Токарская Л.В. кандидат психологических наук, доцент, кафедры педагогики и психологии образования, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (ФГАОУ ВО «УрФУ имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина»), Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2385-9227 e-mail: liydmil@mail.ru
Лаврова М.А. ассистент, кафедры клинической психологи и психофизиологии, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Екатеринбург, Россия e-mail: ml2002@yandex.ru
Статья посвящена обзору шкал оценки раннего детско-родительского взаимодействия, которое может стать предиктором развития поведенческих, когнитивных и моторных навыков у ребенка. Описываются наиболее часто использующиеся в научных исследованиях опросники поведения и отношения родителей. Шкалы для экспертной оценки результатов наблюдения за поведением родителя и ребенка представлены по схеме: набор характеристик исследуемого поведения; особенности организации самой процедуры взаимодействия, а также оценки ее результатов. В работе анализируются сложности использования шкал: отсутствие нормативов для российской выборки испытуемых; сложность обеспечения объективности результатов работы экспертов; необходимость учета ситуаций социально-желательного поведения родителей; значительные временные и финансовые затраты на подготовку и проведение исследования, фиксацию и анализ результатов. В целом, шкалы оценки детско-родительского взаимодействия являются важным и достаточно информативным инструментом, позволяющим оценить взаимодействие в различных ракурсах.
Детско-родительское взаимодействие рассматривается как
фактор риска или предупреждения развития осложнений при ряде патологий,
способных впоследствии повлиять на формирование сенсомоторных и когнитивных
функций, основы которых закладываются в период младенчества. Крайне значимой
становится оценка особенностей детско-родительского взаимодействия, выбор
способов проведения такой оценки, стандартизация подобных процедур.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для
высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
Аринцина И.А. Психическое развитие детей раннего
возраста, оперированных в период новорожденности: автореф. дисс. … канд.
психол. наук. СПб., 2010. 24 с.
Верещагина Н.В., Николаева Е.И. Тест-опросник,
оценивающий отношение матери к ребенку первых двух лет жизни // Вопросы
психологии. 2009. № 4. С. 151—151.
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6
лет: кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер;
под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. 144 с.
Глозман Ж.М., Винникова Л.М. Детско-родительское
отношение как фактор личностного и социального благополучия ребенка // Психолог
в детском саду. 2012. №2. С. 52—57.
Диагностика психического развития детей от рождения до 3
лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. М.:
МГППУ, 2002. 128 с.
Калина О.Г. Психоаналитическое наблюдение за
младенцами по методу Эстер Бик: современные цели и перспективы //
Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 2. С. 213—231.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении
/ М.И. Лисина. СПб.: Изд-во «Питер», 2009. 320 с.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
144 с.
Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец:
психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во СПб. ун- та, 2001. 288 с.
Симоненко И.А. Привязанность и ее влияние на
здоровье и развитие ребенка. Психотерапия привязанности в детском возрасте.
Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, 2014. 242 с.
Шведовская А.А. Особенности реализации различных
стратегий взаимодействия в диадах «ребенок—мать» // Психолог в детском саду.
2005. № 4. С. 115—123.
Aspland H., Gardner F. Observational Measures of
Parent-Child Interaction: An Introductory Review // Child and Adolescent Mental
HealthVolume. 2003. Vol. 8 (3). P. 136—143. doi: 10.1111/1475-3588.00061
Bayley-III Clinical use and interpretation / L.G. Weiss,
T. Oakland, G.Aylward. Elsevier Inc., 2010. 240 p.
Beatty J.R., Stacks A.M., Partridge T., Tzilos G.K.,
Loree A., Ondersma S.J. LoTTS parent—infant interaction coding scale: Ease
of use and reliability in a sample of high-risk mothers and their infants //
Children and Youth Services Review. 2011. Vol. 33. P. 86—90. doi:
10.1016/j.childyouth.2010.08.016
Bennetts S.K., Mensah F.K., Green J., Hackworth N.J.,
Westrupp E. M., Reilly S. Mothers’ Experiences of Parent- Reported and
Video-Recorded Observational Assessments // Journal of Child and Family
Studies. 2017. P. 3312—3326. doi: 10.1007/s10826-017-0826-1
Bick E. Surviving Space. Papers on Infant
Observation. Essays on the Centenary of Esther Bick. Hg. von A. Briggs. London;
New York, 2002. 315 p.
Child Welfare Information Gateway. Parent-child
interaction therapy with at-risk families [Электронный ресурс]. Washington, DC:
U.S. Department of Health and Human Services, Children’s Bureau, 2013. 13 p.
https://www. childwelfare.gov/pubs/f-interactbulletin/ (дата обращения:
24.04.2017).
Condon J. Maternal Postnatal Attachment Scale
[Measurement instruetment]. 2015. 7 p. doi: 10.1080/02646839808404558
Eyberg Sh.M., Robinson E.A. Dyadic parent-child
interaction coding systym: a manual. WA: Parenting Clinic, University of
Washington, 2000. 133 p.
Feldman R. Mutual influences between child emotion
regulation and parent—child reciprocity support development across the first 10
years of life: Implications for developmental psychopathology // Development
and Psychopathology. 2015. Vol. 27. P. 1007—1023.
doi:10.1017/S0954579415000656
Green J., Pickles A., Pasco G., Bedford R., Wan M.W.,
Elsabbagh M., Slonims V., Gliga T., Jones E.J.H., Cheung C.H.M., Charman T.,
Johnson M.H et al. Randomised trial of a parent-mediated intervention for
infants at high risk for autism: longitudinal outcomes to age 3 years //
Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2017. Vol. 58 (12). P. 1330—1340.
doi:10.1111/jcpp.12728
Halle T., Anderson R. et al. Quality of
Caregiver-Child Interaction for Infants and Toddlers (Q-CCIIT): A Review of the
Literature. Washington, DC, 2011. 24 p.
Kelly J.F., Barnard K.E. Assessment of Parent—Child
Interaction: Implications for Early Intervention // Handbook of early childhood
intervention: Сambridge University Press. 2000. P. 258—289. doi:
10.1017/CBO9780511529320.014
Koukounari A., Pickles A., Hill J., Sharp H.
Psychometric Properties of the Parent-Infant Caregiving Touch Scale //
Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. doi: 10.3389/fpsyg.2015.01887
McDonald Sh., Kehler H., Bayrampour H., Fraser-Lee N.,
Tough S. Risk and protective factors in early child development: Results
from the All Our Babies (AOB) pregnancy cohort // Research in Developmental
Disabilities. 2016. Vol. 58 P. 20—30. doi: 10.1016/j.ridd.2016.08.010
Misund A.R., Bråten S., Nerdrum P., Pripp
A.H., Diseth T.H. A Norwegian prospective study of preterm mother—infant
interactions at 6 and 18 months and the impact of maternal mental health
problems, pregnancy and birth complications. BMJ Open. Vol. 6 (5).
doi:10.1136/bmjopen-2015-009699
Park J.L., Hudec K.L., Parental C.J. ADHD symptoms
and parenting behaviors: A meta-analytic review // Clinical Psychology Review.
2017. Vol. 56. P 25—39. doi: 10.1016/j.cpr.2017.05.003
Ruble L., McDuffie A., King A.S. Caregiver
Responsiveness and Social Interaction Behaviors of Young Children With Autism
// Topics in Early Childhood Special Education. 2008. Vol. 28 (3) P. 158—170.
doi: 10.1177/0271121408323009
Shvedovskaya A.A., Archakova T.O. Styles of
parent-child interaction in families with preschool-age children // Psychology
in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8(2). P. 36—51. doi:
10.11621/pir.2015.0204
Thomas J.C., Letourneau N., Campbell T.S.,
Tomfohr-Madsen L., Giesbrecht G.F. Developmental Origins of Infant Emotion
Regulation: Mediation by Temperamental Negativity and Moderation by Maternal
Sensitivity // Developmental Psychology. 2017. Vol. 53 (4). P. 611—628. doi:
10.1037/dev0000279
Tryphonopoulos P.D., Letourneau N., DiTommaso E.
Caregiver-infant interaction quality: A review of observational assessment
tools (Review) // Comprehensive child and adolescent nursing. 2016, Vol. 39
(2). P. 107—138. doi: 10.3109/01460862.2015.1134720
Wan M.W., Brooks A., Green J., Abel K., Elmadih A.
Psychometrics and validation of a brief rating measure of parent-infant
interaction: Manchester assessment of caregiver—infant interaction //
International Journal of Behavioral Development. 2016. Vol. 16. doi:
10.1177/0165025416631835
Wan M.W., Green J., Elsabbagh M., Johnson M., Charman
T. Quality of interaction between at-risk infants and caregiver at 12—15
months is associated with 3-year autism outcome // Journal of Child Psychology
and Psychiatry. 2013. Vol. 54 (7). P. 763—771. doi:10.1111/jcpp.12032
Weber A., Harrison T.M., Steward D., Sinnott L., Shoben
A. Oxytocin trajectories and social engagement in extremely premature
infants during NICU hospitalization // Infant Behavior and Development. 2017.
Vol. 48. P. 78—87. doi: 10.1016/j.infbeh.2017.05.006
Weijer-Bergsma E., Wijnroks L., Haastert I.C., Boom J.,
Jongmans M.J. Does the development of executive functioning in infants born
preterm benefit from maternal directiveness? // Early Human Development. 2016.
Vol. 103. P. 155—160. doi: 10.1016/j.earlhumdev.2016.09.012
White-Traut R., Norr K.F., Fabiyi C., Rankin K.M., Li
Z., Li L. Mother—infant interaction improves with a developmental
intervention for mother-preterm infant dyads // Infant Behavior and
Development. 2013. Vol. 36 (4). P. 1—25. doi:10.1016/j.infbeh.2013.07.004