Наукометрический анализ культурно-исторического направления в научных публикациях 2009—2019 годов

523

Аннотация

Одним из значимых индикаторов для оценки выраженности международного трансфера научного знания в области культурно-исторической психологии и деятельностного подхода является характер цитирования ключевых понятий и основных представителей подхода в зарубежных источниках. В статье приведен наукометрический анализ публикаций на русском и английском языках с целью выявления представленности ключевых понятий культурно-исторической психологии в российских и международных научных публикациях за период 2009—2019 гг. Наукометрический анализ публикаций проводился по базам Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), Сети науки (Web of Science) и Google Академии. Выборку составили 5669 публикаций. Определен перечень ключевых понятий и имен основных представителей культурно-исторического подхода в количестве 27 слов для библиометрического анализа. Перечень ключевых слов составлен на основании экспертной оценки ведущих российских специалистов в области культурно-исторической психологии. Количество экспертов составило 50 человек. Показатели h-Индекса (РИНЦ) экспертов — от 8 до 32. Выявлена положительная динамика в увеличении темпа роста количества публикаций, содержащих ключевые понятия культурно-исторической психологии, как на русском, так и на английском языках. Показана значимость отдельных тематических направлений исследований в рамках одного научного направления — культурно-исторической психологии.

Общая информация

Ключевые слова: наукометрический анализ, культурно-историческая психология, деятельностный подход, Выготский Л.С., Российский индекс научного цитирования, VosViewer, Web of Science, Google Academy

Рубрика издания: Дискуссии и дискурсы

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150412

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО МГППУ в рамках научного проекта «Библиотека Выготского».

Для цитаты: Рубцов В.В., Марголис А.А., Шведовская А.А., Пономарева В.В. Наукометрический анализ культурно-исторического направления в научных публикациях 2009—2019 годов // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 119–132. DOI: 10.17759/chp.2019150412

Литература

  1. Вересов Н.Н., Смолка А.Л., Парадиз Р. Развивая культурно историческую теорию: четвертое поколение приходит? // Культурно-историческая психология. 2013. Т. 9. № 3. С. 46—54.
  2. Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Мировая психология и педагогика в поисках теории развития, адекватной вызовам нашего времени: вперед к Выготскому // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 3. С. 170—175. doi:10.17759/cpp.2017250312
  3. Концепция формирования и распространения цифрового контента для высшего инклюзивного образования / А.А. Марголис, В.В. Рубцов, С.В. Панюкова, В.С. Сергеева // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2. С. 102—110. doi:10.17759/ pse.2018230211
  4. Костригин А.А., Хусяинов Т.М. Имя Л.С. Выготского как объект Digital Humanities // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 44—66.
  5. Ловаков А.В. Российские авторы в ведущих международных психологических журналах: библиометрический анализ // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. №. 4. C. 657—678. doi:10.17323/1813-8918-2017-4-657-678
  6. Москалева О.В., Акоев М.А. Публикации на разных языках в индексах цитирования, или Есть ли шанс у русского языка в науке // Университетская книга. 2018. № 3. С. 42—45.
  7. Рубцов В.В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. №. 3. С. 4—14. doi:10.17759/chp.2016120301
  8. Рубцов В.В., Эльконин Б.Д. Новая модульная основная профессиональная образовательная программа исследовательской магистратуры «Культурно- историческая психология и деятельностный подход в образовании»: опыт разработки и апробации // Культурно- историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 4—8. doi:10.17759/chp.2015110301
  9. Фаликман М.В., Коул М. «Культурная революция» в когнитивной науке: от нейронной пластичности до генетических механизмов приобретения культурного опыта // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 3. С. 4—18.
  10. Шведовская А.А. Развитие идей научной школы Л.С. Выготского: научные публикации журнала «Культурно-историческая психология» (2005—2016 гг.) // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 47—57. doi:10.17759/chp.2016120304
  11. Шведовская А.А., Мешкова Н.В. Библиометрический анализ журнала «Культурно-историческая психология» // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 106—115. doi:10.17759/chp.2016120112
  12. Daniels H. Vygotsky: Between Socio-Cultural Relativism and Historical Materialism. From a Psychological to a Pedagogical Perspective // Cultural-Historical Psychology. Vol. 14. № 3. P. 36—42. doi: 10.17759/chp.2018140303
  13. Engeström Y., Sannino A. Studies of expansive learning: Foundations, findings and future challenges // Educational Research Review. Vol. 5. № 1. P. 1—24. doi: 10.1016/j. edurev.2009.12.002
  14. Guskov A., Kosyakov D., Selivanova I. Scientometric research in Russia: impact of science policy changes // Scientometrics. Vol. 107. № 1. P. 287—303. doi:10.1007/ s11192-016-1876-7
  15. Karpov, Yu., Kozulin A. Vygotskian Approach to Instruction: Practical Applications Around the Globe // Journal of Cognitive Education and Psychology. Vol. 17. № 3. P. 219—222. doi: 10.1891/1945-8959.17.3.219
  16. Kozulin A. Vygotsky’s theory of cognitive development // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition) / Ed. D. Wright. Amsterdam: Elsevier, 2015. P. 322—328. doi:10.1016/B978-0- 08-097086-8.23094-8
  17. Vygotsky’s Theoretical and Conceptual Contributions to Qualitative Research in Education [Электронный ресурс] / Smolka A.L. [et al.] // Oxford Research Encyclopedia of Education. 2019. URL: https://oxfordre.com/education/ view/10.1093/acrefore/9780190264093.001.0001/acrefore- 9780190264093-e-511 (дата обращения: 15.09.2019).
  18. Wertsch J.V. Narrative tools, truth, and fast thinking in national memory // Memory Practices and Learning: Interactional, Institutional and Sociocultural Perspectives / Å. Mäkitalo, P. Linell, R. Säljö. Charlotte: Information Age Publishing, 2017. P. 233—248.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3154-4601, e-mail: anna.shvedovskaya@mgppu.ru

Пономарева Виктория Викторовна, директор фундаментальной библиотеки, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1722-9237, e-mail: ponomarevavv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1558
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 523
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 3