Наукометрический анализ культурно-исторического направления в научных публикациях 2009—2019 годов

600

Аннотация

Одним из значимых индикаторов для оценки выраженности международного трансфера научного знания в области культурно-исторической психологии и деятельностного подхода является характер цитирования ключевых понятий и основных представителей подхода в зарубежных источниках. В статье приведен наукометрический анализ публикаций на русском и английском языках с целью выявления представленности ключевых понятий культурно-исторической психологии в российских и международных научных публикациях за период 2009—2019 гг. Наукометрический анализ публикаций проводился по базам Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), Сети науки (Web of Science) и Google Академии. Выборку составили 5669 публикаций. Определен перечень ключевых понятий и имен основных представителей культурно-исторического подхода в количестве 27 слов для библиометрического анализа. Перечень ключевых слов составлен на основании экспертной оценки ведущих российских специалистов в области культурно-исторической психологии. Количество экспертов составило 50 человек. Показатели h-Индекса (РИНЦ) экспертов — от 8 до 32. Выявлена положительная динамика в увеличении темпа роста количества публикаций, содержащих ключевые понятия культурно-исторической психологии, как на русском, так и на английском языках. Показана значимость отдельных тематических направлений исследований в рамках одного научного направления — культурно-исторической психологии.

Общая информация

Ключевые слова: наукометрический анализ, культурно-историческая психология, деятельностный подход, Выготский Л.С., Российский индекс научного цитирования, VosViewer, Web of Science, Google Academy

Рубрика издания: Дискуссии и дискурсы

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150412

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО МГППУ в рамках научного проекта «Библиотека Выготского».

Для цитаты: Рубцов В.В., Марголис А.А., Шведовская А.А., Пономарева В.В. Наукометрический анализ культурно-исторического направления в научных публикациях 2009—2019 годов // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 119–132. DOI: 10.17759/chp.2019150412

Полный текст

 

Введение

Школа культурно-исторической психологии занимает особое место на современной карте фундаментального научного знания. Содержание основных положений культурно-исторического подхода стало методологической основой различных отраслей психологии [Вересов, 2013; Рубцов, 2016; Daniels; Karpov; Wertsch, 2017], в первую очередь связанных с обучением и образованием, в том числе инклюзивным образованием [Концепция формирования и, 2018; Рубцов, 2015; Vygotsky’s Theoretical and, 2019], развитием и нарушениями развития [Зарецкий, 2017], когнитивными науками [Фаликман, 2014; Kozulin, 2015], психотерапией и другими. Говоря об институциональной представленности развития школы культурно-исторического и деятельностного подходов в российской психологии, нельзя не отметить роль Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) как современного центра развития научного знания, аккумулирующего лучшие ресурсы и практики культурно-исторического подхода. В МГППУ созданы уникальные условия для обеспечения комплексной поддержки и развития культурно-исторического подхода, действуют: научная школа «Деятельностный подход в психолого-педагогическом образовании», научный руководитель доктор психологических наук, профессор В.В. Рубцов; кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства»; школа для молодых исследователей в области культурно-исторической психологии «Летний университет ISCAR». Более десяти лет МГППУ является учредителем и издателем международного научного журнала «Культурно-историческая психология», который возглавляет доктор психологических наук, профессор Б.Д. Эльконин. Журнал, один из немногих международных журналов, полностью выполнен в традициях культурно-исторического подхода [Шведовская, 2016]. Журнал индексируется международными наукометрическими базами «Сеть науки» (Web of Science) и «Scopus». Это предоставляет широкое поле как для агрегации и последующей трансляции результатов современных исследований и разработок в области культурно-исторической психологии, так и для их анализа.

Одним из значимых индикаторов в оценке выраженности международного трансфера научного знания в области культурно-исторической психологии и деятельностного подхода является характер цитирования ключевых понятий и основных представителей подхода в зарубежных источниках. Научное цитирование это то средство, с помощью которого авторы сообщают о своей принадлежности к определенной научной школе. Выбор того, какую работу цитировать, отражает межличностное измерение вклада академических текстов в развитие научной отрасли, а акт цитирования делает видимой сеть научных связей, указывая, среди прочего, на оценку работ в рассматриваемой области научным сообществом. В последние несколько лет наблюдается рост количества российских публикаций в ведущих международных психологических журналах, но, например, количество российских авторов, публикующихся в международных психологических изданиях, остается крайне незначительным менее 1% от российских авторов, имеющих более одной публикации в международных журналах. Отмечается, что, в целом, в период с 2008 по 2015 гг. рост количества публикаций российских авторов в психологических журналах зафиксирован, начиная с 2011 г. [Ловаков, 2017]. Конкретизируя тематику культурно-исторического подхода, наукометрический анализ публикаций журнала «Культурно-историческая психология» за период с 2005 по 2016 гг. показал, что большая часть организаций, сотрудниками которых являются авторы журнала, входит в первую сотню ор- ганизациий по показателям индекса Хирша (РИНЦ). Это говорит о значимости авторских коллективов, опубликованных на страницах издания [Шведовская, 2016а]. При этом биб- лиометрический анализ публикаций данного журнала показывает, что международный охват публикаций достаточно широк у 595 статей, опубликованных в журнале за период с 2005 по 2016 гг., авторство приходится на 32 страны. При этом отмечаются пики цитирований по годам цитируемых публикаций наиболее цитируемыми являются статьи, опубликованные в 2007, 2009 и 2006 гг. (РИНЦ) [Шведовская, 2016]. Необходимо отметить, что работы Льва Семеновича Выготского и его соратников остаются одним из актуальных запросов исследователей и специалистов, работающих в рамках культурно-исторического подхода. Показано, что по корпусу книг сервиса Google Books частота упоминаемости имени Л.С. Вы­готского на русском, английском, немецком, французском, испанском и итальянском языках, начиная с 1924 г., существенно растет, имея свои пики, связанные, например, с выходом конкретных изданий или историческими событиями [Костригин, 2016]. Актуальность представленного исследования продиктована тем, что систематического представления наукометрических исследований в психологии с учетом российских публикаций крайне недостаточно. Например, в период 1988—1999 гг. (по данным ВИНИТИ РАН[Ловаков, 2017]) и 2000—2014 гг. (по данным РИНЦ) всего 3% публикаций российских авторов анализируют предметную область «Психология» [Guskov].

Методология и методы

В представленном исследовании проведен наукометрический анализ выраженности ключевых понятий культурно-исторического подхода в российских и зарубежных публикациях. Перечень ключевых слов, словосочетаний и имен составлен на основании экспертной оценки ведущих российских специалистов в области культурно-исторической психологии. Количество экспертов исследования составило 50 человек. Показатели h-Индекса (РИНЦ) экспертов: минимальное значение — 8, максимальное — 32. Перечень ключевых понятий и имен основных представителей культурно-исторического подхода составил 27 слов и словосочетаний (табл. 1).

Таблица 1

Перечень ключевых слов, словосочетаний и персоналий в рамках культурно-исторической психологии, выбранных для наукометрического анализа

Ключевое слово (рус.)

Ключевое слово (eng)

1

2

3

1

Культурно-историческая психология

Cultural-historical psychology (concept/approach/theory)

2

Высшие психические функции

Higher mental functions

3

Деятельность

Activity

4

Ведущая деятельность

Leading activity

5

Социальная ситуация развития

Social situation of development

6

Новообразование

New formation

7

Психологическое новообразование

New mental formation

8

Зона ближайшего развития

Zone of proximal development

9

Переживание

Emotional experience

10

Экспериментально-генетический метод

Experimental-genetic method

11

Интериоризация

Interiorization

12

Экстериоризация

Exteriorization

13

Орудие

Tool

14

Знак

Sign

15

Произвольность

Self-regulation

16

Сензитивный период

Sensitive period

17

Кризис

Crisis

18

Возрастной кризис

Age Crisis

19

Выготский Л.С.

Vygotksy L.S.

20

Леонтьев А.Н.

Leontiev A.N.

21

Лурия А.Р.

Luria A.R.

22

Гальперин П.Я.

Galperin P.Ya

23

Запорожец А.В.

Zaporozhets A.V.

24

Лисина М.И.

Lisina M.I.

25

Божович Л.И.

Bozhovich L.I.

26

Эльконин Д.Б.

Elkonin D.B.

27

Давыдов В.В.

Davydov V.V.

Наукометрический анализ публикаций проводился по следующим базам: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) научной электронной библиотеки eLibrary.ru, Сеть науки (Web of Science) и Google Академия. Период анализа охватывает 2009—2019 гг.

Для проведения наукометрического анализа в базе Web of Science Core Collection (далее WOS CC) использованы поисковые запросы: TS=(«Cultur* Histor* Psychol*») и TS=(Vygotsky) OR TS=(Vigotsky). Учитывались все типы публикаций. При этом использовались указатели: SCI-EXPANDED, SSCI, A&HCI, CPCI-S, CPCI-SSH, BKCI-S, BKCI-SSH, ESCI. Далее проводились уточнения по ключевым словам на английском языке (табл. 1). Количество публикаций по теме «Cultural-historical psychology» составило 181 (далее выборка «CHP»), по теме «Vygotsky» — 1636 (далее выборка «Vygotsky»).

Для проведения наукометрического анализа в базе РИНЦ использовался расширенный поиск по темам «Культурно-историческая психология» и «Выгот­ский». Учитывались следующие типы публикаций: статьи в журналах, книги и материалы конференций. Далее проводились уточнения по ключевым словам на русском языке (табл. 1). Количество публикаций по теме «Культурно-историческая психология» составило 847, по теме «Выготский» — 1991.

Для проведения наукометрического анализа с помощью Google Академии, системы поиска научных публикаций, учитывающей их цитирование, был проведен анализ цитирования работ Л.С. Выготского за период 1989—2019 гг. Всего было проанализировано 1014 публикации.

В качестве инструментария исследования была использована программа VosViewer, позволяющая проводить сетевой анализ, кластеризацию и визуализацию наукометрических данных, т. е. выявить взаимосвязи между объектами.

Результаты и обсуждение

Цитирование публикаций в тематических областях «Культурно-историческая психология» и «Выготский» в WOS CC

Для проведения наукометрического анализа цитирования публикаций в области культурно-исторической психологии в международном поле был проведен поиск массива публикаций в базе WOS CC и сформированы две выборки по темам «Cultural- historical psychology» («Культурно-историческая психология») и «Vygotsky» («Выготский»).

Выборку «CHP» составила 181 публикация, где 161 публикация является научной статьей (88%). Из них большинство работ являются публикациями на русском языке (87% от общего числа). Суммарное количество цитирований данных публикаций составило — 457, а h-индекс выборки был равен 12.

Выборка «Vygotsky» составила 1636 публикаций, из них научных статей — 1278 (78%). Публикации на русском языке составляют всего 10% от общего числа. Проведен анализ динамики публикационной активности по выделенным выборкам (рис. 1 и рис. 2).

Следует отметить, что количество работ по данной теме, начиная с 1975 г., равно 2591. Следовательно, в WOS CC проиндексировано более половины всех публикаций по этой теме именно в последние десять лет (63%). Данная тенденция показывает увеличение интереса к научному наследию Л.С. Выготского. Суммарное количество цитирований, приходящееся на все работы, вошедшие в выборку «Vygotsky», достигло 7850, а h-индекс выборки был равен 40. Наиболее цитируемая публикация — «Studies of expansive learning: Foundations, findings and future challenges», авторы У. Энгестрёма и А. Саннино. Она была процитирована 438 раз [Engeström].

Показано, что минимальное значение по выборке «Vygotksy» — 80 публикаций (2010 г.), максимальное — 252 (2016 г.). Таким образом, публикационный пик наблюдается в 2016 г., т. е. по сравнению с 2010 г. число публикаций увеличилось более чем в три раза. Наблюдаемую динамику можно объяснить в том числе и тем, что в 2016 г. 120-летие Л.С. Выготского стало резонансным событием для психологического сообщества (рис. 1). Минимальное значение по выборке «Cultural-historical psychology» — 6 публикаций, максимальное — 41. При этом ярко выраженного роста публикаций по теме «Cultural-historical psychology» не наблюдается.

При уточнении результатов поиска в выборке «Vygotksy» по ключевым словам (табл. 1) было выявлено, что больше всего публикаций по ключевым словам «Activity» («Деятельность») — 436 публикаций (32% от общего числа в выборке), «Tool» («Орудие») — 241 (15%), «Zone of proximal development» («Зона ближайшего развития») — 226 (14%).

Анализ выраженности публикаций по выборке «Vygotksy» по годам показал, что по теме «Activity» максимальное количество публикаций зафиксировано в 2016 г. — 72, по теме «Zone of proximal development» — 32 и 33 (2015 и 2017 гг. соответственно) и по теме «Tool» — 40 публикаций (2017 г.) (рис. 2).

Анализ географической представленности коллективов авторов работ по данной выборке показывает лидирующие позиции по числу публикаций у США — 305 (18,64%), далее Россия — 221 (13,51%) и Бразилия — 162 (9,90%) (табл. 2).

Таблица 2
Распределение публикаций, вошедших в выборку «Vygotsky» в Web of Science Core Collection, по странам (топ-10)

Страна

Число публикаций

Число публикаций (в % от 1636)

1

2

3

4

1

USA

305

18,64

2

Russia

221

13,51

3

Brazil

162

9,90

4

England

148

9,05

5

Australia

132

8,07

6

Canada

80

4,89

7

Spain

53

3,24

8

South Africa

44

2,69

9

Iran

40

2,44

10

China

36

2,20

По представленности публикаций в WoS СС по теме «Культурно-историческая психология» публикации из России занимают второе место. Если конкретизировать издания, в которых опубликовано наибольшее число статей по теме «Vygotsky» («Выготский»), то в топ-10 журналов входят два российских издания, занимающие первое и второе место (табл. 3).

Таблица 3
Распределение публикаций, вошедших в выборку «Vygotsky» в Web of Science Core Collection, по изданиям (топ-10)

 

Наименование издания/страна

Число публикаций

Число публикаций (в % от 1636)

1

2

3

4

1

«Voprosy psikhologii» (Russia)

62

3,79

2

«Kulturno Istoricheskaya Psikhologiya» «Cultural Historical Psychology» (Russia)

50

3,06

3

«Mind Culture and Activity» (USA)

49

3,00

4

«Procedia Social and Behavioral Sciences» (Nederland)

26

1,59

5

«Learning Culture and Social Interaction» (Nederland)

23

1,41

6

«Perspectives in Cultural Historical Research» (Singapore)

21

1,28

7

«Edulearn Proceedings» (Spain)

19

1,16

8

«Integrative Psychological and Behavioral Science» (USA)

19

1,16

9

«Culture Psychology» (England)

18

1,10

10

«Inted Proceedings» (Spain)

16

0,98

Таким образом, наибольшее число публикаций показано в журнале «Voprosy Psikhologii» («Вопросы психологии») — 62 (3,79%), а наименьшее в «Inted Proceedings» (Spain) — 16 (0,98%). Отметим, что журнал «Культурно-историческая психология» занимает второе место среди всех научных изданий, индексруемых в WoS CC по теме культурно-исторической психологии.

Проведен анализ аффилиации к организациям авторских коллективов, опубликовавших работы по теме «Культурно-историческая психология» (выборка «Vygotsky») в базе WоS СС (табл. 4).

Таблица 4
Распределение публикаций, вошедших в выборку «Vygotsky» в Web of Science Core Collection, по организациям (топ-10)

Наименование организаций/страна

Число публикаций

Число публикаций (в % от 1636)

1

2

3

4

1

Lomonosov Moscow State University (Russia)

59

3,61

2

Monash University (Australia)

44

2,69

3

Moscow State University of Psychology Education (Russia)

31

1,89

4

Pennsylvania Commonwealth System of Higher Education Pcshe (USA)

31

1,89

5

Penn State University (USA)

27

1,65

6

University of London (England)

26

1,59

7

University of Victoria (Canada)

21

1,28

8

City University of New York Cuny System (USA)

20

1,22

9

Universidade de Brasilia (Brazil)

19

1,16

10

University of Oxford (England)

18

1,10

Таким образом, показано, что организации, с которыми аффилировано наибольшее количество работ, является Lomonosov Moscow State University (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия) — 59 публикаций (3,61%). На втором месте Monash University (Университет Монаш, Австралия) — 44 публикации (2,69%), на третьем — Moscow State University of Psychology Education (Московский государственный психолого-педагогический университет, Россия) — 49 публикаций (3,00%).

Таблица 5
Кластер 1 «Культурно-историческая психология» публикаций выборки «Vygotsky» в Web of Science Core Collection — красного цвета (топ-20)

Термин

Вес одной связи

Суммарный вес связи

Число использований

1

2

3

4

5

1

Psychology

399

2201

224

2

Author

395

2236

211

3

LS Vygotsky

333

1587

144

4

Person

374

1390

121

5

History

316

922

93

6

Formation

337

1007

92

7

Conception

306

900

82

8

Object

323

906

80

9

Interpretation

302

875

80

10

Thought

315

857

80

11

Cultural historical theory

288

734

76

12

Consciousness

269

786

75

13

Cognition

303

783

69

14

Position

304

751

68

15

Speech

286

726

66

16

Psychologist

299

766

65

17

Emotion

285

740

65

18

Tradition

290

677

65

19

Art

267

663

63

20

Fact

294

755

62

Для визуализации связи между словами и словосочетаниями (терминами), встречающимися в названиях и аннотациях научных публикаций выборки «Vygotsky» и «CHP» в базе WoS СС, была использована программа VOSviewer. Для формирования выборки публикаций, относимых к выбранному термину, определено пороговое значение числа упоминаний термина в тексте равное 10. Из 25877 терминов 735 соответствовало пороговому значению. Для каждого из 735 терминов системой VOSviewer была рассчитана оценка релевантности, и для дальнейшей обработки было отобрано более половины релевантных терминов (60%). Количество выбранных терминов составило 441.

В результате анализа терминов, используемых в названиях и аннотациях публикаций выборки «Vygotsky», было выделено четыре кластера терминов: «Культурно-историческая психология», «Обучение», «Развитие» и «Зона ближайшего развития» (рис. 3, см. вкладку).

Таким образом, можно выделить наиболее яркие «узлы» по силе связи между терминами и персоналиями во всех четырех кластерах. Наиболее сильные связи представлены топ-20 терминами и персоналиями по каждому из кластеров: «Культурно-историческая психология» (табл. 5), «Обучение» (табл. 6), «Развитие» (табл. 7) и «Зона ближайшего развития» (табл. 8).

 Таблица 6
Кластер 2 «Обучение» публикаций выборки «Vygotsky»
в Web of Science Core Collection — зеленого цвета

Термин

Вес одной связи

Суммарный вес связи

Число использований

1

2

3

4

5

1

Student

421

4225

378

2

Teacher

420

3737

322

3

Data

406

2422

206

4

Teaching

387

2174

193

5

Classroom

376

2064

171

6

Skill

352

1690

132

7

Participant

357

1465

115

8

Strategy

352

1404

113

9

Interview

339

1422

108

10

Technology

327

1128

97

11

Case study

318

1118

94

12

University

339

1066

78

13

Class

302

1004

77

14

Curriculum

313

882

77

15

Educator

300

847

74

16

Observation

292

840

67

17

Resource

290

807

66

18

Implementation

283

746

62

19

Peer

265

754

61

20

Mathematics

225

556

54

Таблица 7
Кластер 3 «Развитие» публикаций выборки «Vygotsky» в Web of Science Core Collection — синего цвета (топ-20)

 

Термин

Вес одной связи

Суммарный вес связи

Число использований

1

2

3

4

5

1

Young child

250

663

64

2

Parent

232

527

40

3

Literacy

228

483

40

4

Narrative

235

479

40

5

Children

228

432

39

6

Childhood

200

362

35

7

Self regulation

196

361

35

8

Family

196

394

33

9

Talk

175

329

32

10

Home

184

365

29

11

Child development

179

314

29

12

Social situation

170

302

29

13

Early childhood education

156

297

29

14

Regulation

157

272

29

15

Care

158

250

27

16

Month

192

322

24

17

Journal

168

294

23

18

Motive

167

275

23

19

Vygotskian perspective

120

193

23

20

Important role

183

303

22

Таблица 8
Кластер 4 «Зона ближайшего развития» публикаций выборки «Vygotsky»
в Web of Science Core Collection — желтого цвета (топ-20)

 

Термин

Вес одной связи

Суммарный вес связи

Число использований

1

2

3

4

5

1

Zone

386

2258

203

2

Proximal development

376

2082

185

3

Learner

365

2366

182

4

Mediation

334

1306

117

5

Sociocultural theory

303

1147

106

6

Effect

348

1302

104

7

Instruction

335

1252

101

8

Assessment

289

1129

81

9

Performance

310

1072

81

10

English

303

978

73

11

ZPD

256

880

73

12

Intervention

292

794

64

13

Scaffolding

235

759

61

14

Test

258

803

57

15

Second language

240

660

49

16

Session

236

586

44

17

Dynamic assessment

159

581

38

18

Procedure

221

484

36

19

Language learning

193

410

36

20

Phase

184

347

30

 

Таким образом, кластер 1 «Культурно-историческая психология» представлен взаимосвязью таких основных терминов и персоналий, как «психология», «Л.С. Выготский», «культурно-историческая психология», «мышление», «сознание», «речь», «эмоции», искусство», «личность».

