Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9802Новости 1913Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Культурно-историческая психология - №1 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов 134

|

Гриценко В.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7543-5709
e-mail: gritsenko2006@yandex.ru

Хухлаев О.Е.
кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534
e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Зинурова Р.И.
доктор социологических наук, заведующая кафедрой менеджмента и предпринимательской деятельности, Казанский национальный исследовательский технологический университет (ФГБОУ ВО КНИТУ), Казань, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8689-5332
e-mail: rushazi@rambler.ru

Константинов В.В.
доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1443-3195
e-mail: konstantinov_vse@mail.ru

Кулеш Е.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Тихоокеанский государственный университет (ФГБОУ ВО ТОГУ), Хабаровск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9010-6025
e-mail: resurssentr@mail.ru

Малышев И.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО СГУ имени Н.Г. Чернышевского), Саратов, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4191-6555
e-mail: iv.999@list.ru

Новикова И.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры cоциальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов (ФГАОУ ВО РУДН), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5831-1547
e-mail: novikova-ia@rudn.ru

Черная А.В.
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и возрастной психологии, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5985-2126
e-mail: avchernaya@sfedu.ru

Аннотация

Целью исследования является определение роли межкультурной компетентности (МКК) в процессе адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских университетах. В основу исследования положена авторская модель межкультурной компетентности, основными компонентами которой выступают межкультурная стабильность, межкультурный интерес, отсутствие этноцентризма и управление межкультурным взаимодействием. Выборку исследования составили иностранные студенты из Туркменистана, обучающиеся в высших учебных заведениях Казани, Саратова, Пензы, Ростова-на- Дону, Хабаровска, в количестве 291 человек (48,5% — женщины, средний возраст — 22 года). Показано, что межкультурная компетентность является значимым предиктором адаптации иностранных студентов. Выявлен различный вклад компонентов МКК в эффективность адаптации иностранных студентов. Среди компонентов МКК только межкультурная стабильность напрямую воздействует на социокультурную адаптацию. Отсутствие этноцентризма снижает действие культурного шока при попадании студента в новую культурную среду, но повышает успешность его адаптации в этой среде только вкупе с межкультурной стабильностью. Два других компонента МКК — межкультурный интерес и управление межкультурным взаимодействием оказывают влияние на успешность адаптации иностранных студентов не прямо, а посредством активизации желания взаимодействовать с российскими студентами и повышения самооценки эффективности межкультурной коммуникации с ними. Данные посредники, в свою очередь, напрямую связаны как с психологической адаптацией, так и с межкультурной стабильностью. Тем самым раскрыт механизм влияния МКК на адаптацию иностранных студентов. Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании адаптации иностранных студентов и снижении возможных рисков их дезадаптации в новой культуре.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00892.

Литература
  1. Гриценко В.В., Павлова О.С., Ткаченко Н.В. и др. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки. Часть 1 // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 103—113. DOI:10.17759/jmfp.2020090111
  2. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и принимающего населения. М.: РУДН, 2009. 420 с.
  3. Михайлова О.Б., Косталес А.И. Проблемы межкультурной адаптации иностранных студентов и их проявления в стратегиях адаптивности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 3. С. 29—33.
  4. Муха В.Н., Тучина О.Р. Межкультурная компетентность как фактор преодоления этноцентризма в условиях современной образовательной среды // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 1. С. 49—53.
  5. Новикова И.А. Соотношение толерантности и параметров межкультурной адаптации иностранных студентов из разных регионов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 4. C. 24—28.
  6. Перечень поручений по итогам встречи с Советом законодателей [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin. ru/catalog/keywords/92/events/60640 (дата обращения: 06.07.2020).
  7. Синягина Н.Ю., Богачева Т. Ю. К проблеме поликультурного диалога: от культурного шока до взаимопонимания // Мир психологии. 2015. Том 81. № 1. С. 202—209.
  8. Соколова М.М., Соколова А.М., Калита В.В. Иностранные студенты в межкультурном пространстве вуза // Вестник СПбГУ. Социология. 2017. Том 10. Вып. 4. С. 425—440.
  9. Солодовченко Л.Н., Солодовченко С.А. Межкультурная компетентность как фактор адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. Научный журнал. 2018. Том 10. № 4. С. 140—148.
  10. Хухлаев О.Е., Гриценко В.В., Ткаченко Н.В. и др. Разработка и адаптация методики «Интегративный опросник межкультурной компетентности» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020 (В печати).
  11. Шамовская Т.В., Алимов Д.Б. Межкультурная коммуникация как условие социокультурной адаптации иностранных студентов в процессе обучения в вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. Том 33. № 1. С. 172—177.
  12. Akhtar M., Herwig B.K., Faize F.A. Depression and Anxiety among International Medical Students in Germany: The Predictive Role of Coping Styles // Journal of the Pakistan Medical Association. 2019. Vol. 69. № 2. Р. 230—234.
  13. Bianco R.,Ortiz Cobo M. The Linguistic Integration of Refugees in Italy // Social Sciences. 2019. Vol. 8. № 10. P. 284. DOI:10.3390/socsci8100284
  14. Bierwiaczonek K., Waldzus S. Socio-Cultural Factors as Antecedents of Cross-Cultural Adaptation in Expatriates, International Students, and Migrants: A Review // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2016. Vol. 47. № 6. Р. 767—817. DOI:10.1177/0022022116644526
  15. Chebotareva E.J. Intercultural adaptation to Russia of students from Asia, Africa, Latin America and the Middle East // Вестник Российского университета дружбы народов. 2011. № 3. С. 6—11.
  16. Gudykunst, W.B., Nishida, T. Anxiety, uncertainty, and perceived effectiveness of communication across relationships and cultures // International Journal of Intercultural Relations. 2001. Vol. 25. №. 1. P. 55—71. DOI:10.1016/S0147- 1767(00)00042-0
  17. Khukhlaev O.E., Gritsenko V.V., Pavlova O.S. et.al. Comprehensive Intercultural Competence Model: Theoretical Substantiation // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. Vol. 17. № 1. P. 9—25. DOI:10.22363/2313-1683-2020-17-1-13-28
  18. Kim Y.Y. Adapting to a new culture: An integrative communication theory / In W.B. Gudykunst (Ed.), Theorizing about intercultural communication. Thousand Oaks, CA: Sage, 2005. P. 375—400.
  19. Konstantinov V. The Role of the Host Local Population in the Process of Migrants’ Adaptation // Social Sciences. 2017. Vol. 6. № 3. 92. DOI:10.3390/socsci6030092
  20. Liu X., Chen H., Zhou Q., et al. Knowledge, Attitude and Practices (KAP) towards Diet and Health among International Students in Dublin: A Cross-Sectional Study // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. № 9. 3182. DOI:10.3390/ijerph17093182
  21. Liu Y., Kramer E. Cultural value discrepancies, strategic positioning and integrated identity: American migrants’ experiences of being the Other in mainland China // Journal of International and Intercultural Communication. 2019. October. P. 1—18. DOI:10.1080/17 513057.2019.1679226
  22. Logan S., Steel Z., Hunt C. Investigating the Effect of Anxiety, Uncertainty and Ethnocentrism on Willingness to Interact in an Intercultural Communication // Journal of Cross-Cultural Psychology 2015. Vol. 46. № 1. Р. 39—52. DOI:10.1177/0022022114555762 jccp.sagepub.com
  23. Marlow M.L. The American Dream? Anti-immigrant discourse bubbling up from the Coca-Cola “It”s Beautiful’ advertisement // Discourse & Communication. 2015. Vol. 9. № 6. Р. 625—641. DOI:10.1177/1750481315600299
  24. Mumford D.B. The measurement of culture shock // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. 1998. Vol. 33. P. 149—154. DOI: 10.1007/s001270050037
  25. Novikova I.A., Novikov A.L. Relation between Communicative Tolerance and Intercultural Adaptation in International Students // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 2 S2. P. 109—116. DOI:10.5901/ mjss.2015.v6n2s2p109
  26. Schmitt N. Uses and abuses of coefficient alpha // Psychological Assessment. 1996. Vol. 8. № 4. P. 350—353. DOI:10.1037/1040-3590.8.4.350
  27. Taber K.S. The Use of Cronbach’s Alpha When Developing and Reporting Research Instruments in Science Education // Research in Science Education. 2018. Vol. 48. № 6. Р. 1273—1296. DOI:10.1007/s11165-016-9602-2
  28. Taly B.C., Paramasivam S. Speaking Anxiety Among Postgraduate International Students in the Academic Context of a University in Malaysia // International Journal of Linguistics. 2020. Vol. 12. № 1. 198. DOI:10.5296/ijl. v12i1.16053
  29. Ul Haq I., Mariyam Z., Li M., et al. Comparative Study of Nutritional Status, Knowledge Attitude and Practices (KAP) and Dietary Intake between International and Chinese Students in Nanjing, China // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. Vol. 15. № 9. 1910. DOI:10.3390/ijerph15091910
  30. Whaley A.L., Davis K.E. Cultural competence and evidence-based practice in mental health services: a complementary perspective // American Psychologist. 2007. Vol. 62. № 6. P. 563—574. DOI:10.1037/0003-066X.62.6.563
  31. Yang P. Journey to the East: Intercultural Adaptation of International Students in China // International Students / F. Dervin, X. Du, & A. Härkönen (Eds). Cham: Springer International Publishing, 2018. P. 47—75. DOI:10.1007/978- 3-319-78120-4_3
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика