Холмогорова А.Б. доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199 e-mail: kholmogorova@yandex.ru
Данная статья является продолжением начатого в предыдущем номере журнала обсуждения методологических традиций в исследованиях психотерапии. Во второй части рассматривается проблема интеграции знаний в современной психотерапии и различные позиции по этому вопросу. Дается характеристика подхода к данной проблеме с точки зрения неклассической науки. Описывается многофакторная психосоциальная модель расстройств аффективного спектра как методологическая основа синтеза разработок различных школ и традиций. Излагаются основные принципы построения исследования процесса психотерапии, соединяющие результаты объективных статистических исследований и возможности индивидуального подхода. В качестве основного принципа рассматривается составление индивидуализированного маршрута для каждого конкретного пациента с опорой на синтез многообразия данных, полученных в разных школах и эмпирических исследованиях.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, грант 08-06-00331а.
Ссылка для цитирования
Фрагмент статьи
Дискуссия о возможности и необходимости интеграции знаний является одной из
наиболее острых в современной психотерапии. Многие авторы отстаивают
теоретическую чистоту подходов, подчеркивая их несовместимость [Лазарус, 2001;
Lambert, 1992; Wilson, 1995 и др.]. Интеграция при этом нередко отождествляется
с понятием «эклектика», под которой понимается механическое соединение разных
техник, оторванных от своих теоретических корней. Такой взгляд согласуется с
нормами классической науки, согласно которым существует одно единственно
правильное представление об изучаемом объекте. С этих позиций истинная
интеграция, а не эклектика, означает построение новой метатеории, объединяющей
все интегрируемые концепции [Arkowitz, 1992; Martens, Petzold, 1995].
Исследования эффективности различных подходов до 1980–90гг. часто
демонстрировали их приблизительно равную результативность при лечении различных
психических расстройств [Luborsky, Singer, Luborsky, 1975; Goldstein, Stein,
1976]. Одной из причин этого феномена, на наш взгляд, является тенденция к
интеграции. Например, при лечении пациентов, страдающих соматоформными
расстройствами, психодинамически ориентированные психотерапевты активно
задействуют техники когнитивно-бихевиоральной психотерапии — информирование,
отработка навыков.
Когнитивно-ориентированные психотерапевты все больше обращаются к
центральной для психодинамического подхода категории раннего опыта [Guidano,
1988; Liotti, 1988], с которой по соображениям теоретической чистоты
отказывались работать бихевиористы, отталкивающиеся от принципа ситуативного
детерминизма. Таким образом, практики зачастую жертвуют чистотой подхода в
поисках оптимальных средств решения конкретных задач. Одной из попыток
создания интегративных теоретических схем, объединяющих традиционные мишени
психодинамического и когнитивно-бихевиорального подхода, является двухуровневая
схема когнитивных процессов А. Бека [Холмогорова, 2001; Холмогорова, 2006].
Данные о сходной эффективности разных подходов привлекли внимание
исследователей к неспецифическим параметрам психотерапии [Вид, 1994] и
способствовали разработке проблемы интеграции в направлении поиска общего для
разных подходов — выделения так называемых общих факторов эффективности,
независимых от специфики применяемого метода. При такой постановке проблемы
задача объединения подходов сводится к учету неспецифических факторов
эффективности, заложенных в каждом из них.
Литература
Вид В.Д. Параметры психотерапевтического процесса и результаты психотерапии
// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. 1994. № 2.
С.19–26.
Воликова С.В. Системно-психологические характеристики родительских семей
пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами: автореф. дисс. ... канд.
психол. наук. М., 2005.
Воликова С.В., Холмогорова А.Б. Галкина А.М. Родительский перфекционизм —
фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным
программам // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 23–31.
Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных
эмпирических исследований) // Терапия психических расстройств. М.: Академия,
2006. № 1. С. 31–41.
Гаранян Н.Г. Холмогорова А.Б. Концепция алекситимии (обзор зарубежных
исследований) // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. № 1. С.
128–145.
Гаранян Н.Г. Холмогорова А.Б. Эффективность интегративной
когнитивно-динамической модели расстройств аффективного спектра // Социальная и
клиническая психиатрия. 2000. № 4. С. 45–50.
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия
тревожно-депрессивных расстройств // Московский психотерапевтический журнал.
1996. № 3. С. 141–163.
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Враждебность как личностный
фактор депрессии и тревоги // Сб.: Психология: современные направления
междисциплинарных исследований. М.: Институт психологии РАН, 2003.
С.100–113.
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и
тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С.18–48.
Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.
256 с.
Пуговкина О.Д., Никитина И.В., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Научные
исследования психотерапии и ее эффективности: история проблемы // Московский
психотерапевтический журнал. 2009. № 1. С. 35–67.
Пуговкина О.Д., Холмогорова А.Б. Особенности эмоционально-личностной сферы
больных с терапевтически резистентными депрессиями // Психотерапия в системе
медицинских наук в период становления доказательной медицины: материалы
междунар. науч. конф. СПб., 2006. С. 239.
Хайм Э., Блазер А., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная
психотерапия. Интегративный подход. М.: Класс, 1998.
Холмогорова А.Б. Био-психо-социальная модель как методологическая основа
исследований психических расстройств // Социальная и клиническая психиатрия.
2002в. № 3.
Холмогорова А.Б. Когнитивная психотерапия и отечественная психология
мышления // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 165–181.
Холмогорова А.Б. Научные основания и практические задачи семейной
психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2002а. № 1. С.
93–119.
Холмогорова А.Б. Научные основания и практические задачи семейной
психотерапии (продолжение) // Московский психотерапевтический журнал. 2002б. №
2. С. 65–86.
Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной
психотерапии расстройств аффективного спектра: дис. … д. психол. н. М.,
2006.
Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств
аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. № 4. С.
11–20.
Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Полкунова Е.В. Семейные факторы депрессии
// Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 63–71.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Интеграция когнитивного и динамического
подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств // Московский
психотерапевтический журнал. 1996. № 3. С. 141–163.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье //
Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 61–74.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных,
тревожных и соматоформных расстройств // Социальная и клиническая психиатрия.
1998а. № 1. С. 94–102.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Применение саморегуляции при расстройствах
аффективного спектра. Методические рекомендации, № 97/151. М: МЗ РФ, 1998б. 22
с.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Никитина И.В., Пуговкина О.Д. Научные
исследования процесса психотерапии и ее эффективности: современное состояние
проблемы. Часть I // Социальная и клиническая психиатрия. 2009. № 3.
С.92–100.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Петрова Г.А. Социальная поддержка как
предмет научного изучения и ее нарушения у больных с расстройствами
аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. № 2. С.
15–23.
Холмогорова А.Б., Довженко Т.В., Гаранян Н.Г., Воликова С.В., Петрова Г.А.,
Юдеева Т.Ю. Взаимодействие специалистов бригады в комплексном лечении
психических расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. 2002. № 4. С.
61–65.
Швырев В.С. Рациональность как философская проблема // Рациональность
как предмет философского исследования / под ред. Б.И. Пружинина, В.С. Швырева.
М., 1995. С.3–20.
Addis M.E. and Jacobson N.S. 2000. A closer look at the treatment rationale
and homework compliance in cognitive behavioral therapy for depression.
Cognitive Therapy and Research. Vol. 24. P. 313–326.
Addis M.E. and Krasnow A.D. 2000. A national survey of practicing
psychologist’s attitudes toward psychotherapy treatment manuals. Journal of
Consulting and Clinical psychology. Vol. 68. P. 1-9.
Arkowitz H. 1992. Integrative theories of therapy. History of
Psychotherapy. Ed. D.K. Freedhein. Washington: American Psychiatric
Association. P. 261–303.
Blatt S. and Felsen I. 1993. Different kinds of folks may need different
kinds of strokes: The effect of patient's characteristics on therapeutic
process and outcome. Psychotherapy Research. Vol. 3. P. 245–259.
Bleichmar H.B. 1996. Some subtypes of depression and their implications
for psychoanalytic treatment. Int. Psycho-Anal. Vol. 77. P. 935–960.
Castonguay L.G., Goldfried M.R., Wiser S., Raue P.J., Hayes A.M. 1996.
Predicting the effect of cognitive therapy for depression: A study of unique
and common factors. Journal of Consulting and Clinical Psychology. Vol.
64. P. 497–504.
Goldstein A.P. and Stein N. 1976.Prescriptive
psychotherapies. N.Y.: Pergamon.
Grawe K. 1998. Psychologische Therapie. Göttingen: Hogrefe,
P.773.
Grawe K. 1998. Psychologische therapie (Psychological therapy).
Göttingen: Verlag für Psychologie.
Guidano V.F. 1988. A system process-oriented approach to cognitive therapy.
In Handbook of cognitive-behavioral therapies, ed. K. Dobson. N.Y.:
Guildford press. P. 214–272.
Lambert M.J. 1992. Psychotherapy outcome research: Implications for
integrative and eclectic therapies. Handbook of psychotherapy
integration. In J.C. Norcross & M.
Lambert M.J., Garfield S.L. and Bergin A.E. 2004. Overview, Trends and
Future Issues. In Handbook of Psychotherapy and Behavior change. Eds.
S.L. Garfield and A.E. Bergin. New York: Wiley.
Liotti G. 1988. Attachment and cognition: a guideline for the
reconstruction of early pathogenic experiences in cognitive psychotherapy. In:
Cognitive psychotherapy. Theory and Practice. Ed. Perris C.
Berlin–Heidelberg–New York: Springer-Verlag. P. 62–80.
Longabaugh R., Beattie M., Noel N., Stout R. and Malloy P. 1993. The effect
of social investment on treatment outcome. Journal of Studies on
Alcohol. Vol. 54. P. 465–478.
Luborsky L., Singer B. and Luborsky L. 1975. Comparative studies of
psychotherapy. Archives of General Psychiatry. Vol. 32. P.
995–1008.
Märtems M. and Petzold H. 1995. Perspektiven der Psychotherapieforshung and
Änsatze für integrative Orientierungen (Psychotherapy research and integrative
orientations). Integrative Therapie. Vol.1. P. 3–7.
Norcross J.C. 1995. Psychotherapy-Integration in den USA. Überblick über
eine Metamorphose (Psychotherapy integration in the USA: An overview of a
metamorphosis). Integrative Therapie. Vol. 1. P. 45–62.
Orlinsky D.E. 2007. Comments on the State of Psychotherapy Research.
IFP newsletter. Zurich, June. P. 11–14.
Shadish W.R., Matt G.E., Navarro A.M. and Philips G. 2000. The effects of
psychological therapies under clinically representive conditions: A
meta-analysis. Psychological Bulletin. Vol. 126. P. 512–529.
Strupp H.H. and Anderson T. 1997. On the limitations of therapy manuals.
Clinical Psychology: Science and Practice. Vol. 4. P. 76-82.
Weinberger J. 1995. Common factors aren't so common: the common factors
dilemma. Clinical Psychology. Vol. 2. P. 45-69.
Wilson G.T. 1995. Empirically validated treatments as basis for clinical
practice: Problems and prospects. Scientific standards of psychological
practice: Issues and recommendations. In S.G. haves, Eds. V.M. Folette,
R.D. Dawes and K. Grady. Reno, NV: Context.