Таким образом, кластер 2 «Обучение» представлен взаимосвязью таких основных терминов, как «учащийся/ученик», «учитель», «умения», «обучающий», «анализ кейсов», «класс», «применение». «ресурс», «математика».

Таким образом, кластер 3 «Развитие», представлен взаимосвязью таких основных терминов, как «ребенок раннего возраста», «родитель», «мотив», «раннее обучение», «саморегуляция», «семья», «речь», «эмоции», искусство», «грамотность».

Таким образом, кластер 4 «Зона ближайшего развития» представлен взаимосвязью таких основных терминов, как «обучающийся», «опора (скаффол- динг)», «ЗПР», «изучение языка», «динамическая оценка».

Дополнительно проиллюстрировать взаимосвязи терминов можно плотностью их использования в публикациях, попавших в выборку «Vygotsky» (рис. 4, см. вкладку).

 

Плотность понятий показывает выраженные тематические зоны, вокруг понятий «обучающийся»: «зона», «психология», «Л.С. Выготский».

Анализ показал, что из ключевых терминов наибольший вес связей имели ключевые слова «LS Vygotsky» (рис. 5, см. вкладку) и «Zone of proximal development» или «Zone» (рис. 6, см. вкладку).

Отметим, что ключевое имя «LS Vygotsky» имело в исследуемом массиве сильную связь со следующими терминами, проранжированными по числу использования: «ученик»; «психология»; «автор»; «данные»; «человек»; «посредничество»; «образование»; «концепция»; «интерпретация»; «объект»; «мышление»; «культурно-историческая теория»; «позиция»; «речь»; «психолог»; «искусство»; «культурно-историческая психология»; «техника»; «гипотеза»; «Леонтьев»; «личность»; «образ»; «читатель»; «высшая психическая функция»; «психология развития»; «деятельностный подход» и другие. Термины проранжированы по числу использования от большего к меньшему. Большинство перечисленных понятий относится к кластеру «Культурно-историческая психология», три к кластеру «Обучение», 1 — к кластеру «Зона ближайшего развития».

Для термина «Zone» характерно наличие связей с такими понятиями, как: «ученик»; «учитель»; «обучение»; «проксимальное развитие»; «обучаемость»; «школьный класс; «умение»; «посредничество»; «образование»; «оценка»; «университет»; «учебный класс»; «учебный план»; «культурно-историческая теория»; «английский»; «ЗБР»; «сотрудничество», «компетентность»; «второй язык»; «динамическая оценка»; «обратная связь»; «помощь» и другие. Термины проранжированы по числу использования от большего к меньшему и входят в три кластера: «Культурно-историческая психология», «Обучение» и «Зона ближайшего развития».

Результаты анализа связей терминов в публикациях по выборке «Vygotsky» позволили определить наиболее публикуемых авторов работ (рис. 7, см. вкладку).

Анализ показал, что наибольшее число публикаций в выборке «Vygotsky» имеют следующие авторы: Дэниэлс Г. (Daniels H.), Ван дер Веер Р. (Van der Veer R.), и Дафермос М. (Dafermos M.).

Цитирование публикаций в тематических областях «Культурно-историческая психология» и «Выготский» в РИНЦ

Для проведения наукометрического анализа цитирования публикаций в области культурно-историчекой психологии в российских публикациях был проведен поиск массива публикаций в базе РИНЦ и сформированы две выборки по темам «Культурно-историческая психология» и «Выготский». Выборка «Культурно­историческая психология» (выборка «КИП») составила 847 публикаций. В выборку «Выготский» вошло 1991 публикаций. По указанным выборкам проведен анализ динамики публикационной активности по годам в период с 2009 по 2019 гг. (рис. 8).

Анализ публикационной активности показал, что для выборки «Выготский» наблюдается положительная динамика по числу публикаций до 2016 г. Показано, что минимальное значение — 61 публикация (2009 г.), максимальное — 404 (2016 г.). Таким образом, количество публикаций в юбилейном году увеличилось в шесть раз по сравнению с 2009 г. Минимальное значение по выборке «Культурно-историческая психология» — 29 публикаций, максимальное — 137. При этом ярко выраженного роста публикаций не наблюдается, за исключением 2018 года, в котором увеличение произошло на 30% по отношению к предыдущему году (рис. 8). В отличие от выборок в WOS CC увеличение числа публикаций в 2016 г. характерно только для выборки «Выготский».

При уточнении результатов поиска в выборке «Выготский» по ключевым словам (табл. 1) было выявлено, что больше всего публикаций по ключевым словам «Деятельность» — 623 публикации (32% от общего числа в выборке), «Зона ближайшего развития» — 127 (6%), «Высшие психические функции» — 241 (15%), а поиск по слову «Орудие» был менее результативен в отличие от выборки в Web of Science — 35 (2%), Анализ выраженности публикаций по выборке «Выготский» по годам показал, что по теме «Деятельность» максимальное количество публикаций зафиксировано тоже в 2016 г. — 128, при этом показан рост и в 2018 г. — 113, что составило 11% в сравнении с 2017 г., по теме «Зона ближайшего развития» —33 (2016 г.), по теме «Высшие психические функции» — 30 (2016 г.), а по теме «Орудие» — 10 публикаций (2017 г.) (рис. 9).

Для визуализации связи между словами и словосочетаниями (териминами), встречающимися в названиях и аннотациях научных публикаций выборки «Выготский» и «КИП», была также использована программа VOSviewer. Ограничения данного инструмента, заключающиеся в невозможности применить его к информационному массиву, состоящему из кириллических символов, преодолено тем, что анализ проводился только тех публикаций, которые имели название и аннотации на английском языке. Количество таких публикаций составило 1116 записей (рис. 10 и рис. 11, см. вкладку). Выборка «КИП» была исключена из последующего анализа в виду малого количества записей.

Кластеризация терминов и персоналий вокруг конкретных тематических «узлов» в выборке «Вы­готский» показывает наличие взаимосвязей вокруг термина «образование», число использований которого в публикациях составило 244, а суммарный вес связей — 2128. Этот термин в исследуемом массиве имеет наиболее сильную связь со следующими понятиями, проранжированными по числу использования: «ученик»; «учитель»; «организация»; «наука»; историческая психология; обучение; история; «искусство»; «язык»; «учебный процесс»; «педагогика»; «текст»; «зона»; «слово»; «взрослый» и др.

Плотность понятий показывает, что наиболее выраженная тематическая зона представлена вокруг понятия «образование».

Таким образом, можно сказать, что тематическая деверсификация понятий в международных публикациях (WOS CC) выше, чем в русскоязычных публикациях (РИНЦ).


[*] Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, президент, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, rubtsovvv@mgppu.ru

[†] Марголис А.А., кандидат психологических наук, врио ректора, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, amargolis@mail.ru

[‡] Шведовская А.А., кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, anna.shvedovskaya@mgppu.ru

[§] Пономарева В.В., начальник отдела информационного обеспечения и компьютеризации фундаментальной библиотеки, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ponomarevavv@mgppu.ru

Rubtsov Vitaly Vladimirovich, Doctor of Psychology, President, Moscow State University of Psychology & Education (MSUPE), Moscow, Russia. E-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Margolis Arkady Aronovich, PhD in Psychology, Acting Rector, Moscow State University of Psychology & Education (MSUPE), Moscow, Russia. E-mail: amargolis@mail.ru

Shvedovskaya Anna Aleksandrovna, Ph.D. in Psychology, Head of Informational-Analytical Department, Associate Professor, Age Psychology Department named after L.F. Obukhova, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia. E-mail: anna.shvedovskaya@mgppu.ru

Ponomareva Victoria Victorovna, Head of information support and computerization Department of the Fundamental Library, Moscow State University of Psychology & Education (MSUPE), Moscow, Russia. E-mail: ponomarevavv@mgppu.ru

[Ловаков, 2017] Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук.

[Москалева, 2018] Поиск проводился по указателям: SCI-Expanded, SSCI, A&HCI, CPCI-S, CPCI-SSH, ESCI.

Литература

  1. Вересов Н.Н., Смолка А.Л., Парадиз Р. Развивая культурно историческую теорию: четвертое поколение приходит? // Культурно-историческая психология. 2013. Т. 9. № 3. С. 46—54.
  2. Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Мировая психология и педагогика в поисках теории развития, адекватной вызовам нашего времени: вперед к Выготскому // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 3. С. 170—175. doi:10.17759/cpp.2017250312
  3. Концепция формирования и распространения цифрового контента для высшего инклюзивного образования / А.А. Марголис, В.В. Рубцов, С.В. Панюкова, В.С. Сергеева // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2. С. 102—110. doi:10.17759/ pse.2018230211
  4. Костригин А.А., Хусяинов Т.М. Имя Л.С. Выготского как объект Digital Humanities // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 44—66.
  5. Ловаков А.В. Российские авторы в ведущих международных психологических журналах: библиометрический анализ // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. №. 4. C. 657—678. doi:10.17323/1813-8918-2017-4-657-678
  6. Москалева О.В., Акоев М.А. Публикации на разных языках в индексах цитирования, или Есть ли шанс у русского языка в науке // Университетская книга. 2018. № 3. С. 42—45.
  7. Рубцов В.В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. №. 3. С. 4—14. doi:10.17759/chp.2016120301
  8. Рубцов В.В., Эльконин Б.Д. Новая модульная основная профессиональная образовательная программа исследовательской магистратуры «Культурно- историческая психология и деятельностный подход в образовании»: опыт разработки и апробации // Культурно- историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 4—8. doi:10.17759/chp.2015110301
  9. Фаликман М.В., Коул М. «Культурная революция» в когнитивной науке: от нейронной пластичности до генетических механизмов приобретения культурного опыта // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 3. С. 4—18.
  10. Шведовская А.А. Развитие идей научной школы Л.С. Выготского: научные публикации журнала «Культурно-историческая психология» (2005—2016 гг.) // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 47—57. doi:10.17759/chp.2016120304
  11. Шведовская А.А., Мешкова Н.В. Библиометрический анализ журнала «Культурно-историческая психология» // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 106—115. doi:10.17759/chp.2016120112
  12. Daniels H. Vygotsky: Between Socio-Cultural Relativism and Historical Materialism. From a Psychological to a Pedagogical Perspective // Cultural-Historical Psychology. Vol. 14. № 3. P. 36—42. doi: 10.17759/chp.2018140303
  13. Engeström Y., Sannino A. Studies of expansive learning: Foundations, findings and future challenges // Educational Research Review. Vol. 5. № 1. P. 1—24. doi: 10.1016/j. edurev.2009.12.002
  14. Guskov A., Kosyakov D., Selivanova I. Scientometric research in Russia: impact of science policy changes // Scientometrics. Vol. 107. № 1. P. 287—303. doi:10.1007/ s11192-016-1876-7
  15. Karpov, Yu., Kozulin A. Vygotskian Approach to Instruction: Practical Applications Around the Globe // Journal of Cognitive Education and Psychology. Vol. 17. № 3. P. 219—222. doi: 10.1891/1945-8959.17.3.219
  16. Kozulin A. Vygotsky’s theory of cognitive development // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition) / Ed. D. Wright. Amsterdam: Elsevier, 2015. P. 322—328. doi:10.1016/B978-0- 08-097086-8.23094-8
  17. Vygotsky’s Theoretical and Conceptual Contributions to Qualitative Research in Education [Электронный ресурс] / Smolka A.L. [et al.] // Oxford Research Encyclopedia of Education. 2019. URL: https://oxfordre.com/education/ view/10.1093/acrefore/9780190264093.001.0001/acrefore- 9780190264093-e-511 (дата обращения: 15.09.2019).
  18. Wertsch J.V. Narrative tools, truth, and fast thinking in national memory // Memory Practices and Learning: Interactional, Institutional and Sociocultural Perspectives / Å. Mäkitalo, P. Linell, R. Säljö. Charlotte: Information Age Publishing, 2017. P. 233—248.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры «Возрастная психология им. проф. Л.Ф. Обуховой», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3154-4601, e-mail: anna.shvedovskaya@mgppu.ru

Пономарева Виктория Викторовна, директор фундаментальной библиотеки, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1722-9237, e-mail: ponomarevavv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1648
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 600
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3