Культурно-исторический подход к проектированию и оценке результатов игрового обучения химии дошкольников

424

Аннотация

Данное исследование было проведено в Швеции, где, в соответствии со стандартами дошкольного образования, у детей нужно формировать представление о базовых химических процессах. Однако на практике данное положение вызывает много вопросов и затруднений, описанных, в частности, Б. Сандбергом и его коллегами. Учитывая нехватку научных работ, в которых бы раскрывалось, какие понятия из химии доступны детям дошкольного возраста и каким образом их следует вводить, мы ставили своей целью разобраться в том, как можно представить дошкольникам понятия «атомы» и «молекулы». В соответствии с культурно-исторической моделью естественнонаучного образования дошкольников, предложенной М. Флеер, мы спроектировали программу игрового обучения и реализовали ее в двух шведских дошкольных учреждениях, на выборке из 20 детей в возрасте 3 лет (мы разделили их на 4 группы по 5 человек). Данные были получены с помощью видеозаписей занятий и их последующего анализа в соответствии с принципами экспериментально-генетического метода, изложенными Н. Вересовым. Результаты исследования представлены в виде виньеток, иллюстрирующих наиболее значимые моменты обучающих занятий, и сопровождаются обсуждением того, как социальная ситуация развития, зона актуального развития и орудия опосредствования помогают выстроить с детьми разговор про атомы.

Общая информация

Ключевые слова: химия, психология дошкольника, культурно-историческая психология

Рубрика издания: Эмпирические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150404

Финансирование. Проект выполнен при участии Университета Линнеус при финансовой поддержке Crafoord Foundation и Längmanska Kulturfonden.

Благодарности. Авторы хотели бы выразить признательность детям, их родителям и педагогам дошкольных учреждений, участвовавшим в исследовании. Особая благодарность Мэри Карлссон за ее помощь и поддержку, а также профессорам Николаю Вересову за помощь в подготовке рукописи, Дэвиду Кэллоггу, Манолису Дафермосу, Ольге Рубцовой и всем участникам летнего университета ИСКАР 2019 за их вклад в развитие культурно-исторической концепции.

Для цитаты: Видал Карулла К., Адбо К. Культурно-исторический подход к проектированию и оценке результатов игрового обучения химии дошкольников // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 35–43. DOI: 10.17759/chp.2019150404

Литература

  1. Bozhovich L.I. The social situation of child development // Journal of Russian & East European Psychology. Vol. 47(4). P. 59—86.
  2. Corsaro, W. Interpretive reproduction in children’s peer cultures: A reflection on my career in childhood studies. Honorary Doctoral Lecture, Faculty of Educational Sciences: Uppsala University, 2016.
  3. Dafermos M. Rethinking cultural-historical theory. A dialectical perspective to Vygotsky. : Springer Nature, 2018.
  4. EU 2016/679. General Data Protection Regulation. Retrieved from https://gdpr-info.eu/
  5. Fleer M. Understanding the dialectical relations between everyday concepts and scientific concepts within play-based programs // Research in Science Education. Vol. 39(2). P. 281—306.
  6. Fleer M. Affective imagination in science education: Determining the emotional nature of scientific and technological learning of young children // Research in Science Education. Vol. 43. P. 2085—2106.
  7. Fleer M. A cultural-historical model of early childhood science education // A cultural-historical study of children learning science: foregrounding affective imagination in play-based settings / M. Fleer, N. Pramling (Eds.). D.: Springer, 2015. 213 p.
  8. Goodwin C. Action and embodiment within situated human interactions // Journal of Pragmatics. Vol. 32(10). P. 1489—1522.
  9. Hedegaard M., Fleer M. Play, learning and children’s development. Everyday life in families and transition to school. N.Y.: Cambridge University Press, 2013. 231 p.
  10. Hedegaard M. A cultural-historical theory of children’s development // Studying children: A cultural-historical approach / M. Hedegaard, M. Fleer (Eds.). L.: Open University Press, 2008. 10—29.
  11. Melander Bowden H. Problem-solving in collaborative game design practices: epistemic stance, affect and engagement // Learning, Media and Technology. doi:1 0.1080/17439884.2018.1563106
  12. Mondada L. Multiple temporalities of language and body in interaction: Challenges for transcribing multimodality // Research on Language and Social Interaction. Vol. 51(1). P. 85—106.
  13. National Agency for Education. Curriculum for the preschool Lpfö Revised 2010. S.: Fritzes, 2011. 16 p.
  14. Pink S. Doing visual ethnography (3rd ed.). : SAGE, 2014.
  15. Rogoff B. Cognition as a collaborative process // Handbook of Child Psychology, Vol. 2. Cognition, perceptions and language (5th ed.). N.Y.: Wiley, 1998.
  16. Rubtsova O. Introduction to cultural-historical psychology: system of concepts and methodology. Cultural-historical psychology: Interdisciplinary research perspectives & social practices. Presented at the International Summer University for PhD students and young scholars, 2019.
  17. Rubtsova O., Daniels H. The concept of drama in Vygotsky’s theory: Application in research // Cultural- Historical Psychology. Vol. 12. P. 189—207.
  18. Siraj-Blatchford J. Emergent science and technology in the early years. Scientific and Technological Education for Small Children. Presented at the XXIII World Congress of OMEP, 2001. 5 p.
  19. Siraj-Blatchford I. An ethnographic approach to researching young children’s learnin // Doing early childhood research. International perspectives on theory & practice / G. Mac Naughton, S.A. Rolfe, I. Siraj-Blatchford (Eds.). N.Y.: Open University Press, 2010. P. 271—290.
  20. Sundberg B., Areljung S., Due K., Ekström K., Ottander C., Tellgren B. Understanding preschool emergent science in a cultural historical context through Activity Theory // European Early Childhood Education Research Journal. 2016. Vol 24(4). P. 567—580.
  21. Sylva K., Melhuish E., Sammons P., Siraj-Blatchford I., Taggart B. The Effective Provision of Pre-school Education (EPPE) Project: Findings from pre-school to end of key stage 1. : Department for Education and Skills, 2004. 8 p.
  22. Veresov N. Introducing cultural-historical theory: main concepts and principles of genetic research methodology // Cultural-Historical Psychology. Vol. 4. P. 83—90.
  23. Veresov N. Refocusing the lens on development: Towards genetic research methodology // Visual methodologies and digital tools for researching with young children / M. Fleer, A. Ridgway (Eds.). Springer, 2014. P. 129—149.
  24. Veresov N. ZBR and ZPD: Is there a difference? // Cultural-Historical Psychology. Vol. 13(1). P. 23—36.
  25. Vygotsky L.S. The development of scientific concepts in childhood // The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 1. Problems of general psychology / R.W. Rieber & A.S. Carton (Eds.). N.Y.: Plenum Press, 1987. 167—241 39-285.
  26. Vygotsky L.S. The collected works of L. S. Vygotsky Vol. 4. The history of the development of higher mental functions. Y.: Plenum Press, 1997.
  27. Vygotsky L.S. Play and its role in the mental development of the child (Veresov N., Barrs M. Trans.) // International Research in Early Childhood Education. Vol. 7(2). P. 3—25.

Информация об авторах

Видал Карулла Клара, MD, аспирантка факультета биологии и экологии, Университет Линнеус, Кальмар, Швеция, e-mail: clara.vidalcarulla@lnu.se

Адбо Карина, PhD, преподаватель факультета биологии и экологии, Университет Линнеус, Кальмар, Швеция, e-mail: karina.adbo@lnu.se

Метрики

Просмотров

Всего: 911
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 424
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0