Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
![]() Консультативная психология и психотерапия Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2075-3470 ISSN (online): 2311-9446 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1992 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Консультативная психология и психотерапия Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков 1530Якимова Т.В. АннотацияВ статье рассматриваются особенности познавательной деятельности интеллектуально одаренных подростков. На основе опыта практической работы и анализа литературных источников сделано предположение о наличии такого вида социально приемлемой поведенческой аддикции, выявленной у интеллектуально одаренных подростков, объектом которой является их познавательная деятельность. Приводятся результаты проведенного автором исследования, позволяющие описать варианты развития интеллектуально одаренных подростков, взаимосвязь особенностей их одаренности с типом семейной ситуации, а также условия и факторы, закрепляющие зависимость ребенка от познавательной деятельности. Предлагаются общие рекомендации по определению путей психологической работы с одаренными детьми и их семьями. Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, интеллектуальные способности, аддиктивное поведение, познавательная аддикция Рубрика: Клиника Тип: научная статья Фрагмент статьи
В последнее десятилетие активно изучается феномен нехимических (поведенческих) аддикций. К настоящему времени создано множество классификаций видов аддикций, в основу которых положены самые разные объекты зависимости [Короленко, 2001; Войскунский, 2004; Котляров, 2006; Егоров, 2007; Акопов, 2008; Griffiths, 1999; Young, 1998 и др.]. Например, А.Ю. Егоров приводит следующую классификацию поведенческих аддикций: гемблиннг, эротические аддикции, «социально приемлемые» аддикции (трудоголизм, спортивные аддикции или аддикции упражнений, аддикции отношений, траты денег, религиозная аддикция или фанатизм), технологические аддикции (интернет-, гаджет-аддикции и т.п.), пищевые аддикции. Особый интерес в данной классификации представляет выделение группы «социально приемлемых» поведенческих аддикций, возникающих в определенных культурных, исторических, социальных условиях. Классификации пополняются все новыми видами аддиктивного поведения, и это позволяет предположить, что объектом поведенческой зависимости при определенных условиях может стать практически любая деятельность человека. «По существу получается, что нехимические зависимости покрывают весь спектр поведенческих актов человека, все стороны его жизни» [Егоров, 2007, с. 135]. Определения аддикций, хотя и различаются терминологически в зависимости от научной ориентации исследователей, описывают общую психологическую реальность. Так, Л.М. Додс определяет аддикцию как компульсивно побуждаемую активность, характеризующуюся интенсивностью и неослабевающим упорством, относительной потерей автономии Эго (включая способность реагировать на факторы реальности и функции заботы о себе) [Психология и лечение зависимого поведения, 2000, с. 164]. В.Д. Менделевич (2003) понимает под аддикцией любое сверхценное увлечение, при котором объект увлечения или деятельность становится определяющим вектором поведения человека, оттесняющим или блокирующим другие деятельности. Литература
Статьи по теме
Клиническая психология | Макарова Д.Н. Продуктивные и непродуктивные паттерны метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности Клиническая психология | Корнеева Я.А., Корнеева А.В. Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|