Эльконин Б.Д. доктор психологических наук, заведующий лабораторией «Психология младшего школьника», ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3118-5154 e-mail: belconin@bk.ru
В статье строится представление о возможностях продолжения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в современности. Сам акт опосредствования представляется как проблема и объект изучения — как Посредническое Действие. Посредническое действие становится в пробах утверждения значения знака человеком, которому он обращен. Утверждение значения есть освоение самого перехода «натуральное—культурное». Здесь значение обретает функцию образца действия. Образец выступает как объект совместного действия и строится как отношение и граница между требуемым и иным. Далее Посредническое действие развертывается в освоение образца как системы опор активности. Освоение системы опор есть включение действия в пространство его возможностей — поле. Включение в пространство возможностей требует индивидуализации действия. Освоение границ пространства возможностей как пределов реализации намерения есть построение Личного действия.
Пожалуй, самым важным в размышлениях о современности культурно-исторической
концепции Л.С. Выготского является представление о том ее заново прочтении,
относительно которого возможно опробование новых перспектив. Такое
представление важно, потому что многие категории, как самого Выготского, так и
его последователей — «деятельностников», мнятся «уже понятыми», становятся
«общими местами».
Архипов Б.А., Максимова Е.В., Семенова Н.Е. Уро- вень тонической
регуляции как основа формирования пси- хики ребенка // Психотерапия. 2010. № 5.
С. 24—33.
Архипов Б.А., Эльконин Б.Д. Язык антропотехниче- ского
(посреднического) действия // «Антропопраксис». Ежегодник гуманитарных
исследований. 2011. С. 5—16.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная
литература, 1975. 502 с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424
с.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии
активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Изда- тельский дом «Постум»,
2016. 239 с.
Божович Л.И. Речь и практическая интеллектуаль- ная деятельность
ребенка (экспериментально-теоретиче- ское исследование) (Ч. 4) //
Культурно-историческая пси- хология. 2007. № 2. С. 2—10.
Бугрименко Е.А. Знак и позиция в эксперименталь- но-генетическом
методе // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 80—91.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.
504 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика,
1983. 368 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика,
1983. 369 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. М.: Педагогика,
1984. 397 с.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Институт
практической психологии. Воронеж: НПО «Модэк», 1998. 480 с.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцен- дентальная
феноменология. СПб.: Владимир Даль, 2004. 398 с.
Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач // Психология
мышления. М.: Наука, 1965. С. 86—234.
ЕгороваА.А. Феномены построения способа действия //
Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 96—102.
Егорова А.А. Построение ситуации собственного действия: способ
действия и намерение // Культурно- историческая психология. 2010. № 3. С.
18—27.
Завершнева Е.Ю. Две линии развития категории «смысл» в
работах Л.С. Выготского // Вопросы психоло- гии. 2015. № 3. С. 116—132.
Завершнева Е.Ю. Представления о смысловом поле в теории динамических
смысловых систем Л.С. Выготско- го // Вопросы психологии. 2015. № 4. С.
119—135.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. М.:
Педагогика, 1986. 296 с.
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР,
1960. 429 с.
Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета (воз- вращение из
изгнания). М.: Изд-во УРАО, 2000. 208 с.
Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические во- просы психологии.
М.: Изд-во МГУ, 1983. 164 с.
Левин. К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. 568 с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584
с.
Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельно- сти: ранние работы.
М.: Смысл, 2003. 439 с.
Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Восстановление дви- жения. М.:
Советская наука, 1945. 231 с.
Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта (краткий очерк) // Контекст —
1981. М.: Наука, 1982. С. 48—78.
Нежнов П.Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного
развития» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. № 1.
С. 133— 146.
Обухова Л.Ф. Механизмы возникновения нового в
развитии // У истоков развития: сб. науч. Статей / Ред. Л.Ф. Обухова, И.А.
Котляр (Корепанова). М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 24 — 33.
Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М.: Изд-во МГУ, 1972.
152 с.
Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психаго- гика. М.: Смысл,
2005. 488 с.
Смирнов С.А. Форсайт человека (Опыты по неклас- сической философии
человека). Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет», 2015. 660 с.
Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.
Хайдеггер М. Гегель. СПб.: «Владимир Даль», 2015. 319 с.
Хасан Б.И. Психолого-педагогические основания диагностики
индивидуального прогресса // Мониторинг индивидуального прогресса учебных
действий школьни- ков. Красноярск: НФПК, 2006. С. 17—25.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в
традиции культурно-исторической теории Л.С. Выгот- ского). М.: Тривола, 1994.
168 с.
Эльконин Б.Д. Опосредствование. Действие. Разви- тие. Ижевск:
Издательский дом «ERGO», 2010. 279 с.
Эльконин Б.Д. Событие действия (заметки о разви- тии предметных
действий. II) // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. 2014. С.
11—19.
Эльконин Д.Б. Актуальные вопросы исследования периодизации
психического развития в детстве // Пробле- мы периодизации развития психики в
онтогенезе. Тезисы Всесоюзного симпозиума. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1976. С.
3—5.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
555 с.
Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно-ро- левой игры //
Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 54—61.
Эльконинова Л.И., Бажанова Т.В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры
// Культурно-историческая психо- логия. 2007. № 2. С. 2—10.