Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 112Рубрики 53Авторы 9127Новости 1805Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы 360

Чеснокова О.Б.
кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: olgach1234@googlemail.com

Чурбанова С.М.
кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: svetlanatch@mail.ru

Молчанов С.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: s-molch2001@mail.ru

Аннотация

В статье представлен обзор исследований, посвященных проблеме профессионального самоопределения в юношеском возрасте в аспекте развития будущего профессионализма, исходя из специфики закономерностей возрастного развития, что расширяет традиционные социологические, социально- психологические и дифференциально-психологические представления, принятые в литературе. Рассмотрены кросс-культурные и этнокультурные различия в развитии профессионального самоопределения. Особое внимание уделяется анализу предпосылок развития компонентов такой мегаструктуры профессиональной зрелости, как адаптивность к карьере (career adaptability), определяемой как способность гибко реагировать на динамично изменяющиеся требования и условия профессиональной деятельности, используя психологические ресурсы саморазвития и самообучения. Показано, что при переходе от подросткового к юношескому возрасту адаптивность к карьере означает сбалансированность между интересом к будущей профессии и осознанием реалистичности реализации профессиональных ожиданий за счет осознания своих ресурсов и возможностей. В рамках социокогнитивной теории профессионального развития (Social Cognitive Career Theory — SCCT), анализа сложных систем и социального взаимодействия, понимания сильных и слабых связей, неспецифического и специфического влияния обсуждается роль социокогнитивных и креативных факторов как медиаторов, которые до настоящего времени были мало исследованы применительно к процессу профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте. Обнаружено влияние социального интеллекта на интерес подростков и юношей к предметному содержанию и социальному статусу будущей профессии, межличностной профессиональной культуре. Отмечается связь социального интеллекта со вторым компонентом мегаструктуры «адаптивность к карьере», таким как любопытство и ориентировка в требованиях профессии, профессиональные ожидания (career curiosity). В современных исследованиях показывается значимая связь креативности и первого компонента (career concern) — планирования собственного профессионального будущего, особенно на ранних стадиях профессионального самоопределения.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01067.

Литература
  1. Алмазова О.В., Чурбанова С.М. Социальное волонтерство в представлениях студентов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 3. C. 99—114. doi:10.17759/psyedu.2018100309
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 433 с.
  3. Дьяченко Е.А. Творческое мышление в структуре профессиональной подготовки студентов бакалавриата по направлению «психология»: дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2010. 245 с.
  4. Грановеттер М. Сила слабых связей [Электронный ресурс] // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4. С. 31—50. URL: https://ecsoc.hse.ru/2009-10-4/annot. html#doc_26591138 (дата обращения: 12.04.2019).
  5. Егоренко Т.А. Роль социального интеллекта в процессе профессионального становления личности на этапе обучения в вузе // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 109—114. doi:10.17759/jmfp.2018070310
  6. Елфутина Л.А. Особенности профессионального самоопределения современных подростков: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2007. 21 с.
  7. Каганкевич Е.В. Характеристики творческого мышления студентов в процессе профессионального самоопределения: дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2008. 170 с.
  8. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2002. 63 с.
  9. Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 12—23. doi:10.17759/chp.2018140202
  10. Кусакина С.Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2009. 22 с.
  11. Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 3. С. 37—59. doi:10.11621/ vsp.2018.03.37
  12. Мешкова Н.В. Современные зарубежные исследования креативности: социально-психологический аспект [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 8—14. URL: http://psyjournals. ru/social_psy/2015/n2/76587.shtml (дата обращения: 15.04.2019).
  13. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. 84 с.
  14. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999. 108 с.
  15. Пряжников Н.С., Молчанов С.В., Кирсанов К.А. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 61. С. 7. URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2018v11n62/1643-pryaznikov62.html (дата обращения: 16.04.2019).
  16. Чеснокова О.Б. Возрастной подход к изучению социального интеллекта // Вопросы психологии. 2005. № 5. C. 35—45.
  17. Чеснокова О.Б., Субботский Е.В. Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем // Национальный психологический журнал. 2010. № 2 (4). C. 22—29.
  18. Чурбанова С.М. Развитие творческого мышления в детском возрасте // Национальный психологический журнал. 2018. Т. 29. № 1. С. 88—97. doi:10.11621/ npj.2018.0108
  19. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.Д. Эльконина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
  20. Boyt T.E. et al. The role of professionalism in determining job satisfaction in professional services: a study of marketing researchers // Journal of Service Research. Vol. 3(4). P. 321—330. doi:10.1177/109467050134005
  21. Burt R.S. The network structure of social capital // Research in Organizational Behavior. Vol. 22. P. 345— 423. doi: 10.1016/S0191-3085(00)22009-1
  22. Cherniss C., Goleman D. (Eds.) The emotionally intelligent workplace: How to select, measure and improve emotional intelligence in individuals, groups, and organizations. San Francisco: Jossey-Bass, 2001. 385 p.
  23. Chesnokova O.B., Subbotsky E.V. Social Creativity in Primary school children: how to measure, develop and accept it // Procedia — Social and Behavioral Sciences. Vol. 146 (25). P. 141—146. doi:10.1016/j.sbspro.2014.08.101
  24. Evans L. Professionalism, professionality and the development of education professionals // British Journal of Educational Studies. 2008. Vol. 56(1). P. 20—38. doi:10.1111/ j.1467-8527.2007.00392.x
  25. Farh J.-L. et al. Task conflict and team creativity: A question of how much and when // Journal of Applied Psychology. Vol. 95 (6). P. 1173—1180. doi:10.1037/ a0020015
  26. Goleman D. Social Intelligence: The New Science of Human Relationships. Y.: Bantam Dell Publ., 2006. 403 p.
  27. Hamilton S., Lempert W. The impact of apprenticeship on youth: A prospective analysis // Journal of Research on Adolescence. Vol. 6(4). P. 427—455.
  28. Hopkins M.M., Bilimoria D. Social and emotional competencies predicting success for male and female executives // Journal of Management Development. Vol. 27(1). P. 13—35. doi.org/10.1108/02621710810840749
  29. Hui E.K.P., Tsang S.K.M. Self-Determination as a psychological and positive youth development construct // The Scientific World Journal. Article ID 759358. 7 p. doi:10.1100/2012/759358
  30. Lent R.W. et al. Toward a unifying social cognitive theory of career and academic interest, choice, and performance // Journal of Vocational Behavior. Vol. 45(1). P. 79—122. doi.org/10.1006/jvbe.1994.1027
  31. Nota L., Rossier J. (Eds.). Handbook of life design: From practice to theory and from theory to practice. Boston, MA: Hogrefe Publishing, 2015. 298 p.
  32. Pinto J.C. et al. Social intelligence in Portuguese students: Differences according to the school grade // Procedia — Social and Behavioral Sciences. Vol. 116. P. 56—62. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.01.168
  33. Podolny M., Baron J. Resources and Relationships: Social Networks and Mobility in the Workplace // American Sociological Review. Vol. 62(5). P. 673—693. doi:10.2307/2657354
  34. Rothenberg A. Creative capacity begins in adolescence with configuring developmental tasks [Электронный ресурс] // Psychology Today. (Nov 05). URL: https://www.psychologytoday.com/intl/blog/creative-explorations/201611/adolescence-and-creativity (дата обращения: 16.04.2019).
  35. Rudolph C.W. et al. Career adaptability: A meta-analysis of relationships with measures of adaptivity, adapting responses, and adaptation results // Journal of Vocational Behavior. Vol. 98. P. 17—34. doi:10.1016/j. jvb.2016.09.002
  36. Sacramento C. et al. Workplace duties or opportunities? Challenge stressors, regulatory focus, and creativity // Organizational Behavior and Human Decision Processes. Vol. 121(2). P. 141—157. doi:10.1016/j.obhdp.2013.01.008
  37. Savickas M.L. Career adaptability: An integrative construct for life-span, life-space theory // The Career Development Quarterly. Vol. 45. P. 247—259. doi:10.1002/j.2161-0045.1997.tb00469.x
  38. Savickas M.L., Porfeli, E.J. The Career Adapt-Abilities Scale: Construction, reliability, and measurement equivalence across 13 countries // Journal of Vocational Behavior. Vol. 80(3). P. 661—673. doi: 10.1016/j.jvb.2012.01.011
  39. Svensson L. New professionalism, trust and competence: some conceptual remarks and empirical data // Current Sociology. Vol. 54(4). P. 579—593. doi:10.1177/0011392106065089
  40. Udayara S. et al. Investigating the link between trait emotional intelligence, career indecision, and self-perceived employability: The role of career adaptability // Personality and Individual Differences. Vol. 135. P. 7—12 doi:10.1016/j.paid.2018.06.046
  41. Van den Bulte C., Wuyts S. Social Networks and Marketing. Cambridge, MA: Marketing Science Institute, 2007. 128 p.
  42. Vondracek F.W. et al. Vocational preferences of early adolescents: Their development in social context // Journal of Adolescent Research. Vol. 14. P. 267—288. doi:10.1177/0743558499143001
  43. Vondracek F.W., Reitzle M. The viability of career maturity theory: A developmental-contextual perspective // Career Development Quarterly. Vol. 4. P. 6—15. doi:10.1002/j.2161-0045.1998.tb00724.x
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика