Зарецкий В.К. кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127 e-mail: zaretskiyvk@mgppu.ru
В статье на материале опубликованных работ Л.С. Выготского прослеживается динамика его представлений о развитии ребенка, делается попытка обоснования его высказывания о том, что один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии, как одного из ключевых положений культурно-исторической теории в аспекте ее приложения к проблеме развития ребенка. Это положение ставится в один ряд с двумя другими важнейшими положениями о том, что обучение идет впереди развития, и о зоне ближайшего развития. Приводится многовекторная модель зоны ближайшего развития как одного из концептуальных инструментов рефлексивно-деятельностного подхода к оказанию помощи детям в преодолении учебных трудностей. Приводится описание случая оказания психолого-педагогической помощи, способствующей развитию ребенка-сироты с инвалидностью. Делается вывод о том, что тезис Л.С. Выготского о специфическом характере связи обучения и развития имеет принципиальное теоретическое и практическое значение, в том числе для практики работы с особенными детьми.
Для тех, кто занимается развитием, ищет пути содействия
развитию в случаях его задержек и разнообразных отклонений от нормы, таким
тезисом является широко известная фраза, первый и единственный раз
встречающаяся в текстах Л.С. Выготского в 1934 г. в работе «Мышление и речь» в
шестой главе — предпоследней главе в последней из написанных Л.С. Выготским
книг [11]. В этой главе, написанной незадолго до смерти1, когда,
критикуя позицию К. Коффки по вопросу взаимоотношения обучения и развития, Л.С.
Выготский, находясь как бы в полемическом запале, вдруг делает резкое
заявление о том, что «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии»
[11, с .230]. И, видимо, обращаясь именно к Коффке, он, чтобы критикуемому им
автору было более понятно, использует для метафоры немецкую, а не русскую
валюту («Мы обучили ребенка на пфеннинг, а он развился на марку» [11, там
же]2.
Литература
Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного
мышления // Дис. … докт. психол. наук. М., 2002. 41 с.
Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов
зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопросы
психологии. 1997. № 1. С. 19—25.
Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. М.: Смысл,
1996. 420 с.
Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса //
Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25—40.
Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология
сознания: в поисках утраченного (статья вторая) // Культурно-историческая
психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 117—126.
Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности //
Собр.соч.: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. М.:
Педагогика, 1983. С. 62—84.
Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр.
соч.: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 78—98.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс,
1999. 536 с.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр.
соч.: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия,
М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. С. 291—436.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. Т.2. М.:
Педагогика, 1982. С. 5—361.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр.
Соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 5—328.
Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной психологии) //
Собр.соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 243—432.
Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с
обучением // Л.С. Выготский. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс,
1999. С. 336—354.
Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.:
Педагогика, 1983. 369 с.
Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте //
П.Я. Гальперин. Психология как объективная наука. М.: Издательство «Институт
практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. С. 357—388.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544
с.
Зарецкий В.К. Эргономика в системе научного знания и инженерной
деятельности // Методологические проблемы проектной деятельности в эргономике:
сб. статей. М.: ВНИИТЭ, 1989. С. 8—20.
Зарецкий В.К. Исходные методологические представления о движущих
силах саморазвития личности в образовательных системах (разработка приемов
развития творческого потенциала личности студента) // Психолого-педагогические
вопросы продвижения личности в многоуровневой системе обучения. Обзорная
информация. Проблемы непрерывного образования. Вып. 2. М.: НИИВО, 1993. С.
6—16.
Зарецкий В.К. Об опыте рефлексивно-деятельностного подхода к
организации коррекционных занятий по русскому языку // Методы и средства
реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью: сб. аналит. и
методич. материалов / Сост. О.Н. Ертанова, М.В. Громова. М.: ИПИ РАО. 1998. С.
86—90.
Зарецкий В.К. Помощь детям с трудностями в обучении в опоре на зону
ближайшего развития // Материалы международной конференции
«Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы
развития» (г. Москва, 3—4 октября 2006 г.). М.: ООО «АЛВИАН». 2007.
С.111—119.
Зарецкий В.К. О чем не успел написать Л.С. Выготский //
Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—104.
Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего
развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13—25.
Зарецкий В.К. Думая о Петре Яковлевиче Гальперине //
Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 73—85.
Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного
подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи //
Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 8—37.
Зарецкий В.К., Гордон М.М. О возможности индивидуализации
образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в
инклюзивной практике // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С.
19—26.
Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Евлашкина Н.М.,
Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением.
Почему возникают? Как помочь? М.: Форум, 1011. 208 с.
Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Случай Дениса Г. // Консультативная
психология и психотерапия. 2015. № 2. С. 166—180.
Зарецкий Ю.В. Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности
как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная психология и
психотерапия. 2013. № 2. С. 110—128.
Зинченко В.П. Лев Семенович Выготский: жизнь и деятельность // Стиль
мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию
Владимира Петровича Зинченко. Коллективная монография / Под общ. ред. Т.Г.
Щедриной. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С.
294—299.
Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.:
ПЕР СЭ, 2001. 192 с.
Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего
развития // Психологический журнал. 2001. № 4. Т. 22. С. 42—50.
Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1990. 158 с.
Мещеряков Б.Г. Взгляды Выготского на науку о детском развитии //
Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 103—112.
Морозов С.М. Диалектика Выготского: внечувственная реальность
деятельности. М.: Смысл, 2002. 118 с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.:
Тривола, 1995. 360 с.
Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Пространственновременная схема зоны
ближайшего развития // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 13—26.
Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл,
2005. 488 с.
Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего
образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008. 416 с.
Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расстройств
аффективного спектра. М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2011. 480 с.
Холмогорова А.Б. (в этом выпуске).
Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культурно-историческая
концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как
психотерапевты // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С.
108—118.
Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону
ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С.
61—73.
Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.:
ОИРО, 2010. 432 c.
Эльконин Б.Д. Педагогическая идея развивающего обучения //
Современность и возраст / Б.Д. Эльконин, Б.А. Архипов, О.С. Остоверх, О.И.
Свиридова. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2015. С.
26—28.
Эльконин Д.Б. Детская психология. 5-е изд. М.: Издательский центр
«Академия», 2008. 384 с.
Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхождения
когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии,
1987. № 6. С. 20—30.
Bandura A.A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior
change // Psychological Review. 1977. Vol. 84. P. 191—215.
The Cambridge Companion to Vygotsky / edited by Harry Daniels,
Michael Cole, James V. Wersch. Cambridge University Press, 2007. 462 p.
R. van der Veer, J. Valsiner. Understanding Vygotsky: a quest for
synthesis. BLACKWELL. Oxford: UK&Cambridge; USA, 1991. 450 p.
Seligman M.E.P. Power and powerlessness: Comments on «cognates of
personal control» // Applied and Preventive Psychology. 1992. № 1. P.
119—120.
Zaretskii V.K. Zone of proximal development: what Vygotsky didn't
have time to write // Journal of Russian and East European Psychology. 2009.
Vol. 47. № 6. P. 70—93.