Совместно конструируемый нарратив как языковой артефакт и культурное орудие обучения и смыслопорождения

1132

Аннотация

В данном исследовании мы предлагаем социокультурную концепцию нарратива как культурного орудия или языкового артефакта. Из всего объема эмпирических данных, полученных нами в условиях дошкольного учреждения на выборке детей в возрасте от 1 до 5 лет, мы отобрали два примера для более детального исследования того, как это орудие вводится в использование и обсуждается детьми и их учителем. Совместное конструирование нарратива — мощный культурный артефакт, поскольку подобная практика позволяет привлечь детей к детальному обсуждению разных вопросов и тем, поддерживая их таким образом в использовании языка в определенных речевых жанрах. Кроме того, утверждается, что исследование нарратива как коллективного конструирования культурного артефакта и его последующего использования позволяет по-новому взглянуть на то, как ситуации воспринимаются детьми и учителями и насколько их восприятия согласуются и согласуются ли вообще. О чем стоит говорить с точки зрения учителей и с точки зрения детей, как договариваться о смыслах и каким образом артефакт привносит определенные способы говорения — всё это интертекстуально связано с языковыми ресурсами, доступными в культуре участников обсуждения и распространяющимися посредством диалога. В статье также обсуждаются некоторые следствия данной теоретической концепции, касающиеся дошкольного образования.

Общая информация

Ключевые слова: совместный нарратив, артефакт , обучение, культурное орудие, детский сад, дошкольный возраст

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Одегор Э.Э., Прамлинг Н. Совместно конструируемый нарратив как языковой артефакт и культурное орудие обучения и смыслопорождения // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 2. С. 38–44.

Фрагмент статьи

When children participate in narrative talk in an institutional setting, they engage in an important cultural mould for experiencing and learning, through which they make sense of the world around them. Such a participatory engagement will shape their learning of language, ways of talking and their appropriation of narrative as a speech genre. In children's familiarisation of this linguistic artefact, they also learn what kinds of topics have high respectively low value in their cultural communities. Narrative has been of interest to a variety of studies within different kinds of research traditions on children and discourse, such as studies of didactics and children's narrative learning and studies of a child perspective in ethnographic designs (Pramling & Odegaard, 2011).

Литература

  1. Aukrust V.G. (2006). Tidlig sprakstimulering og livslang lхring: en kunnskapsoversikt. Oslo: Departementet.
  2. Bakhtin M. M. (1986). The Problem of Speech Genres (V.W. McGee, Trans.). In C.H. Emerson, Michael (Ed.), Speech Genres and Other late Essays (2002 ed.). Austin: University of Texas Press.
  3. Bruner J.S. (1986). Actual minds, possible worlds. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  4. Bruner J.S. (1990). Acts of Meaning. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  5. Bruner J. (1983). Child's talk : learning to use language. Oxford: Oxford University Press.
  6. Daniels H. (2005). Vygotsky and educational psychology: Some preliminary remarks. Educational & Child Psychology, 22(1), 6—17.
  7. Daniels H., Cole M., & Wertsch J.V. (Eds.). (2007). The Cambridge companion to Vygotsky. New York: Cambridge University Press.
  8. Dore J. (1989). Monologue as Reenvoicement of Dialogue. In K. Nelson (Ed.), Narratives from the Crib (1. ed. ed.). Cambridge Massachusetts, London: Harvard University Press.
  9. Hedegaard M. (2012). Motives in Children's Development: Cultural-Historical Approaches. New York: Cambridge University Press.
  10. Linell P. (2009). With respect to Bakhtin: Some trends in contemporary dialogical theories. Paper presented at the Second International Interdisciplinary Conference on Perspectives and Limits of Dialogism in Mikhail Bakhtin, Stockholm, Sweden.
  11. Luria A.R. (1976). Cognitive development: Its cultural and social foundations (M. Lopez[1]Morillas & L. Solotaroff, Trans.). Cambridge, MA: Harvard University Press.
  12. McCabe A. &Peterson C. (1991). Getting the story: A longitudinell study of parental styles in elicitating narratives and developing narrative skill. In A. McCabe & C. Peterson (Eds.) Developing Narrative Structure (pp. 217— 253). Hillsdale, Nj:Erlbaum.
  13. Nelson K. (1996). Language in cognitive development: The emergence of the mediated mind. New York: Cambridge University Press.
  14. Ochs E., & Capps L. (2001). Living narrative: Creating lives in everyday storytelling. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  15. Pramling N. & Odegaard Elin Eriksen (2011). Learning to narrate: Appropriating a cultural mould for sense-making and communication, In: N. Pramling & I. Pramling Samuelsson (Eds.): Educational Encounters: Nordic studies in Early Childhood Didactics. Series: International Perspectives on Early Childhood Education and Development (pp. 15— 37). Dordrecht, the Netherlands: Springer.
  16. Rogoff B. (1995). Observing sociocultural activity on three planes: Participatory appropriation, guided participation, and apprenticeship. In J.V. Wertsch, P. del Rio, & A. Alvarez (Eds.), Sociocultural studies of mind (pp. 139—164). Cambridge, UK: Cambridge University Press. Reprinted (2008) in K. Hall & P. Murphy (Eds.), Pedagogy and practice: Culture and identities. London: Sage.
  17. Vygotsky L.S. (1978). Mind in society: The development of higher psychological processes (M. Cole, V. JohnSteiner, S. Scribner & E. Souberman, Eds.). Cambridge, MA: Harvard University Press.
  18. Vygotsky L.S. (1987). The collected works of L.S. Vygotsky, Volume 1: Problems of general psychology, including the volume Thinking and Speech (R.W. Rieber & A.S. Carton, Eds., N. Minick, Trans.). New York: Plenum.
  19. Wertsch J.V. (2000). Narratives as cultural tools in sociocultural analysis: Offician history in Soviet and PostSoviet Russia. Ethos: History and Subjectivity, 28 (4), 511—533.
  20. Odegaard E.E. (2007). Meningsskaping i barnehagen : innhold og bruk av barns og voksnes samtalefortellinger [Narrative meaning-making in preschool]. Goteborg: Goteborgs universitet.
  21. Odegaard Elin Eriksen (2012). Piracy in Policy: Children influencing early childhood curriculum in Norway. In: Theodora Papatheodorou (ed). Debates on Early Childhood Policies and Practices — Global snapshots of pedagogical thinking and encounters. London: Routledge. ISBN9780415691017. Chapter 3.

Информация об авторах

Одегор Элин Эриксон, доктор философских наук, профессор Бергенского университетского колледжа и университета Тромсё, e-mail: eeo@hib.no

Прамлинг Никлас, доктор философских наук, профессор факультета образования Гётеборгского университета, e-mail: niklas.pramling@ped.gu.se

Метрики

Просмотров

Всего: 2248
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1132
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1