Консультативная психология и психотерапия
2008. Том 16. № 2. С. 34–53
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Функция повторения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: обсессия, навязчивое повторение, экзистенциальная психотерапия
Рубрика издания: Философия, антропология, культура
Для цитаты: Руднев В.П. Функция повторения // Консультативная психология и психотерапия. 2008. Том 16. № 2. С. 34–53.
Фрагмент статьи
Повторение и обсессия
В жизни все повторяется.
Жиль Делёз в книге «Различие и повторение» приводит отрывок из пьесы Г.Бюхнера «Смерть Дантона»:
Да, это действительно грустно каждый день тащиться в троллейбусе или метро на работу, делать неинтересное дело, возвращаться, смотреть телевизор – «И завтра то же, что вчера». Но повторение в повседневной жизни играет чрезвычайно важную функцию. Для нормальных людей оно является гарантом стабильности и определенности, хотя во многом лишает обыкновенных людей творческого начала.
Все повторятся и в жизни языка. Повторяются звуки, морфемы, слова и даже предложения. «Привет!», «Как дела?», «Какая сегодня погода?», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Это и есть обыденная жизнь речевой деятельности.
Но существует феномен навязчивого повторения, где каждый фрагмент речевой деятельности повторяется много раз и совершенно неизменно. Это бывает и у здоровых людей, когда прицепится и звучит в голове обрывок какой-то песенки или стихотворения. Но для невротика навязчивых состояний эта безобидная бытовая обсессия может стать настоящей бедой. Представим себе, что у профессора-интеллектуала, в прошлом диссидента, в голове целый день повторяется первая строка песни «Широка страна моя родная». И он ничего не может с эти поделать. Если это человек в широком смысле творческий и, в частности, музыкальный, то он сделает следующее. Он прослушает какое-нибудь сложное классическое произведение, которое перебьет советскую песню и станет звучать вместо нее, что воспримется им гораздо менее му-чительно, так как будет соответствовать его музыкальным вкусам, будет более эго-синтонным. Но если он попытается спросить у себя, откуда взялась «Широка страна моя родная», из каких глубин памяти, то вряд ли найдет, что ответить. Между тем, все это далеко не бессмысленно и, мешая жить, в то же время помогает избавиться от чего-то более страшного – от невротической тревоги.
Поскольку обсессия всегда – текст, то это такого рода текст, который чему-то да соответствует в мышлении. Как показал З.Фрейд, ничего случайного и бессмысленного в жизни человека вообще не бывает, все можно объяснить. Так начало песни «Широка страна моя родная» может быть объяснено бессознательным «имперским комплексом» профессора, на словах крайне одобряющего демократические перемены, в частности, развал Советского Союза, а на деле испытывающего ностальгию по советским временам, когда у него была большая зарплата и не надо было служить в трех институтах, чтобы прокормить семью. Тревога, обусловленная нестабильностью жизни, и порождаемая ею депрессия частично устраняется повторением какой-нибудь пошлой песенки или детского стишка...
Литература
- Делёз Ж. Различие и повторение. М., 1997.
- Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1976.
- Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1. Таллинн, 1992.
- Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Психология бес-сознательного. М., 1990.
- Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М., 1992. Dunne J. W. An Experiment with time. London, 1930.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1222
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 638
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4