Бульцева М.А. младший научный сотрудник, Центр социокультурных исследований, Национальный Иследовательский Университет "Высшая Школа Экономики" (ФГБОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5899-9916 e-mail: mbultseva@hse.ru
Лебедева Н.М. доктор психологических наук, директор Центра социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2046-4529 e-mail: lebedhope@yandex.ru
Межкультурный опыт может быть как губительным, так и благотворным для креативности в зависимости от особенностей аккультурации. Цель исследования — выявить взаимосвязи между опытом межкультурных взаимодействий, аккультурационными ожиданиями и креативностью российских студентов в условиях интернационализации образовательной среды. Количественными методами на выборке из 272 российских студентов (НИУ ВШЭ, средний возраст — 21 год, 61% — женщины) были проверены гипотезы о том, что опыт межкультурных взаимодействий прямо связан с креативностью, а аккультурационные ожидания опосредуют эту связь. В анкету исследования вошли задание на креативность: «Множество примеров» из батареи тестов М. Рунко; адаптированная шкала аккультурационных ожиданий (MIRIPS Д. Берри); адаптированная шкала интенсивности межкультурных дружеских контактов (MIRIPS Д. Берри); вопросы относительно опыта пребывания за рубежом. Результаты показали, что длительность пребывания за рубежом прямо связана с креативностью российских студентов, а прямая связь интенсивности межкультурных дружеских взаимодействий в университете и креативности частично медиицируется выбором предпочтения «интеграции»; при этом ожидания интеграции и сегрегации прямо связаны с креативностью, а ожидания ассимиляции и исключения — обратно.
Статья подготовлена в результате проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100».
Подкаст
Взаимосвязь опыта межкультурных взаимодействий,
аккультурационных ожиданий и креативности у российских студентов
Фрагмент статьи
В зарубежной психологии креативным считается продукт или
идея, обладающие не только новизной и оригинальностью, но еще и уместностью,
социальной значимостью для конкретного общества. В российской традиции
креативность также рассматривается комплексно.
Литература
Богоявленская Д.Б. Культурно-исторический подход к
проблематике творчества // Культурно-историческая психология. 2007. Т. 2007. №
3. С. 67—71.
Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные
исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (Часть 1) //
Психологическая наука и образование. 2007. Т. 2007. № 3. С. 97—107.
Выготский Л.С. Психология искусства. Минск:
Современное слово, 1998. 480 c.
Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Стратегии
межэтнического взаимодействия мигрантов и населения России. М.: РУДН, 2009. 423
с.
Мешкова Н.В. Современные зарубежные исследования
креативности: социально-психологический аспект // Социальная психология и
общество. 2015. Т. 6. № 2. с. 8—21.
Петровский В.А. Личность как субъект активности.
Психология неадаптивной активности. М.: ТОО Горбунок, 1992. С. 141—161.
Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М.:
Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та, 2004. 188 с.
Berry J.W. Immigration, acculturation, and
adaptation // Applied Psychology. 1997. Vol. 46. № 1. P. 5—34.
Berry J.W., Kim U., Power S., Young M., Bujaki M.
Acculturation attitudes in plural societies // Applied Psychology. 1989. Vol.
38. № 2. P. 185—206.
Berry J.W. Intercultural relations in plural
societies: Research derived from multiculturalism policy // Acta de
Investigación Psicológica. 2013. Vol. 3. № 2. P. 1122— 1135.
Bochner S. Culture shock due to contact with
unfamiliar cultures // Online Readings in Psychology and Culture. 2003. Vol. 8.
№ 1. Article 7. P. 1—12.
Bouncken R., Brem A., Kraus S. Multi-cultural teams
as sources for creativity and innovation: The role of cultural diversity on
team performance // International Journal of Innovation Management. 2016. Vol.
20. № 1. P. 1—34.
Chang J.H., Hsu C.C., Shih N.H., Chen H.C.
Multicultural families and creative children // Journal of Cross-Cultural
Psychology. 2014. Vol. 45. № 8. P. 1288—1296.
Cheng C.Y., Leung A.K. Revisiting the multicultural
experience-Creativity link: The effects of perceived cultural distance and
comparison mind-set // Social Psychological and Personality Science. 2013. Vol.
4. № 4. P. 475—482.
Cheng Y. Creativity under the gun How threat
features and personal characteristics motivate creative responding [Электронный
ресурс] // URL: https://pdfs.semanticscholar.
org/f987/5adc0573e828435f74da169f659a9fdfcd8f.pdf (дата обращения:
03.08.2019).
Chiu C.Y., Hong Y.Y. Cultural competence: Dynamic
processes // Handbook of motivation and competence / A. Elliot, C.S. Dweck
(eds.). N.Y.: Guilford, 2005, P. 489— 505.
Chiu C., Morris M.W., Hong Y.Y., Menon T. Motivated
cultural cognition: The impact of implicit cultural theories on dispositional
attribution varies as a function of need for closure // Journal of Personality
and Social Psychology. 2000. Vol. 78. № 2. P. 247—259.
Chua R.Y.J. Innovating at Cultural Crossroads: How
Multicultural Social Networks Promote Ideas Flow and Creativity // Journal of
Management. 2018. Vol. 44. № 3. P. 1119—1146.
Crisp R.J., Turner R.N. Cognitive adaptation to the
experience of social and cultural diversity // Psychological Bulletin. 2011.
Vol. 137. № 2. P. 242.
Dunne C. Can Intercultural Experiences Foster
Creativity? The Relevance, Theory and Evidence // Journal of Intercultural
Studies. 2017. Vol. 38. № 2. P. 189—212.
Fee A., Gray S.J. The expatriate-creativity
hypothesis: A longitudinal field test // Human Relations. 2012. Vol. 65. № 12.
P. 1515—1538.
Galinsky A.D., Magee J.C., Gruenfeld D.H., Whitson
J.A., Liljenquist K.A. Power reduces the press of the situation:
implications for creativity, conformity, and dissonance // Journal of
Personality and Social Psychology. 2008. Vol. 95. № 6. P. 1450—1466.
KEA European Affairs. The impact of culture on
creativity. A Study prepared for the European Commission (Directorate-General
for Education and Culture). [Электронный ресурс] // URL: http://www.keanet.eu/
docs/impactculturecreativityfull.pdf (дата обращения: 03.08.2019).
King P.M., Perez R.J., Shim W. How college students
experience intercultural learning: Key features and approaches // Journal of
Diversity in Higher Education. 2013. Vol. 6. № 2. P. 69—83.
Leung A.K.Y., Maddux W.W., Galinsky A.D., Chiu C.Y.
Multicultural experience enhances creativity: The when and how // American
Psychologist. 2008. Vol. 63. № 3. P. 169— 181.
Lu J.G., Hafenbrack A.C., Eastwick P.W., Wang D.J.,
Maddux W.W., Galinsky A.D. “Going out” of the box: Close intercultural
friendships and romantic relationships spark creativity, workplace innovation,
and entrepreneurship // Journal of Applied Psychology. 2017. Vol. 102. № 7. P.
1091— 1108.
Maddux W.W., Adam H., Galinsky A.D. When in Rome...
Learn why the Romans do what they do: How multicultural learning experiences
facilitate creativity // Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. Vol.
36. № 6. P. 731—741.
Maddux W.W., Leung A.K.Y., Chiu C.Y., Galinsky A.D.
Toward a More Complete Understanding of the Link Between Multicultural
Experience and Creativity // American Psychologist. 2009. Vol. 64. № 2. P.
156—158.
Nemeth C.J., Wachtler J. Creative problem solving
as a result of majority vs minority influence // European Journal of Social
Psychology. 1983. Vol. 13. № 1. P. 45—55.
Paulus P.B., van der Zee K.I., Kenworthy J.
Cultural Diversity and Team Creativity // Glăveanu V.P. (ed.), The Palgrave
Handbook of Creativity and Culture Research. London: Palgrave Macmillan, 2016.
P. 57—76.
Rich G.J. Big C., Little C., Big M., Little M. //
American Psychologist. 2009. Vol. 64. № 2. P. 155—156.
Ryabichenko T.A., Lebedeva N.M. Assimilation or
integration: Similarities and differences between acculturation attitudes of
migrants from Central Asia and Russians in Central Russia // Psychology in
Russia: State of the Art. 2016. Vol. 9. № 1. P. 98—111.
Sam D.L., Berry J.W. Acculturation: When
individuals and groups of different cultural backgrounds meet // Perspectives
on Psychological Science. 2010. Vol. 5. № 4. P. 472—481.
Sawyer R.K. Explaining Creativity, The science of
Human Innovation. Oxford University Press, 2006. 383 p.
Simonton D.K. Origins of genius: Darwinian
perspectives on creativity. Oxford University Press, 1999. 320 p.
Stahl G.K., Maznevski M.L., Voigt A., Jonsen K.
Unraveling the effects of cultural diversity in teams: A meta-analysis of
research on multicultural work groups // Journal of International Business
Studies. 2010. Vol. 41. № 4. P. 690— 709.
Tadmor C.T., Tetlock P.E. Biculturalism: A model of
the effects of second-culture exposure on acculturation and integrative
complexity // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2006. Vol. 37. № 2. P.
173—190.
Van Acker K., Vanbeselaere N. Bringing together
acculturation theory and intergroup contact theory: Predictors of Flemings’
expectations of Turks’ acculturation behavior // International Journal of
Intercultural Relations. 2011. Vol. 35. № 3. P. 334—345.