Культурно-историческая психология
2019. Том 15. № 4. С. 119–132
doi:10.17759/chp.2019150412
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Наукометрический анализ культурно-исторического направления в научных публикациях 2009—2019 годов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: наукометрический анализ, культурно-историческая психология, деятельностный подход, Выготский Л.С., Российский индекс научного цитирования, VosViewer, Web of Science, Google Academy
Рубрика издания: Дискуссии и дискурсы
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150412
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО МГППУ в рамках научного проекта «Библиотека Выготского».
Для цитаты: Рубцов В.В., Марголис А.А., Шведовская А.А., Пономарева В.В. Наукометрический анализ культурно-исторического направления в научных публикациях 2009—2019 годов // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 119–132. DOI: 10.17759/chp.2019150412
Полный текст
Введение
Школа культурно-исторической психологии занимает особое место на современной карте фундаментального научного знания. Содержание основных положений культурно-исторического подхода стало методологической основой различных отраслей психологии [Вересов, 2013; Рубцов, 2016; Daniels; Karpov; Wertsch, 2017], в первую очередь связанных с обучением и образованием, в том числе инклюзивным образованием [Концепция формирования и, 2018; Рубцов, 2015; Vygotsky’s Theoretical and, 2019], развитием и нарушениями развития [Зарецкий, 2017], когнитивными науками [Фаликман, 2014; Kozulin, 2015], психотерапией и другими. Говоря об институциональной представленности развития школы культурно-исторического и деятельностного подходов в российской психологии, нельзя не отметить роль Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) как современного центра развития научного знания, аккумулирующего лучшие ресурсы и практики культурно-исторического подхода. В МГППУ созданы уникальные условия для обеспечения комплексной поддержки и развития культурно-исторического подхода, действуют: научная школа «Деятельностный подход в психолого-педагогическом образовании», научный руководитель — доктор психологических наук, профессор В.В. Рубцов; кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства»; школа для молодых исследователей в области культурно-исторической психологии «Летний университет ISCAR». Более десяти лет МГППУ является учредителем и издателем международного научного журнала «Культурно-историческая психология», который возглавляет доктор психологических наук, профессор Б.Д. Эльконин. Журнал, один из немногих международных журналов, полностью выполнен в традициях культурно-исторического подхода [Шведовская, 2016]. Журнал индексируется международными наукометрическими базами «Сеть науки» (Web of Science) и «Scopus». Это предоставляет широкое поле как для агрегации и последующей трансляции результатов современных исследований и разработок в области культурно-исторической психологии, так и для их анализа.
Одним из значимых индикаторов в оценке выраженности международного трансфера научного знания в области культурно-исторической психологии и деятельностного подхода является характер цитирования ключевых понятий и основных представителей подхода в зарубежных источниках. Научное цитирование это то средство, с помощью которого авторы сообщают о своей принадлежности к определенной научной школе. Выбор того, какую работу цитировать, отражает межличностное измерение вклада академических текстов в развитие научной отрасли, а акт цитирования делает видимой сеть научных связей, указывая, среди прочего, на оценку работ в рассматриваемой области научным сообществом. В последние несколько лет наблюдается рост количества российских публикаций в ведущих международных психологических журналах, но, например, количество российских авторов, публикующихся в международных психологических изданиях, остается крайне незначительным — менее 1% от российских авторов, имеющих более одной публикации в международных журналах. Отмечается, что, в целом, в период с 2008 по 2015 гг. рост количества публикаций российских авторов в психологических журналах зафиксирован, начиная с 2011 г. [Ловаков, 2017]. Конкретизируя тематику культурно-исторического подхода, наукометрический анализ публикаций журнала «Культурно-историческая психология» за период с 2005 по 2016 гг. показал, что большая часть организаций, сотрудниками которых являются авторы журнала, входит в первую сотню ор- ганизациий по показателям индекса Хирша (РИНЦ). Это говорит о значимости авторских коллективов, опубликованных на страницах издания [Шведовская, 2016а]. При этом биб- лиометрический анализ публикаций данного журнала показывает, что международный охват публикаций достаточно широк — у 595 статей, опубликованных в журнале за период с 2005 по 2016 гг., авторство приходится на 32 страны. При этом отмечаются пики цитирований по годам цитируемых публикаций — наиболее цитируемыми являются статьи, опубликованные в 2007, 2009 и 2006 гг. (РИНЦ) [Шведовская, 2016]. Необходимо отметить, что работы Льва Семеновича Выготского и его соратников остаются одним из актуальных запросов исследователей и специалистов, работающих в рамках культурно-исторического подхода. Показано, что по корпусу книг сервиса Google Books частота упоминаемости имени Л.С. Выготского на русском, английском, немецком, французском, испанском и итальянском языках, начиная с 1924 г., существенно растет, имея свои пики, связанные, например, с выходом конкретных изданий или историческими событиями [Костригин, 2016]. Актуальность представленного исследования продиктована тем, что систематического представления наукометрических исследований в психологии с учетом российских публикаций крайне недостаточно. Например, в период 1988—1999 гг. (по данным ВИНИТИ РАН[Ловаков, 2017]) и 2000—2014 гг. (по данным РИНЦ) всего 3% публикаций российских авторов анализируют предметную область «Психология» [Guskov].
Методология и методы
В представленном исследовании проведен наукометрический анализ выраженности ключевых понятий культурно-исторического подхода в российских и зарубежных публикациях. Перечень ключевых слов, словосочетаний и имен составлен на основании экспертной оценки ведущих российских специалистов в области культурно-исторической психологии. Количество экспертов исследования составило 50 человек. Показатели h-Индекса (РИНЦ) экспертов: минимальное значение — 8, максимальное — 32. Перечень ключевых понятий и имен основных представителей культурно-исторического подхода составил 27 слов и словосочетаний (табл. 1).
Таблица 1
Перечень ключевых слов, словосочетаний и персоналий в рамках культурно-исторической психологии, выбранных для наукометрического анализа
№ |
Ключевое слово (рус.) |
Ключевое слово (eng) |
1 |
2 |
3 |
1 |
Культурно-историческая психология |
Cultural-historical psychology (concept/approach/theory) |
2 |
Высшие психические функции |
Higher mental functions |
3 |
Деятельность |
Activity |
4 |
Ведущая деятельность |
Leading activity |
5 |
Социальная ситуация развития |
Social situation of development |
6 |
Новообразование |
New formation |
7 |
Психологическое новообразование |
New mental formation |
8 |
Зона ближайшего развития |
Zone of proximal development |
9 |
Переживание |
Emotional experience |
10 |
Экспериментально-генетический метод |
Experimental-genetic method |
11 |
Интериоризация |
Interiorization |
12 |
Экстериоризация |
Exteriorization |
13 |
Орудие |
Tool |
14 |
Знак |
Sign |
15 |
Произвольность |
Self-regulation |
16 |
Сензитивный период |
Sensitive period |
17 |
Кризис |
Crisis |
18 |
Возрастной кризис |
Age Crisis |
19 |
Выготский Л.С. |
Vygotksy L.S. |
20 |
Леонтьев А.Н. |
Leontiev A.N. |
21 |
Лурия А.Р. |
Luria A.R. |
22 |
Гальперин П.Я. |
Galperin P.Ya |
23 |
Запорожец А.В. |
Zaporozhets A.V. |
24 |
Лисина М.И. |
Lisina M.I. |
25 |
Божович Л.И. |
Bozhovich L.I. |
26 |
Эльконин Д.Б. |
Elkonin D.B. |
27 |
Давыдов В.В. |
Davydov V.V. |
Наукометрический анализ публикаций проводился по следующим базам: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) научной электронной библиотеки eLibrary.ru, Сеть науки (Web of Science) и Google Академия. Период анализа охватывает 2009—2019 гг.
Для проведения наукометрического анализа в базе Web of Science Core Collection (далее WOS CC) использованы поисковые запросы: TS=(«Cultur* Histor* Psychol*») и TS=(Vygotsky) OR TS=(Vigotsky). Учитывались все типы публикаций. При этом использовались указатели: SCI-EXPANDED, SSCI, A&HCI, CPCI-S, CPCI-SSH, BKCI-S, BKCI-SSH, ESCI. Далее проводились уточнения по ключевым словам на английском языке (табл. 1). Количество публикаций по теме «Cultural-historical psychology» составило 181 (далее — выборка «CHP»), по теме «Vygotsky» — 1636 (далее — выборка «Vygotsky»).
Для проведения наукометрического анализа в базе РИНЦ использовался расширенный поиск по темам «Культурно-историческая психология» и «Выготский». Учитывались следующие типы публикаций: статьи в журналах, книги и материалы конференций. Далее проводились уточнения по ключевым словам на русском языке (табл. 1). Количество публикаций по теме «Культурно-историческая психология» составило 847, по теме «Выготский» — 1991.
Для проведения наукометрического анализа с помощью Google Академии, системы поиска научных публикаций, учитывающей их цитирование, был проведен анализ цитирования работ Л.С. Выготского за период 1989—2019 гг. Всего было проанализировано 1014 публикации.
В качестве инструментария исследования была использована программа VosViewer, позволяющая проводить сетевой анализ, кластеризацию и визуализацию наукометрических данных, т. е. выявить взаимосвязи между объектами.
Результаты и обсуждение
Цитирование публикаций в тематических областях «Культурно-историческая психология» и «Выготский» в WOS CC
Для проведения наукометрического анализа цитирования публикаций в области культурно-исторической психологии в международном поле был проведен поиск массива публикаций в базе WOS CC и сформированы две выборки по темам «Cultural- historical psychology» («Культурно-историческая психология») и «Vygotsky» («Выготский»).
Выборку «CHP» составила 181 публикация, где 161 публикация является научной статьей (88%). Из них большинство работ являются публикациями на русском языке (87% от общего числа). Суммарное количество цитирований данных публикаций составило — 457, а h-индекс выборки был равен 12.
Выборка «Vygotsky» составила 1636 публикаций, из них научных статей — 1278 (78%). Публикации на русском языке составляют всего 10% от общего числа. Проведен анализ динамики публикационной активности по выделенным выборкам (рис. 1 и рис. 2).
Следует отметить, что количество работ по данной теме, начиная с 1975 г., равно 2591. Следовательно, в WOS CC проиндексировано более половины всех публикаций по этой теме именно в последние десять лет (63%). Данная тенденция показывает увеличение интереса к научному наследию Л.С. Выготского. Суммарное количество цитирований, приходящееся на все работы, вошедшие в выборку «Vygotsky», достигло 7850, а h-индекс выборки был равен 40. Наиболее цитируемая публикация — «Studies of expansive learning: Foundations, findings and future challenges», авторы У. Энгестрёма и А. Саннино. Она была процитирована 438 раз [Engeström].
Показано, что минимальное значение по выборке «Vygotksy» — 80 публикаций (2010 г.), максимальное — 252 (2016 г.). Таким образом, публикационный пик наблюдается в 2016 г., т. е. по сравнению с 2010 г. число публикаций увеличилось более чем в три раза. Наблюдаемую динамику можно объяснить в том числе и тем, что в 2016 г. 120-летие Л.С. Выготского стало резонансным событием для психологического сообщества (рис. 1). Минимальное значение по выборке «Cultural-historical psychology» — 6 публикаций, максимальное — 41. При этом ярко выраженного роста публикаций по теме «Cultural-historical psychology» не наблюдается.
При уточнении результатов поиска в выборке «Vygotksy» по ключевым словам (табл. 1) было выявлено, что больше всего публикаций по ключевым словам «Activity» («Деятельность») — 436 публикаций (32% от общего числа в выборке), «Tool» («Орудие») — 241 (15%), «Zone of proximal development» («Зона ближайшего развития») — 226 (14%).
Анализ выраженности публикаций по выборке «Vygotksy» по годам показал, что по теме «Activity» максимальное количество публикаций зафиксировано в 2016 г. — 72, по теме «Zone of proximal development» — 32 и 33 (2015 и 2017 гг. соответственно) и по теме «Tool» — 40 публикаций (2017 г.) (рис. 2).
Анализ географической представленности коллективов авторов работ по данной выборке показывает лидирующие позиции по числу публикаций у США — 305 (18,64%), далее Россия — 221 (13,51%) и Бразилия — 162 (9,90%) (табл. 2).
Таблица 2
Распределение публикаций, вошедших в выборку «Vygotsky» в Web of Science Core Collection, по странам (топ-10)
№ |
Страна |
Число публикаций |
Число публикаций (в % от 1636) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
USA |
305 |
18,64 |
2 |
Russia |
221 |
13,51 |
3 |
Brazil |
162 |
9,90 |
4 |
England |
148 |
9,05 |
5 |
Australia |
132 |
8,07 |
6 |
Canada |
80 |
4,89 |
7 |
Spain |
53 |
3,24 |
8 |
South Africa |
44 |
2,69 |
9 |
Iran |
40 |
2,44 |
10 |
China |
36 |
2,20 |
По представленности публикаций в WoS СС по теме «Культурно-историческая психология» публикации из России занимают второе место. Если конкретизировать издания, в которых опубликовано наибольшее число статей по теме «Vygotsky» («Выготский»), то в топ-10 журналов входят два российских издания, занимающие первое и второе место (табл. 3).
Таблица 3
Распределение публикаций, вошедших в выборку «Vygotsky» в Web of Science Core Collection, по изданиям (топ-10)
№ |
Наименование издания/страна |
Число публикаций |
Число публикаций (в % от 1636) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
«Voprosy psikhologii» (Russia) |
62 |
3,79 |
2 |
«Kulturno Istoricheskaya Psikhologiya» «Cultural Historical Psychology» (Russia) |
50 |
3,06 |
3 |
«Mind Culture and Activity» (USA) |
49 |
3,00 |
4 |
«Procedia Social and Behavioral Sciences» (Nederland) |
26 |
1,59 |
5 |
«Learning Culture and Social Interaction» (Nederland) |
23 |
1,41 |
6 |
«Perspectives in Cultural Historical Research» (Singapore) |
21 |
1,28 |
7 |
«Edulearn Proceedings» (Spain) |
19 |
1,16 |
8 |
«Integrative Psychological and Behavioral Science» (USA) |
19 |
1,16 |
9 |
«Culture Psychology» (England) |
18 |
1,10 |
10 |
«Inted Proceedings» (Spain) |
16 |
0,98 |
Таким образом, наибольшее число публикаций показано в журнале «Voprosy Psikhologii» («Вопросы психологии») — 62 (3,79%), а наименьшее — в «Inted Proceedings» (Spain) — 16 (0,98%). Отметим, что журнал «Культурно-историческая психология» занимает второе место среди всех научных изданий, индексруемых в WoS CC по теме культурно-исторической психологии.
Проведен анализ аффилиации к организациям авторских коллективов, опубликовавших работы по теме «Культурно-историческая психология» (выборка «Vygotsky») в базе WоS СС (табл. 4).
Таблица 4
Распределение публикаций, вошедших в выборку «Vygotsky» в Web of Science Core Collection, по организациям (топ-10)
№ |
Наименование организаций/страна |
Число публикаций |
Число публикаций (в % от 1636) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Lomonosov Moscow State University (Russia) |
59 |
3,61 |
2 |
Monash University (Australia) |
44 |
2,69 |
3 |
Moscow State University of Psychology Education (Russia) |
31 |
1,89 |
4 |
Pennsylvania Commonwealth System of Higher Education Pcshe (USA) |
31 |
1,89 |
5 |
Penn State University (USA) |
27 |
1,65 |
6 |
University of London (England) |
26 |
1,59 |
7 |
University of Victoria (Canada) |
21 |
1,28 |
8 |
City University of New York Cuny System (USA) |
20 |
1,22 |
9 |
Universidade de Brasilia (Brazil) |
19 |
1,16 |
10 |
University of Oxford (England) |
18 |
1,10 |
Таким образом, показано, что организации, с которыми аффилировано наибольшее количество работ, является Lomonosov Moscow State University (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия) — 59 публикаций (3,61%). На втором месте Monash University (Университет Монаш, Австралия) — 44 публикации (2,69%), на третьем — Moscow State University of Psychology Education (Московский государственный психолого-педагогический университет, Россия) — 49 публикаций (3,00%).
Таблица 5
Кластер 1 «Культурно-историческая психология» публикаций выборки «Vygotsky» в Web of Science Core Collection — красного цвета (топ-20)
№ |
Термин |
Вес одной связи |
Суммарный вес связи |
Число использований |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Psychology |
399 |
2201 |
224 |
2 |
Author |
395 |
2236 |
211 |
3 |
LS Vygotsky |
333 |
1587 |
144 |
4 |
Person |
374 |
1390 |
121 |
5 |
History |
316 |
922 |
93 |
6 |
Formation |
337 |
1007 |
92 |
7 |
Conception |
306 |
900 |
82 |
8 |
Object |
323 |
906 |
80 |
9 |
Interpretation |
302 |
875 |
80 |
10 |
Thought |
315 |
857 |
80 |
11 |
Cultural historical theory |
288 |
734 |
76 |
12 |
Consciousness |
269 |
786 |
75 |
13 |
Cognition |
303 |
783 |
69 |
14 |
Position |
304 |
751 |
68 |
15 |
Speech |
286 |
726 |
66 |
16 |
Psychologist |
299 |
766 |
65 |
17 |
Emotion |
285 |
740 |
65 |
18 |
Tradition |
290 |
677 |
65 |
19 |
Art |
267 |
663 |
63 |
20 |
Fact |
294 |
755 |
62 |
Для визуализации связи между словами и словосочетаниями (терминами), встречающимися в названиях и аннотациях научных публикаций выборки «Vygotsky» и «CHP» в базе WoS СС, была использована программа VOSviewer. Для формирования выборки публикаций, относимых к выбранному термину, определено пороговое значение числа упоминаний термина в тексте равное 10. Из 25877 терминов 735 соответствовало пороговому значению. Для каждого из 735 терминов системой VOSviewer была рассчитана оценка релевантности, и для дальнейшей обработки было отобрано более половины релевантных терминов (60%). Количество выбранных терминов составило 441.
В результате анализа терминов, используемых в названиях и аннотациях публикаций выборки «Vygotsky», было выделено четыре кластера терминов: «Культурно-историческая психология», «Обучение», «Развитие» и «Зона ближайшего развития» (рис. 3, см. вкладку).
Таким образом, можно выделить наиболее яркие «узлы» по силе связи между терминами и персоналиями во всех четырех кластерах. Наиболее сильные связи представлены топ-20 терминами и персоналиями по каждому из кластеров: «Культурно-историческая психология» (табл. 5), «Обучение» (табл. 6), «Развитие» (табл. 7) и «Зона ближайшего развития» (табл. 8).
Таблица 6
Кластер 2 «Обучение» публикаций выборки «Vygotsky»
в Web of Science Core Collection — зеленого цвета
№ |
Термин |
Вес одной связи |
Суммарный вес связи |
Число использований |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Student |
421 |
4225 |
378 |
2 |
Teacher |
420 |
3737 |
322 |
3 |
Data |
406 |
2422 |
206 |
4 |
Teaching |
387 |
2174 |
193 |
5 |
Classroom |
376 |
2064 |
171 |
6 |
Skill |
352 |
1690 |
132 |
7 |
Participant |
357 |
1465 |
115 |
8 |
Strategy |
352 |
1404 |
113 |
9 |
Interview |
339 |
1422 |
108 |
10 |
Technology |
327 |
1128 |
97 |
11 |
Case study |
318 |
1118 |
94 |
12 |
University |
339 |
1066 |
78 |
13 |
Class |
302 |
1004 |
77 |
14 |
Curriculum |
313 |
882 |
77 |
15 |
Educator |
300 |
847 |
74 |
16 |
Observation |
292 |
840 |
67 |
17 |
Resource |
290 |
807 |
66 |
18 |
Implementation |
283 |
746 |
62 |
19 |
Peer |
265 |
754 |
61 |
20 |
Mathematics |
225 |
556 |
54 |
Таблица 7
Кластер 3 «Развитие» публикаций выборки «Vygotsky» в Web of Science Core Collection — синего цвета (топ-20)
№ |
Термин |
Вес одной связи |
Суммарный вес связи |
Число использований |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Young child |
250 |
663 |
64 |
2 |
Parent |
232 |
527 |
40 |
3 |
Literacy |
228 |
483 |
40 |
4 |
Narrative |
235 |
479 |
40 |
5 |
Children |
228 |
432 |
39 |
6 |
Childhood |
200 |
362 |
35 |
7 |
Self regulation |
196 |
361 |
35 |
8 |
Family |
196 |
394 |
33 |
9 |
Talk |
175 |
329 |
32 |
10 |
Home |
184 |
365 |
29 |
11 |
Child development |
179 |
314 |
29 |
12 |
Social situation |
170 |
302 |
29 |
13 |
Early childhood education |
156 |
297 |
29 |
14 |
Regulation |
157 |
272 |
29 |
15 |
Care |
158 |
250 |
27 |
16 |
Month |
192 |
322 |
24 |
17 |
Journal |
168 |
294 |
23 |
18 |
Motive |
167 |
275 |
23 |
19 |
Vygotskian perspective |
120 |
193 |
23 |
20 |
Important role |
183 |
303 |
22 |
Таблица 8
Кластер 4 «Зона ближайшего развития» публикаций выборки «Vygotsky»
в Web of Science Core Collection — желтого цвета (топ-20)
№ |
Термин |
Вес одной связи |
Суммарный вес связи |
Число использований |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Zone |
386 |
2258 |
203 |
2 |
Proximal development |
376 |
2082 |
185 |
3 |
Learner |
365 |
2366 |
182 |
4 |
Mediation |
334 |
1306 |
117 |
5 |
Sociocultural theory |
303 |
1147 |
106 |
6 |
Effect |
348 |
1302 |
104 |
7 |
Instruction |
335 |
1252 |
101 |
8 |
Assessment |
289 |
1129 |
81 |
9 |
Performance |
310 |
1072 |
81 |
10 |
English |
303 |
978 |
73 |
11 |
ZPD |
256 |
880 |
73 |
12 |
Intervention |
292 |
794 |
64 |
13 |
Scaffolding |
235 |
759 |
61 |
14 |
Test |
258 |
803 |
57 |
15 |
Second language |
240 |
660 |
49 |
16 |
Session |
236 |
586 |
44 |
17 |
Dynamic assessment |
159 |
581 |
38 |
18 |
Procedure |
221 |
484 |
36 |
19 |
Language learning |
193 |
410 |
36 |
20 |
Phase |
184 |
347 |
30 |
Таким образом, кластер 1 «Культурно-историческая психология» представлен взаимосвязью таких основных терминов и персоналий, как «психология», «Л.С. Выготский», «культурно-историческая психология», «мышление», «сознание», «речь», «эмоции», искусство», «личность».
Таким образом, кластер 2 «Обучение» представлен взаимосвязью таких основных терминов, как «учащийся/ученик», «учитель», «умения», «обучающий», «анализ кейсов», «класс», «применение». «ресурс», «математика».
Таким образом, кластер 3 «Развитие», представлен взаимосвязью таких основных терминов, как «ребенок раннего возраста», «родитель», «мотив», «раннее обучение», «саморегуляция», «семья», «речь», «эмоции», искусство», «грамотность».
Таким образом, кластер 4 «Зона ближайшего развития» представлен взаимосвязью таких основных терминов, как «обучающийся», «опора (скаффол- динг)», «ЗПР», «изучение языка», «динамическая оценка».
Дополнительно проиллюстрировать взаимосвязи терминов можно плотностью их использования в публикациях, попавших в выборку «Vygotsky» (рис. 4, см. вкладку).
Плотность понятий показывает выраженные тематические зоны, вокруг понятий «обучающийся»: «зона», «психология», «Л.С. Выготский».
Анализ показал, что из ключевых терминов наибольший вес связей имели ключевые слова «LS Vygotsky» (рис. 5, см. вкладку) и «Zone of proximal development» или «Zone» (рис. 6, см. вкладку).
Отметим, что ключевое имя «LS Vygotsky» имело в исследуемом массиве сильную связь со следующими терминами, проранжированными по числу использования: «ученик»; «психология»; «автор»; «данные»; «человек»; «посредничество»; «образование»; «концепция»; «интерпретация»; «объект»; «мышление»; «культурно-историческая теория»; «позиция»; «речь»; «психолог»; «искусство»; «культурно-историческая психология»; «техника»; «гипотеза»; «Леонтьев»; «личность»; «образ»; «читатель»; «высшая психическая функция»; «психология развития»; «деятельностный подход» и другие. Термины проранжированы по числу использования от большего к меньшему. Большинство перечисленных понятий относится к кластеру «Культурно-историческая психология», три — к кластеру «Обучение», 1 — к кластеру «Зона ближайшего развития».
Для термина «Zone» характерно наличие связей с такими понятиями, как: «ученик»; «учитель»; «обучение»; «проксимальное развитие»; «обучаемость»; «школьный класс; «умение»; «посредничество»; «образование»; «оценка»; «университет»; «учебный класс»; «учебный план»; «культурно-историческая теория»; «английский»; «ЗБР»; «сотрудничество», «компетентность»; «второй язык»; «динамическая оценка»; «обратная связь»; «помощь» и другие. Термины проранжированы по числу использования от большего к меньшему и входят в три кластера: «Культурно-историческая психология», «Обучение» и «Зона ближайшего развития».
Результаты анализа связей терминов в публикациях по выборке «Vygotsky» позволили определить наиболее публикуемых авторов работ (рис. 7, см. вкладку).
Анализ показал, что наибольшее число публикаций в выборке «Vygotsky» имеют следующие авторы: Дэниэлс Г. (Daniels H.), Ван дер Веер Р. (Van der Veer R.), и Дафермос М. (Dafermos M.).
Цитирование публикаций в тематических областях «Культурно-историческая психология» и «Выготский» в РИНЦ
Для проведения наукометрического анализа цитирования публикаций в области культурно-историчекой психологии в российских публикациях был проведен поиск массива публикаций в базе РИНЦ и сформированы две выборки по темам «Культурно-историческая психология» и «Выготский». Выборка «Культурноисторическая психология» (выборка «КИП») составила 847 публикаций. В выборку «Выготский» вошло 1991 публикаций. По указанным выборкам проведен анализ динамики публикационной активности по годам в период с 2009 по 2019 гг. (рис. 8).
Анализ публикационной активности показал, что для выборки «Выготский» наблюдается положительная динамика по числу публикаций до 2016 г. Показано, что минимальное значение — 61 публикация (2009 г.), максимальное — 404 (2016 г.). Таким образом, количество публикаций в юбилейном году увеличилось в шесть раз по сравнению с 2009 г. Минимальное значение по выборке «Культурно-историческая психология» — 29 публикаций, максимальное — 137. При этом ярко выраженного роста публикаций не наблюдается, за исключением 2018 года, в котором увеличение произошло на 30% по отношению к предыдущему году (рис. 8). В отличие от выборок в WOS CC увеличение числа публикаций в 2016 г. характерно только для выборки «Выготский».
При уточнении результатов поиска в выборке «Выготский» по ключевым словам (табл. 1) было выявлено, что больше всего публикаций по ключевым словам «Деятельность» — 623 публикации (32% от общего числа в выборке), «Зона ближайшего развития» — 127 (6%), «Высшие психические функции» — 241 (15%), а поиск по слову «Орудие» был менее результативен в отличие от выборки в Web of Science — 35 (2%), Анализ выраженности публикаций по выборке «Выготский» по годам показал, что по теме «Деятельность» максимальное количество публикаций зафиксировано тоже в 2016 г. — 128, при этом показан рост и в 2018 г. — 113, что составило 11% в сравнении с 2017 г., по теме «Зона ближайшего развития» —33 (2016 г.), по теме «Высшие психические функции» — 30 (2016 г.), а по теме «Орудие» — 10 публикаций (2017 г.) (рис. 9).
Для визуализации связи между словами и словосочетаниями (териминами), встречающимися в названиях и аннотациях научных публикаций выборки «Выготский» и «КИП», была также использована программа VOSviewer. Ограничения данного инструмента, заключающиеся в невозможности применить его к информационному массиву, состоящему из кириллических символов, преодолено тем, что анализ проводился только тех публикаций, которые имели название и аннотации на английском языке. Количество таких публикаций составило 1116 записей (рис. 10 и рис. 11, см. вкладку). Выборка «КИП» была исключена из последующего анализа в виду малого количества записей.
Кластеризация терминов и персоналий вокруг конкретных тематических «узлов» в выборке «Выготский» показывает наличие взаимосвязей вокруг термина «образование», число использований которого в публикациях составило 244, а суммарный вес связей — 2128. Этот термин в исследуемом массиве имеет наиболее сильную связь со следующими понятиями, проранжированными по числу использования: «ученик»; «учитель»; «организация»; «наука»; историческая психология; обучение; история; «искусство»; «язык»; «учебный процесс»; «педагогика»; «текст»; «зона»; «слово»; «взрослый» и др.
Плотность понятий показывает, что наиболее выраженная тематическая зона представлена вокруг понятия «образование».
Таким образом, можно сказать, что тематическая деверсификация понятий в международных публикациях (WOS CC) выше, чем в русскоязычных публикациях (РИНЦ).
[*] Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, президент, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, rubtsovvv@mgppu.ru
[†] Марголис А.А., кандидат психологических наук, врио ректора, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, amargolis@mail.ru
[‡] Шведовская А.А., кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, anna.shvedovskaya@mgppu.ru
[§] Пономарева В.В., начальник отдела информационного обеспечения и компьютеризации фундаментальной библиотеки, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ponomarevavv@mgppu.ru
Rubtsov Vitaly Vladimirovich, Doctor of Psychology, President, Moscow State University of Psychology & Education (MSUPE), Moscow, Russia. E-mail: rubtsovvv@mgppu.ru
Margolis Arkady Aronovich, PhD in Psychology, Acting Rector, Moscow State University of Psychology & Education (MSUPE), Moscow, Russia. E-mail: amargolis@mail.ru
Shvedovskaya Anna Aleksandrovna, Ph.D. in Psychology, Head of Informational-Analytical Department, Associate Professor, Age Psychology Department named after L.F. Obukhova, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia. E-mail: anna.shvedovskaya@mgppu.ru
Ponomareva Victoria Victorovna, Head of information support and computerization Department of the Fundamental Library, Moscow State University of Psychology & Education (MSUPE), Moscow, Russia. E-mail: ponomarevavv@mgppu.ru
[Ловаков, 2017] Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук.
[Москалева, 2018] Поиск проводился по указателям: SCI-Expanded, SSCI, A&HCI, CPCI-S, CPCI-SSH, ESCI.
Литература
- Вересов Н.Н., Смолка А.Л., Парадиз Р. Развивая культурно историческую теорию: четвертое поколение приходит? // Культурно-историческая психология. 2013. Т. 9. № 3. С. 46—54.
- Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Мировая психология и педагогика в поисках теории развития, адекватной вызовам нашего времени: вперед к Выготскому // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 3. С. 170—175. doi:10.17759/cpp.2017250312
- Концепция формирования и распространения цифрового контента для высшего инклюзивного образования / А.А. Марголис, В.В. Рубцов, С.В. Панюкова, В.С. Сергеева // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2. С. 102—110. doi:10.17759/ pse.2018230211
- Костригин А.А., Хусяинов Т.М. Имя Л.С. Выготского как объект Digital Humanities // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 44—66.
- Ловаков А.В. Российские авторы в ведущих международных психологических журналах: библиометрический анализ // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. №. 4. C. 657—678. doi:10.17323/1813-8918-2017-4-657-678
- Москалева О.В., Акоев М.А. Публикации на разных языках в индексах цитирования, или Есть ли шанс у русского языка в науке // Университетская книга. 2018. № 3. С. 42—45.
- Рубцов В.В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. №. 3. С. 4—14. doi:10.17759/chp.2016120301
- Рубцов В.В., Эльконин Б.Д. Новая модульная основная профессиональная образовательная программа исследовательской магистратуры «Культурно- историческая психология и деятельностный подход в образовании»: опыт разработки и апробации // Культурно- историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 4—8. doi:10.17759/chp.2015110301
- Фаликман М.В., Коул М. «Культурная революция» в когнитивной науке: от нейронной пластичности до генетических механизмов приобретения культурного опыта // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 3. С. 4—18.
- Шведовская А.А. Развитие идей научной школы Л.С. Выготского: научные публикации журнала «Культурно-историческая психология» (2005—2016 гг.) // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 47—57. doi:10.17759/chp.2016120304
- Шведовская А.А., Мешкова Н.В. Библиометрический анализ журнала «Культурно-историческая психология» // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 106—115. doi:10.17759/chp.2016120112
- Daniels H. Vygotsky: Between Socio-Cultural Relativism and Historical Materialism. From a Psychological to a Pedagogical Perspective // Cultural-Historical Psychology. Vol. 14. № 3. P. 36—42. doi: 10.17759/chp.2018140303
- Engeström Y., Sannino A. Studies of expansive learning: Foundations, findings and future challenges // Educational Research Review. Vol. 5. № 1. P. 1—24. doi: 10.1016/j. edurev.2009.12.002
- Guskov A., Kosyakov D., Selivanova I. Scientometric research in Russia: impact of science policy changes // Scientometrics. Vol. 107. № 1. P. 287—303. doi:10.1007/ s11192-016-1876-7
- Karpov, Yu., Kozulin A. Vygotskian Approach to Instruction: Practical Applications Around the Globe // Journal of Cognitive Education and Psychology. Vol. 17. № 3. P. 219—222. doi: 10.1891/1945-8959.17.3.219
- Kozulin A. Vygotsky’s theory of cognitive development // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition) / Ed. D. Wright. Amsterdam: Elsevier, 2015. P. 322—328. doi:10.1016/B978-0- 08-097086-8.23094-8
- Vygotsky’s Theoretical and Conceptual Contributions to Qualitative Research in Education [Электронный ресурс] / Smolka A.L. [et al.] // Oxford Research Encyclopedia of Education. 2019. URL: https://oxfordre.com/education/ view/10.1093/acrefore/9780190264093.001.0001/acrefore- 9780190264093-e-511 (дата обращения: 15.09.2019).
- Wertsch J.V. Narrative tools, truth, and fast thinking in national memory // Memory Practices and Learning: Interactional, Institutional and Sociocultural Perspectives / Å. Mäkitalo, P. Linell, R. Säljö. Charlotte: Information Age Publishing, 2017. P. 233—248.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1648
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 600
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3