К проблеме воли в трудах Л.С. Выготского

1250

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, ставившего своей целью проследить теоретические понятия, разработанные Л.С. Выготским применительно к проблеме воли, и рассмотреть их в контексте других работ, выполненных в рамках культурно-исторического подхода. Исследование было выполнено с опорой на библиографический метод. Полученные результаты свидетельствуют о том, что Выготский уделял особое внимание человеческой способности к произвольной регуляции высших психических функций. Будучи существом социальным, человек испытывает на себе влияние других людей через отношения, опосредованные языком. Речь же, согласно Выготскому, является одним из наиболее мощных средств воздействия на поведение других людей, равно как и средством организации собственного пове- дения человека. Таким образом, речь человека выступает фундаментальным психологическим орудием, опосредующим его волю. Особо подчеркивается, что понятие воли предполагает наличие у человека свободы как осознанной необходимости выбора между различными возможностями, открывающимися перед ним. Вспомогательные мотивы, формирующиеся под воздействием культуры, помогают человеку совершать выбор. В основе воли лежат воображение и способность к творчеству, однако социальная среда, внутри которой живет и действует человек, оказывается не менее значимым компонентом человеческой воли.

Общая информация

Ключевые слова: выбор, воля, язык, свобода, высшие психические функции, Выготский Л.С., культурно-историческая психология, вспомогательные мотивы, библиографическое исследование сознательности

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Селау Б., Боэссио К. К проблеме воли в трудах Л.С. Выготского // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 1. С. 107–112.

Литература

  1. Bardin L. Analise de conteudo. Lisboa, 2009.
  2. Damasio A. O erro de Descartes. S.P., 1996.
  3. Damiani M.F. Como jovens de classe trabalhadora expli- cam seu sucesso escolar? Projeto de pesquisa "Estudo Longitudinal dos Nascidos em 1982 em Pelotas (RS): acom- panhamento educacional". Pelotas, 2009.
  4. Derry J. The unity of intellect and will: Vygotsky and Spinoza // Educational Review. Vol. 56. № 2. 2004.
  5. Kozulin A. La psicologia de Vygotski: biografia de unas ideas. Madrid, 1994.
  6. Leontiev  A.N.  Actividad,  Conciencia  y  Personalidad. Mexico, 1984.
  7. Leontiev A.N. Will. Journal of Russian and East European Psychology // Vol. 43. № 4. 2005.
  8. Lima T.C.S., Mioto R.C.T. Procedimentos metodolo - gicos na construc~ao do conhecimento cientifico: a pesquisa bibliografica // Rev. Katal. Vol. 10. № esp. 2007.
  9. Lordelo L.R., Tenorio R.M. A consciencia na  obra de L.S. Vigotski:  analise  do  conceito  e  implicacoes  para  a
  10. Dranka R.A.P. Linguagem como mediac,ao entre a vontade do eu e do outro // Linguagem em (Dis)curso. Vol. 1.№ 2. 2001.
  11. Jantzen W. The problem of the will in the late work of Vygotsky and Leont'ev's solution to this problem // human_ontogenetics, Vol. 3, Issue 2, jul. 2009.
  12. Psicologia e a Educac,ao // Revista Semestral da Associac,ao Brasileira de Psicologia Escolar e Educacional. Vol. 14. № 1. 2010.
  13. Luria A.R. Epilogo. In: Vygotsky L.S. Obras Escogidas. Vol. 2. Madrid, 1993.
  14. Moraes R. Uma tempestade de luz: a compreens~ao pos- sibilitada pela analise textual discursiva // Ciencia & Educacao. Vol. 9. № 2. 2003.
  15. Rivie`re A. La psicologia de Vygotsky. Madrid, 2002.
  16. Salvador A.D. Metodos e tecnicas de  pesquisa bibliografica. P.A., 1982.
  17. Spinoza B. Etica. B.H., 2007.
  18. Van Der Veer R., Valsiner J. Vygotsky: uma sintese. S.P., 2006.
  19. Vygotsky L.S. Obras Escogidas.Vol.1. Madrid, 1997.
  20. Vygotsky L.S. Obras Escogidas. Vol. 2. Madrid, 1993.
  21. Vygotsky L.S. Obras Escogidas. Vol. 3. Madrid, 1995.
  22. Sawaia B.B. A emoc,ao como locus de produc,ao do con- hecimento — Uma reflex~ao inspirada em Vygotsky e no seudialogo com Espinosa // III Conferencia De Pesquisa Socio- Cultural. Campinas, Brazil. Ed. 3. 2000.
  23. Sawaia B.B. Psicologia e desigualdade social: uma reflex~ao sobre liberdade e tranformac~ao social // Psicol. Soc. Vol. 21. № 3. 2009.
  24. Shotter J. Vygotsky and consciousness as con-scientia, as witnessable knowing along with others // Theory & Psy- chology. Vol. 16. № 1. 2006.
  25. Vygotsky L.S. Obras Escogidas. Vol. 4. Boadilla del Monte, 2006.
  26. Vygotsky L.S. The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 6. N.Y. 1999.
  27. Vygotsky L.S. Psicologia Pedagogica. P. A., 2003.
  28. Wertsch J.V. Vygotsky y la formacion social de la mente. Barcelona, 1988.

Информация об авторах

Селау Бенто, Professor, Universidade Federal do Pampa

Боэссио Кристина, доктор, профессор факультета литературы и испанского языкаи Федерального университета пампы, Бразилия, e-mail: cristinapdb@hotmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4130
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1250
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3