Чеснокова О.Б. кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия e-mail: olgach1234@googlemail.com
Чурбанова С.М. кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия e-mail: svetlanatch@mail.ru
Молчанов С.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5147-3551 e-mail: s-molch2001@mail.ru
В статье представлен обзор исследований, посвященных проблеме профессионального самоопределения в юношеском возрасте в аспекте развития будущего профессионализма, исходя из специфики закономерностей возрастного развития, что расширяет традиционные социологические, социально- психологические и дифференциально-психологические представления, принятые в литературе. Рассмотрены кросс-культурные и этнокультурные различия в развитии профессионального самоопределения. Особое внимание уделяется анализу предпосылок развития компонентов такой мегаструктуры профессиональной зрелости, как адаптивность к карьере (career adaptability), определяемой как способность гибко реагировать на динамично изменяющиеся требования и условия профессиональной деятельности, используя психологические ресурсы саморазвития и самообучения. Показано, что при переходе от подросткового к юношескому возрасту адаптивность к карьере означает сбалансированность между интересом к будущей профессии и осознанием реалистичности реализации профессиональных ожиданий за счет осознания своих ресурсов и возможностей. В рамках социокогнитивной теории профессионального развития (Social Cognitive Career Theory — SCCT), анализа сложных систем и социального взаимодействия, понимания сильных и слабых связей, неспецифического и специфического влияния обсуждается роль социокогнитивных и креативных факторов как медиаторов, которые до настоящего времени были мало исследованы применительно к процессу профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте. Обнаружено влияние социального интеллекта на интерес подростков и юношей к предметному содержанию и социальному статусу будущей профессии, межличностной профессиональной культуре. Отмечается связь социального интеллекта со вторым компонентом мегаструктуры «адаптивность к карьере», таким как любопытство и ориентировка в требованиях профессии, профессиональные ожидания (career curiosity). В современных исследованиях показывается значимая связь креативности и первого компонента (career concern) — планирования собственного профессионального будущего, особенно на ранних стадиях профессионального самоопределения.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01067.
Литература
Алмазова О.В., Чурбанова С.М. Социальное волонтерство в
представлениях студентов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические
исследования. 2018. Т. 10. № 3. C. 99—114. doi:10.17759/psyedu.2018100309
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская
психология. М.: Педагогика, 1984. 433 с.
Дьяченко Е.А. Творческое мышление в структуре профессиональной
подготовки студентов бакалавриата по направлению «психология»: дисс. ... канд.
психол. наук. СПб., 2010. 245 с.
Грановеттер М. Сила слабых связей [Электронный ресурс] //
Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4. С. 31—50. URL:
https://ecsoc.hse.ru/2009-10-4/annot. html#doc_26591138 (дата обращения:
12.04.2019).
Егоренко Т.А. Роль социального интеллекта в процессе
профессионального становления личности на этапе обучения в вузе // Современная
зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 109—114.
doi:10.17759/jmfp.2018070310
Елфутина Л.А. Особенности профессионального самоопределения
современных подростков: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2007. 21
с.
Каганкевич Е.В. Характеристики творческого мышления студентов в
процессе профессионального самоопределения: дисс. ... канд. психол. наук.
Ярославль, 2008. 170 с.
Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура,
динамика, принципы коррекции: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2002. 63
с.
Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе
(сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14.
№ 2. С. 12—23. doi:10.17759/chp.2018140202
Кусакина С.Н. Готовность к обучению в вузе как психологический
феномен: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2009. 22 с.
Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная
профессиональная перспектива современных российских старших подростков:
ценностно-смысловой аспект // Вестник Московского университета. Серия 14:
Психология. 2018. № 3. С. 37—59. doi:10.11621/ vsp.2018.03.37
Мешкова Н.В. Современные зарубежные исследования креативности:
социально-психологический аспект [Электронный ресурс] // Социальная психология
и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 8—14. URL: http://psyjournals.
ru/social_psy/2015/n2/76587.shtml (дата обращения: 15.04.2019).
Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности
в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. 84 с.
Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального
самоопределения. М.: МГППИ, 1999. 108 с.
Пряжников Н.С., Молчанов С.В., Кирсанов К.А. Морально-ценностные
основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте
[Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 61. С. 7.
URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2018v11n62/1643-pryaznikov62.html (дата
обращения: 16.04.2019).
Чеснокова О.Б. Возрастной подход к изучению социального интеллекта
// Вопросы психологии. 2005. № 5. C. 35—45.
Чеснокова О.Б., Субботский Е.В. Социальный интеллект в условиях
сложных социальных систем // Национальный психологический журнал. 2010. № 2
(4). C. 22—29.
Чурбанова С.М. Развитие творческого мышления в детском возрасте //
Национальный психологический журнал. 2018. Т. 29. № 1. С. 88—97. doi:10.11621/
npj.2018.0108
Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Под ред. Б.Д. Эльконина. М.: Издательский центр «Академия»,
2007. 384 с.
Boyt T.E. et al. The role of professionalism in determining job
satisfaction in professional services: a study of marketing researchers //
Journal of Service Research. Vol. 3(4). P. 321—330.
doi:10.1177/109467050134005
Burt R.S. The network structure of social capital // Research in
Organizational Behavior. Vol. 22. P. 345— 423. doi:
10.1016/S0191-3085(00)22009-1
Cherniss C., Goleman D. (Eds.) The emotionally intelligent
workplace: How to select, measure and improve emotional intelligence in
individuals, groups, and organizations. San Francisco: Jossey-Bass, 2001. 385
p.
Chesnokova O.B., Subbotsky E.V. Social Creativity in Primary
school children: how to measure, develop and accept it // Procedia — Social and
Behavioral Sciences. Vol. 146 (25). P. 141—146.
doi:10.1016/j.sbspro.2014.08.101
Evans L. Professionalism, professionality and the development of
education professionals // British Journal of Educational Studies. 2008. Vol.
56(1). P. 20—38. doi:10.1111/ j.1467-8527.2007.00392.x
Farh J.-L. et al. Task conflict and team creativity: A question of
how much and when // Journal of Applied Psychology. Vol. 95 (6). P. 1173—1180.
doi:10.1037/ a0020015
Goleman D. Social Intelligence: The New Science of Human
Relationships. Y.: Bantam Dell Publ., 2006. 403 p.
Hamilton S., Lempert W. The impact of apprenticeship on youth: A
prospective analysis // Journal of Research on Adolescence. Vol. 6(4). P.
427—455.
Hopkins M.M., Bilimoria D. Social and emotional competencies
predicting success for male and female executives // Journal of Management
Development. Vol. 27(1). P. 13—35. doi.org/10.1108/02621710810840749
Hui E.K.P., Tsang S.K.M. Self-Determination as a psychological and
positive youth development construct // The Scientific World Journal. Article
ID 759358. 7 p. doi:10.1100/2012/759358
Lent R.W. et al. Toward a unifying social cognitive theory of
career and academic interest, choice, and performance // Journal of Vocational
Behavior. Vol. 45(1). P. 79—122. doi.org/10.1006/jvbe.1994.1027
Nota L., Rossier J. (Eds.). Handbook of life design: From practice
to theory and from theory to practice. Boston, MA: Hogrefe Publishing, 2015.
298 p.
Pinto J.C. et al. Social intelligence in Portuguese students:
Differences according to the school grade // Procedia — Social and Behavioral
Sciences. Vol. 116. P. 56—62. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.01.168
Podolny M., Baron J. Resources and Relationships: Social Networks
and Mobility in the Workplace // American Sociological Review. Vol. 62(5). P.
673—693. doi:10.2307/2657354
Rothenberg A. Creative capacity begins in adolescence with
configuring developmental tasks [Электронный ресурс] // Psychology Today. (Nov
05). URL:
https://www.psychologytoday.com/intl/blog/creative-explorations/201611/adolescence-and-creativity
(дата обращения: 16.04.2019).
Rudolph C.W. et al. Career adaptability: A meta-analysis of
relationships with measures of adaptivity, adapting responses, and adaptation
results // Journal of Vocational Behavior. Vol. 98. P. 17—34. doi:10.1016/j.
jvb.2016.09.002
Sacramento C. et al. Workplace duties or opportunities? Challenge
stressors, regulatory focus, and creativity // Organizational Behavior and
Human Decision Processes. Vol. 121(2). P. 141—157.
doi:10.1016/j.obhdp.2013.01.008
Savickas M.L. Career adaptability: An integrative construct for
life-span, life-space theory // The Career Development Quarterly. Vol. 45. P.
247—259. doi:10.1002/j.2161-0045.1997.tb00469.x
Savickas M.L., Porfeli, E.J. The Career Adapt-Abilities Scale:
Construction, reliability, and measurement equivalence across 13 countries //
Journal of Vocational Behavior. Vol. 80(3). P. 661—673. doi:
10.1016/j.jvb.2012.01.011
Svensson L. New professionalism, trust and competence: some
conceptual remarks and empirical data // Current Sociology. Vol. 54(4). P.
579—593. doi:10.1177/0011392106065089
Udayara S. et al. Investigating the link between trait emotional
intelligence, career indecision, and self-perceived employability: The role of
career adaptability // Personality and Individual Differences. Vol. 135. P.
7—12 doi:10.1016/j.paid.2018.06.046
Van den Bulte C., Wuyts S. Social Networks and Marketing.
Cambridge, MA: Marketing Science Institute, 2007. 128 p.
Vondracek F.W. et al. Vocational preferences of early adolescents:
Their development in social context // Journal of Adolescent Research. Vol. 14.
P. 267—288. doi:10.1177/0743558499143001
Vondracek F.W., Reitzle M. The viability of career maturity
theory: A developmental-contextual perspective // Career Development Quarterly.
Vol. 4. P. 6—15. doi:10.1002/j.2161-0045.1998.tb00724.x