В настоящей статье мы используем метод визуализации Выготского, применяемый им в работе «Психология искусства» (1925) для исследования того, как можно изобразить и схематически представить единство эмоционального переживания в конкретном месте. Мы используем этот метод для изучения детских впечатлений, зафиксированных во время учебной экологической экскурсии, построенной на основе воспитательного драматического произведения повествовательного характера. Важную роль в этом визуальном методе играет динамическая связь между детскими эмоциональными переживаниями и конкретным местом, где они испытали эти переживания. Кроме того, большое значение имеет время, поскольку непосредственное переживание фиксируется как вспоминаемое (аналепсис) и предчувствуемое (пролепсис) по мере развертывания повествования. На основе исследования двух конкретных примеров мы выделили наиболее важные места в экскурсии, которые оказались наиболее эмоционально насыщенными для учеников. Отслеживая их воспоминания о пережитом опыте во времени, мы смогли определить, как впечатления, полученные ими на месте, отражаются на их личности в прошлом, настоящем и будущем. Метод визуального представления — это попытка соединить воедино связанные аспекты переживания, а именно эмоциональные ощущения, место и время, в рамках единого аналитического подхода.
Благодарности. Настоящая статья — часть текущей исследовательской дипломной работы для получения диплома о высшем образовании и степени доктора философских наук. Исследование выполнено при поддержке стипендии, предоставленной в рамках Австралийской правительственной образовательно-исследовательской программы (RTP).
Ссылка для цитирования
Литература
Blunden A. 2014 // URL: http://wiki.
lchc.ucsd.edu/CHAT/Perezhivanie.
Blunden A. Translating perezhivanie into English // Mind, Culture,
and Activity. Vol 23. № 4. P. 274—283. doi:10.1080/10749039.2016.1186193.
Bozhovich L. The social situation of child development // Journal
of Russian and East European Psychology. Vol 47(4). P. 59—86.
doi:10.2753/RPO1061-0405470403.
Bunin I., Bowie R. Night of denial: Stories and novellas:
Northwestern University Press. Количество страниц ?
Perezhivanie in researching playworlds: Applying the concept of
perezhivanie in the study of play / S. Davis (Ed.) // Dramatic Interactions in
Education: Vygotskian and Sociocultural Approaches to Drama, Education and
Research. L.: Bloomsbury Academic, 2015. P. 57—75.
Fleer M. An everyday and theoretical reading of perezhivanie for
informing research in early childhood education // International Research in
Early Childhood Education. Vol 7(1). P. 34—49.
Fleer M., Hammer M. ‘Perezhivanie’ in group settings: A
cultural-historical reading of emotion regulation // Australasian Journal of
Early Childhood. Vol. 38. №. 3. P. 127—134.
Gonzalez Rey F. A Re-examination of defining moments in Vygotsky’s
work and their implications for his continuing legacy // Mind, Culture, and
Activit. Vol 18(3). P. 257— 275. doi:10.1080/10749030903338517.
Greenwood D.A. A critical theory of place-conscious education /
R.B. Stevenson (Ed.) // The International Handbook of Research on Environmental
Education. AERA-American educational Research Association: Routledge, 2013. P.
93—100.
Gruenewald D.A. Foundations of Place: A Multidisciplinary
Framework for Place-Conscious Education // American Educational Research
Journal. Vol 40(3). P. 619—654. doi:10.3102/00028312040003619.
Gruenewald D.A. The best of both worlds: a critical pedagogy of
place // Environmental Education Research. Vol 14(3). P. 308—324.
doi:10.1080/13504620802193572.
Kozulin A. Vygotsky’s Psychology: A Biography of Ideas. Harvard
University Press, 1999. Количество страниц?
Mannion G., Fenwick A., Lynch J. Place-responsive pedagogy:
Learning from teachers’ experiences of excursions in nature // Environmental
Education Research. doi:10.10 80/13504622.2012.749980.
Michael M. Dramatic interactions: From Vygotsky’s life of drama to
the drama of life / S. Davis (Ed.) // Dramatic interactions in education.
London: Bloomsbury Publishing. 2015. С. 19—37.
Petruzzi A.P. Kairotic rhetoric in Freire’s liberatory pedagogy //
JAC: A Journal of Composition Theory. Vol. 21(2). P. 349—381.
Phillips L.G. Research with children: voice, agency and
transparency / A.D. Warren Midgley (Ed.) // Echoes: Ethics and Issues of Voice
in Education Research. The Netherlands: Springer, Rotterdam, 2014. P.
165—182.
Renshaw P., Tooth R. Perezhivanie mediated through narrative
place-responsive pedagogy / A. Surian (Ed.) // Open Spaces for Interactions and
Learning Diversities. Rotterdam: Sense, 2016. P. 13—23.
Roth W., Jornet A. Perezhivanie in the light of the later
Vygotsky’s Spinozist turn // Mind, Culture, and Activity. P. 1—10.
doi:10.1080/10749039.2016.1186197.
Rubtsova O.V., Daniels H. The concept of drama in Vygotsky’s
theory: Application in research // Cultural-Historical Psychology. 2016. Vol.
12, no. 3. P. 189—207. doi:10.17759/chp.2016120310.
Smagorinsky P. Vygotsky’s stage theory: The Psychology of Art and
the actor under the direction of perezhivanie // Mind, Culture, and Activity.
Vol. 18(4) . P. 319—341. doi:10.1080/10749039.2010.518300.
Somerville M. A Place Pedagogy for ‘Global
Contemporaneity’//Educational Philosophy and Theory. Vol. 42(3). P.
326—344.
Somerville M. Place, storylines and the social practices of
literacy // Literacy. Vol. 47(1) . P. 10—16.
Theron L., Mitchell C., Smith A., at al. Drawing as research
method / Mitchell C. (Ed.) // Picturing Research: Drawing as Visual
Methodology. Rotterdam: SensePublishers, 2012. Страницы, на которых
опубликована статья?
Tooth R. The Pullenvale Storythread Model: An Alternative Approach
to Environmental Education Curriculum Design and Practice. Brisbane,
Queensland: Pullenvale Environmental Education Centre, 1993. P. 1038—2046.
Tooth R., Renshaw P. Reflections on pedagogy and place: A Journey
into learning for sustainability through environmental narrative and deep
attentive reflection // Australian Journal of Environmental Education. Vol. 25.
P. 95—104.
Tooth R., Renshaw P. Hoodwinked — A Story Seed that Became a
Forest. Unpublished work. 2015.
Tuan Y.-F. Place: An experiential perspective // Geographical
Review. Vol. 65(2). P. 151—165. doi:10.2307/213970.
Vadeboncoeur J.A., Collie R.J. Locating social and emotional
learning in schooled environments: A vygotskian perspective on learning as
unified // Mind, Culture, and Activity. Vol. 20(3). P. 201—225.
doi:10.1080/10749039.2012.755205.
Veresov N., Fleer M. Perezhivanie as a theoretical concept for
researching young children’s development // Mind, Culture, and Activity, 2016.
1—11. doi:10.1080/10749039.2016.1186198.
Vygotsky L.S. Play and its role in the mental development of the
child C. / Mulholland, trans.; transcription/markup: Nate Schmolze; ed. // URL:
https://www.marxists.org/archive/vygotsky/works/1933/play.htm. (accessed
01.03.17).
Vygotsky L.S. The problem of the environment / R. an der Veer
(Ed.) // The Vygotsky Reader. Oxford, UK: Blackwell, 1934/1994. P.
338—354.
Vygotsky L.S. The psychology of art (Scripta Technica, Inc.,
Trans.). Cambridge, MA, L.: MIT press, 1971. P. 152—319.
Vygotsky L.S. The history of the development of higher mental
functions. // The Collected Works of LS Vygotsky. 4. N.Y.: Plenum, 1997. На
каких страницах опубликована работа?
Vygotsky L.S. The teaching about emotions.
Historical-psychological studies // The Collected Works of LS Vygotsky. 6.
N.Y.: Plenum, 1999. P. 71—235.
Vygotsky L.S. Imagination and creativity in childhood // Journal
of Russian and East European Psychology. Vol. 42(1) . P. 7—97.
Wattchow B., Brown M. A Pedagogy of Place: Outdoor Education for a
Changing World. Clayton, Vic: Monash University Publishing, 2011. Количество
страниц?
Zholkovsky A. A Study in Framing: Pushkin, Bunin, Nabokov and
Theories of Story and Discourse. 2006 //URL:
http://www-bcf.usc.edu/~alik/eng/tct/chap4.htm#2 (accessed 11.10.2016).