Делибалт В.В. доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9586-3188 e-mail: delibaltvv@mgppu.ru
Богданович Н.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420 e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru
В статье рассматривается психосоциальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в юридически значимые ситуации, в контексте профессионального стандарта. Чаще всего понятие «реабилитация» определяется как система некоторых мер и/или мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию, компенсацию нарушенных психических функций или качеств человека. Однако такой подход не позволяет содержательно сформулировать цель и задачи реабилитационного процесса, имеющие значение для юридической психологии как науки и оказания практической психологической помощи несовершеннолетним в юридически значимых ситуациях. Опираясь на ключевые категории культурно-исторической психологии (социальная ситуация развития, новообразования, зона ближайшего развития и др.), предлагается модель психосоциальной реабилитации на основе создания замещающей социальной ситуации развития. Описывается процесс психосоциальной реабилитации, состоящий из цикла видов деятельности юридического психолога, который соотносится также с трудовыми функциями профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере».
В современной ситуации оказания психологической помощи все больше говорят о
реабилитации как важнейшем направлении деятельности. Так, при разработке
профессиональных стандартов одним из первых был разработан стандарт 03.007
«Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (утвержден Приказом
Минтруда России от 18.11.2013 №681н), в котором среди трудовых действий
значится «Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация
несовершеннолетних клиентов». При этом к клиентам в данном стандарте относятся
«дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) с инвалидностью,
психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных
конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф,
ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; дети и
подростки — сироты; дети и подростки, не имеющие постоянного места жительства,
с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие
зависимости); несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, условно
осужденные или находящиеся в пенитенциарной системе».
Литература
Богданович Н.В., Делибалт В.В. Специфика основных
направлений деятельности психологов в системе профилактики правонарушений и
защиты интересов детей [Электронный ресурс] // Итоги и перспективы реализации
важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на
2012—2017 годы: Сборник материалов конференции / Под ред. З.Ф. Драгункиной,
В.В. Рубцова, Г.В. Семьи, А.С. Дубовик, А.А. Шведовской. М.: ГБОУ ВПО МГППУ,
2015. С. 84—85. URL:
https://psyjournals.ru/files/79192/sbornik_itogi_realizatsii_natsionalnoy_strategii.pdf
(Дата обращения: 11.08.2017).
Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярев А.В. К
вопросу обоснования модели профессиональной деятельности [Электронный ресурс]
// Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 2. URL:
https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53517.shtml (Дата обращения:
11.08.2017).
Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярев А.В. К
проблеме психологического определения понятия «Юридически значимые ситуации»
[Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Том 5. № 3. С. 29—36.
doi:10.17759/psylaw.2015050303 (Дата обращения: 11.08.2017).
Буренина И.А. Методологические основы современной
реабилитации (клиническая лекция) [Электронный ресурс] // Вестник современной
клинической медицины. 2008. №1. С. 88—92. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-sovremennoy-reabilitatsii-klinicheskaya-lektsiya
(Дата обращения: 11.08.2017).
Венгер А.Л., Морозова Е.И. Культурно-историческая
психотерапия [Электронный ресурс] // Психологический журнал Международного
университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 3. c. 1—19. URL:
http://psyanima.su/journal/2012/3/2012n3a1/2012n3a1.1.pdf (Дата обращения:
11.08.2017).
Венгер А.Л., Морозова Е.И. Экстренная психологическая
помощь детям и подросткам. М.: ВНИИгеосистем, 2011. 172 с.
Волкова О.В. Социальная реабилитация как направление
социальной работы [Электронный ресурс] // Психолого-педагогический журнал
Гаудеамус. 2006. Т. 2 № 10. С. 171—176. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=15076663 (Дата обращения: 11.08.2017).
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4.
Детская психология. М.: Педагогика. 1984. 432 с.
Дозорцева Е.Г. Актуальные проблемы ювенальной
юридической психологии [Электронный ресурс] // Коченовские чтения «Психология и
право в современной России». М., 2010. С. 121—123. URL:
https://psyjournals.ru/kochenovskie_chteniya_2010/issue/41355_full.shtml (Дата
обращения: 11.08.2017).
Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с
ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002. 80
с.
Зенцова Н.И., Мубаракова К.В. Психологическая
реабилитация в структуре медико-социальной помощи наркозависимым [Электронный
ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2015. №17. С. 212—215.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24168849 (Дата обращения:
11.08.2017).
Кравцов О.Г. Культурно-историческая методология
исследования девиантного и преступного поведения [Электронный ресурс] //
Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2012. №15 (95). С. 207—217. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=18362998 (Дата обращения: 11.08.2017).
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.:
Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 345 с.
Лишин О.В., Лишина А.К. Норма и патология
личностного развития (основы профилактики и коррекции): монография. М.:
АПКиППРО, 2009. 316 с.
Мельникова М.Л. Компетентностный подход к социальной
реабилитации девиантных подростков в условиях специального учреждения
[Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. № 2. URL: http://
psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n2/61023.shtml (Дата обращения:
11.08.2017).
Основы профилактики социально-психологической дезадаптации
несовершеннолетних. Методическое пособие по работе с несовершеннолетними / А.В.
Тихомирова, В.В. Москвичев, Ю.Г. Лапшин и др. М.: МГППУ, 2006. 92 с.
Профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной
работе в социальной сфере» [Электронный ресурс]. URL:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/03.007.pdf (дата обращения:
10.08.2017).
Психология развития. Словарь / под ред. А.Л. Венгера //
Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост.
Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
Рубцов В.В. Культурно-историческая научная школа:
проблемы, которые поставил Л.С. Выготский [Электронный ресурс] //
Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 4—14. doi:10.17759/
chp.2016120301 (Дата обращения: 11.08.2017).
Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное
пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.
Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.
Холостовой. М. Юристъ, 1997. С. 327.
Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Евлашкина Н.М.,
Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением: почему
возникают? Как помочь? М.: Форум, 2011. 208 с.
Федеральный закон от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы
профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_199976/ (Дата обращения:
11.08.2017).
Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы:
Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 192 с.
Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная
реабилитация: Учебное пособие. 4-е изд. М.: Издательско- торговая корпорация
«Дашков и К», 2006. 340 с.