Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9046Новости 1790Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

20 место — направление «Психология»

0,577 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Система организации жизни ребенка в больнице. Зарубежный опыт и отечественные перспективы 1114

Малова Ю.В.

Федунина Н.Ю.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр экстренной психологической помощи Московского государственного психологического университета, психолог, Центр спортивных технологий (ГКУ «ЦСТиСК Москомспорта»), Москва, Россия
e-mail: natalia_fedunina@mail.ru

Аннотация

В статье ставится вопрос о введении новой специализации в практической психологии – специальности по организации жизни ребенка в больнице. Подчеркивается, что дети, переживающие болезнь и вынужденные порой весьма длительное время оставаться в больнице, не перестают быть детьми. Значит, необходимо не только помочь им восстановить здоровье, но и создать условия для нормального роста и развития. Рассматривается опыт других стран, где уже давно есть лицензированные специалисты в этой области, утверждены образовательные программы, созданы системы супервизорской поддержки и повышения квалификации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Около 30 лет назад профессия психолога была достаточно редкой. Сегодня психологам нового поколения, при нынешнем изобилии психологических факультетов и рабочих мест, уже трудно представить себе то «доисторическое», вернее, «допсихологическое» время. Возможно, лет через тридцать специалисты по организации жизни (СОЖ) ребенка в больнице будут со столь же искренним изумлением читать, что в начале века (то есть сейчас) их профессия относилась к числу несуществующих. Впрочем, не существующих – только у нас, в России. В США, Канаде уже давно есть лицензированные специалисты по организации жизни ребенка в больнице, утвержденные образовательные программы, система супервизорской поддержки, повышения квалификации и возможность получения научной степени по данной специальности.

Ключевой для этой профессии, по-видимому, можно считать мысль, звучащую практически на всех соответствующих сайтах и статьях: ребенок, переживающий болезнь, не перестает оставаться ребенком. А это значит, что ему необходимо помогать справляться со стрессами госпитализации, с тем психологическим ущербом, который причиняет ему болезнь, но главное – создавать условия для его нормального роста и развития. Первая ассоциация специалистов в области организации жизни ребенка в больнице была создана в США в 1966г., и достаточно быстро выяснилось, что программы, реализуемые СОЖ, не только полезны, но и выгодны. Они способствуют снижению времени и сил, обычно затрачиваемых на формирование мотивации к лечению, на борьбу с депрессивными реакциями, а также на конфликты детей с родителями и родителей – с медперсоналом, не говоря уже о более быстром восстановлении детского здоровья между курсами лечения, повышении удовлетворенности лечением и возрастании статуса больницы (Thompson, 1981). Так что, не столь уж удивительны результаты исследования 1999г., проведенного в 112 клиниках и показавшего, что 97% из них привлекают к работе специалистов по организации жизни ребенка в больнице, а по данным 2005г.,  насчитывается уже около 470 программ ОЖ. Более того, в некоторых штатах постановления о работе данной  службы закреплены на законодательном уровне. Наличие такого рода служб считается необходимым условием качества системы услуг в детском здравоохранении. На 15-20 пациентов полагается 1 специалист в области организации жизни, работающий полный рабочий день.

Последние 15 лет наблюдается стремительный рост этих программ, что может быть связано, в частности, со сменой парадигмы, смещением акцента с проблематики преодоления болезни – на «позитивный» аспект профилактики. Центральными стали вопросы о ресурсах, здоровье, способности человека справляться со сложными жизненными ситуациями (Caldwell, 2005). И в связи с этим стало особенно очевидно, что  общая организация жизни занимает в этих процессах не последнее место.

Данная статья посвящена описанию существующих СОЖ, анализу ситуации в российских больницах и выявлению перспектив создания если не профессии, то продуманной и эффективной системы организации жизни ребенка в больнице.

Литература
  1. Янко Е.В., Потанина М.С. О психологическом аспекте медико-социальной работы в детском онкологическом отделении. http://hpsy.ru/public/x2625.htm
  2. Caldwell L.L. Leisure and health: why is leisure therapeutic? // British Journal of Guidance & Counselling, Vol. 33, No. 1, February 2005.
  3. Cole W., Diener M., Wright C., Gaynard L. Health Care Professionals’ Perceptions of Child Life Specialists // Children’s health care, 30(1), 1–15, 2001.
  4. Greenwood Paar M., Lashua B.D. What is Leisure? The Perceptions of Recreation Practitioners and Others // Leisure Sciences, 26: 1–17, 2004.
  5. Henderson K.A., Persley J., Bialeschki M.D. Theory in Recreation and Leisure Research: Reflections from the Editors // Leisure Sciences, 26: 411–425, 2004.
  6. Hutchinson S.L., Baldwin C.K., Sae-Sook Oh. Adolescent Coping: Exploring Adolescents’ Leisure-Based Responses to Stress // Leisure Sciences, 28: 115–131, 2006.
  7. Iwasaki Y., Mannell R.C. Hierarchical Dimensions of Leisure Stress Coping // Leisure Sciences, 22:163 –181, 2000.
  8. Iwasaki Y., Mackay K.J., Mactavish J.B., Ristock J. Bartlett Voices from the Margins: Stress, Active Living, and Leisure as a Contributor to Coping with Stress // Leisure Sciences, 28: 163–180, 2006.
  9. Justus R., Wyles D., Wilson J., Rode D., Walther V., Lim-Sulit N. Preparing Children and Families for Surgery: Mount Sinai’s Multidisciplinary Perspective // Pediatric nursing. January-February 2006 / Vol. 32 / No. 1.
  10. Kleiber D.A., Hutchinson S.L., Williams S. Leisure as a Resource in Transcending Negative Life Events: Self-Protection, Self-Restoration, and Personal Transformation // Leisure Sciences, 24: 219–235, 2002.
  11. Leitner M.J. The use of leisure counselling as a therapeutic technique // British Journal of Guidance & Counselling,Vol. 33, No. 1, February 2005.
  12. Oppenheim D., Hartmann O. L’ experience subjective traverse par un enfant traité pour cancer // Revue Francophone de Psycho-Oncologie (2003) #1-2: 11-16.
  13. Oppenheim D., Hartmann O. Comment aider les enfants et les adolescents cancéreux // La revie du praticien. 2004: 54, p.355-357.
  14. Oppenheim D. Aider l’enfant et sa famille à traverser l’épreuve du cancer // La revue du praticien, vol. 57, XX XXX 2007.
  15. Thompson R.H. Showing them what you can do: a practical guide for evaluating child life programming // Children’s health care. Summer 1981, Vol. 10, #1.
  16. Turner Joan C. A Place for Attachment Theory in Child Life Programming: The Potential to Assess the Quality of Parent–child Relationships // Child & Youth Care Forum, 34(3), June 2005.
  17. Wolfer J., Gaynard L., Goldberger J., Landley L.N., Thompson R. An experimental evaluation of a model child life program // Children’s health care. Spring 1988, Vol. 16 n5.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика