Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9027Новости 1786Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

20 место — направление «Психология»

0,577 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Постнеклассическая перспектива современной психологии: сопряжение науки и религии 1315

Войтенко Т.П.
кандидат психологических наук, Проректор по науке, Калужский государственный институт модернизации образования, Калуга, Россия
e-mail: tatianavoyt@rambler.ru

Аннотация

Работа представляет собой попытку осмысления методологических проблем психологической науки в контексте современных тенденций развития научного знания. Решение этих проблем имеет фундаментальное значение для всей психологической практики. Постнеклассическая наука вывела на передний план вопрос о ценностных основаниях научной деятельности, о необходимости их учета и контроля; вопрос имеет предельную остроту и требует не только конкретных решений со стороны нормативной методологии, но и обсуждения в дискриптивном формате. Оба аспекта данного вопроса рассматриваются в первой части статьи. По мнению автора, контроль ценностных оснований научной деятельности должен представлять собой их экспликацию; в психологии экспликация ценностных оснований видится в форме антропологической модели, выступающей системным основанием всей последующей работы (определения принципов, методического инструментария, базовых понятий и т.д.). Авторский вариант построения такой модели представлен во второй части статьи. Антропологическая модель раскрывает христианские ценности: сопряжение науки и религии видится автору ключевой задачей современного этапа развития психологии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Ценностный контекст исследования как определяющий момент научного знания

Современная психология, как и все другие научные дисциплины, в настоящее время выбирает ориентиры на постнеклассический научный идеал.

Методологическая рефлексия динамики научного познания на протяжении XVII–ХХ столетий показывает, что его эволюция – от классической парадигмы к неклассической, а затем к постнеклассической – по сути, задавалась представлениями об ограниченности возможностей науки.

Основным требованием классической науки, просуществовавшей с середины XVII и до конца XIX веков, являлось владение нормами применения научных методов. Научный метод (прежде всего – эксперимент) виделся инструментом, позволяющим получать истинное, объективное знание об изучаемых явлениях.

В конце XIX столетия обнаружилось, что любой научный метод имеет ограничения, что результаты научного познания содержат знания лишь о тех свойствах реальности, которые оказались проявленными в ходе познавательного взаимодействия. Представление о невозможности абстрагирования результата познания от методов и процедур его получения легло в основу неклассического идеала научности и вывело – в качестве новой нормы научного мышления – требование описания метода (посредством которого были получены те или иные результаты).

В последней трети XX столетия стало приходить понимание, что результаты научного познания зависят не только от методического инструментария, но и от аксиологического фактора – ценностно-смысловых установок ученого. Представление о «ценностно-нейтральном» исследовании ушло в прошлое. Постнеклассическая наука подняла вопрос о необходимости учета не только средств и процедур получения научных результатов, но и ценностно-смыслового контекста исследования.

Определяющую роль в открытии значения аксиологического момента научного исследования сыграл переход к изучению сложных системных явлений, характеризующихся открытостью и саморазвитием. Взаимодействие исследователя с такими системами не может быть чем-то внешним; он – сам – включается в эти системы, изменяя при этом их состояние.

Новый формат познавательного взаимодействия требует серьезных методологических разработок и в дискриптивном, и в нормативном планах. Современной наукой эти задачи в полной мере пока не решены. Настоящая работа представляет собой попытку внести некоторую лепту в их обозначение и возможные пути разрешения.

Начнем с вопросов, относящихся к дискриптивной методологии.

Литература
  1. Братусь Б.С. Нравственная психология возможна // Психология и этика. Опыт построения дискуссии. Изд-во БАХРАХ, 1999.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.1. М., 1982.
  3. Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 1. Сл. 43. М., 1994.
  4. Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о человеке. СПб, 1995.
  5. Ириней Лионский, свт. Творения. Против ересей. М.: Паломник, 1996.
  6. Зеньковский В.В. Педагогика. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1996.
  7. Зеньковский В.В. Основы христианской антропологии // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин, 2000.
  8. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
  9. Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1995.
  10. Николай Сербский, свт. Слово о законе (номология). М., 2007.
  11. Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива. М.: ИП РАН, 2007.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2000.
  13. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986, № 6.
  14. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2005.
  15. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М., 2004.
  16. Юдин Б.Г. Возможна ли нравственная психология? – Проблема шире названия // Психология и этика. Опыт построения дискуссии. Изд-во БАХРАХ, 1999.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика