Культурно-историческая психология
2014. Том 10. № 1. С. 63–78
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Я: конфигурации артефакта*
Аннотация
Общая информация
* Автор отчасти сохраняет устную форму подготовленного им пленарного доклада на XIV международных чтениях памяти Л.С. Выготского «Психология сознания: истоки и перспективы изучения» (12—16 ноября 2013 г. на базе института психологии им Л.С. Выготского. Российского государственного гуманитарного университета, Москва). К вопросу об артефактах: устный доклад не состоялся — рукопись публикуется (примеч. автора).
Ключевые слова: Я, артефакт , знаковые аномалии, ощущение, соощущение, самопричинность, семиотика Я, Номинальное Я, Феноменальное Я, Когитальное Я, Трансгрессивное Я, Ноуменальное Я, психофизика Я
Рубрика издания: Теория и методология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Петровский В.А. Я: конфигурации артефакта // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 1. С. 63–78.
Полный текст
Посвящается Владимиру Петровичу Зинченко, автору статьи «Живые метафоры смысла».
Данная работа — опыт ответа на вопрос: чем является наше Я в качестве артефакта? Сама постановка этого вопроса, как представляется автору, — плоть от плоти идей Л.С. Выготского о существовании естественно-искусственных образований в психике. Выготский писал: «Искусственные (инструментальные) акты не следует представлять себе как сверхъестественные или надъестественные, строящиеся по каким-то новым, особым законам. Искусственные акты суть те же естественные, они могут быть без остатка, до самого конца разложены и сведены к этим последним, как любая машина (или техническое орудие) может быть без остатка разложена на систему естественных сил и процессов.
Искусственной является комбинация (конструкция) и направленность, замещение и использование этих естественных процессов» [7, с. 103—108].
Основываясь на этой идее, подойдем к трактовке «Я». Но подойдем постепенно, не сразу. В дискурс об «искусственно-естественном» включим новое для данного дискурса слово — «артефакт».
Это еще не ставшее вполне русским слово, как иногда бывает с иноязычными пришельцами, имеет в современном русском не одно, а несколько толкований (оставляя нам известную свободу выбора в расшифровке смысла). Я перечислю некоторые понимания, уже «прописанные» в словарях.
Артефакт:
• явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно;
• любое творение человеческих рук, будь то сооружение, орудие труда, произведение искусства, жилище, сосуд или иной объект;
• феномен или эффект, привнесенный в эксперимент исследователем [Бауэр, 1979].
Смысл, который я придаю многозначному слову «артефакт», состоит в том, что это нечто искусственное, выдающее себя за что-то естественное, как бы присущее природе вещей, но таковым не являющееся. В этой связи примечателен смысл слова «артефакт» в археологии: «термин применяется только в случаях решения альтернативы происхождения предмета между объектами природного происхождения и объектами, выполненными человеком. При доказательстве изготовления предмета человеком, предмет признаётся артефактом» [Артефакт [Электронный ресурс]].
Не только обыденное, но и профессиональное сознание философов и психологов нередко приписывает нашему Я статус от века присущей человеческой психике данности. Таковы идеи существования «трансцендентального Я» (И. Кант), «принадлежности субъекту (“нам”) как первой характерной особенности всего психического» (С.Л. Рубинштейн), «роста личности изнутри» (К. Роджерс) и т. д. и т. п. Свидетельства поэтического сознания — о том же: «Не надо мне числа: я был, и есмь, и буду...» (А. Тарковский).
И, тем не менее, автор этого сообщения принимает за точку отсчета то, что «Я» — артефакт, «знаковое образование», не отделимое от языка культуры, присутствующее в слове, присваиваемое и используемое из поколения в поколение носителями языка. Проблема же в том, чем именно является это знаковое образование?
Уже в первой посылке — вопрос: почему бы не сказать о нем сразу «знак» или, скажем, «символ»? Почему тут говорится — «знаковое образование»? И далее, что здесь означивается, и есть ли здесь что-то, что может «означиваться» (а вдруг и «означиваться» здесь особенно нечему)? Мы сталкиваемся с вопросами, которые, пожалуй, могли бы лишить сна исследователей, если только они не склонны отмахиваться от парадоксов и несообразностей, связанных с идеей «Я».
Начнем с того, что «Я» — не есть знак, или по крайней мере есть то, что не является стандартным знаком: ведь если бы это был просто «знак», мы не могли бы его изобразить так, как требует того Сос- сюр: в виде означающего вкупе с означаемым (рис. 1); и, кроме того, мы не могли бы прибегнуть тут к символике Пирса и Морриса, помещая этот знак в треугольник Огдена-Ричардсона (рис. 2).
В самом деле: не существует Я без имени «я». Поэтому означаемое в модели Соссюра должно включать в себя означающее. Точно также, в семиотическом треугольнике на рис. 2, знак X (слово «я») выражает смысловое значение Y (понятие Я), неотчуждаемое от слова, указывающего на него, и при этом существование референта Z (денотата) проблематично.
Итак, с учетом специфики Я мы используем идею «знаковости» в более широком плане, чем общепринятый, говоря о «знаковых образованиях» вообще, включающих в себя знаки, но знаками не всегда являющимися.
Поскольку «Я» для нас — артефакт, далее рассмотрим знаковые образования, лежащие в основе осмысления, или, точнее сказать, полагания Я как «искусственно-естественного» образования. Таким образом, мы затрагиваем интересы семиотики Я, — особого раздела общей персонологии, содержащего в себе исследование знаковых систем как инструмента познания и построения Я [Петровский]; [Петровский, 2011]; [Петровский, 2013].
Знаковые образования в контексте семиотики Я могут быть разделены на два больших класса:
• знаковые аномалии;
• реальные знаки.
Выделяя классы и подклассы знаковых образований, охарактеризуем некоторые семиотические модели Я, противоположные по способу своего построения. В первой части статьи рассмотрим знаковые аномалии и адекватные им модели Я, препятствующие его осмыслению (мы бы сказали, знаковые модели мнимого Я). Во второй части — предложим психолого-семиотическую модель, позволяющую раскрыть Я как искусственно-естественное образование, разумное в своей основе, и, следовательно реализуемое.
Знаковые аномалии в семиотике Я
Знаковые аномалии — это сочетание знаков, воспринимаемое как знак, непосредственно и безусловно свидетельствующий о наличии объекта, на которые он якобы указывает, в то время как существование такого объекта проблематично, сомнительно или исключено; относительно таких знаковых сочетаний, воспринимаемых как знак, нельзя утверждать, что им предшествуют и им соответствуют, как если бы это был настоящий знак, реальный объект.
Знаковые аномалии (будем говорить также — «псевдознаки») представляют собой один из способов метафорической интерпретации Я как психологического феномена. Выделяем три группы знаковых аномалий:
• знаки невозможного;
• знаки-эскизы обозначаемого;
• знаки, подменяющие обозначаемое.
Конкретные примеры таких псевдознаков, это, соответственно, — фигуры невозможного, знаковые воплощения дурной бесконечности, знаки порочного круга в определении объектов.
Наше Я порою является нам в этом причудливом облике.
