Язык и текст
2015. Том 2. № 3. С. 26–37
doi:10.17759/langt.2015020304
ISSN: 2312-2757 (online)
«Ради Самого Христа, молитесь обо мне…»: Оптинский адресат Н.В. Гоголя*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 14-04-00407а («Новые аспекты изучения биографии и творчества Н.В. Гоголя»).
Ключевые слова: Гоголь, иеросхимонах Феодот (Кольцов), монастырь Оптина Пустынь, старцы, монашество, духовное наставничество
Рубрика издания: Мировая литература. Текстология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2015020304
Для цитаты: Воропаев В.А. «Ради Самого Христа, молитесь обо мне…»: Оптинский адресат Н.В. Гоголя [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2015. Том 2. № 3. С. 26–37. DOI: 10.17759/langt.2015020304
Полный текст
В Оптиной Пустыни Гоголь бывал трижды: в июне 1850 г. и в июне и сентябре 1851 г. Эти поездки и знакомства с оптинскими иноками оставили глубокий след в душе писателя. Спустя три недели после первого посещения монастыря он писал графу А.П. Толстому из Васильевки: «Я заезжал на дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится в самом наружном служении, хотя и не можем объяснить себе, почему. Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное» (из письма от 10 июля 1850 г.) [4, с. 337–338].
В самом деле, прославленные ныне в лике святых четырнадцать преподобных отцев и старцев Оптинских – это лишь малая толика того святого братства, которое подвизалось в благодатной обители. Под руководством мудрых пастырей спасались десятки, сотни монашествующих и мирян. Чьи-то имена нам известны, но большинство из них ведомо теперь одному Богу.
Рис.1. Гоголь. Художник Ф.А. Москвитин (2001)
Речь пойдет об одном из таких подвижников христианского благочестия – иеросхимонахе Феодоте (Кольцове), оптинском старце, духовнике братии Гефсиманского скита при Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Гоголь познакомился с отцом Феодотом, в ту пору иеромонахом Филаретом, во время своего первого посещения Оптиной Пустыни летом 1850 г. 19 июня Гоголь и его спутник М.А. Максимович выехали из обители в имение И.В. Киреевского Болдино, находившееся в сорока верстах от монастыря. Отсюда Гоголь на следующий день написал письмо иеромонаху Филарету:
«Ради Самого Христа, молитесь обо мне, отец Филарет. Просите вашего достойного настоятеля, просите всю братию, просите всех, кто у вас усерднее молится и любит молиться, просите молитв обо мне. Путь мой труден; дело мое такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без явной помощи Божией не может двинуться мое перо, и силы мои не только ничтожны, но их нет без освеженья свыше. Говорю вам об этом неложно. Ради Христа, обо мне молитесь. Покажите эту записочку мою отцу игумену и умоляйте его вознести свои мольбы обо мне грешном, чтобы удостоил Бог меня недостойного поведать славу имени Его, не посмотря на то, что я всех грешнейший и недостойнейший. Он силен, Милосердый, сделать всё и меня, черного, как уголь, убелить и возвести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о святом и прекрасном. Ради Самого Христа, молитесь. Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской Пустыне.
Бог да воздаст вам всем сторицею за ваше доброе дело. Ваш всею душою Николай Гоголь» [Там же, с. 332–333].
В эпистолярном наследии Гоголя трудно найти другое письмо, в котором бы так проникновенно было выражено его христианское миросозерцание, молитвенное устроение души. Долгое время адресат этого письма оставался неизвестным или указывался неверно.
Письмо написано на полулисте почтовой бумаги большого формата, сложенного пополам, в размер почтового листа. На обороте рукой Гоголя надписано: «Отцу Филарету, иеромонаху в Оптинской Пустыне». На подлиннике имеется помета игумена монастыря преподобного Моисея (Путилова): «Получено из села Долбино помещика Ивана Васильевича Киреевского 26 июня 1850».
Впервые письмо было напечатано со следующим пояснением, адресованным редактору «Домашней Беседы» В.И. Асконченскому: «В бумагах настоятеля нашей обители покойного о. архимандрита Моисея, нашлось собственноручное письмо незабвенного Н.В. Гоголя, писанное им в 1850 году к одному старцу-иеромонаху. Из расспросов я узнал, что Николай Васильевич, посетив в этом году нашу обитель, слушал в церкви всенощное бдение, во время которого молился весьма усердно и с сердечным умилением, потом посетил некоторых старцев и уехал в Белевский уезд в с. Долбино, имение покойного И.В. Киреевского, одного из истинных друзей своих, откуда и написал предлагаемое письмо» [14, с. 457–458; см. также 7, с. 732].
Позднее И.Л. Щеглов (Леонтьев) перепечатал это письмо в статье «Гоголь в Оптиной Пустыни (Из дорожных заметок)» и задался вопросом, кто мог быть адресатом Гоголя: «Оптинские монахи, которых я расспрашивал по поводу этого письма, почему-то относят его по адресу совсем иного о. Филарета – старца московского Новоспасского монастыря, известного друга и духовника Ивана Васильевича Киреевского» [17, перепечатано: 18, 19]. Однако Новоспасский иеромонах Филарет (Пуляшкин), умерший в 1842 г., разумеется, не мог быть адресатом письма Гоголя, о чем и говорит И.Л. Щеглов в своей статье. Но при этом строит самые невероятные предположения относительно того, кому в действительности могло быть адресовано это письмо.
В 1901 г. письмо Гоголя было напечатано в издании В.И. Шенрока без сообщения каких-либо сведений о иеромонахе Филарете [См.: 13, с. 327–328]. Г.П. Георгиевский, главный хранитель Отдела рукописей Румянцевской (ныне – Российской государственной) библиотеки, в статье «Оптинские письма Гоголя» (1928), долгое время остававшейся неопубликованной, называет адресата Гоголя «одним из известных старцев Оптиной Пустыни» [2, с. 417]. Комментируя письмо, исследователь замечает: «Когда письмо было доставлено в Оптину Пустынь из Долбина, оно по естественному порядку строгой монастырской жизни прежде всего попало в руки монастырского настоятеля отца Моисея. Игумен Моисей, ознакомившийся с содержанием письма, собственноручно сделал на нем пометку о времени получения его в Оптиной и о месте отправления его <…> Впрочем, и в желание Гоголя входило, чтобы и игумен прочитал его письмо и совершил за него молитву» [Там же].
Рис.2. Собор преподобных отцев и старцев Оптинских.
И далее Г.П. Георгиевский делится своими соображениями по поводу гоголевского письма: «Что Филарет ответил Гоголю и вообще писал ли он ответное письмо, остается до сих пор не известным, так как такого письма не только не опубликовано, но, по-видимому, и не сохранилось в составе уцелевшей переписки Гоголя. Можно даже думать, что его и не было. Гоголь едва ли мог сообщить свой адрес, по которому можно было бы послать ему ответ. По крайней мере в письме к отцу Филарету такого адреса нет. <…> Да и по существу письмо Гоголя не требовало непременного и определенного ответа. По всем этим соображениям вполне допустимо, что ответного письма от отца Филарета не последовало» [Там же, с. 417–418].
Завершает свои размышления исследователь следующим образом: «Писал ли еще кому-нибудь в Оптину Гоголь одновременно с письмом к Филарету – тоже остается неизвестным, и тоже отрицательный ответ и на этот вопрос представляется наиболее вероятным. По-видимому, Гоголь кроме Филарета, на этот раз никому не писал в Оптину Пустынь, хотя в первое свое короткое посещение Оптиной он уже успел познакомиться с другими старцами ее. В письме к Филарету он обращается и к настоятелю, и к тем, "кто у вас усерднее молится и любит молиться", и даже ко всей братии. Едва ли такие обращения были бы возможны, если бы Гоголь собирался писать еще письма в Оптину. По-видимому, письмо к Филарету имело в виду коллективного адресата и освобождало Гоголя от труда еще писать в Оптину» [Там же, с. 418].
Эти рассуждения можно признать вполне резонными и проясняющими некоторые обстоятельства, связанные с письмом Гоголя к иеромонаху Филарету. Но в статье Г.П. Георгиевского не содержится сведений о самом адресате письма.
В 1993 г. Р.В. Багдасаров по материалам Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки напечатал избранные страницы Летописи скита Оптиной Пустыни (1845–1882), которая велась по благословению и под непосредственным наблюдением Оптинских старцев [См.: 11]. Публикация сопровождена комментариями, в которых, в частности, приводятся краткие сведения о насельниках монастыря и некоторых мирянах, посещавших скит.
Комментируя запись от 22 октября 1853 г. (день Казанской иконы Божией Матери, храмовый праздник в монастыре), Р.В. Багдасаров среди принимавших участие в богослужении называет иеромонаха Филарета (1785–1864), который согласно «Формулярным спискам монашествующих и послушников Козельской Введенской Оптины Пустыни» по болезненному состоянию уволен по собственному прошению от должности наместника Московского Ставропигиального Новоспасского монастыря и определен в Оптину Пустынь 3 марта 1843 г. [Там же, с. 54, 136].
На основании этих сведений в комментариях к переписке Гоголя на протяжении двух десятилетий указывалось, что письмо Гоголя от 20 июня 1850 г. адресовано бывшему наместнику Московского Новоспасского монастыря иеромонаху Филарету (Семенову) [См.: 2, с. 429; 3, с. 749; 5, с. 802]. Однако эта атрибуция оказалась ошибочной. Адресат письма Гоголя – иеромонах Филарет (в схиме Феодот; Кольцов, 1804–1873). Препятствием для правильной атрибуции стала смена имени при пострижении в схиму. Скажем несколько слов об этом великом монахе-аскете, прозорливом духовнике и молитвеннике[1].
Рис.3. Вид Введенской Оптиной Пустыни близ Калужской губернии. Середина XIX века. Раскрашенная литография.
Феодот Захарович Кольцов происходил из государственных крестьян Тульской губернии. В Оптину Пустынь поступил в 1834 г. тридцати лет. Находился под духовным окормлением сначала преподобного Льва (Наголкина), потом преподобного Макария (Иванова). 23 декабря 1842 г. пострижен в монахи с именем Филарет, 30 июня 1846 г. рукоположен во иеродиакона, 11 декабря 1849 г. – во иеромонаха. Послушание проходил на мельнице, в разных посылках, клиросным.
На протяжении многих лет отец Филарет исполнял обязанности сборщика (собирал деньги на обитель и записывал дарителей в особую тетрадь); при этом нисколько не изменилось его внутреннее монашеское устроение, что бывает далеко не всегда. Тем не менее, опасаясь вреда душевного, могущего произойти от общения с миром, он в апреле 1851 г. перешел в Спасо-Преображенский монастырь Казанской епархии, а в августе того же года – в Гефсиманский скит при Свято-Троицкой Сергиевой лавре. 10 декабря 1851 г. отец Филарет был назначен духовником братии. 23 декабря 1854 г. по благословению святителя Филарета, митрополита Московского, он принял схиму с именем Феодот.
Схима – высшая степень монашества, соединенная со строгими обетами самоотвержения. Монах, принявший схиму, иначе – великий ангельский образ, – дает обет отречения от мира и всего мирского. Перед пострижением в схиму отец Филарет советовался со своим духовным отцом, преподобным Макарием. Вот что отвечал ему старец в июне 1854 г.:
«В письме своем от 5 мая ты, уведомляя меня о своей болезни и о том, что лекарственные пособия не приносят тебе ощутительной пользы, между прочим говоришь, что советуют тебе просить схимы. Ты же, склоняясь на предложение сие сердечным желанием, с другой стороны, колеблешься мыслию, видя, что по телесной немощи своей не в состоянии будешь исполнять схимнического правила и на таковые твои недоумения просишь моего совета» [16, с. 383].
И далее, приведя суждения святых отцов по поводу принятия схимнического образа и о правиле для немощных, старец заключает письмо следующим рассуждением: «…если желаешь оставить духовничество и принять схиму, прежде всего должен обратиться с молением к Богу, прося Его помощи, да совершится на тебе воля Его святая; и потом, отвергая свою волю и разум, предложить сие намерение свое на рассуждение начальников и поступить во всем согласно их решению, без сомнения принимая оное за определение о тебе воли Божией» [Там же, с. 384].
Рис.4. Преподобный Макарий Оптинский
В апреле 1863 г. отец Феодот вернулся в родную обитель и принят был с любовью оптинским настоятелем и братией. Двери его кельи никогда не закрывались для нуждавшихся в его молитвенной помощи и совете. До конца своих дней он подавал монастырской братии пример усердием к молитве и церковному богослужению, а также смирением, простотою и нестяжательностью [См.: 1, с. 242–244; 10, с. 365; 12, с. 270, 686–687; 15, с. 139–141].
Рис.5. Могила о. Феодота.
По всей видимости, Гоголь больше не встречался с отцом Филаретом. Во время его посещений Оптины в 1851 г. того уже не было в обители. Но нет сомнений, что молитвенное общение между ними продолжалось. В письме к монаху Порфирию (Григорову) из Одессы от 6 марта 1851 г. Гоголь передает душевный поклон «настоятелю, отцу Филарету и всей братии» [4, с. 401].
Письмо Гоголя к оптинскому иеромонаху Филарету (Кольцову) и его суждения об обители стали хрестоматийными. В 1916 г. С.Н. Дурылин в очерке «Начальник тишины» процитировал гоголевские строки и распространил мысль, обобщая духовный опыт многих людей: «Да, быть в Оптиной, – быть в ней всегда, когда пишешь, учишься, работаешь, страдаешь, умираешь далеко от нее – и быть все же в Оптиной <…> Гоголь сказал то, что сказали бы все, оживотворенные оптинской любовью и властью, все – от Киреевского до плачущей бабы» [9, с. 317].
Ср. отмеченное А.Б. Гольденвейзером 14 августа 1909 г. негативное отношение к гоголевскому письму Толстого: «Льву Николаевичу очень не понравилось письмо Гоголя в Оптин монастырь с просьбой, чтобы о нем молились. "Очень нехорошее письмо, – сказал Лев Николаевич. – Жалкое какое-то самоунижение и в то же время – преувеличенное значение своих писаний"» [8, с. 293].
Весной 1853 г., к Троицкой родительской субботе (приходилась в этом году на 6 июня), Мария Ивановна Гоголь послала в Оптину деньги на помин души старшего сына Николая. Игумен Моисей отвечал ей 30 мая из монастыря: «Почтеннейшее Ваше письмо от 19-го сего мая и при оном пятьдесят рублей серебром от усердия Вашего имел честь получить, согласно христианскому желанию Вашему на приношение в обители нашей при Божественной Литургии выниманием частей о упокоении незабвенного и достойного памяти сына Вашего Николая Васильевича. Благочестивые его посещения обители нашей носим в памяти неизгладимо. По получении нами из Москвы печального известия о кончине Николая Васильевича, с февраля прошлого года исполняется по душе его поминовение в обители нашей на службах Божиих и навсегда продолжаемо будет с общебратственным усердием нашим и молением премилосердого Господа; да упокоит душу раба Своего Николая во Царствии Небесном со святыми, а Вам да ниспослет свыше благословение, здравие и небесное утешение в огорчительном лишении единственного сына» [6, с. 120].
В наши дни поминовение Николая Гоголя на оптинских службах восстановлено.
[1] Пользуясь случаем, приношу благодарность оптинскому иеродиакону Платону (Рожкову) за уточнение некоторых сведений об иеросхимонахе Феодоте (Кольцове).
Литература
- <Архимандрит Леонид (Кавелин).> Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Изд. 3-е, доп. /Репринтное издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни, <1995>. 170 с.
- Георгиевский Г.П. Оптинские письма Гоголя /Подготовка текста В.А. Воропаева и О.Ю. Щербаковой, примеч. В.А. Воропаева // Н.В. Гоголь и Православие. Сборник статей о творчестве Н.В. Гоголя. М.: Издательский дом «К единству!», 2004. С. 412–429.
- Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. Т. 9: Избранные письма. Краткая летопись жизни и творчества / Сост. и коммент. В.А. Воропаева, И.А. Виноградова. М.: Русская книга, 1994. 784 с.
- Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. и писем: В 17 т. Т. 15: Переписка. 1848–1852 / Сост., подготовка текстов и коммент. И.А. Виноградова, В.А. Воропаева. М.; Киев: Изд-во Московской Патриархии, 2009. 624 с.
- Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. и писем: В 17 т. Т. 16: Летопись жизни и творчества / Сост. И.А. Виноградов, В.А. Воропаев. М.; Киев: Изд-во Московской Патриархии, 2010. 816 с.
- Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Полный систематический свод документальных свидетельств. Научно-критическое издание: В 3 т. /Издание подготовил И.А. Виноградов. Т. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2011. 904 с.
- Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Полный систематический свод документальных свидетельств. Научно-критическое издание: В 3 т. /Издание подготовил И.А. Виноградов. Т. 3. М.: ИМЛИ РАН, 2013. 1168 с.
- Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1959. 488 с.
- Дурылин С.Н. Русь прикровенная: [сборник] / Сост. и автор вступ. статьи С. Фомин. М.: Паломник, 2000. 335 с.
- Запальский Г.М. Оптина Пустынь и ее воспитанники в 1825–1917 годах. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 416 с.
- Летопись Оптиной Пустыни. Избранные страницы: 1845–1882 /Подготовка текста, введение и коммент. Р.В. Багдасарова // Православие и русская народная культура: [Библиотека «Российского этнографа».] Кн. 1. М., 1993. С. 8–144.
- Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни: В 2 т. Т. 1 /Сост. монах Марк (Хомич). М., 2008. 704 с.
- Письма Н.В. Гоголя: В 4 т. /Ред. В.И. Шенрока. Т. 4. СПб.: Издание А.Ф. Маркса, <1901>. 540 с.
- Письмо Н.В. Гоголя // Домашняя Беседа. 1863. Вып. 2. 18 мая. С. 457–458.
- Подвижники благочестия Оптиной Пустыни XIX – начала XX века. Жизнеописания. Очерки. Документы. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2012. 448 с.
- Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам. Т. 2 /Сост. С.О. Захарченко; коммент. С.О. Захарченко, Т.В. Панюковой. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 2014. 670 с.
- Щеглов И.Л. Гоголь в Оптиной Пустыни (Из дорожных заметок) // Торгово-Промышленная Газета». 1900. № 285. 24 декабря. Литературное Приложение № 46.
- Щеглов И.Л. Подвижник слова. Новые материалы о Н.В. Гоголе. СПб. «Мир» В.Л. Богушевского, 1909. 183 с.
- Щеглов И.Л. Н.В. Гоголь: [сборник критических статей]. <СПб.,> 1912. 181 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2813
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 884
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1