Посредническое Действие и Развитие

2674

Аннотация

В статье строится представление о возможностях продолжения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в современности. Сам акт опосредствования представляется как проблема и объект изучения — как Посредническое Действие. Посредническое действие становится в пробах утверждения значения знака человеком, которому он обращен. Утверждение значения есть освоение самого перехода «натуральное—культурное». Здесь значение обретает функцию образца действия. Образец выступает как объект совместного действия и строится как отношение и граница между требуемым и иным. Далее Посредническое действие развертывается в освоение образца как системы опор активности. Освоение системы опор есть включение действия в пространство его возможностей — поле. Включение в пространство возможностей требует индивидуализации действия. Освоение границ пространства возможностей как пределов реализации намерения есть построение Личного действия.

Общая информация

Ключевые слова: опосредствование, посредническое действие, присутствие, уместность, развитие, переход , образец, значение, опора, поле , смысловое поле

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120306

Для цитаты: Эльконин Б.Д. Посредническое Действие и Развитие // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 93–112. DOI: 10.17759/chp.2016120306

Фрагмент статьи

Пожалуй, самым важным в размышлениях о современности культурно-исторической концепции Л.С. Выготского является представление о том ее заново прочтении, относительно которого возможно опробование новых перспектив. Такое представление важно, потому что многие категории, как самого Выготского, так и его последователей — «деятельностников», мнятся «уже понятыми», становятся «общими местами».

Литература

  1. Александрова Л.А. Субъективная витальность как личностный ресурс [Электронный ресурс] //Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 3(17). URL: http://psystady.ru (дата обращения: 1.07.2016).
  2. Архипов Б.А., Максимова Е.В., Семенова Н.Е. Уро- вень тонической регуляции как основа формирования пси- хики ребенка // Психотерапия. 2010. № 5. С. 24—33.
  3. Архипов Б.А., Эльконин Б.Д. Язык антропотехниче- ского (посреднического) действия // «Антропопраксис». Ежегодник гуманитарных исследований. 2011. С. 5—16.
  4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 502 с.
  5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
  6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.
  7. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Изда- тельский дом «Постум», 2016. 239 с.
  8. Божович Л.И. Речь и практическая интеллектуаль- ная деятельность ребенка (экспериментально-теоретиче- ское исследование) (Ч. 4) // Культурно-историческая пси- хология. 2007. № 2. С. 2—10.
  9. Бугрименко Е.А. Знак и позиция в эксперименталь- но-генетическом методе // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 80—91.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. 369 с.
  13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984. 397 с.
  14. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «Модэк», 1998. 480 с.
  15. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцен- дентальная феноменология. СПб.: Владимир Даль, 2004. 398 с.
  16. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач // Психология мышления. М.: Наука, 1965. С. 86—234.
  17. Егорова А.А. Феномены построения способа действия // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 96—102.
  18. Егорова А.А. Построение ситуации собственного действия: способ действия и намерение // Культурно- историческая психология. 2010. № 3. С. 18—27.
  19. Завершнева  Е.Ю.  Две линии развития категории «смысл» в работах Л.С. Выготского // Вопросы психоло- гии. 2015. № 3. С. 116—132.
  20. Завершнева Е.Ю. Представления о смысловом поле в теории динамических смысловых систем Л.С. Выготско- го // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 119—135.
  21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1986. 296 с.
  22. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 429 с.
  23. Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета (воз- вращение из изгнания). М.: Изд-во УРАО, 2000. 208 с.
  24. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические во- просы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983. 164 с.
  25. Левин. К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. 568 с.
  26. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
  27. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельно- сти: ранние работы. М.: Смысл, 2003. 439 с.
  28. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Восстановление дви- жения. М.: Советская наука, 1945. 231 с.
  29. Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта (краткий очерк) // Контекст — 1981. М.: Наука, 1982. С. 48—78.
  30. Нежнов П.Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. № 1. С. 133— 146.
  31. Обухова Л.Ф.  Механизмы  возникновения  нового в развитии // У истоков развития: сб. науч. Статей / Ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Котляр (Корепанова). М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 24 — 33.
  32. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М.: Изд-во МГУ, 1972. 152 с.
  33. Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психаго- гика. М.: Смысл, 2005. 488 с.
  34. Смирнов С.А. Форсайт человека (Опыты по неклас- сической философии человека). Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет», 2015. 660 с.
  35. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.
  36. Хайдеггер М. Гегель. СПб.: «Владимир Даль», 2015. 319 с.
  37. Хасан Б.И. Психолого-педагогические основания диагностики индивидуального прогресса // Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьни- ков. Красноярск: НФПК, 2006. С. 17—25.
  38. Эльконин Б.Д. Введение  в  психологию  развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выгот- ского). М.: Тривола, 1994. 168 с.
  39. Эльконин Б.Д. Опосредствование. Действие. Разви- тие. Ижевск: Издательский дом «ERGO», 2010. 279 с.
  40. Эльконин Б.Д. Событие действия (заметки о разви- тии предметных действий. II) // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. 2014. С. 11—19.
  41. Эльконин Д.Б. Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития в детстве // Пробле- мы периодизации развития психики в онтогенезе. Тезисы Всесоюзного симпозиума. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1976. С. 3—5.
  42. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 555 с.
  43. Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно-ро- левой игры // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 54—61.
  44. Эльконинова Л.И., Бажанова Т.В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры // Культурно-историческая психо- логия. 2007. № 2. С. 2—10.

Информация об авторах

Эльконин Борис Даниилович, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией «Психология младшего школьника», ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3118-5154, e-mail: belconin@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3253
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 2674
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 13