Фигуры невозможного. Перед нами одна из разновидностей знаков невозможного — визуально невозможные построения. Оскар Рутерсвард, классик конструирования геометрических фигур невозможного (рис. 3а), характеризуя множество построенных им самим фигур (а их тысячи!), пишет, что среди них можно было выделить два вида: истинные невозможные фигуры и — ненастоящие; истинные невозможные фигуры не могут составить единое целое в логическом и качественном пространстве; они не могут производиться компьютерами, которые выполняют только задания с логической структурой [Рутерсвард, 1990]. Ис-
тинные фигуры невозможного (например, бесконечная лестница Пенроуза, рис. 3а) не существуют ни в каком пространстве. В отличие от них, ненастоящие невозможные фигуры, напротив, имеют некоторое логическое и реалистическое строение, например, пояс (лента) Мебиуса (рис. 3б).
Представим себе человека на лестнице Пенроуза. Продвижение «вверх» (= «вниз») по этой лестнице — метафора замешательства нашего Я, пытающегося постичь себя. Временами нам кажется, что познавая себя, мы поднимаемся «над собой». Но это — убедитесь! — самообман. «Я» как познаваемая реальность — это иллюзия, с которой мы пытаемся справиться, но не можем. Поэт Андрей Вознесенский открыл поразительный перевертыш: «аксиома самоис- ка» (прочитайте фразу справа налево!). Представим себе, что каждый шаг в самопознании на лестнице Пенроуза (каждый подъем на ступеньку «выше») — одна из 15 букв перевертыша.
Риторический вопрос: «К чему придем, следуя аксиоме?!»
Сам факт существования истинных фигур невозможного, затрагивая семиотику Я, позволяет нам думать о своем Я как исчезающей реальности. Оказывается, такое возможно: «быть» и тут же «не быть». Достаточно просто присмотреться к себе. Назовем одно из таких смущающих ум открытий феноменом интолерантности Я к рефлексии (психологи встречали нечто подобное, размышляя о памяти, сознании, личности). Суть феномена: пока мы не спрашиваем себя, что есть «Я», мы знаем ответ; но стоит задуматься над ответом — и Я ускользает.
По аналогии с геометрическими фигурами невозможного можно описать все более расширяющийся в наши дни пул «субъектных» фигур невозможного (рисующие себя руки; человек, созерцающий свою спину в зеркало; кукла-марионетка, управляющая ниточками, за которые сама себя дергает, и т. п.). Встречаются невозможные высказывания (например, небылицы), описание невозможных поступков (абсурд), чертежи невозможных машин (очередной вариант «вечного двигателя»), знаки невозможного сочетания вещей и положений (комические объекты, контр-знаки[Ассаджиоли, 2008]).
Некоторые вербальные фигуры невозможного (позволим себе этот термин!) давно уже получили прописку в культуре. Одна из таких классических фигур — «Рыжий человек» Даниила Хармса. Напомним: «Жил один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно. Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было. У него не было даже рук и ног. И живота у него не было, и спины у него не было, и хребта у него не было, и никаких внутренностей у него не было. Ничего не было! Так что непонятно, о ком идёт речь. Уж лучше мы о нём не будем больше говорить[Артефакт [Электронный ресурс]]». Мы можем ощутить Я «Рыжего человека», но мы не можем изобразить его как носителя своего Я (хотя «рыжина» перед глазами промелькивает и исчезает, как хвост лисы, оставляя после себя неуловимый след...[Бауэр, 1979]). А если бы смогли это изобразить, то, очевидно, мы бы получили истинную фигуру невозможного (знак, обозначающий свое собственное исчезновение — см. рис. 15).
Наше естественное любопытство побуждает спросить: где обитают истинные фигуры невозможного? На этот вопрос мы бы ответили, что они присутствуют в поле переживаний. Ведь поле переживаний шире, чем поле мысли, — мы писали об этом [Петровский, 1996]. Переживания — субстанция алогичная, и может быть, в силу этого, как в детской игре, где все может стать всем, наше Я столь пластично, являясь универсальным трансформером.
Знаковые воплощения «дурной бесконечности». Таковы знаки-эскизы обозначаемого. Мы называем их так, потому что они подобны бесконечному ряду набросков будущей картины без всякой надежды дорисовать ее до конца. Это — знаковые воплощения дурной бесконечности, то есть фигуры, содержащие в себе маркер незавершимости качественно однородных, не заключающих в себе какой-либо новизны построений (к примеру, ничем не ограниченного нахождения оснований или следствий чего-либо). Три хорошо узнаваемых маркера (знака-указателя) незавершимости: знак предела в математическом выражении, например:
сокращения в конце фразы «и т. д. и т. п. (до бесконечности)»; многоточие «....» в конце последовательности знаков.
Знаки-эскизы, выражающие регресс в «дурную бесконечность», критически часто встречаются на нашем пути, когда мы размышляем о Я [Петровский]; [Петровский, 2011] (рис. 4).
Приведенные здесь схемы — абстрактны. Между тем, в современной культуре существует множество визуальных метафор — «метафор смысла» (В.П. Зинченко [Зинченко, 2007]), — позволяющих не только понять, но и прочувствовать, что значит «бесконечный регресс» (рис. 5—8):
Неужто в понимании Я мы обречены проваливаться в дали дурной бесконечности?! (см. рис. 8):
Знаки порочного круга. Это знаки, не столько указывающие на объект, сколько подменяющие его собой, что создает видимость определения объекта. В формальной логике им соответствуют ошибка «circulus in definiendo» (круга в определении), при которых дефиниция предмета скрыто включает в себя предмет, остающийся без определения. Иногда порочный круг описывается следующим образом: это — «логическая ошибка или уловка, при которой утверждение выводится из самого себя, обычно через несколько промежуточных утверждений» [Порочный круг [Электронный].
Один из примеров ошибки круга в определениях в знаковой форме может быть зарисован с использованием символа «опора» («»):
Здесь определяемый термин А опирается на себя самого в хвосте длинного ряда определений (знаковые вариации ошибки circulus in definiendo, конечно, неисчислимы).
Так, пытаясь дать дефиницию «Я», многие авторы упускают из виду, что определения, привлекаемые для определения термина, в свою очередь сами на него опираются. Перед нами типичная ошибка, что на компьютерном языке обозначается как «ссылка на себя».
Применительно к интересующему нас понятию читаем: «Я — фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида» [24, с. 1249] (подразумевается «кто-то», кто рефлексирует; правомерен вопрос: не «я» ли рефлексирую?!). Примеры прямого и косвенного использования «я» в определении Я неисчислимы. Вот лишь некоторые: «самосознание», «самооценка», «самоуважение», «субъективные представления человека о себе», etc (см. обзор существующих определений Я в широкой по охвату и интересной по содержащимся в ней идеям книге А.В. Карпова [11, с. 131 — 151]). Ощущение «странности» ситуации усиливается, когда мы встречаемся с дефинициями «Я», где фигурируют такие слова, как «индивидуальность», «самость», «личность», «субъект», «самосознание», очевидно, связанные с Я вербальными скрепами; при этом само «Я», в гуще подменяющих его синонимов-переименований, ни в коей мере не раскрывает нам своей природы.
Рассмотрим другие знаковые образования, лишенные, может быть, ореола парадоксальности, однако приближающие нас к постижению (и конструированию) Я.
Реальное Я: четыре знаковых формы
В этом разделе мы рассмотрим несколько преемственных форм реального Я (Я-имя, Мое, Я сам, Свое другое Я), образующих в целом круг порождения Ноуменального (т. е. истинно сущего) Я (рис. 9).
В основе каждой из этих форм — особые знаковые образования: на знаки себя («иконические знаки» себя), знаки-признаки («знаки-индексы»), знаки знаков (ординарные знаки), знаки иного, чем знак (символы), внезнаковое5. Каждое из указанных знаковых образований рассматривается нами в процессе мысленной реконструкции преемственных форм порождения Я (буква, крупнее других, набранная жирным прямым шрифтом, символизирует Ноуменальное Я).
1. Я-имя. Это — базовая форма Я. С нее начинается и ею увенчивается становление Ноуменального Я. Все формы Я, начиная с Я-имени, основаны на ощущениях.
Ощущения, пожалуй, самый трудный для осмысления элемент семиотики Я. Они представляют собой то, что ранее было названо «знаком себя». Это — означающие ничем не отличающихся от них означаемых. Сказать, что ощущения «отражают» что-то помимо себя, нельзя. Нет никакой «вещи в себе», которая бы была «отражена» в этих ощущениях. Ни агностицизм, ни блаженной памяти теория отражения здесь «не работают». Ощущение есть то же самое, что ощущаемое (они различается только порядком их рассмотрения в процессе анализа).
Трактуя «ощущения» как знаки себя, мы не рискуем впасть в ошибку порочного круга. «Круга» в определении здесь нет, так как, в сущности, нет и определения , провоцирующего ошибку подобного рода. Мы используем здесь остенсивное определение: через указание — «вот» (и далее говорим о данностях, которые могут быть исследованы феноменологически).
Соответственно, ощущаемое есть знаковый прообраз себя: такое сущее, о котором мы смогли бы сказать, что оно находит эксклюзивную форму своего существования в ощущении.
Вспомним, в этой связи, аристотелевское учение о «Четырех причинах»: материальной — «то, из чего»; формальной — «то, в чем»; действующей — «то, посредством чего»; целевой — «то, для чего». Введем новый конструкт: само причинность сущего (понимая под причинами не «какие-нибудь», а именно аристотелевские четыре причины. В таком случае ощущаемое можно определить как особое сущее, характеризуемое полнотой самопричинности: будучи ощущаемым, оно (сущее) составляет себя (=сливается с собой, являясь материальной причиной), содержится в себе (=пр1инадлежпп1 себе, являясь формальной причиной), полагает себя (=воплощается в себе, являясь действующей причиной), длится в себе ^продолжает себя, являясь целевой причиной) (рис. 10). Ощущение есть способ существования такого сущего (В.А. Петровский [Петровский, 2013]). Именно в этом смысле мы говорим, что ощущения суть знаки самих себя.
Ощущаемые, конечно, не выступают «по отдельности». Они всегда в со-бытии друг с другом. Они не парят в пустоте. Холодное сочетается с твердым, белым, влажным — когда это лед; мягкое, ароматное, вкусное, оранжевое сочетаются друг с другом — когда это апельсин. Нам не следует уступать давней привычке искать что-то «под» этими чувственными элементами.
Важно подчеркнуть: ощущения первоначально (а многие и пожизненно) существуют до и независимо от Я — это ничьи ощущения. Ведь только при этом условии можно мыслить Я как сотканное из ощущений, основанное на них. Из этих — ничьих — ощущений может рождаться «не-Я», а также «Я другого», диалоги «Мое Я» — «Мое Ты», сложные отношения, к примеру, пушкинское: «Я ей не он »6. Это источник единомножия Я, которому автор придает особое значение в построении мультисубъектной теории личности [Петровский, 1992]—[Петровский, 2010].
Развивая семиотику Я, мы должны ввести еще одно понятие, которое, также как и предшествующее, является знаком себя и только себя. Это — «соощу- щение ощущений». Примером может служить то, что мы называем контрастом, а также ощущаем как «больше — меньше», «над — под», «впереди», «вместе», «сходство», «различие» и т. д. и т. п. Все это — со- ощущения. Соощущение двух или большего числа ощущений образует новое ощущение, не сводимое к своим образующим, подобно тому как свойства химического соединения не сводятся к свойствам образующих его элементов. В сфере соощущений могут быть выделены чувства: «сгустки» единовременных разнородных ощущений и — переживания: соощуще- ние слитности ощущений в различимые моменты времени; выделяем также пространственные («конфигурации») и темпоральные («длительность») со- ощущения. Отталкиваясь от этой категории, можно определить субъективность как таковую: это — соощущение всех ощущений, сопричастных друг другу.
Среди соощущений мы отмечаем так называемые дейксисы (от греч. deixis — указание), без которых семиотика Я была бы, на наш взгляд, не только не полна, но и невозможна в принципе.
В лингвистике этот термин обозначает языковые выражения и другие знаки, которые могут быть проинтерпретированы лишь при помощи обращения к физическим координатам коммуникативного акта — его участникам, его месту и времени. Нас интересуют, прежде всего, персональные дейксисы и среди них личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица (я, ты, он), но также и дейктические элементы. Этим термином обозначают как отдельные лексемы, так и аффиксы в составе других слов, к примеру, русское личное окончание - у (в слове пишу); оно в той же мере указывает на говорящего, что и местоимение я [Дейксисы [Электронный ресурс]].
Психологически, дейксисы — соощущения, как минимум, объединяющие в себе три генерации ощущений: кинестетических (артикуляция звуков в словах я, ты, он и прочее и адекватная жестикуляция), слуховых (слышание произносимых звуков) и визуальных (восприятие или представление физических тел как говорящего, так и слушающего, а также собственных и чужих указательных жестов).
Наименее очевидный и наиболее важный вопрос семиотики Я, постановка которого обязана существованию дейксисов, заключается в следующем: существует ли общее чувство, роднящее дейксисы я, ты, он(а)[Бороденко, 2007] и другие дейксисы того же рода?
Отвечая на этот базовый вопрос семиотики Я, мы говорим: «Да, существует!» и даже называем это гипотетически общее, сродственное, роднящее дейксисы знаковое образование непривычным образом: перед нами безличное местоимение первого лица. Это — соощущение тождества позиций адресант (т. е. говорящий, = источник сообщения, тот, от кого поступает сообщение), адресат (т. е. слушающий, = получатель сообщения, тот, к кому обращено сообщение) и, наконец, объект коммуникации (потенциальный участник коммуникации, тот, о ком это сообщение)[Дейксисы [Электронный ресурс]].
Изобразим знаковое образование, соответствующее безличному местоимению первого лица (рис. 11).
Присутствуя в каждом и как бы «между» индивидуумами, такое Я повсеместно. Мы говорим о данной форме Я — «Я-имя» (или — «Номинальное Я»), изображая ее в тексте заглавной буквой Я, набранной курсивом.
Казалось бы, естественно спросить, где (на чьей стороне — адресанта, адресата, объекта коммуникации) осуществляется синтез Я-имени ? Ответ состоит в том, что территория синтеза не столь уж существенна. Независимо от того кто является носителем синтеза, «в ком» осуществляется сплав «я», «ты», «он» и других маркеров взаимоприсутствия индивидуумов, рождающееся при этом Я еще свободно от знаков отличия (оно просто «не успело» еще обрести их, как, впрочем, еще «не успело» расстаться со знаками отличий в своем продвижении к «чистому Я»).
Вместе с тем, общая схема генезиса Я-имени представляет интерес и гипотетически могла бы выглядеть как на рис. 12.
Я-имя — первое, наиболее абстрактное формообразование Я, с которого начинается восхождение к более конкретным, богатым своими определениями формам его существования[Выготский, 1982].
Перечислим теперь преемственные формы Я (рис. 9). Из них первая, как уже было сказано только что, — «лингвистическая» форма Я, Номинальное Я, образует старт восхождения.
Важно отметить: Я-имя присутствует внутри каждого из нас. Это «имя-место» любого, говорящего «я», и в этом смысле оно повсеместно (можно сказать, что оно существует между всеми). За этот счет безличное местоимение Я, звучащее всякий раз как личное местоимение «я», есть не только исходная, но и финальная точка маршрута при восхождении к совершенному — всеединому — Я.
Чтобы уяснить для себя, что представляет собой такое Я, не нужно прибегать к образу «маленького человечка в голове», или гомункулуса, который «рассматривает» картинки, поступающие извне, инициирует действие, переживает (вторично, тре- тично и так далее «пережевывая») одну и ту же эмоцию. Для осмысления более чем достаточно соощу- щения общности ощущений, характеризующих произнесение и одновременно слушание слова «я» [ja], воспроизводства в сознании указательных жестов «к» (чему-то), «от» (чего-то), «о» (чем-то), а также — частичное восприятие или представление говорящего в разных позициях коммуникации и ощущение тождества его бытия в этих позициях.
Я-имя, по-видимому, и есть то самое — искомое — «центральное Я», которое веками будоражило умы философов со времен Юма; его «маленький челове- чек»-наблюдатель в голове навлек на голову мыслителей неразрешимую проблему «человечков» второго, третьего и далее порядков, наблюдающих за наблюдателем. Но если уж с чем-то сравнивать «центральное Я», то это, скорее, некое навигационное устройство, показывающее, где пребывает оно само, — где находится источник сигналов, который может быть запеленгован другими и таким образом «рассекречен» ими.
2. Феноменальное Я (синонимический ряд: Моё; Мой жизненный мир; Я-идентичность; Территория Я; «со мной» = «при мне» = «у меня») — соощущение всех ощущений, соотнесенных с Я-именем (всех сопричастных ему ощущений — проприоцептивных, интероцептивных и экстероцептивных, а также образов, интенций, побуждений, смыслов, настроений, состояний и т. п.), сливающихся в общее переживание присутствия в мире (см. рис. 13).
«Психологи склонны думать об «Я» либо как о бессмысленной абстракции, либо как о сложной проблеме, требующей глубокого размышления. Сведение «Я» к зрительной проекции носа на сетчатку (именно краешек носа позволяет наблюдателю видеть себя в движении; примечание мое. — В.П.) обычно вызывает радостное оживление и насмешки слушателей» [Артефакт [Электронный ресурс], с. 75]. Отметим, что видимая часть носа, строго говоря, еще не есть Я. Ведь и рыбы, руководствуясь сетчаточными проекциями носа, ничуть не хуже, чем люди, видят «себя», но имя «Я» — хотите верьте, хотите проверьте! — им неведомо. Сфера Моё (Феноменальное Я) включает в себя сотканное из ощущений имя «Я» вместе с другими, сопряженными ощущениями
Поскольку здесь перед нами соощущение всех ощущений, связанных с Я мостиками переходов, в этом парадоксальном «множестве всех множеств
ощущений» присутствуют не только имя Я, но и ощущения, образующие приведенную только что дефиницию наличного Я, а также все слова, надстраивающиеся над нею сейчас, — в том числе и эти, говоримые нами, и те, что будут сказаны нами потом. Словом, присутствует нескончаемая ing-овая форма длящегося настоящего! Но в этом длящемся настоящем есть настоящее Я, характеризуемое постоянством (сквозь-временным характером) своих черт. Постоянство — в самой сопричастности любых актуальных ощущений «лингвистическому» ядру Я.
Может показаться странным, но это так: первое — «личное» — Я представляет собой союз ничьих ощущений и безличного местоимения первого лица.
Возникает вопрос: в каких терминах семиотики Я специфицировать данную форму? Перед нами — такой знак, который объединен с самим означаемым (денотатом). Мы говорим — знак-признак (в семиотике Ч. Пирса — «индекс»). Я-имя обозначает некое целое, к которому принадлежит — себя, как таковое, и свое окружение. Иными словами, Номинальное Я не отделимо здесь от феноменального поля, к которому принадлежит.
Перейдем теперь к следующей, более развитой, форме Я, наследующей черты только что рассмотренной.
3. Когитальное Я (Я сам). Любое ощущение может фигурировать в статусе сущего (ощущаемого), и, таким образом, повторно (рефлексивно) проявлять себя в качестве ощущения. И следовательно об ощущении можно говорить, что в составе другой целостности оно составляет себя (слитно с собой), содержит себя, полагает себя, длит себя. То же, конечно, относится и к соощущениям, таким как Феноменальное Я. Таким образом, мы можем перейти к новой целостности: Феноменальному Я в саморефлексии. Назовем эту новую рассматриваемую форму Когитальное Я. На языке обыденной речи в этом случае мы говорим «Я сам».
В каких знаковых формах мы могли бы выразить Когитальное Я?
Ранее уже говорилось, что помимо настоящих, истинных, есть еще и ненастоящие (условные) фигуры невозможного, то есть фигуры, кажущиеся невозможными и все-таки существующие. Среди них — лента Мебиуса (вернемся к рис. 3,б). Эта фигура широко задействована в культуре и, в частности, используется при описании нашего сознания (см. В.П. Зинченко [Зинченко, 2012]).
Когда в рефлексии мы фокусируемся на Я-феноменальном (напомним — это «Моё», «Территория Я»), лента Мебиуса подсказывает нам следующий способ осмыслить себя. Мы располагаем взглядом на себя изнутри («внутренний наблюдатель» есть Я) и одновременно видим себя извне («внешний наблюдатель» — также Я). Таким образом, перед нами парадокс «двойного присутствия». Эта парадоксальность заключает в себе проблему: как примириться с мыслью, что находясь внутри, можно быть еще и снаружи того, в чем находишься?! Чувство парадоксальности усиливается, когда мысленно мы возвращаемся в детство, вспоминая игру: «зажмуриваюсь» — «смотрю». Стоит только зажмуриться («никто не видит меня»), и меня уже «нет». Открываешь глаза и — «появляешься». Быть не видимым извне для ребенка означает — не существовать. Взрослые люди, в отличие от детей, обладают «внутренним зрением», показывающим их самих «снаружи». Лента Мебиуса позволяет в мысли справиться с парадоксом двойного присутствия: продвигаясь вдоль «одной из сторон», вполне возможно плавно перейти «на другую» сторону, то есть, применительно к случаю, — из положения «вижу себя изнутри» перейти в положение «вижу себя извне».
Когитальное Я (Я сам) представлено единомножием четырех ипостасей:
— Я-самоцельность (переживание себя). Человек чувствует, что его Я в данный момент служит продолжением «того же самого» Я в непосредственно предшествующий момент времени (то есть ощущает непрерывность и преемственность своего Я во времени);
— Я-самоданность (созерцание себя). Человек строит образ своего Я (будь то физическое тело, частично воспринимаемое органами чувств, или — интроспективно, создавая образ себя в представлении);
— Я-самоосуществление (полагание себя). Человек воплощает себя в мысли и действии (мысля себя, созидает себя);
— Я-самоценность (устремленность к себе). Человек обращен к себе самому, привержен себе; он может сказать: «я есть для себя», или, быть может, так: «я есть, для себя» (то есть существую, продлевая себя, как если бы «для» было от слова «длиться»).
С учетом абстрактности и многозначности терминов, с помощью которых мы описываем указанные формы самости, предложим также синонимический ряд: Аутентичное Я (Я как чувство себя), Эйдетическое Я (Я как образ себя), Деятельное Я (Я как мыс- лесозидание себя), Самоценное Я (Я как устремленность к себе) (рис. 14):
Все ли формы Феноменального Я (Мое) рефлек- сируются, превращаясь в Я сам? Ответ подразумевается — не все! Если принять эту посылку, логично было бы выделить также формы дорефлексивного (потенциального) Я сам, образующих в целом то, что можно назвать (их также четыре): Упускаемое Я, Потаенное Я, «Дремлющее» Я, Витальное Я. В целом,
они образуют то, что могло бы быть названо Сокровенным Я10.
Происхождение числа «четыре» применительно к ипостасям Я сам (и их дорефлексивным прообразам) представляется нам очевидным. Ведь каждая из них суть особая целостность, основу которой образует одна из четырех сторон Феноменального Я; оно, в свою очередь, есть соощущение ощущений, соотнесенных с Номинальным Я, и являющееся, соответственно, ощущением; а это последнее объединяет в себе четыре аспекта самопричинности сущего (еще раз перечисим их: слитность с собой, принадлежность себе, воплощенность в себе, продолженность в себе). Когитальное Я (Я сам) воспроизводит в себе эти аспекты ощущения, обособляя их, придавая им качество само стоятельности.
Каков статус указанных сторон Я сам в семиотике Я? Перед нами то, что Ч. Пирс называл иконичес- кими знаками (иконический знак заключает в себе ряд свойств, присущих обозначаемому объекту).
Существуют данные эмпирических исследований, подтверждающие, что каждая из названных форм Я сам, проявляясь в поведении человека, сопровождается чувством самопричинности Я (феноменология самоцельности, самоданности, спонтанности самораскрытия, самоценной неадаптивности Я). Подробнее об этом — в наших книгах [Петровский, 1992]; [Петровский, 2010] и статье [Петровский, 2013].
Заметим, что четыре ипостаси самости еще не раскрывают нам характера существующих связей между ними. Но если принять, что со-бытие ощущаемых порождает их соощущение, то из нашего допущения следует многообразие форм ощущаемых связей между разными проявления самости.
Упомянем варианты соощущений, образующих более сложные формы Я сам (и с семиотической точки зрения являющиеся также иконическими знаками):
переживание себя и созерцание себя. «В норме» они соощущаемы, рефлексируясь как «собственный взгляд на себя», «точка зрения, с которой я вижу себя».
В случае если чувство себя и образ себя не выступают в единстве друг с другом, если они не образуют общего ощущения, возникает чувство «я не вижу себя», «я себя потерял», «что со мной?», или — «я не могу выразить то, что в действительности чувствую». Это значит, что в данном отношении Я-когито не состоялось;
переживание себя и полагание себя; в своей совместности они рефлексируются как аутентичность;
переживание себя и обретение себя; их со-бытие рефлексируется как обладание собой (ведь глубинный смысл этого — владеть собой);
созерцание себя и полагание себя; совместность двух переживаний рефлексируется как следование себе («На том стою...» (М. Лютер); «И нужно ни единой долькой // Не отступаться от лица.» (Б. Пастернак);
созерцание себя и устремленность к себе', их событие рефлексируется как принятие себя («любование собой »);
устремленность к себе и полагание себя; совместность их бытия рефлексируется как самоактуализация (сокровенные смыслы обнаруживают себя во вне).
Всё это — разные формы саморефлексии Я (более точно — Феноменального Я).
Формы саморефлексии Феноменального Я мозаично представлены в культуре россыпью символов. По словам В.П. Зинченко, «мы часто встречаем выражения, свидетельствующие если и не об отсутствии, то о размытости границ между познанием, чувством и волей: логика сердца; действие и страсть — одно; чувствующий ум; умное делание; единство аффекта и интеллекта; умные эмоции; эмоциональный интеллект; идея, становящаяся аффектом; проведение ума в сердце; союз ума и фурий (рождающий ублюдков); живописное соображение; визуальное мышление; зрячих пальцев стыд; от действия к мысли; ручные понятия; память — ищущий себя интеллект; живое движение — ищущий себя смысл; духовная жажда; голодный ум и т. д. и т. п. Подобные речевые миксты (монстры) должны были бы заставить усомниться в существовании чистых культур, но как схватить целое, если пренебрегли душой?».
Вопрос и в самом деле заключается в том, чтобы «схватить целое» — душу. При всем многообразии форм Когитального Я есть в них нечто, ощущаемое как общность их всех. Оно равным образом представлено в каждой, но вместе с тем не тождественно ни одной. Это — «чистое Я».
Чистое Я выступает в процедурах растождеств- ления:
«У меня есть тело, но я — это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное “Я”.
У меня есть эмоции, но я — это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим “Я”, радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, понимать и оценивать свои эмоции и, более того, управлять ими, использовать их, то очевидно, что они не есть мое “Я”...У меня есть интеллект, но я — это не мой интеллект. Он достаточно развит и активен. Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но я — это не мой интеллект.
Я — Центр чистого самосознания.
Я — Центр Воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психическими процессами.
Я — это постоянное и неизменное “Я”» [1, c. 145— 147] (рис. 15).
В контексте семиотики Я важно, что здесь перед нами не просто символ, но символ, в котором чувствуется несводимость его к символизируемому, — символ, заключающий в себе отрицание каких-либо ощущений, при этом само это отрицание ощущается . Он относится к особому роду знаков. Это знаки иного, чем знак, — чувственные знаки сверхчувственного 11. А в случае чистого Я (присмотримся к процедуре растождествления) это иконический знак отрицания (иконические знаки, как мы помним, обладают сходством с тем, что они обозначают; «чистота» Я — результат отрицания определенности, «очищения»).
Итак, мы приходим к завершающей форме восхождения к Ноуменальному Я. Она созидается цепочкой слов, движением образов, чувством вот только что, но все эти слова, образы, чувства как «часть» рефлексии в ней же и сходят на нет.
Озадачим себя вопросом, которым не считал нужным обременять себя Ассаджиоли, а именно: «Куда испаряется Я по мере становления «Чистого Я» в рефлексии?»
4. Трансгрессивное Я (свое другое Я; Я по ту сторону Я; Я-незнаемое). Только что мы застали что-то, отличное от рефлексивного Я; оно скрыто присутствовало в повествовании о нем, но угадывается как следствие (дериват) нарратива. Появление этого нового Я связано с переходом через невидимую черту, отделяющую рефлексивные формы Я от пострефлексивных. За этой чертой, мы чувствуем, есть «что-то такое», о чем сами не знаем, хотя оно и созидается нами: новое Я, пред лежащее будущему постижению[Зинченко, 2007] [Зинченко, 2010].
Данная форма Я нуждается в имени, заключающем в себе «не-знаемость» того, что случится (при переходе через черту). Одно из таких имен — «трансгрессия», означающее пересечение границ, выход за пределы, перемещение «по ту сторону» чего-либо. Иногда слову трансгрессия придается магический смысл волшебного перемещения в пространстве (например, в книге Б. и А. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» или Дж. Роулинг «Гарри Поттер»).
Итак, перед нами новая форма Я: «Трансгрессивное Я».
Чем является Трансгрессивное Я как знаковое образование? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить еще одну категорию сущих, относящихся к семиотике Я — «внезнаковое». Этот термин используется нами, чтобы выразить идею существования чистых бытийных форм, не являющихся знаками (ни означающими, ни означаемыми). Они — за пределом знаковой области; но коль скоро мы говорим о них, они примыкают к ней, находясь на границе. Это «что-то», о чем мы не можем сказать «что». Положение неозначенности и незнаемости, конечно, временное, сама мысль о внезнаковом придает ему знаковый статус. Однако все-таки, оглянувшись (как бы в зеркальце заднего вида), мы можем уловить присутствие этого «нечто» еще до его превращения в знак.
К такой категории явлений относится Трансгрессивное Я. В самый момент его появления мы не можем сказать о нем: «Это — я». Необходимо выйти за границы Я сам, покинуть территорию саморефлек- сии, чтобы после увидеть себя-иного (нового). Нельзя видеть точку, с которой смотришь. Чтобы потом сказать «я», необходимо сначала поставить себя на место этого некто («он», «она»), сказав о нем: «“Некто” есть именно ты, твое я».
И, таким образом, круг знаковых форм Я замыкается. Мы приходим к исходной форме Я. Перед нами вновь «Я-имя», объединяющее в себе «он (она)», «ты», «я» (и другие персональные дейксисы).
Отталкиваясь от Я-номена, мы возвращаемся к нему же. Круг знаковых форм Я замыкается.
Ноуменальное Я (Я-действительное). Сам этот круг — взглянем на него (см. рис. 9) — есть символ[Зинченко, 2012], обращающий нас к некому (не видимому на рисунке) обозначаемому. В семиотике Я данному символу мы отводим особое, скажем так, знатное, место. Денотат этого символа не предшествует ему (символу) ни исторически, ни логически; символ здесь предваряет появление символизируемого; последнее является дериватом этого символа. Символ как бы творит свой денотат, первичен по отношению к нему (в то время как денотат — вторичен).
Ровно о том, что существует «по ту сторону» знака, но рождается при его непосредственном участии, мы говорим «Ноуменальное Я» (в тексте, как мы помним, для обозначения Ноуменального Я используется крупная буква Я).
«Я» есть динамика переходов между номеналь- ной, феноменальной, когитальной и трансгрессивной формами Я. Рисунок четырех форм Я и объединяющей, пятой, символизирует идею Я, — самореализующегося представления, опосредующего активность индивидуума (см. далее «Психофизика Я»).
Рождается Я — реальное, «всамделишное», участ- ное в бытии. От того, как выглядит, в каких знаковых формах оно раскрывается перед людьми, зависит его собственное бытие. Значит, не только оно «соучаст- но» нам, но и мы соучастны ему[Карпов, 2012].
Знаковые аномалии в понимании Я
и их последствия
Ошибка порочного круга в самоинтерпетации, а также выпадение или нарушение тех или иных звеньев круга ноуменального Я позволяет интерпретировать акцентуации, дезадаптации, защитные механизмы, измененные состояния сознания личности. Перед нами следствия знаковых аномалий в осмыслении собственного Я. Назовем некоторые: бездействие, уход в дурную бесконечность «самоиска» (мы цитировали уже палиндром Вознесенского — «аксиома самоиска»; этот удивительный перевертыш соответствует наивному убеждению людей в том, будто можно когда-нибудь «доискаться» до своих истоков в воронке саморефлексии); защитные механизмы проекции, интроекции и ретрофлексии (нарушения в системе Я-номена); регрессии к фрейдовскому «океаническому» Я («остановка» развития на ступени Феноменального Я); избыточное самодистанцирование при утрате «Я-чувства» и смежные расстройства (при нарушениях в системе Феноменального Я);измененные состояния сознания при нарушении Я-когито.
К психофизике Я
Итак, «Я» в качестве артефакта есть искусственная (культурная) схема Я, реализующая себя в естественном материале ощущений и опосредующая активность индивидуума. Метафорически активность индивида в процессах такого опосредования можно уподобить световому лучу, проходящему сквозь отверстия в перфокарте; конфигурация просветов на перфокарте аналогична узору прообраза Я (напомним, что сделанная из тонкого картона перфокарта, применявшаяся в компьютерах первого поколения, представляет информацию наличием или отсутствием отверстий в определённых позициях карты). Сказанное означает, что прообразы возможного Я конфигурируют проходящий сквозь них поток активности, и в этом случае прообраз Я превращается в Я-ноумен, становится формообразующей причиной поведения (аналогия представлена рис. 16, где показано, как «возможно» физическое воплощение того, что существует в знаковом, двухмерном, дизайне — в плоскости идеального, на картине).
Заметьте: знаковая картина мира — это не только посредник в ряду «активность — знак — мир», но и следствие самой себя, как возвращающейся к себе причины; отразившись в объекте, превратившись, тем самым, в новый поток импульсов, активность как бы возвращается к себе, наводит новый порядок в знаковом психическом поле; рождаются новые знаки и, стало быть, новые посредники, конфигурирующие активность индивида (рис. 17).
Я есмь?
Теперь мы можем вернуться к исходному вопросу исследования: что есть Я, если считать его артефактом, то есть искусственно-естественным образованием, выдающим себя за имманентное свойство сознания?
Перед нами особое знаковое построение. Оно является оттиском культуры в пространстве витально-
сти индивидуума; оно воспроизводится и обновляется в процессах его активности; оно является, тем самым, причиной себя — causa sui (материальной, формальной, действующей и целевой).
Имея в виду все сказанное, предлагаем следующее определение. «Я» есть культурно-обусловленное, укорененное в природе индивидуума, опосредующее его активность и придающее ему статус субъекта знаковое образование.
Оглядываясь назад, мы видим себя, свое Я появившимся вместе с нашим рождением. Но это, конечно, иллюзия. Оно заявляет о себе, своем собственном появлении на свет, в возрасте приблизительно трех лет. И тут уж доподлинно: вначале — слово (и это слово — «Я»). Наряду с Номинальным Я культура подсказывает схемы упорядочивания впечатлений (соощуще- ний) индивида, образующих «знаковое тело» Я на различных ступенях его развития. Природа не наделила психику готовыми формами со-творения Я, но обеспечила круг возможностей к построению таких форм. Пусть не проверено эмпирически, но вполне допустимо предположить, что область возможного обладает здесь некоторой избыточностью относительно любой из форм, к присвоению которых располагает культура. Иначе говоря, есть некая «свобода выбора», непредрешенность пути становления Я.
Но эта непредрешенность, по-видимому, не означает отсутствия границ восприимчивости к культурным знакам Я. Эти знаки никогда бы не были пригодны для освоения индивидуумом, если бы не были предвосхищены природными возможностями человеческого тела. Я есть синтез природного и культурного, бессубъектной активности, «ждущей» своего знака, и знака, «подготовленного» к судьбоносной встрече[Петровский, 2010]. Однако ни то ни другое еще не Я.
Придерживаясь данной точки зрения, мы определили в этой работе альтернативные принципы схематизации Я — знаковые аномалии и знаковые модели реального Я. Знаковые аномалии в построении Я — это истинные фигуры невозможного (визуальные и вербальные), круги в определениях, символы дурной бесконечности. Знаковые модели реального Я — это Номинальное Я (Я-имя), Феноменальное Я (Мое), Когитальное Я (Я-сам), Трансгрессивное Я (свое другое Я), Ноуменальное Я (единство всех форм Я) и образующие их знаки.
Сам текст этой работы и визуальные решения, приведенные в нем, могут рассматриваться как психологические орудия (может быть, весьма далекие от совершенства!) построения Я.
Мы стремились освободить Я от всего, что делает его в наших глазах невозможным или логически небезупречным артефактом. Однако справедливости ради добавим, что стремление как-либо логически осмыслить («рационализировать») Я наталкиваются на некое экзистенциальное сопротивление. Многие философы и психологи склонны считать «Я» ускользающей от понимания сущностью.
Вопрос, является ли Я совершенной умственной конструкцией, укорененной в органическом теле индивидуума, или безумным умыслом человеческой
природы, не поддающимся уразумению, остается вопросом.
Свойственная многим людям эстетическая любовь к абсурду есть, возможно, попытка выразить ощущаемый алогизм бытия, в котором мы — соучастники. Так, возможно, мы пытаемся справиться с самонепо- ниманием. Напрашивается образ Океана Ст. Лема, как если бы он сошел с ума и пытался создать копию себя самого (а не только других существ) в надежде, что так можно осмыслить свое безумие.
Часто мы пытаемся спрыгнуть с лестницы Рутерсварда (рис. 18), не замечая, что кружим по ней.
Но почему, спрашивается, мы пытаемся доискаться, дойти «до самой сути»? Является ли этот драйв — вспомним Фуко! — проявлением заботы о себе? Но ведь в этой озабоченности собою есть риск самопотери или, по меньшей мере, — немоты. У А.Ф. Тютчева в его знаменитом «Silentium!» («Молчи!») есть строки: «Взрывая, возмутишь ключи, внимай их пенью и молчи!» (это там же, где сказано: «Мысль изреченная есть ложь»). Борис Пастернак: «Есть в опыте больших поэтов // Черты естественности той, // Что невозможно, их изведав, // Не кончить полной немотой. // В родстве со всем, что есть, уверясь // И знаясь с будущим в быту, // Нельзя не впасть к концу, как в ересь, // В неслыханную простоту. // Но мы пощажены не будем, // Когда ее не утаим. // Она всего нужнее людям, // Но сложное понятней им». Возможно, мы должны пройти тропой раннего Пастернака, чтобы прийти к позднему. Мне часто вспоминаются слова поэта, литературного критика, учителя, Анатолия Александровича Якобсона, говорившего, что раннего Пастернака он любит так, что нельзя любить больше, а позднего — еще больше, «через невозможное».
Мы утверждаем возможность себя «через невозможное» (рис. 19).
[Асмолов, 2007] Автор отчасти сохраняет устную форму подготовленного им пленарного доклада на XIV международных чтениях памяти Л.С. Выготского «Психология сознания: истоки и перспективы изучения» (12—16 ноября 2013 г. на базе института психологии им Л.С. Выготского. Российского государственного гуманитарного университета, Москва). К вопросу об артефактах: устный доклад не состоялся — рукопись публикуется (примеч. автора).
[Ассаджиоли, 2008] Понятие «контр-знак» (знак-разрушитель знаков) ввела исследователь комического М.В. Бороденко [5, с. 253—254]. Бессмысленно искать смысл там, где поработал контр-знак... Человек — это множество смыслов, множество помыслов, множество осмысленных, хотя и не всегда помысленных импульсов, пронизывающих его бытие, поведение, переживания, множество сосуществующих посланий, одни из которых стирают другие.
[Артефакт [Электронный ресурс]] Здесь, как нам кажется, есть перекличка с его же — Хармса — значительно менее известным высказыванием о несоответствии знака и денотата применительно к личности (хотя он описывал это в других терминах). Хармс говорил о цифрах, что они не похожи на то, что они изображают (исключение — цифра 1, а мы бы добавили — 0). Цифра 2 и цифра 3 не похожи на число 2 и число 3. Так и человек, говорил Хармс. Он не похож на того, в ком он, его облик и его суть не одно и то же.
[Бауэр, 1979] Имея дело с «чистым Я» Р. Ассаджиоли [Ассаджиоли, 2008], мы могли бы обратиться к ненастоящим (условным) фигурам невозможного, позволяющим выразить и направить движение рефлексии к такому Я, которое совершенно свободно от какого-либо эмпирического содержания (мы еще вернемся к этому, рассмотрев, как это «выглядит», говоря о Когитальном Я).
[Бороденко, 2007] В кавычки взяты термины семиотики Ч. Пирса.
[Дейксисы [Электронный ресурс]] «Печален ты: признайся, что с тобой».
Люблю, мой друг! —«Но кто ж тебя пленила?»
— Она. —«Да кто ж? Глицера ль, Хлоя, Лила?»
— О, нет! —«Кому ж ты жертвуешь душой?»
— Ах! ей! —«Ты скромен, друг сердечный!
Но почему ж ты столько огорчен?
И кто виной? Супруг, отец, конечно...»
— Не то, мой друг! —«Но что ж?» — Я ей не он.
(А.С. Пушкин. «ОНА»)
[Выготский, 1982] «Он» («она») в контексте нашего анализа — это, в частности, дейксис личного имени.
[Зинченко, 2007] Можно показать, что все эти дейксисы образуют замкнутый контур: особую систему, каждый элемент которой определяется сочетанием некоторых других элементов этой системы, например, справедливы равенства: моё «я» для меня = моё «ты» для тебя = моё «он» для него и т. п. В этом семиотическом контуре каждый элемент может быть замещен сочетанием других элементов и это замещение есть соощущение тождества элемента и композиции других элементов. Несколько «странноватые» равенства могут быть проиллюстрированы многими примерами, известными из художественной литературы. Таков, например, знаменитый рассказ А.И. Пантелеева «Буква “ты”» и мн. др. Контрапунктом может прозвучать пример из М.М. Жванецкого — о разнице между интеллигентным и обычным человеком. Простой человек говорит: «Вот сволочь! Что ты делаешь!» Интеллигентный: «Вот сволочь, что он делает!». В данном примере «ты» и «он» абсолютно противостоят друг другу, что может рассматриваться как комическая иллюстрация нашего тезиса «наоборот».
[Зинченко, 2010] В логическом плане все другие формы Я являют собой субъект-предикативные конструкции: 5 есть P. Субъектом суждения (5) являются ощущения и сложные композиции ощущений (будь то сильная боль или чувство благополучия, представление будущего или устремленность к нему и т. д. и т. п.), а предикатом (P) — лингвистическое Я; связка есть в этой конструкции представляет собой соощущение общности 5 и P.
[Зинченко, 2012] К феноменологии Сокровенного Я. Из дневника 16летнего юноши:
«… И вдруг я понял: этот смех — не мой,
и этот жест медлительный — не мой,
и, не маня,
недвижимое Я во мне, как за стеной.
И мысль сия
не ведает со мной
ни йоты общего:
куда ей до меня?»
[Карпов, 2012] Проблема в том, как «ощущается» нечто, не являющееся ощущением (философы говорят: «Как войти в воду, не замочив ноги?»). «Сверхчувственное» таково, что оно всегда — в одежке слов и образов, но никогда к ним не сводится. И в этой «одежке» присутствуют две «грани» сверхчувственного: чувственная модель («подстораживание» некоего неизвестного) и — ее (этой модели) столь же чувственное отрицание. В отличие от ощущения, представляющего собой сущее как знак себя, мысль есть сущее как знак иного. Пока мы не смотрим в «сторону сверхчувственного», оно для нас есть (выступая как чувственный знак, модель), но как только взглянем на него, оно распадется (то есть мы понимаем, что перед нами просто знак, знаковая форма с невидимым — ускользающим от нас — содержанием). Как если бы в калейдоскопе мы пытались разглядеть периферическую часть картинки. «Сверхчувственное», в сфере чувств, всегда есть неопределенно-чувственное — «что-то есть, но что есть — неизвестно», некое X, которое ни на что не похоже, в том числе и на свой собственный символ «X».
Сверхчувственное — манит. «Притягательность» сверхчувственного — особая статья. Люди одержимы стремлением «наступить на горизонт». Попытка трансгрессии чувственного в философии — своего рода гносеологический вуайеризм. Вот только «подсмотреть» сверхчувственное никак нельзя.
[Мах, 1908] A propos. Коллега (Е.Б. Старовойтенко) как-то спросила меня: «Есть ли что-то такое, что все люди на планете делают одновременно?» Я ответил: «Есть! Они не ведают, что творят».
[Петровский, 1992] «Символ», в нашем понимании, есть объект, которому интерпретатор придает некоторое значение (то есть воспринимает данный объект как знак), но способ интерпретации объекта как знака не является для самого интерпретатора знаком (то есть не может быть однозначно соотнесен с данным объектом); таким образом, связь «знак — смысловое значение» неоднозначна, не подлежит нормировке, не формализуема (по крайней мере, в системе координат интерпретатора).
[Петровский, 1996] Более полное рассмотрение Я-ноумена потребовало бы расширить контекст анализа. Важно обратиться к идеям культурно-деятельностного подхода в трактовке персоногенеза [Асмолов, 2007], проекту «органической» психологии [Зинченко, 2012], сочетающей в себе исследовательскую и конструктивную образующие, а также — к стратегиям развертки общей персонологии, объединяющей в себе теоретико-экспериментальные, герменевтические и практико-ориентированные разработки в области психологии личности [Петровский], [Петровский, а].
[Петровский, 2010] В диалоге с автором философ Т.М. Рябушкина в одной из наиболее ярких работ последнего времени, посвященных онтологии Я [22, с. 250—277], цитирует и критически анализирует наш тезис: «.подлинное Я есть результат синтеза, сплава активности ... природного (бессубъектного) происхождения и схемы Я (прообраза Я, произведенного в конечном счете культурой)» (Петровский [Петровский, 2011, с. 216]). С точки зрения Т.М. Рябушкиной, «в этом случае момент тождества сводится к биологическим импульсам» (22, с. 275). Нет, с моей точки зрения это не так, «момент тождества» не сводится к биологическим импульсам. Может быть, ситуация прояснится, если автор критики примет во внимание текст настоящей статьи, где Я, в развитие ранее высказанной мною точки зрения, трактуется как артефакт, искусственноестественное образование, в котором биологическое и культурное — вполне равноправные партнеры. Другое дело, что онтология синтеза подобного рода образует реальную проблему, сродни, может быть, психофизической проблеме. Метафорически, моменты тождества таких конструктов как, например, «субъективное» и «объективное», «внешнее» и «внутреннее», «природное» и «культурное» могут быть представлены в виде произведения двух мнимых чисел, противоположных по знаку: (+ i) и (- i). (Напомню читателю: символ «i = ^ - 1» предложил Эйлер, взявший для этого первую букву слова imaginarius). Обратим внимание: (+ i) х (- i) = 1 (действительное число). Применительно к случаю, «природное» как таковое и «культурное» как таковое суть мнимости, и лишь тогда, когда они сходятся «в моментах тождества», то есть выступая совместно, они порождают нечто действительное, а не мнимое (Петровский [Петровский, 2010, с. 319]).
Литература
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-исто- рическое понимание развития человека (Изд. 3-е). М.: Смысл: Изд. центр «Академия», 2007. — 528 с.
- Ассаджиоли Р. Психосинтез. М.: Изд.-во Института пси- хотерапии. Серия «Золотой фонд психологии», 2008. — 384 с.
- Артефакт [Электронный ресурс] // Википедия : сво- бодная энцикл. —http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обра- щения: 30. 11. 2013).
- Бауэр Б. Психическое развитие младенца. М.: Про- гресс, 1979. — 233 с.
- Бороденко М.В. Контрзнак // Психологический лек- сикон. Клиническая психология. Словарь. Ред. Н.Д. Тво- рогова М.: «Per se», 2007. — 415 с.
- Дейксисы [Электронный ресурс] // Он-лайн энцик- лопедия Кругосвет. http://www.krugosvet.ru/ (дата обра- щения 30. 11. 2013).
- Выготский Л.С. Инструментальный метод в психоло- гиии. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т.1. — 487 с.
- Зинченко В.П. Порождение смысла: монтаж метафор // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. — С. 17—30.
- Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянской культуры, 2010. — 920 с.
- Зинченко В.П. Проект «органической» психологии: от культурно-исторической психологии к культурно-исто- рическому подходу // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред. В.П. Зинченко; науч. ред. Т.Г. Щедрина. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. № 2. — С. 52—71.
- Карпов А.В. Рефлексивная детерминация деятель- ности и личности. М.: РАО, 2012. — 476 с.
- Мах Э. Анализ ощущений и отношение физическо- го к психическому. М., 1908. — 308 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной актив- ности. М.: РОУ, 1992. — 224 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996. — 272 с.
- Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Логос, 2010. — 559 с.
- Петровский В.А. Начала персонологии «Я»: сущест- вует ли ее предмет? / Стиль мышления: проблема истори- ческого единства научного знания. К 80-летию В.П. Зин- ченко (глава в коллективной монографии под общ. ред. Т.Г. Щедриной). М., 2011а. — С. 200 —215.
- Петровский В.А. Мыслю? — Да! Но существую ли? // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. — C. 12—26.
- Петровский В.А., Старовойтенко Е.Б. Наука личности: четыре проекта общей персонологии // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2012б. Т. 9, № 1. — С. 21—39.
- Петровский В.А. Понимание Я: по ту сторону «по- рочного круга» // Развитие личности. М., 2013. № 1.
- Порочный круг [Электронный ресурс] // Википе- дия: свободная энцикл. — http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 30. 11. 2013).
- Рутерсвард О. Невозможные фигуры. М.: Стройиз- дат, 1990. — 130 с.
- Рябушкина Т.М. Лабиринт идентичностей как со- временный вариант лабиринта Юма / Проблема «Я»: фи- лософские традиции и современность // Под ред. В.Н. По- руса. М.: Альфа-М, 2012. — 351 с.
- Я // Новейший философский словарь: 3-е изд., ис- правл. Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1280 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2824
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 1162
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2