Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

15 место — направление «Психология»

1,086 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,034 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Учебное моделирование и понимание текста 1368

Чудинова Е.В.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии младшего школьного возраста, ФГБНУ «ПИ РАО им. Л.В. Щукиной», Москва, Россия
e-mail: chudinova_e@mail.ru

Зайцева В.Е.
учитель биологии МОУ гимназии № 1567, Россия
e-mail: zaitsman@hotmail.com

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о роли опосредствования в обучении подростков на примере становления у них способности понимать научные/научно-популярные тексты. Проверяется гипотеза, что понимание естественнонаучного текста требует развитого понятийного мышления в данной области знаний и не может быть полноценно сформировано лишь в процессе «обучения чтению». Подробно описан пример организации учебного моделирования на материале экспериментального школьного курса биологии (раздел «Эволюция», 9 класс), дается логико-предметный и логико-психологический анализ введения понятия о естественном отборе. Приведенные данные заключительного констатирующего обследования четырех групп учеников девятых классов московских школ (всего 131 человек) по авторской методике позволяют обнаружить существенные различия в понимании научно-популярных текстов учениками экспериментальных классов, в которых проводился формирующий эксперимент, и контрольных классов, где изучение теории эволюции осуществлялось по традиционной методике.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема развития читательских умений человека и его способности понимать прочитанное — одна из наиболее ранних и важнейших для культурно-исторической психологии. Она связана с вопросами о знаковом опосредствовании (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Б.Д. Эльконин и др.), о становлении устной и письменной речи, об овладении чтением (Д.Б. Эльконин, Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман и др.). Несмотря на то что многое в этом направлении сделано, психолого-педагогические выводы из основополагающих теоретических работ не извлечены, разрыв между наиболее общими теоретическими представлениями и практико-ориентированными исследованиями в области психологии образования огромен. Проблема выращивания грамотного читателя по-прежнему остро стоит перед педагогами основной школы.

Литература
  1. Библер В.С. Кант-Галилей-Кант. М.: Мысль, 1991. 320 с.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР,1996. 544 с.
  3. Нежнов П.Г. Опосредствование и спонтанность в мо- дели «культурного развития» // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2007. № 1. С. 133—146.
  4. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Ма- териалы к обсуждению (на правах рукописи). М., 2010. 67 с.
  5. Чудинова Е.В., Зайцева В.Е. Учебная модель как еди- ница обучения и зерно развития // Культурно-историчес- кая психология. 2009. № 4. С. 83—93.
  6. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М.: ИНТОР, 1998. 112 с.
  7. Barluenga M., Stolting K.N., Salzburger W., Muschick M., Meyer A. Sympatric speciation in Nicaraguan crater lake cichlid fish // Nature. 2006. V. 439. № 9. P 719—23. doi:10.1038/nature04325.
  8. PISA 2009. Assesment Framework. Key competencies in reading, mathematics and science [электронный ре- сурс] // OECD/ Better policies for better lives. 2009. URL: http://www.oecd.org : 04.05.2010.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика