понимания содержания мультсериалов подростковой и молодежной аудиториями, а также сделать выводы относительно применения социально-психологических исследований при формулировании возрастных ограничений. Отметим, что данное исследование носит прикладной характер и представляет собой первый этап в более масштабном изучении особенностей восприятия различными аудиториями мультипликации как сферы смысловой коммуникации.
Для решения поставленных задач нами был разработан опросник, включающий как закрытые, так и открытые вопросы, и проведен опрос с участием 155 респондентов в возрасте от 15 до 25 лет.
Для более четкого обозначения проблемы, а также практической значимости исследования коротко охарактеризуем его объект, а именно два упоминавшихся выше мультсериала «Симпсоны» и «Южный парк».
Первая серия самого длинного мультсериала в истории телевидения — «Симпсоны» — вышла на экраны США в начале 1980-х гг. Главные герои сериала — члены обычной американской семьи — глава семейства Гомер Симпсон, его жена Мардж и их дети Барт, Лиза и маленькая Мэгги. В целом «Симпсоны» — это насыщенное сатирой (в том числе социальной) шоу, высмеивающее многие клише и стереотипы из жизни «среднестатистического американца». Характерной особенностью сериала стала его актуальность, которая достигается авторами при помощи пародийного отображения реальных предметов и явлений американской жизни, а также мировых культурных, политических, этнографических и религиозных особенностей. Автор сериала, Мэтт Гроунинг, в интервью сказал, что «”Симпсоны” — это шоу, которое вознаграждает зрителя за внимательный просмотр». Одной из многих причин для подобного заявления стало широкое использование в сериале аллюзий: от почтенного имени «Гомер» до пародий на произведения элитарной и популярной культуры [William Irwin, Mark, 2001]. Собственно, уже этот факт говорит о том, что шоу рассчитано не просто на взрослого зрителя, но на зрителя с определенным набором знаний. Помимо довольно интеллектуальных аллюзий (например, один из эпизодов «Симпсонов» создан в стихах и полностью копирует стилистику стихотворения Э. А. По «Ворон»), авторы мультсериала используют также и пародии на популярную культуру (например, американских звезд шоу-бизнеса), понятные и доступные большинству зрителей.
Что касается мультсериала «Южный парк», то его трансляция начиналась в 1997 г. на телеканале Comedy Central. За основу сюжета авторы сериала Мэтт Стоун и Трей Паркер взяли приключения четырех мальчиков и их друзей, живущих в маленьком городке Саут Парк, штат Колорадо. В целом шоу, как и «Симпсоны», высмеивает недостатки американской культуры и текущие мировые события, а также подвергает критике множество глубоких убеждений и табу посредством пародии и «черного юмора». По мнению американского исследователя современной экранной культуры Р. Арпа, «Южный парк», как и философию, понимают далеко не все. Многие считают, что «Южный парк» — это разрушение ценностей ради разрушения ценностей, так же как и философия — это размышление о бесполезных идеях ради размышления о бесполезных идеях. «Ничто не может быть настолько далеко от правды. Верите вы этому или нет, но цель и “Южного парка”, и философии заключается в поиске истины» [Robert Arp. South, 2007].
Таким образом, и в «Симпсонах», и в «Южном парке» «детское искусство» получает совсем не детское наполнение, но, тем не менее, остается наиболее популярным среди подростков, что подтвердили также и результаты нашего опроса.
Отметим, что в части закрытых вопросов, направленных на описание приверженности и традиций аудитории в связи с просмотром мультфильмов вообще и мультсериалов в частности, все респонденты, независимо от возраста, были довольно единодушны.
В целом по выборке абсолютное большинство респондентов, а именно 84 %, отметили, что любят смотреть мультфильмы, при этом 33 % смотрят мультфильмы часто, а 64 — иногда, что означает, что зрителями оказываются также и те, кто нейтрально либо негативно относятся к данному формату. Также важными представляются нам результаты ответов на вопрос, связанный с обсуждением мультфильмов с друзьями. По полученным данным, 78 % респондентов говорят о мультфильмах или ссылаются на них в общении с друзьями. Таким образом, мультипликация выступает для респондентов значимой составляющей социальной реальности, частью повседневной жизни. Тогда в ситуации просмотра мультипликационных телешоу мы можем говорить об обыденном познании в том смысле, в котором его описывали П. Бергер и Т. Лукман. Для нас в данном случае крайне важной становится такая характеристика обыденного знания, как его интерсубъективность — такими знаниями обладает не отдельный субъект, а некоторая группа, это знание разделяемое, а следовательно, и объединяющее, служащее знаком принадлежности к некоторой общности [Бергер, 1995]. В повседневной жизни подтверждением этому становится заимствование аудиторией наиболее часто используемых героями мультсериалов фраз и наполнение их некоторым разделяемым смыслом (короткое и выразительное восклицание Гомера Симпсона — «D'oh!», фраза, присутствующая в большинстве эпизодов «Южного парка» — «Они убили Кенни!» и т. д.).
Вопрос о частоте просмотра мультсериалов напрямую подтверждает их популярность среди опрошенной возрастной группы. Так, 87 % смотрят сериалы часто, либо время от времени. При этом, как отмечалось выше, по популярности у участников опроса лидируют «Симпсоны» и «Южный парк».
Статистика мест просмотра мультфильмов показала, что две трети опрошенных предпочитают смотреть мультфильмы дома по телевизору либо через интернет. На наш взгляд, этот показатель является косвенным подтверждением популярности у подростков и молодежи мультипликационных сериалов, поскольку они чаще всего транслируются по телевидению, а новые серии выкладываются в интернете и совершенно отсутствуют в кинотеатрах.
Весьма значимые различия в ответах подростков и молодежной аудитории выявились лишь в открытых вопросах. И здесь мы вплотную подходим к вопросу, связанному с особенностями понимания мультсериалов зрителями разных возрастных групп. Так, на вопросы об основных идеях перечисленных в анкетах мультсериалов в группе старших подростков в основном встречались варианты пересказа сюжета, «тупо поржать», указание на отсутствие идеи либо ее незнание. Подростки практически не переосмысливают сюжет, не сравнивают его с текущей политической или экономической ситуацией, не ищут скрытых смыслов, а просто напрямую считывают картинку, а потому и смешными для них оказываются не смыслы, не идеи, а только лишь инструменты выражения этих идей. Такое содержание не может не настораживать, но объяснение ему мы видим в ведущей деятельности подросткового возраста, каковой, по мнению большинства исследователей, является общение со сверстниками. Для подростка важны не только контакты со сверстниками, но и их признание. Ориентация на нормы группы и стремление им соответствовать повышают конформность, желание приобрести уважение и высокое статусное положение в своей группе становится одним из ведущих мотивов деятельности подростка [Марцинковская, 2007].
В свою очередь, мультсериалы, будучи весьма популярными среди тинейджеров, представляются не столько материалом для осмысления, сколько показателем, маркером принадлежности к группе. Таким образом, для подростков просмотр мультсериалов — это не вопрос понимания, а вопрос определения своей групповой принадлежности, подтверждения общности с группой сверстников.
Следует заметить, что молодежная аудитория говорит уже о пародии на что-то, и в качестве основных идей выделяет не саму пародию, а то, что за этим стоит. Качественный контент-анализ ответов позволил описать ряд основных идей, выделяемых молодежной аудиторией в мультсериалах, к ним относятся общественные и политические проблемы, темы семьи, образования, религии, культуры, телевидения, стереотипов. Таким образом, в интерпретации молодежной аудитории и «Симпсоны», и «Южный парк» — это юмор, но в их заявлениях это юмор осмысленный, остросоциальный и общественно значимый. Социальная ситуация развития в молодости определяет для аудитории иные показатели статуса — образование, семья, положение на работе. Мультсериалы утрачивают значимость группового маркера (если мы не говорим о субкультурах), а становление самостоятельности способствует переосмыслению социальной информации и критической оценке телевизионных анимационных шоу.
Наше дальнейшее исследование направлено на более детальное описание понимания мультсериалов. Возвращаясь же к предпосылкам описанного выше этапа, отметим, что вопросы просмотра телепрограмм детской аудиторией, несомненно, не могут не волновать общественных деятелей. Очевидно также и то, что телевидение в сумме с интернетом занимают сегодня тотальную позицию в информационном и культурном пространстве детей, подростков и молодежи. При этом прямые и однозначные запреты на просмотр несоответствующих возрасту мультсериалов, а также простое закрытие телеканалов вряд ли дадут какие-либо значимые результаты, поскольку всегда будут доступны иные информационные каналы. Поэтому в сложившейся ситуации столь же значимой, как и ответственная политика телеканалов, основанная на официальных возрастных ограничениях, будет и воспитательная деятельность родителей, учителей, общественных организаций и т. д. Основываясь на результатах первого этапа нашего исследования, мы можем говорить о важности учета экспертами, формулирующими возрастные ограничения и рекомендации по их исполнению, особенностей понимания мультсериалов различными возрастными аудиториями. Именно это направление, на наш взгляд, позволит выработать обоснованные воспитательные программы в отношении ответственного просмотра телевизионных шоу.
Литература
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
- Марцинковская Т. Д., Марютина Т. М., Стефаненко Т. Г. Психология развития. М., 2007.
- Мельман А. Чувство юмора отказало прокуратуре? // Московский комсомолец. 2008.
- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». www.kremlin.ru/acts/9996.
- Янгирова Г. Ф. Влияние образов массовой культуры на формирование у детей 6—7 лет предпочитаемого образа учительницы // Культурно-историческая психология. 2007. № 4.
- Television content rating systems. en.wikipedia.org/ wiki/Television_content_rating_systems.
- William Irwin, Mark T. Conrad, Aeon J. Skoble. The Simpsons and Philosophy. Peru, 2001.
- Robert Arp. South Park and Philosophy. Blackwell Publishing, 2007.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5252
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 25
Скачиваний
Всего: 737
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0