Духовность как потенциал свободы*

1087

Аннотация

Духовность — один из важнейших терминов культурно-исторической психологии, однако имеются значительные разногласия относительно его определения. В статье показано, что существующие подходы часто имплицитно репродуцируют понимание духовности, заимствованное у религии (в особенности, христианской). В этом понимании духовность есть атрибут человеческой сущности, нечто возвышенное и положительное, указывающее на бесконечную перспективу приближения к Абсолюту. Однако когда этому термину придается нерелигиозный смысл, его определения страдают «логическим кругом» (духовность понимается как стремление к духовным ценностям). Можно говорить о логическом круге и тогда, когда религиозное понимание духовности предпосылается научным исследованиям феноменов духовности во всех сферах человеческого бытия, чтобы эти исследования привели к результатам, подтверждающим исходные предпосылки и даже совпадающим с ними. Предлагается трактовка духовности как потенциала человеческой свободы. Положительные или отрицательные оценки результатов актуализации этого потенциала делаются по отношению не к абсолютной ценностной шкале (как при религиозной трактовке духовности), а к исторически конкретному культурному контексту. Такая трактовка опирается на понимание культуры как системы предельных ценностей, которым люди следуют как ориентирам в жизненном пространстве. В рамках данной культуры духовность может быть оценена как положительно, так и отрицательно, равно как и культурные ценности, по отношению к которым духовность себя определяет, также могут оцениваться по-разному, вплоть до противоположности этих оценок. Это — духовность в ее субъективном значении. Объективация духовности может быть определена как потенциал культуры, актуализируемый в изменениях системы культурных универсалий. Дух культуры свободен и потому способен к этим переменам. Иначе живой культуры нет, а есть только ее формальная оболочка, которую именуют цивилизацией.

Общая информация

* В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 11-01-0065 «Эпистемологический анализ проблемы культурной идентичности», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2012—2013 гг., а так же в рамках исследовательского проекта «Субъект и культура: основы междисциплинарного исследования проблемы», поддержанного Центром фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, ТЗ 55, 2012 г.

Ключевые слова: духовность, культура, цивилизация, психология, философия духа, духовные ценности, свобода, личность

Рубрика издания: Дискуссии и дискурсы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Порус В.Н. Духовность как потенциал свободы // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 2. С. 104–112.

Литература

  1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
  2. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991.
  3. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
  4. Ваайман К.  Духовность. Формы, принципы, подходы. Т. 1—2. М., 2009.
  5. Зинченко В.П. Живое Знание. Психологическая педагогика (Материалы к курсу лекций). Самара, 1998.
  6. Коневских Л.А. Духовность как предмет философско-культурологического анализа: Автореф. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2008.
  7. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
  8. Пикок А. Богословие в век науки. Модели бытия и становления в богословии и науке. М., 2004.

Информация об авторах

Порус Владимир Натанович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии, логики и теории познания философского факультета Государственного университета – Высшая школа экономики, ведущий научный сотрудник Института философии РАН., Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2351
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1087
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4