Бовина И.Б. доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9497-6199 e-mail: innabovina@yandex.ru
Дворянчиков Н.В. кандидат психологических наук, декан, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1462-5469 e-mail: dvorian@gmail.com
Цель настоящей работы заключалась в анализе соотношения поведения в Сети с поведением в реальности на примере эффекта растормаживания онлайн. Суть эффекта сводится к тому, что человек ведет себя в онлайн-коммуникации иначе, нежели в реальном общении: говорит и делает то, чего бы он не позволил себе, если бы та же самая ситуация происходила офлайн. Не будучи патологическим явлением, растормаживание реализуется в двух формах, не связанных друг с другом: 1) доброкачественное (позитивное) растормаживание — характеризуется тем, что человек делится очень личной информацией, раскрывает свои тайны и страхи, не скрывает ни своего эмоционального состояния, ни своих переживаний, он старается помочь другому, проявляя при этом крайнюю щедрость и заботу; 2) токсичное (негативное) растормаживание — характеризуется тем, что человек проявляет грубость в отношении другого, резко критикует его или даже угрожает ему; посещает сайты, содержание которых связано с насилием и агрессией. Обращение к таким конструктам, как деиндивидуализация, сниженные социальные сигналы и самосознание, проливает свет на эффект растормаживания онлайн, позволяет говорить о том, как поведение в Сети соотносится с поведением в реальности. Делается вывод о том, что попытки отождествлять поведение в Сети с поведением в реальности было бы ошибочным, ибо киберпространство способствует тому, что происходит растормаживание, снижение тех барьеров, которые регулируют поведение субъекта в реальной жизни.
Работа выполнена в рамках проекта «Разработка модели профайлинга онлайн-поведения несовершеннолетних в социальных сетях» при поддержке МГППУ.
Фрагмент статьи
Создание компьютеров и электронных носителей информации, как
отмечает Д.С. Робертсон, соответствует пятой информационной революции.
Литература
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М.:
Издательство МГУ. 1990. 239 с.
Андреева Г.М. Психология социального познания. М.:
Аспект пресс. 2000. 288 с.
Будыкин С.В. Информационная безопасность детей и
подростков в современном мире: психологические аспекты проблемы [Электронный
ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 1. С. 13—24. DOI:10.17759/
psylaw.2017070102
Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2017—2018
гг. [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/ SMI-i-internet/13999 (дата
обращения: 26.03.2020).
Корепанова И.А. И вновь о параллелограмме развития
памяти: данные московской выборки // Психологический журнал Международного
университета природы, общества и человека «Дубна». 2010. № 4. С. 43—60.
Лебон Г. Психология народов и масс. М.:
Академический проект. 2011. 238 с.
Мещеряков, Б.Г., Моисеева Е.В., Конторина В.В.
Параллелограмм развития памяти: не миф, но требует уточнения // Психологический
журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2008.
№ 1. С. 1—15.
Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории,
информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. № 4. С.
14—34.
Тхостов А.Ш. Трансформация высших психических
функций в эпоху информационного общества. [Электронный ресурс] URL:
https://www.youtube.com/ watch?v=B8FuIeaAWfo (дата обращения:
26.03.2020).
Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных
технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации:
обратная сторона социализации // Психологический журнал. 2005. № 6. С.
16—24.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.:
Институт психологии РАН. 1999. 448 с.
Abric J.-C. A theoretical and experimental approach
to the study of social representations in a situation of interaction // Social
representations / R. Farr, S. Moscovici (eds.). Cambridge: Cambridge University
Press, 1984. P. 169—183.
Back M.D., Stopfer J.M., Vazire S., Gaddis S., Schmukle
S.C., Egloff B., Gosling, S.D. Facebook profiles reflect actual
personality, not self-idealization // Psychological Science. 2010. Vol. 21. P.
372—374. DOI:10.1177/0956797609360756
Cheung C.M.K., Wong R.Y.M., Chan T.K.H. Online
disinhibition: conceptualization, measurement, and relation to aggressive //
Thirty Seventh International Conference on Information Systems, Dublin,
2016.
Clark-Gordon C.V., Bowman N.D., Goodboy A.K., Wright
A. Anonymity and Online Self-Disclosure: A Meta- Analysis // Communication
Reports. 2019.Vol. 32. P. 98—111. DOI:10.1080/08934215.2019.1607516
Festinger L., Pepitone A., Newcomb T. Some
consequences of deindividuation in a group // Journal of Abnormal and Social
Psychology. 1952. Vol. 47. P. 382—389. DOI:10.1037/ h0057906
Global digital report 2019 — We are social [Электронный
ресурс]. URL: https://wearesocial.com/ global-digital-report-2019 (дата
обращения: 26.03.2020).
Guegan J. Effets de contexte et modulation des
processus sociocognitifs via Internet. Psychologie. Thèse de doctorat en
psychologie sociale. Université Paul Valéry — Montpellier III, 2012. 232
p.
Hirsh J.B., Galinsky A.D., Zhong C.B. Drunk,
powerful, and in the dark: how general processes of disinhibition produce both
prosocial and antisocial behavior // Perspectives on Psychological Sciences.
2011. DOI:10.1177/1745691611416992
Joinson A.N. Causes and implications of
disinhibited behavior on the Internet // Psychology and the Internet / J.
Gackenbach (ed.). Boston, MA: Academic Press, 2007. P. 43—60.
Kalmus V. Socialization in the changing information
environment: Implications for media literacy // Media Literacy: A Reader / D.
Macedo, S. R. Steinberg (eds.). New York: Peter Lang, 2007. Р. 157—165.
Kende A., Ujhelyi A., Joinson A., Greitemeyer T.
Putting the social (psychology) into social media // European Journal of Social
Psychology. 2015. Vol. 45. P. 277—278. DOI:10.1002/ ejsp.2097.
Kim K.K., Lee A.R., Lee U.-K. Impact of anonymity
on roles of personal and group identities in online communities // Information
and Management. 2019. Vol. 56. P. 109—121. DOI:10.1016/j.im.2018.07.005.
Lapidot-Lefler N., Barak A. The benign online
disinhibition effect: could situational factors induce self-disclosure and
prosocial behaviors? // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on
Cyberspace. 2015. Vol. 9. Article 3. DOI:10.5817/CP2015-2-3
Livingstone S., Haddon L., Görzing
A.,Őlafsson K. With members of the EU kids online network.
EU kids online. London. Final report. September, 2011. 54 p.
Lowry P.B., Zhang J., Wang C., Siponen M. Why do
adults engage in cyberbullying on social media? An integration of online
disinhibition and deindividuation effects with the social structure and social
learning model // Information Systems Research. 2016. Vol. 27. P. 962—986.
DOI:10.1287/ isre.2016.0671
Marzouki Y. La conscience collective virtuelle : un
nouveau paradigme des comportements collectifs en ligne // Les représentations
sociales. Théories, méthodes et applications / G. Lo Monaco, S. Delouvée, P.
Rateau (eds.). Louvain-la-Neuve: De Boeck Supérieur, 2016. P. 413—415.
Moor L., Anderson J. A systematic literature review
of the relationship between dark personality traits and antisocial online
behaviours // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 144. P. 40—55.
DOI:10.1016/j.paid.2019.02.027
Olick J.K., Robbins J. Social memory studies : from
«collective memory» to the historical sociology of mnemonic practices // Annual
Review of Sociology. 1998. Vol. 24. P. 105—140.
DOI:10.1146/annurev.soc.24.1.105
Piper S. Workplace toxic online disinhibition.
Presented to the interdisciplinary studies program : University of Oregon
applied information management, 2015. 48 p.
Pornari C.D., Wood J. Peer and cyber aggression in
secondary school students: the role of moral disengagement, hostile attribution
bias, and outcome expectancies // Aggressive Behaviour. 2010. Vol. 36. P.
81—94. DOI:10.1002/ ab.20336
Postems T., Spears R. Deindividuation and
antinormative behavior: a meta-analysis // Psychological Bulletin. 1998. Vol.
123. P. 238—259. DOI:10.1037/0033- 2909.123.3.2381998
Prislin R., Crano W. A history of social influence
research // The Handbook of the History of Social Psychology / A. Kruglanski,
W. Stroebe (eds.). New York, NY: Psychology Press, 2012. P. 321—339.
Rose G. On the relation between ’visual research
methods’ and contemporary visual culture // Sociological Review. 2014. Vol. 62.
P. 24—46.
Rückrim G. Digital technology and
Mediation — a Challenge to Activity Theory [Электронный ресурс] //
Cultural-historical psychology. 2010. Том 6. № 4. С. 30—38.
https://psyjournals.ru/kip/2010/n4/32813.shtml (дата
обращения:11.09.2020).
The formation of a norm in a group situation // The
psychology of social norms / M. Sherif (ed.). N.Y.: Octagon books, 1965. P.
89—112.
Smahel D., Machackova H., Mascheroni G., Dedkova L.,
Staksrud E.,Ólafsson K., Livingstone S., Hasebrink U. EU
Kids Online 2020: Survey results from 19 countries. EU Kids Online. 2020.
DOI:10.21953/lse.47fdeqj01ofo
Suler J. The online disinhibition effect //
Cyberpsychology and Behaviour. 2004. Vol. 7. P. 321—326.
DOI:10.1089/1094931041291295
Tajfel H. La categorisation sociale // Introduction
à la psychologie sociale / S.Moscovici (ed.). Paris: Larousse,1972. P.
272—302.
Turner J. Towards a cognitive redefinition of the
social group // Social identity and intergroup relations / H.Tajfel (ed.).
Cambridge: Cambridge University Press, 1982. P. 15—40.
Udris R. Cyberbullying among high school students
in Japan: development and validation of the online disinhibition scale //
Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 41. P. 253— 261.
DOI:10.1016/j.chb.2014.09.036
Udris R. Psychological and social factors as
predictors of online and offline deviant behavior among Japanese adolescents //
Deviant Behavior. 2017. Vol. 38. P. 792—809.
DOI:10.1080/01639625.2016.1197689
Vilanova F., Beria F.M., Costa A.B., Koller S.H.
Deindividuation: From Le Bon to the social identity model of deindividuation
effects // Cogent Psychology. 2017. Vol. 4.
DOI:10.1080/23311908.2017.1308104
Wu S., Lin T.-G., Shih J.F. Examining the
antecedents of online disinhibition // Information Technology and People. 2017.
Vol. 30.P. 189—209. DOI:10.1108/ITP-07-2015-0167